Художественные особенности творчества Михаила Александровича Дудина
занимательные факты по литературе (8 класс)
ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Художественные особенности творчества Михаила Александровича Дудина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golubkova_kuramshina_lyubova_rogashova_dudin.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Художественные особенности творчества Михаила Александровича Дудина
Биография поэта.
Михаил Александрович Дудинродился в Костромской губернии в 1916 году. Он появился на свет в небольшой деревеньке КленевоНерехтинского уезда. Сейчас это Фурмановский район в Ивановской области. Его родители были крестьянами.
Дудин Михаил окончил текстильную фабрику-школу в Иваново, поступил на заочное отделение педагогического института. Параллельно начал писать в местную газету. Первое время работал журналистом. Первые стихи опубликовал в 1934 году, когда ему было 18 лет. В 1940-м вышел первый сборник его стихов.
В 1939 году Михаил Дудин ушел на фронт. Участвовал в советско-финской войне, после - в Великой Отечественной. В 1942 году вспомнили о его журналистском прошлом. Он начал печататься в фронтовых газетах. Работал в осажденном немецкими войсками Ленинграде.
После войны.
После войны Михаил Дудин занялся общественной работой. Сотрудничал с ленинградским филиалом Комитета защиты мира. Был основным инициатором создания так называемого "Зеленого пояса Славы". Это группа мемориалов, которые были созданы в середине 60-х годов на рубежах главных сражений за Ленинград. Их главная цель была в увековечивании памяти героических защитников города и тех, кто перенес оккупацию.
В 50-х Дудин Михаил пошел в политику. Вступил в Коммунистическую партию. В середине 60-х стал секретарем региональной организации писателей в Ленинграде. Выступал с докладами о развитии и главных темах советской поэзии того времени. В течение десяти лет, с 1975 по 1985 год, был депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1986 году вошел в правление всесоюзной писательской организации. После распада СССР занимал пост сопредседателя Союза российских писателей.
Общественная работа.
Помимо "Зеленого пояса Славы", Дудин Михаил Александрович приложил руку к созданию еще нескольких мемориалов и памятников, посвященных воинам Второй мировой войны. Самый известный из них - монумент героическим защитникам Ленинграда. Вместе с самым известным отечественным пушкинистом Семеном Гейченко Дудин М. А. организовал Всесоюзные пушкинские праздники поэзии, которые проводились в Псковской области, в селе Михайловском. Дудин играл ключевую роль в организации этих ежегодных литературных чтений.
Также на могиле неизвестного солдата, расположенной в районе деревни Бугрово, при входе в Михайловские рощи, можно прочесть стихи Дудина, посвященные Великой Отечественной войне.
"Жаворонок".
В 1964 году Дудин Михаил Александрович, биография которого была тесно связана с Великой Отечественной войной, вместе с еще одним советским поэтом Сергеем Орловым и актером Валерием Погорельцевым написали сценарий к фильму "Жаворонок". Сам Погорельцев сыграл молодого танкиста Алексея. Его сняли кинематографисты Никита Курихин и Леонид Менакер. По сюжету действия фильма разворачиваются в 1942 году в глубоком немецком тылу. Немцы стремятся улучшить боевые характеристики своих противотанковых орудий. Для этого они используют советские танки, захваченные при наступлении. "Живыми" мишенями в этих боевых машинах становятся военнопленные танкисты и даже простые гражданские, попавшие в концентрационные лагеря. Экипажи этих танков обречены на смерть. Так считают все, кроме водителя-механика Ивана в исполнении Вячеслава Гуренкова, который оказывается танкистом-асом. Одному из экипажей Т-34 удается дерзкий побег из тыла врага.
За основу сценария фильма Дудин и товарищи взяли пьесу советского драматурга Самуила Алешина "Каждому свое", а также сценарий к телевизионному фильму "Ошибка генерала Гудериана", написанный советским писателем Львом Шейниным после посещения мотострелковой дивизии группы советских войск в Германии.
