Предмет: Русская словесность 7 класс Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
план-конспект урока (7 класс) на тему

Предмет: Русская словесность  7 класс

Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Цель урока:

Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова – психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя

Развивающая: Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор

Воспитательная: Черезсодержания рассказа выстроить шкалу общечеловеческих ценностей, таких как: счастье, долг, достоинство и гордость; привить детям почет и уважение ветеранам, отстоявшим свободу родной страны

Тип урока: анализ произведения

Метод: Частично – поисковый, мозговой штурм

Форма: Групповая

Оборудование:  плакаты, маркеры, книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmet.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русская словесность  7 класс

Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Цель урока:

Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова – психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя

Развивающая: Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор

Воспитательная: Черезсодержания рассказа выстроить шкалу общечеловеческих ценностей, таких как: счастье, долг, достоинство и гордость; привить детям почет и уважение ветеранам, отстоявшим свободу родной страны

Тип урока: анализ произведения

Метод: Частично – поисковый, мозговой штурм

Форма: Групповая

Оборудование:  плакаты, маркеры, книги.

Ход урока

І. Организационный момент

- Взаимное приветствие

Ребята! Перед тем как приступить к основному моменту урока, давайте пожелаем друг другу добрых слов. Итак начинаю я:

-Доброго вам здоровья, дети!

-Больше вам добрых друзей!

-Чтобы у вас было только доброе сердце!

-И еще, дети, творите только добрые дела!

ІІ. Проверка и опрос домашнего задания:

     Творчество М. А. Шолохова

  1. Работа над словами самого писателя:

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресс человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив»

А теперь вспомним произведения М. Шолохова

Вывод: во всех этих произведениях писатель призывает людей быть честными, отважными, искренними, добрыми друг к другу, любить, надеяться и верить в лучшее. 

  III. Работа по вопросам.

       1. Какие произведения писателя относятся к военной тематике?

  1.  (Роман «Они сражались за Родину», рассказы «Судьба человека» и «Наука о ненависти»)

2.В каких произведениях писателя основными героями является казачья беднота? Назовите эти произведения ?

3. Кем был Михаил Шолохов в военное время? ( В июле 1941 г. М. Шолохов призы-вается в армию и проходит всю войну в качестве военного корреспондента, высту-пает со статьями и очерками в «Правде», «Красной звезде», «Комсамольсой правде».

IV.Работа над произаедением «Судьба человека»

    -Слово учителя:

1.Что есть добро? Зло? Любовь? Долг? Честь? Совесть?

2.В чем смысл жизни человека?

3.Может ли он быть хозяином своей судьбы?

Эпигрофом сегодняшней темы нашего урока являются слова В. Астафьева: «Человек всегда может и должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжёлые,  трагические обстоятельство его не ставила жизнь.»

V. Словарная работа.

1.Что такое характер?

Характер –совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживаю-щихся в его поведении.

2. Нозовите лучшие черты характера человека. (Ученики перечисляют их, а я записываю на доске: гордость, честность, патриотизм, уверенность в себе, достоинство,  честь, блогородство, храбрость, милосердие.)

3.Можно ли сказать, что все эти черты характера присутетвуют в Андрее Соколове?                        (Да, потому что Андрей Соколов-носитель лучших черт характера-человечности, силы духа, стойкости и мужества.)

4. Перед тем как приступить к анализу текста, разбивают класс на две группы.

А)первая группа пересказывает эпизод с условным названием «Мирная жизнь Андрея»,  Б) вторая группа дает  характеристику его жены Ирины.

 Отмечают, что Соколовы жили мирно, счастливо. Рассуждаем о том, чем есть счастье. «Счастье – это состояние души».

Спрашиваю: в чем же видит Андрей Соколов счастье. Учащиеся отвечают, что это дом, лад в семье, здоровье детей, их успехи в учебе, уважение друг к другу, любимое дело.

-Зависит ли счастье от человека?

