Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уроках литературы в 5 классе
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Березовская Наталья Валерьевна

В рамках ФГОС среди основных требований к результатам освоения образования на первый план выдвигаются именно личностные результаты. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация предметной области

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

на уроках литературы в 5 классе

Березовская  Наталья Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №14»

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. В рамках ФГОС среди основных требований к результатам освоения образования на первый план выдвигаются именно личностные результаты. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания учащихся. Таким образом, с сентября 2015 года школьная программа среднего звена пополнилась новым предметом ОДНКНР, предметная область которого осуществляется посредством:

занятий, вписанных в школьный учебный план и учитывающие национальную, региональную и этнокультурную специфику области;

пересечения с рабочими программами другие курсов, учебных предметов и дисциплин, а также включения аспектов духовно-нравственного воспитания;

вынесения занятий во внеурочную деятельность в контексте социализации и воспитания детей.

Основы духовно-нравственной культуры народов России во многом схож с иным недавно введенным в школьный курс предметом — основы религиозных культур и светской этики (далее — ОРКСЭ), который стал обязательным для учеников четвертых классов с 1 сентября 2012 года. ОДНКНР является его логическим продолжением, разработку которого простимулировал Святейший Патриарх Кирилл весной 2015 года. По его мнению, нельзя отводить на воспитание культуры и духовности только 34 занятия в четвертом классе, нужно продолжать работать над этим на протяжении всех школьных лет, иначе усилия церкви, государства и общества сойдут на нет.

Ключевые воспитательные задачи строятся вокруг развития личностной, семейной и социальной культуры. ОДНКНР был введен не только для социализации и воспитания школьников, но и для того, чтобы: познакомить детей с основами светской этики и религиозных культур; сформировать у них представление о духовной и материальной культуре; привить принятие положительного образа России в целом, который складывается из культуры всех народностей и регионов, людей разного вероисповедания; пояснить, что культура России органично вписана в мировую культуру.

В нашей школе реализация данной области осуществляется двумя путями из трех, рекомендованных министерством:

модульный подход, согласно которому отдельные темы этих предметов включаются в такие школьные предметы как литературу, историю, обществознание, музыку и изобразительное искусство;

в ходе внеурочной деятельности.

Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения».

Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности.  Наша отечественная литература всегда была гордостью народа, потому что для нашего национального менталитета характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому меткому слову,  По мнению Николая Бердяева, «в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира». Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять над вопросами что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир?, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка. Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок?

Структура учебника Чертова 5 класса такова, что работа начинается с изучения мифов и произведений устного народного творчества. Народные пословицы, поговорки, сказки требуют проникновения в их глубину. Они оценивают свойства личности с нравственной точки зрения по поступкам и действиям. Меткое применение пословиц и поговорок помогает исправлению недостатков, обличает зло и возвышает добродетель. Изучая народное творчество, мы воспитываем духовность и нравственность, потому что в пословицах и поговорках отразились привычки, характер и идеалы народа, их отношение к вечным проблемам – любви, дружбе, трудолюбию и лени, мужеству и трусости.

В волшебных сказках герои едут за счастьем за тридевять земель, но только на родной земле обретают счастье. Сказки учат верности, преданности, настойчивости, смелости. Это ли не пример для детей?

В разделе «Из древнерусской литературы» представлены летописные произведения Древней Руси, которые тоже несут особое воспитательное значение. И ценны для нас они тем, что дают возможность окунуться в быт Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека.

Басни народов мира высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, хвастовство. Они учат тому, каким не следует быть человеку.

Русская литература ХIХ и ХХ века – истинная кладезь для духовно-нравственного воспитания.

Для себя я определила следующие направления в воспитании и развитии духовно-нравственной культуры школьников.

1.Знакомство с биографией писателя.

Казалось бы, что в этом особенного. В учебнике материал представлен таким образом:

1.Мы видим поэта или писателя в детстве, узнаем о его характере, привычках, представляем его по воспоминаниям современников.

2)Узнаем, какова его семья и взаимоотношения между детьми и родителями.

3)Узнаем, какие книги читались в детстве и юности. Такие сведения позволяют приблизиться к миру знаменитого человека, лучше его понять.