Переводы стихов поэтов народов СССР.
Дудин не только писал свои стихи, но и активно занимался переводами. В основном, переводил стихи национальных поэтов советских республик на русский язык. Занимался этим на протяжении всей своей карьеры.
Самый его известный сборник под названием "Земля обетованная" был издан в Ереване в 1989 году. Вскоре после знаменитого Спитакского землетрясения, унесшего жизни 25 тысяч человек. В результате катастрофы, сопоставимой со взрывом нескольких атомных бомб, без крова оказались полмиллиона человек. Почти 20 тысяч на всю жизнь остались инвалидами. Все средства, полученные от издания поэтического сборника, Дудин передал жертвам землетрясения в Армении.
Песни на стихи Дудина.
Песни, написанные на стихи Михаила Дудина, часто звучат в советских кинофильмах. Их можно услышать в комедии Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского "Укротительница тигров", а также в комедии Анатолия Граника "Максим Перепелица" с Леонидом Быковым в главной роли. Много песен на стихи Дудина в репертуаре советской исполнительницы романсов и авторских песен Златы Раздолиной. Музыку к стихам Дудина писали Давид Тухманов, Юрий Антонов, Андрей Петров. Шлягеры на стихотворение "Снегири" написали и Антонов, и советский композитор Евгений Жарковский.
Стихи Дудина.
Была тесно связана с войной его биография. Михаил Дудин событиям Великой Отечественной посвящал много стихов. Именно военная лирика сделала его популярным. В ней сочетаются мужество, трезвый взгляд на мир, трепетное переживание природных красот. В своем самом известном стихотворении "Соловьи" поэт сравнивает весеннюю природу с советским солдатом, который погибает на поле боя. После войны поэт много писал о восстановлении городов и борьбе за мир. Но всегда в его стихах встречаются фронтовые воспоминания о боях и ленинградской блокаде. К персонажам своих стихотворных произведений автор часто обращается от лица лирического героя. При этом стремится их охарактеризовать с помощью авторских комментариев. А основной сюжет в это время отходит на второй план, даже в крупных поэмах. Произведения Дудина изредка были пророческими. Так, в 1985 году он написал стихотворение "Надпись на ядерном реакторе", в котором во многом предсказал аварию на Чернобыльской АЭС, которая случилась через год. В последний день 1993 года Михаил Дудин скончался.
Он умер в Санкт-Петербурге, городе, в котором провел практически всю сознательную жизнь. Похоронен поэт на своей малой родине. В Ивановской области, в деревне Вязовское, которая находится на месте Кленево. В память о поэте Михаиле Дудине в Иванове был открыт бронзовый бюст. Он появился в Литературном сквере в год 100-летия со дня рождения стихотворца. Автором стал местный скульптор Владимир Острижнов. Деньги были собраны за счет благотворительных взносов и добровольных пожертвований.
2.Этапы творчества
- Начальный этап (довоенный).
«Я всегда увлекался стихами. Сочинять начал рано, как только научился писать. Мне очень хотелось быть поэтом», – вспоминал М.А.Дудин
Первые стихи опубликованы в 1934 году в комсомольской газете «Ленинец», когда ему было 18 лет. В 1940-м вышел первый сборник его стихов «Ливень» в Ивановском издательстве.
Точкой отсчета своего поэтического пути Дудин по праву считает тетрадь стихотворений «Жёсткий снег», написанную зимой 1939-1940 гг. Эти стихи выбрал из потока редакционной почты и опубликовал в первых номерах «Звезды» за 1941 год Николай Семёнович Тихонов: еще несовершенные поэтически, но обожженные огнем тяжелых боев на Карельском перешейке, они привлекали подлинностью.
Сам Дудин писал: «Поэтом меня сделала армия. Она заставила меня быть поэтом, переиначила и проявила мою судьбу, наполнив её смыслом».
- Зрелый период (военное время).
