Урок литературы "Дуэль в творчестве А. С. Пушкина"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Анализируя отрывки из "Капитанской дочки" и "Выстрела" А. С. Пушкина, восьмиклассники приходят к выводу о том, всегда ли смелость и благородство являются тождественными понятиями. Кроме того, подростки задумываются о том, насколько важно защищать свою честь и какими способами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы общей методологической направленности
Тема урока: «Неужели мерзавец перестанет быть мерзавцем только потому, что дрался на дуэли?!» (Обобщающий урок по теме «Дуэль в произведениях А. С. Пушкина»)
Планируемые результаты:
Предметные: 1) ;
2) повторить и обобщить понятия «характеристика героя», «синонимы», «антонимы», «средства выразительности»;
3) формировать навыки смыслового чтения.
Личностные: 1) учить проверять себя;
2) учить давать оценку своим действиям;
Метапредметные:
- Учить анализировать и выделять общее;
- Учить находить оптимальный алгоритм действия
Этап урока | Виды работы на уроке | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1.Мотивация к учебной деятельности | Восстановление целостности цитаты Ги де Мопассана, в которой пропущено слово «мерзавец». Выведение определение понятия «мерзавец». - Кем приходятся выписанные слова друг другу? (Синонимами) - Каково общее определение для этих слов? (Подлый, низкий, непорядочный человек) - Все ли слова соответствуют этому определению? | Представляет цитату с пропущенным словом, предлагает ученикам восстановить это слово, выписывает предложенные слова на доску. | Предлагают варианты пропущенного слова в цитате. Делают вывод, что слова негодяй, трус, подлец, мерзавец – синонимы. Дают определение, общее для этих слов. Делают вывод, что слово «трус» не всегда тождественно понятию «мерзавец». | Личностные: мобилизация внимания; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и коллективом; Регулятивные: саморегуляция |
2.Актуали-зация знаний, целеполагание | Фронтальная работа. Ответы на вопросы учителя и одноклассников - Обратите внимание, в какой форме заявлена тема урока? К чему это нас подталкивает? (К поиску ответа). - Каких героев прочитанных произведений вы можете смело назвать мерзавцами? Почему? - Всегда ли «трус» равно «мерзавец»? Чтобы найти ответ на этот вопрос обратимся к текстам произведений А. С. Пушкина «Выстрел» и «Капитанская дочка». | Объявляет тему урока, предлагает поставить цель на урок. Предлагает искать ответ на вопрос, опираясь на произведения А. С. Пушкина «Выстрел» и «Капитанская дочка». | Отвечают на вопросы, высказывают свои Приводят примеры литературных героев из прочитанных произведений, которых можно назвать мерзавцами (Троекуров, Шабашкин, ревнивая царица, царь из «Золотого петушка…) | Личностные: умение понимать прочитанный вопрос и давать на него правильный аргументированный ответ; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с коллективом и учителем; Регулятивные: целеполагание, |
4.Обобщение и систематизация знаний | 1. Беседа - Что объединяет оба произведения? - Что такое дуэль? - Как вы понимаете слова «честь», «человек чести»? 2. Слово учителя о дуэли как способе восстановить репутацию и выявить важные качества человека. | Контролирует и направляет самостоятельную работу учащихся, корректирует их деятельность | Отвечают на вопросы, аргументируют ответы примерами. | Личностные: оценка своих и чужих ответов; Познавательные: делать выводы в результате работы всего класса; Регулятивные: саморегуляция |
5.Применение знаний и умений в новой ситуации | 1. Работа с ключевыми словами - Определите по ключевым словам, о какой дуэли идет речь? 2. Работа в парах с таблицей «Какие качества характера героев помогает выявить дуэль?» - подтверждение цитатами текста проявленных героями качеств. | Направляет деятельность учащихся, побуждает их к формулированию аргументированного ответа. | Выполняют задания, обмениваются мнениями по поводу правильности выбора цитат | Личностные: нравственно-этическое оценивание; Познавательные: осознанное чтение, структурирование знаний, поиск информации; Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | . Выступление учащихся, аргументация ими выбранных цитат | Направляет и контролирует деятельность учащихся, корректирует их ответы. | Обсуждают результат работы друг друга | Личностные: умение оценивать свою и чужую работу в соответствии с ситуацией; Познавательные: выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения; Регулятивные: контроль своей деятельности; Коммуникативные: учебное сотрудничество; умение высказываться и выслушивать. |
7.Формулирование выводов по изученному материалу | Подведение итогов урока, формулировка вывода. Беседа. - Какие качества свойственны всем героям? - Кому свойственна подлость? Можно ли этого человека назвать трусом? Почему? - Так подтверждается равенство храбрости и порядочности? - В современном мире мы тоже постоянно сталкиваемся с проявлениями смелости. В каких случаях храбрость будет обозначать то же, что благородство, честь, порядочность? В каких случах смелость будет не более чем позерством? | Задает вопросы, подводя учащихся к выводу, корректирует их высказывания | Отвечают на вопросы, делают выводы, аргументируют свои ответы. | Личностные: умение оценивать свою и чужую работу в соответствии с ситуацией; Познавательные: выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения; Регулятивные: контроль своей деятельности; Коммуникативные: учебное сотрудничество; умение высказываться и выслушивать. |
8. Рефлексия | Беседа, обсуждение урока. - Оцените свою деятельность на уроке по 5-балльной шкале: 5 –было интересно; я активно работал 4 – было интересно, но я предпочитал слушать выступления других 3 – тема интересная, но со многим я готов поспорить 2 – мне было неинтересно и скучно | Направляет деятельность учеников, корректирует ответы | Читают задание, осмысливают его, задают вопросы по необходимости | Личностные: самоопределение; Познавательные: выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения; Коммуникативные: учебное сотрудничество; умение высказываться и выслушивать. |
9. Домашнее задание и инструктаж | Группа 1: написать мини-сочинение на тему «Почему честь нужно беречь смолоду?» Группа 2: выписать из 1 и 2 глав романа «Капитанская дочка» не менее 5 цитат, характеризующих Петра Гринева до службы в Белогорской крепости. | Инструктирует учащихся | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу. | Личностные: умение оценивать свою и чужую работу в соответствии с ситуацией; Познавательные: выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения; Регулятивные: контроль своей деятельности; Коммуникативные: учебное сотрудничество; умение высказываться и выслушивать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по творчеству А.С.Пушкина
Урок знакомит обучающихся с адресатами любвной лирики великого поэта....
Материал для урока литературы по творчеству А. С. Пушкина
Материал по критическим статьям В.Г. Белинского о творчестве А. С. Пушкина...
Урок литературы в 6 классе «У лукоморья…» (Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)
Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта....
Урок-обобщение по творчеству А.С.Пушкина (9-10 класс)
Данная разработка универсальна в использовании. Легко поддается корректировке. Вместе с тем это готовый материал для подведения итогов изучения раздела поо творчеству А.С.Пушкина в нетрадиционной форм...
Урок "Жизнь и творчество А.С.Пушкина в числах"
Урок ориентирован для подготовки к ЕГЭ на решение практико-ориентированных задач....
Урок-квест по творчеству А.С. Пушкина, 7 класс
Урок проводится в школьной библиотеке. В материале представлены конспект урока, раздаточные материалы и лве презентации с заданиями для команд...
Материалы к уроку-конференции по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке»....