Задача таких уроков не просто познакомить с биографическими фактами писателя или поэта. Жизнь великого человека, его духовные искания, переживания земного пути оказывают большое эмоциональное воздействие на ученика. Ребята соотносят свою настоящую жизнь с жизнью того, кто стал великим, а в детстве был чем-то даже похож на них, нынешних ребят.

2.Чтение и изучение художественных произведений писателя. Использую такую схему при работе над художественным произведением.

а)Если в формулировке урока лежит какое-либо нравственное понятие, то начало урока посвящается его осмыслению, толкованию. Что такое трусость, храбрость, кротость, милосердие, гуманность?

б)Характеристика поступков и действий героев через призму нравственного понятия.

в)Определение авторского отношения к своим героям. Что осуждает в героях, что одобряет, над чем посмеивается, в чем сочувствует им, что в героях вызывает уважение автора, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки и т.д.

3.Путешествие в мастерскую художника. Работа над художественным словом произведения. Учащиеся приобщаются к красоте родного языка. В рабочих тетрадях к учебнику эта работа поддерживается специальными практикумами по работе с текстом.

Каждый учитель размышляет о том, как организовать сотворчество юных читателей, какие методы и приемы раскроют художественное произведение и духовный мир современного школьника, красоту слова. Помогают эффективно организовать работу детей следующие технологии.

1.Прием соотношения своей жизни с судьбой литературных героев.

При изучении рассказа А.П. Платонова «Никита» узнаем о пятилетнем мальчике, который, оставшись один дома (мать на весь день уходила работать в поле), пугался всего, что видел во дворе и дома. Ему казались страшными и бочка в сарае, и колодец в зарослях лопухов, и старый пень на огороде. Спрашиваю ребят: «А вам приходилось пугаться в домашней обстановке чего-либо?» С каким удовольствием дети делились своими впечатлениями!

- Можно это назвать трусостью?

- Как вы преодолевали свои страхи?

Погружение школьника в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний тоже является условием нравственного развития личности.

Подобный прием уместен и при изучении рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Муму» И.С. Тургенева, рассказов А.П. Чехова, стихотворений Н.А. Некрасова и т.д.

2.Проблемная технология.

Под руководством учителя создается проблемная ситуация, ситуация выбора и активная самостоятельная деятельность по её разрешению, в результате чего и происходит творческое решение тех или иных проблем.

- Перед каким нравственным выбором оказался Герасим? Рассказ И. С. Тургенева «Муму».

- Какова жизненная позиция Жилина и Костылина? Какой герой вам больше нравится? Объясните, почему. Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Пятиклассники еще не обладают достаточным читательским и жизненным опытом, но размышления над подобными вопросами побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, об утрате или приобретении нравственных идеалов, о добре и зле.

3.Мини-диспуты, как часть урока.

- Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Оксана. «За» и «против» этой героини.

Ребята отмечали, что Оксана заносчивая, слишком много собой любовалась, гордилась своей красотой, высокомерно вела себя с Вакулой. За что только Вакула её полюбил?

- Л.Т. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Ваше отношение к этим героям.

Конечно, пятиклассники пока еще не умеют четко аргументировать свою позицию, поэтому некоторые вопросы приходится им давать заранее. Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни.

4.Групповая форма работы.

Школьники сообща работают с текстом, обсуждают вопросы и задания, составляют монологические ответы.

5.Сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство.

- Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней?

- Какие нравственные качества необходимо воспитывать в себе?

6.Уроки-исследования.

Один из подобных уроков подсказала ситуация на уроке, когда говорили по поводу версии о происхождении фамилии Лермонтов. Я предложила ребятам поискать, с чем связаны их собственные фамилии. Оказалось, что фамилия Курсов ничего не имеет общего со значением этого слова в русском языке, у нее немецкие и польские корни. Я сама узнала о фамилиях своих учеников много интересного.

7.Творческие задания:

- Нарисовать иллюстрацию к эпизоду, к стихотворению, к сказке.

- Составить литературную карту по творчеству Н.А. Некрасова, писателей ХIХ века или писателей ХХ века.

- Сочинить свой финал к рассказу «Петька на даче» Л.Н. Андреева.

- Написать письмо писателю или любимому герою.