В осажденном Ленинграде он пережил блокаду. «С первых до последних дней войны, — вспоминал М. Дудин, — я был в Ленинграде. На полуострове Ханко, где около 30 тысяч солдат держали оборону, защищая Финский залив от вторжения немцев, я был солдат, артиллерист-наводчик, затем стал корреспондентом газет «Красный Гангут», «Огневой щит», «Знамя победы», «На страже Родины», в которой проработал до конца войны». Ему легко давались статьи и репортажи, стихотворные фельетоны и очерки, публицистика и эпиграммы. Поэт Н. Тихонов в 1942 году говорил о Дудине: «У него народный говорок, у него склонность к раешнику, хотя он не избегает и сатирического стиха…»
Июнь 1942-го. Дудина вызвал редактор: «Через два дня ровно год, как началась война. Приказываю написать стихи!» В редакции говорили: «Приказываю написать заметку...», «Приказываю написать очерк...», но никогда: «Приказываю написать стихи», потому что знали: настоящие лирические стихи пишутся не по приказу, а по вдохновению.
Захотелось начать стихи с картины этого весеннего утра, но рука потянулась к карману гимнастёрки: там лежало прочитанное несколько дней назад письмо от друга. Он писал о том, что их общий товарищ и земляк, поэт Николай Майоров, погиб в боях под Москвой... Стихи, которые он напишет, не будут стихами о весне, они будут о тех, кто погиб во имя жизни! Первая строка написалась сразу: «О мёртвых мы поговорим потом…» «Соловьи» - одно из лучших стихотворений в русской поэзии, посвященных теме Великой Отечественной войны.
Поэмы Михаила Дудина «Костер на перекрестке» (1943) и «Дорога гвардии» (1944), может быть, самые лирические из всех, которые изданы в годы войны. Поэма «Костер на перекрестке», посвященная автором памяти краснодонцев,— первое в русской литературе произведение, возникшее как отклик на героические дела «Молодой гвардии». Позднее Дудин скажет: «Пожалуй, ощущения войны остались самыми цепкими в моей памяти. И очень хочется на этих живых ощущениях создать образ своего замечательного сверстника, человека доброго сердца с далеким взглядом вперед»
В год Победы вышел сборник стихотворений «Переправа». Переправа от войны к миру давалась душе поэта не так легко. Нужно было заново учиться жить, заново осваивать самые простые истины.
- Поздний период (послевоенный)
В 1967 году появился на свет большой цикл стихов М. Дудина «Святогорское лето»… В нем поэт пишет о природе, через познание которой Пушкин пришел к пониманию величия «русского духа». Размышления поэта о сегодняшних судьбах земли и человечества пронизаны «вечным присутствием Пушкина»:
Здесь, как о будущем рассказ,
Живет поэзия повсюду.
И Пушкин – с нами, Пушкин – в нас,
И мы уже причастны чуду
Его судьбы и языка,
Его души, по воле рока
Заброшенной издалека
И возвеличенной жестоко.
Гейченко, более сорока лет отдавшему служению Пушкинской земле, восстанавливавшему разрушенный в войну заповедник, М.А.Дудин посвятил несколько стихотворений:
«Письмо в Михайловское»:
«Песня иволге, которая меня будила в селе Михайловском»
Вся послевоенная жизнь Михаила Александровича прошла в Ленинграде. Один из сборников его стихов так и называется «Все с этим городом навек». Наверное, никто не сделал так много для сохранения памяти о защитниках Ленинграда, о блокадниках, о страшной трагедии войны, как Михаил Александрович. У поэта М.А.Дудина было свое отношение к могилам неизвестных солдат: «Неизвестный солдат остался неизвестным по небрежению живых. Это позорно для живых. В этом забвении рушится связь времен и поколений».
В стихотворении «Моему однополчанину» Дудин писал: «Мне Родину спасать досталось, тебе – всю землю уберечь». Поэт не раз утверждал, что «опасна не только подготовка к войне, в которой не будет побежденных и победителей, страшна атмосфера, рождаемая милитаристским угаром».