-Учащиеся отвечают на этот вопрос

Напоминаю, что отец семейства Андрей Соколов был оторван от жены и детей в роковой день сорок первого года. Так история вмешалась в судьбу человека.

І – группа читает с комментариями эпизод с условным названием «Сцена прощания» отличаем, что вспоминания героя полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене, которая в недобром предчувстии надвигающейся беды сказала: «Родненький мой , Андрюша, не увидемся мы больше на этом свете».

ІІ – группа анализирует эпизод «доставка снарядов гаубичной батарее». Учащиеся отмечают, что долг для Андрея Соколова превыше всего: Он должен проскочить через немцев, он должен убить предателя Крыженева, он должен поделиться кусочком хлеба с узниками лагеря, он должен бежать из плена, захватив немецкого офицера.

-Отмечаю, что характер Соколова особенно четко проявляется в эпизоде вызова к комен-данту концлагеря. Из сложного испытания русский солдат вышел победителем.

-Работаем над понятиями честь, достоинства и гордость.

Словарная работа

ЧЕСТЬ -1. достойный уважения и гордости моральные качества человека, его со-ответствующие принципы. Долг чести

2.Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Например: Сбереги честь смолоду.

3.Почет, уважение

ДОСТОИНСТВО --положительное качество совокупность высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе. Например: Говорить с достоинством.  

ГОРДОСТЬ -1. чувство собственного достоинства, самоуважение. Национальная гордость. 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь, гордой победой. 3. Высокомерие, чрезмерное высокое мнение о себе.  

-Есть ли эти черты характера в Андрее Соколове?

-Почему комендант Мюллер подарил Соколову жизнь?

-Как Мюллер характеризует военнопленного?

-Какие еще испытания ждут Андрея?

-Сломили ли они героя?              

IV. Закрепление новой темы:

  1. Работа над понятиям судьба

-Что такое судьба?

Словарная работа

СУДЬБА- 1. Стечение обстоятельность, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств.

2. Доля, участь.

3. История кого-чего-нибудь

4. Будущее, то, что случится

        Подвожу учеников к мысли, что в названии рассказа слово «судьба» употреблено в нескольких лексических значениях. Это и история Соколова и его участь и истечение обстоятельств.Заглавие рассказа носит обобщенный характер: перед нами судьба не только Андрея Соколова, но и «маленькой птахи» Ванюшки. Два осиротевших человека обретают друг  друга.

-Какое самое смелое, самое отважное, самое доброе дело сделал Андрей Соколов?

-Усыновил сироту-мальчика Ванюшу.

Судьба главного героя – это судьба всего народа прошедшего жесточайшие испытания в годы войны. Шолохов описал человека способного не покориться обстоятельствам.

Писатель показал великую силу характера человека в битве с судьбой.

  1. Дискуссионная карта

       Если бы не война...

     Влияние войны на судьбу                                              

            человека.

Вывод. Через судьбу одного человека, писатель Шолохов хотел показать судьбу советского народа, пострадавшего в годы Великой Отечественной войны.

V. Выставление оценок за урок

VІ. Домашнее задание

Подготовить сообщение на тему «Шолохов и Казахстан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе для 11 класса "Русский характер в изображении Шолохова.М .А. в рассказе "Судьба человека"

Этот конспект предназначен для проведения интегрированного урока по двум предметам - литературе и обществознанию....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Презентация к уроку по предмету "Музыка" 4 класс. Тема урока "М.И.Глинка Опера "Руслан и Людмила". История создания оперы."

Идея создания оперы возникла у Глинки не случайно. Живой интерес к русскому эпосу, «преданьям старины глубокой» испытывали в те годы многие деятели русской культуры.Не меняя канвы пушкинского текста, ...

Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»

Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"...

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...

Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

Литература, 9 класс Тема: Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Цели урока: обучающие: углубить знания о личности и творчестве М. А. Шолохова, познакомить с историей н...