- Составить вопросы, которые ты хотел бы задать И.С. Тургеневу.

Выполняя такие задания, ученик остается наедине с листом бумаги, которому поверяет свои мысли и чувства, пробует проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, сформулировать те вопросы, которые его волнуют.

8. Прием «диалога с текстом».

По ходу чтения обучающиеся совершают разнообразную работу: находят в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задают свои вопросы, обдумывают предположения о дальнейшем содержании текста, проверяют, совпадают ли они с замыслом автора, рассуждают, какой бы они могли придумать финал произведения.

9. «Чтение с остановками».

Такое чтение открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

- Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?

- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы его закончили?

10. Составление кластера.

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму», создается такой кластер:

Портрет - отношение к Муму - описание каморки - отношение к барыне - отношение с дворовыми - отношение с Татьяной

11. Составление синквейна

Очень часто пользуюсь этим приемом. Приведу один пример.

Изучаем ассказ Л. Андреева «Петька на даче».

Вот какие получились синквейны.

Мир Петьки в городе

Душный, замкнутый

Давит, душит, отупляет

Петька выглядел стариком

Чувствовал, что есть другой мир

  • Мир Петьки на даче
  • Яркий, разноцветный
  • Радует, впечатляет, удивляет
  • Петька увидел много нового
  • Почувствовал отчаяние, когда надо было возвращаться в город


Русский философ Николай Бердяев писал: «Вся наша литература ХIХ века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира».

Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра. Ему же принадлежат слова: «Для того чтобы человеку прожить жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать». Как просто и доступно сказано!

А это значит, что уроки литературы являются важнейшим компонентом в формировании духовно-нравственной культуры школьника.

Я коснулась совсем немного того, как на уроке можно вести разговор о главных ценностях в жизни человека. Хочется надеяться, что для наших учеников понятия честь, долг, ответственность, порядочность не останутся просто фразой из книги.

И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности. Русская же литература — это литература, устремлённая к вечной гармонии личности. Лучшие русские писатели задавались важнейшими, главными человеческими вопросами: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задаёт себе любой думающий подросток. Путь нравственного самосовершенствования всегда труден, но необходим. Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка. Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок? Прислушаемся к совету известного педагога Евгения Николаевича Ильина: ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства». [6] Основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся. Т. е. учителю литературы необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания однозначных оценок. В средних классах ребята уже вполне могут рассуждать о многих нравственных вопросах, отталкиваясь от произведений, включённых в программу. Изучая басни или сказки, стихи или рассказы, обязательно с учениками беседуем о том, какие человеческие качества, жизненные ценности важны с точки зрения автора. В рамках реализации ФГОС считаю необходимым включать в план урока внешний и внутренний образовательный продукт, нацеленный на анализ нравственных вопросов. Так, при изучении рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого ученики 5 класса, работая в группах, создают и заполняют кластеры по теме «Качества характера, помешавшие Костылину и помогшие Жилину освободиться». Работа строится по плану: сначала участники групп выбирают важные для характеристики персонажей эпизоды, затем анализируют поведение одного и другого персонажа, после этого перечисляют качества характера, проявленные героями рассказа в этих эпизодах. Вся работа вносится в заготовленный макет кластера. На этапе демонстрации образовательного продукта ученики обсуждают получившиеся кластеры, отмечают удачи каждой группы, а затем, переходя к этапу систематизации полученной продукции, совместно делают выводы о том, какие качества характера нужно воспитывать в себе. А выбор? Выбор за ними.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности на занятиях спортивно-оздоровительных объединений на основе духовно-нравственных и культурных традиций России.

В статье освещается тема   воспитания духовно-нравственной личности в объединениях  спортивно-оздоровительного направления . Рассматриваются возможности нравственного развития детей на ...

выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."

             Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.

Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  обучающихся  на уроках литературы в старших классах по ФГОС.                    ...

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая программа для 8 класса.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая программа для 8 класса. 17 ч....

Основы духовно-нравственной культуры народов России Конспект урока по теме «Люди труда»

Формировать   у обучающихся новые знания о людях труда в различных профессиях и исторических эпохах, внёсших значимый вклад в развитие России, в том числе о тружениках родного села....