Смысл жизни художника состоит не в спасении души, а в служении обществу.
Выходили сборники: «Считайте меня коммунистом» (1950), «Родник», (1952); Сосны и ветер (1957), «Мосты. Стихи из Европы» (1958), «До востребования» (1963). В 1970-е много и успешно работает, выпуская сборники стихотворений довольно регулярно: «Татарник», «Поэмы», «Рубежи», «Клубок» и др. В 1986 публикует книгу стихов и поэм «Песни моему времени». «Книга лирики» (1986) — его основная книга, где и поэмы — части, звенья лирического монолога.
Дудин писал не только стихи, но и прозу. Он автор основанной на личных воспоминаниях и реальных фактах повести «Где наша не пропадала» (1967), очерков, рассказов: «Твои, Гангут, кавалеры», «Жив, солдат!», «Пророков», «Девочка и море» и многих других. В 1977 вышла книга очерков «Право на ответственность». Фронтовому братству поэтов и художников посвящены многие страницы прозы - воспоминаний, эссе, составивших книгу «Поле притяжения» (1981). Совместно с С.Орловым он написал сценарий фильма «Жаворонок» (1964), посвящённый подвигу танкистов, оказавшихся в плену на территории Германии, основанный на подлинных событиях.
Последние книги поэта создавались в 80-90-е годы, когда многое менялось в жизни страны и в жизни каждого человека. «Стихи из дневника Гамлета» (1984), цикл стихов «Сегодня» (1986) о трагедии, вызванной аварией атомного реактора в Чернобыле, цикл «Заканчивается двадцатый век...» (1989) обнажают горечь разочарований поэта: «Я не отношу себя к хулителям СССР. Это наша страна, мы жили в ней, а значит, и ответственны за все, что было. Было же всякое… В том числе и осознанное уничтожение множества честных и светлых людей. Разве такое из памяти вычеркнешь? Нет, ни из памяти, ни из истории».
Мучительные раздумья над жизнью отразились и в названиях поэтических книг этого периода: «Несбывшихся надежд печальны времена» (1988г.), «Песни убегающей воде» (1991г.), «С берега беды» (1991г.), «После полуночи» (1992г.), «Одинокий дуб в чистом поле» (1993г.)
Неожиданную грань творчества Дудина раскрывает составленный им сборник «Грешные рифмы» (1992). Там собрано то, что сам поэт называл «мелким хулиганством»,— ходившие в списках, известные с голоса присловья, строфы, частушки, эпиграммы.
Последняя книга Дудина «Дорогой крови по дороге к Богу» (1995). В ней голос честного, совестливого сына своего времени, который не отрекается от прошлого, но берет на себя личную ответственность за все, что было в прошлом позорного, унизительного.
3. Центральные темы и мотивы лирики
На извилистом и трудном жизненном пути Михаила Александровича попадалось очень много хороших людей и прекрасных книг, и они-то помогли ему наполнить жизнь высоким чувством товарищества, и убеждение в том, что чужого горя нет и не может быть, возникло в его душе само по себе очень рано, как защита от отчуждения.
Наступил 1939 год. Началась война с белофиннами. Михаила Дудина, 23-летнего мужчину, призывают в армию. Уже на фронте он получает несколько экземпляров своего первого поэтического сборника «Ливень», вышедшего в Ивановском издательстве. Там, на этой войне, к нему пришли стихи как спасение от одиночества и страха. Поэзия стала судьбой Михаила Александровича, школой мужества, железной необходимостью перед товарищами, перед жизнью и смертью.
«…Во имя тебя, отчизна,
Суровая, нежная мать,
Мы пронесли наши жизни,
Чтоб полностью их отдать…»
(Н. Озерову, 1940)
Серьёзная поэтическая работа Дудина началась чуть позже, в Великую Отечественную войну. Сам Дудин писал: «Поэтом меня сделала армия. Она заставила меня быть поэтом, переиначила и проявила мою судьбу, наполнив её смыслом». Там жизнь и поэзия учили его жить по высшей категории человеческого доверия, то есть быть готовым в любую минуту умереть за товарища. Суровость солдата и лиризм мягкого, доброго человека пронизывают Дудинские стихи военных лет. Лучшая книга его фронтовых стихов «Переправа», где были такие шедевры как «Соловьи» и «Жаворонок», появилась сразу после войны Мотивы лирики поэта-фронтовика М.Дудина
С первого до последнего дня войны он был на полуострове Гангут. Великую Отечественную войну он встретил там же.
В душе моей живут два крика
И душу мне на части рвут.
Я встретил день войны великой
На полуострове Гангут.
Я жил в редакции под башней
И слушать каждый день привык
Непрекращающийся, страшный
Войны грохочущий язык.
(Б.И. Пророкову, 1959)
М. Дудин ведёт лирическую летопись войны, передаёт её героику, честно запечатлевает горькое и трагическое. Но в эту летопись входит и то, что было источником духовной силы и стойкости: природа. Фронтовые эпизоды становились сюжетами лирики.
Конечно не забавы ради,
Не ради отдыха в бою
Я заносил в свои тетради
Живую летопись твою…
(«Конечно, не забавы ради», 1947)
С 1942 года Михаил Дудин работал во фронтовых газетах на фронте, в том числе в осаждённом фашистами Ленинграде. Он геройски защищал этот город и остался жив, чтобы потом написать свои лучшие стихи о Великом солдатском подвиге! (ред.)
• Лирико-романтическая баллада М.Дудина «Соловьи» - одно из лучших лирических стихотворений военных лет (1942).
Дошло свидетельство о том, как было воспринято стихотворение солдатами, находящимися на переднем крае, такими же защитниками Родины, как умирающий герой стихотворения, как его товарищ.
«Я познакомился со стихами М.Дудина на крохотном бугорке, возвышавшемся среди Синявинских болот. Какой-то шутник назвал этот бугорок на торфяном поле «островом Святой Елены». Сюда можно было пробраться лишь поздней ночью, когда небо серело и немцы не могли вести прицельный огонь. Мы лежали в неглубоком, по колено, окопе. Со всех сторон нас осаждали несметные стаи комаров, и, пренебрегая запретом, солдаты почти не выпускали изо рта длинные, как патроны для противотанковых ружей, махорочные цигарки в палец толщиной.
В одной из газет, предназначенных для изготовления этих цигарок, я и увидел дудинских «Соловьёв». Трудно передать ощущение от первого прочтения их. Стихи не просто взволновали. Они сразу же сделали автора нашим другом. Мы нисколько не сомневались в том, что стихи сочинил наш однополчанин, ибо такое и так мог написать лишь человек с переднего края».
О мёртвых мы поговорим потом.
Смерть на войне обычна и сурова.
И всё-таки мы воздух ловим ртом
При гибели товарищей. Ни слова
Не говорим. Не поднимая глаз,
В сырой земле выкапываем яму.
Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас
Остался только пепел, да упрямо
Обветренные скулы сведены.
Трёхсотпятидесятый день войны.
Ещё рассвет по листьям не дрожал,
И для острастки били пулемёты...
Сам Дудин об этом рассказывал так: «Я писал их («Соловьи») на берегу одного кавголовских озёр. Всюду заливались соловьи. Мне казалось, что соловьиные перекаты заглушают доносящийся глухой рокот артиллерийской дуэли. Настроение у меня было не важное, накануне погиб мой дружок Витя Чухлин, а за день до этого я получил письмо из Иваново, в котором сообщалось о гибели моего земляка, поэта Коли Майорова. И я стал писать, слыша грохот войны и соловьиные перекаты одновременно. К вечеру стихотворение было готово».
На войне ненависть рождала только ненависть. Кровь требовала расплаты только кровью. Но поэт видел, как цвела дикая земляника на минном поле и как трясогузка высиживала птенцов в гнезде, устроенном над амбразурой артиллерийского капонира. И Михаил Александрович понял одну великую мудрость жизни, что надо жить не назло врагу, а на радость другу. Эта мудрость помогла найти ему и понять поэзию.
• Знакомство с жизнью и творчеством М.Дудина помогает лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств. Лирика Михаила Дудина раскрывают красоту окружающей природы. Близость к природе убеждает нас беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Мы нацеливаемся на познание истории и культурных объектов своей малой родины.
Д.С.Лихачев писал: «Огромную роль в формировании интеллигентности играет память, которая связывает человека с его прошлым. Огромную роль на этом пути играет книга, являющаяся проводником в разные эпохи и к другим народам. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре…».
В стихах Михаила Александровича есть одна удивительная особенность. Он так любит жизнь, Землю, что замечает на этой земле каждую мелочь, которая для поэта не является мелочью. Для него всё очень важно. Ведь вся красота жизни и состоит из этих, на первый взгляд, мелочей. К сожалению, многие их просто не замечают. А он видел! И это видение нёс, дарил нам через свои поэтические строки.
На трудном переломе истории, в годы перестройки, Дудин заново нашел себя как поэт. Нелегкие раздумья о былом и нынешнем, разочарования, горькие прозрения искали выход не в митинговых обращениях, не в скороспелой публицистике на злобу дня, а в стихах выстраданных, отточенных. В циклах стихотворений «На повороте в завтра», «У вечернего огня» (оба — 1988), «Песни убегающей воде», «Десять открыток с берега беды» (оба — 1991), «После полуночи» (1992), «Одинокий дуб в чистом поле» (1993) талант поэта раскрылся в ипостаси трагической. Дудин тяжело пережил распад Советского Союза: «Я нищим стал: Все растерял по свету,— / Меня уже наполовину нету / ...Расторглась жизнь, распались времена...» («Моя молитва под новый 1992 год»). В душе поэта гудели колокола, «разбитые предчувствием крушенья». Гудели — и созывали помнить и про «вологодский конвой», и про «тревоги и страхи», и про «оскверненные хамом храмы». Образы времени в поздней лирике Дудина то жутки («там, где шумит базарная толпа / ...Немцу жулик ловкий / За доллары сбывает черепа / Моих друзей, убитых под Дубровкой»), то жалобны («Умирает солдат недужный, / Никому на земле не нужный»), то просветлены надеждой на «чудо живое любви», на мастерство и упорство народа.
Из названных циклов сложилась последняя книга Дудина «Дорогой крови по дороге к Богу» (1995). В ней голос честного, совестливого сына своего времени, который не отрекается от прошлого, требует: «Не распинай мой день вчерашний...», но берет на себя личную ответственность за все, что было в прошлом позорного, унизительного («...Со всеми вместе я орал "Ура!" / И до мозолей отбивал ладоши...»), не может смириться со своей ненужностью в настоящем («Я жить без веры не умею / И быть ненужным не могу»).
Поздняя лирика Дудина мужественна и печальна. Стихи окрашивает мотив прощания («Как много нам досталось. / Как мало нас осталось. / И с жизнью эта малость / Прощается теперь»).
4. Особенности поэтики на материале анализа 2 стихотворений
Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях
Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.
И розовое облако вдали.
Душа моя, когда ж похорошеют
Обугленные площади земли?
Давно пора. Под пеленою пепла
Протухли трупы и свернулась кровь.
Душа моя, ты в сотый раз ослепла
От чёрствых слёз и прозреваешь вновь.
Смотри – весна. И над равниной русской
Молочно-лиловатый свет.
...Влетела в амбразуру трясогузка
И весело уселась на лафет.
1942
Стихотворение “Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях” Михаил Дудин написал в 1942 год, в самый разгар Великой Отечественной войны.
В стихотворении поэт показывает нам войну глазами солдата, противопоставляя ее картинам природы, видные ему одному. Взгляд его устремляется на широкий земной простор. Из щели траншеи открываются “обугленные площади земли”, но в поле зрения и маленькая птица, что “весело уселась на лафет”.
Поразителен романтический пафос с которым написано это стихотворение – резкие слова контрастируют с романтическими пейзажами, философскими размышлениями.
Прочитав это стихотворение, нам становится понятно, что поэт верил в возрождение родной земли из пепла, несмотря ни на что продолжал воевать дальше, хотя мысли его были о том что “…весна! И над равниной русской Молочно-лиловатый свет…”
Основной троп, на котором держится все стихотворение – антитеза, с помощью которой показывается смена настроения автора на протяжении всего стихотворения.
Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях,
И розовое облако вдали.
Для описания природы вокруг лирического героя Дудин использует эпитеты “розовое
облако”, “молочно-лиловатый свет”. Поэт специально выбрал такие нежные цвета, которые контрастируют с черной, обугленной землей военного пейзажа.
Обращение “Душа моя” два раза повторяется в стихотворении. Поэт разговаривает с ней, как с ребенком – уводит от грустных мыслей, говоря: “Смотри – весна. И над равниной русской Молочно-лиловатый свет”.
Два последних стиха:
Влетела в амбразуру трясогузка
И весело уселась на лафет.
Выбивают нас из основной колеи повествования, словно автор только увидел эту картину, сразу решив записать ее на бумаге. Эти строки убирают напряжение и пафос, которыми было полно начало стихотворения.
В стихотворении используется перекрестная женская рифма, стихотворный размер – ямб. Все это вместе придает стихотворению большую резкость, подходящую для его содержания.
Стихотворение Дудина цепляет за душу своей простотой, противоречивостью. Вряд ли кто-нибудь смог бы вложить такое маленькое стихотворение больше смысла и содержания. После прочтения этого стихотворения я сильно заинтересовалась творчеством этого поэта.
Анализ стихотворения «Да, я солдат. Завидуй мне. Дивись…»
Дудин: «Большинство друзей моих и сверстников по жизни и песне остались там, по обочинам моей дальней дороги… Они верили, умирая, в то, что спасают чудо жизни на земле от последней войны и навсегда. Душа моя всем своим беспокойством с ними. Она еще пытается парить на туманной грани беспомощного прошлого и беспощадного будущего. Она еще пытается удержать эти два конца, потому что я с этим поколением связан навсегда дарованными мне жизнью и смертью», — такими словами М. Дудин начал свою книгу «Дальняя дорога».
Поэт-солдат — именно так называли в литературе М. Дудина. Однако стоит отметить, что на войну Дудин пришел уже сформировавшимся поэтом, романтиком, влюбленным в жизнь, природу, литературу. И этому романтическому настрою, певучести стиха он остался верен навсегда. Потому что узнал и пережил дни войны. И вместе с тем навсегда остался верен той жизни, которую узнал на войне. Критики писали об этом поэте: «Он и сегодня на фронте — ведет войну с войной, только стал он психологически глубже; вчерашние оговорки уже не нужны ему…».
И это замечание критиков справедливо по отношению ко многим послевоенным произведениям поэта. Одно из таких произведений — стихотворение «Да, я солдат. Завидуй мне. Дивись…», написанное М. Дудиным в 1972 году.
Лирический герой этого стихотворения говорит от лица целого поколения, от лица человека своей эпохи. Он ощущает себя сыном своего времени, героем, постигшим все «восторги века и его пороки». Он прошел трудную школу жизни и смерти, обрел непреходящий и незаменимый человеческий опыт, и это открыло ему новое понимание жизни. Строки «Да, я солдат» стали рефреном стихотворения. И сказано это с гордостью, с сознанием честно пройденного пути. Вместе с тем это понятие для поэта не только свято, ной достаточно емко, оно вмещает множество жизненных ассоциаций, воспоминаний, чувств. «Здесь слышится и вызов литературным эстетам, которые пренебрегают в искусстве черным хлебом жизни, и, с другой стороны, критикам, которые обидно сужают само понятие солдат, превращая его то ли в вериги, то ли в лавровый венок для поэта:
Да, я солдат. Завидуй мне. Дивись.
Я принимаю всех обид упреки.
Мне плоть и душу вымотала жизнь,
Восторги века и его пороки.
В снега времен и мой впечатан след,
Мое плечо хранит тепло соседа.
Я знал войну, взлет разума и бред —
Все, чем жила и маялась Победа.
Да, я солдат. Все шло через меня:
Остуда века и его отрада,
Сияние рассветного огня
И пепел водородного распада.
Всем строем речи, жаркой и высокой, как языки пламени, Дудин словно «сжигает» почетную узость, на которую кто-то уже поторопился его обречь. «Мобилизованный и призванный» своей эпохой, присягая на верность ее святым идеалам, поэт в то же время отрицает эмоциональную умеренность, скупость и аскетизм в проявлении чувств:
Я трубачом и плакальщицей был.
Меня несли бессилие и сила.
Я женщину без памяти любил, —
Она меня еще не позабыла.
Да, я солдат. Живущее любя,
На перекрестках памяти непрочной,
Как листья клен по осени, себя
Идущим дальше раздаю построчно.
Свобода волеизъявления, неуемная жажда жизни, интерес к миру во всем многообразии, изменчивости, сложности слишком велики у поэта, чтобы замкнуть его на одной теме, сузить диапазон исканий и открытий. Солдатская миссия сложна, неоднозначна. У Дудина и поэтов его поколения эта миссия имела продолжение. Ведь те, кто «в сорок первом шли в солдаты», — шли «в гуманисты в сорок пятом», как писал поэт того же «призыва» Д. Самойлов. И лирический герой Дудина открыл для себя свою истину:
В бреду ночей и в сутолоке дней
У мысли есть одна первопричина:
Чем выше — тем сложнее и трудней,
И все-таки да здравствует вершина!
Эти чувства, рожденные на войне, стали жизненной моралью героя, всем тем, чем он стал руководствоваться в своей повседневной жизни. Время и эпоха создают личность, характер человека, формируют его жизненные принципы — такова, думается, основная мысль этого произведения.
Поэт использует перекрестную рифмовку, различные средства художественной выразительности: эпитет («памяти непрочной», «угрюмый страх»), метафору и олицетворение («Мне плоть и душу вымотала жизнь…», «Все, чем жила и маялась Победа», «Меня несли бессилие и сила…»), сравнение («И песня леденеет на губах, Как свет звезды на снежном Карабахе…»), анафору (строчка-рефрен).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество М.Зощенко. Художественные особенности рассказа «Беда».
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны...
Михаил Александрович Шолохов: мифы и реальность
Презентация "Михаил Александрович Шолохов: мифы и реальность" предназначена для уроков литературы в 11 классе. С её помощью можно познакомить учеников с загадками судьбы и творческого пути М.А. Шолохо...
Презентация «Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина»
Презентация посвящена жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина. Она содержит подробный иллюстративный и биографический материал. Презентация предназначена для использования на учеб...
Михаил Шолохов Творчество Михаила Шолохова
Рассказы ПродкомиссарСборник Донские рассказыСборник Лазоревая степьРоман Тихий Дон. Проблема авторства романа. Нравственные проблемы в романе. События, описываемые в романеРоман Поднятая целина....
Михаил Александрович Шолохов: судьба и творчество
Презентация предназначена для обучающихся 11 класса....
Михаил Александрович Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека»
Личный сайт Мавриной О.Г. «Литература» по ссылке: https://nsportal.ru/mavrinaolga14Просмотреть видеоурок «Шолохов «Судьба человека»: https://www.youtube.com/watch?v...
Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
Литература, 9 класс Тема: Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Цели урока: обучающие: углубить знания о личности и творчестве М. А. Шолохова, познакомить с историей н...