Материалы к уроку-конференции по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sopostavitelnyy_analiz_stihotvoreniy.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопоставительный анализ стихотворений
М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»
и А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке».
Стихотворения созданы примерно в одно и то же время – «Монастырь на Казбеке» в 1829 году, «Крест на скале» в 1830 году. Оба созданы в духе романтизма; этому способствует прекрасная природа Кавказа, именно её величие потрясает обоих лирических героев, даёт силы, заставляет задумываться о вечном, о смысле бытия. Общность выявляется уже в самих названиях стихотворений, первые их строчки задают тему (Кавказ).
«В теснине Кавказа я знаю скалу….»;
«Высоко над семьею гор, /Казбек, твой царственный шатёр…».
Лирические герои находятся у подножия (скалы, горы), и взгляды их устремлены вверх. В обоих стихотворениях создаётся ощущение двух пространств (мест) «здесь» и «там».
С другой стороны, уже о названии стихотворений можно заметить различие мироощущений поэтов. «Монастырь» Пушкина ассоциируется у читателя со светлым служением Богу, преданностью ему, радостью этого служения. Это слово олицетворяет собой покой, тишину, любовь. Лирический герой Пушкина стремится попасть туда для того, чтобы ощутить не только чувство свободы («Туда, сказав прости ущелью,/ Подняться к вольной вышине!»), но и скрыться «В соседство бога», т.е. почувствовать покой и умиротворение.
Стихотворение «Монастырь» на Казбеке» делится на две части (первая строфа – шесть строк, вторая – пять), написано традиционным четырёх – стопным ямбом; в первой строфе рифмовка смежная, она делит эти шесть строк на двустишия. Первая же строка пятистишия (второй части) рифмой связывается с первой частью (ковчег – брег), а остальные четыре строки являют собой перекрёстную рифму.
Первая часть – описание монастыря на Казбеке («царственный шатёр», «вечными лучами», «монастырь за облаками», «реющий ковчег») – сразу уносит ввысь, создаёт эффект парения, огромного небесного пространства (стихия свободы для Пушкина). Глаголы «парит», «сияет» помогают прочувствовать величие, к которому и обращается лирический герой, его лёгкость, красоту, понять ту радость, которая охватывает лирического героя, находящегося «здесь». Вторая часть более эмоциональна (три восклицательных предложения!), романтический порыв «Туда б …!, дважды повторяющийся, подчёркивает стремление подняться от ущелья к вершине, «в заоблачную келью», испытать наслаждение «покоем и волей». Для мудрого лирического героя порыв этот является естественным и в то же время недостижимым. Стихотворение светлое, гармоничное, оно пронизано радостью, воздухом, что свойственно мироощущению Пушкина.
Название лермонтовского стихотворения «Крест на скале» вызывает ассоциации, связанные со смертью (крест–могила), с камнем (скала). Это впечатление подтверждают третья и четвёртая строки первой строфы («крест деревянный», «чернеет», «гниёт», «гнётся»). Спокойное повествование в первых двух строчках переходит в описание образа мрачного в двух последних (антитеза с союзом но). Взгляд лирического героя направлен снизу вверх (я – орёл – крест). И образ орла здесь не случаен (излюбленный образ поэтов–романтиков). Крест же напоминает лирическому герою человека, который «хочет схватить облака»: появляется два цвета (контраст) – чёрный и белый (крест – облака).
Ощущение вечности у лирического героя связано и с ощущением времени («гниёт он и гнётся», «… много уж лет протекло без следов»), герой страдает от того, что не может быть там, на скале.
Стихотворение Лермонтова тоже делится на две части: первая – описание креста на скале (два четверостишия), вторая – чувства лирического героя (последние четыре стиха). Написано оно четырёхстопным амфибрахием, состоит из трёх катренов со смежной рифмовкой, рифмы точны и просты ( скалу – орлу, над ней – дождей и т.д.).
В стихотворении много глаголов. И если в первой части стихотворения используются глаголы настоящего времени («знаю», «чернеет», «гниёт», «гнётся», «хочет»), то в последней (второй) – глаголы условного наклонения («удалось б взойти», «молился б», «плакал б», «сбросил бы», «назвался бы»). Единственный глагол прошедшего времени («протекло») указывает на прошлое, вечность.
Таким образом, в стихотворении Лермонтова выявляется три временных пласта – прошлое, настоящее и будущее (желаемое, но недосягаемое). Желание свободы (а, может быть, смерти?), слияние с бурей, что характерно для лирического героя Лермонтова, очень сильно и особенно ярко проявляется (выражается) в последнем четверостишии, которое начинается с «О, …» и являет собой одно восклицательное предложение. Повторение глаголов сослагательного наклонения, троекратный повтор местоимения «я», метафора «цепь бытия» лишь усиливают жажду свободы героя. Не стоит забывать о том, что произведение это было написано шестнадцатилетним поэтом, потому и не лишено некой пафосности, романтической символики.
Итак, сопоставительный анализ двух стихотворений – стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» – даёт возможность ещё раз убедиться в различии двух поэтических миров русских поэтов ХIХ века, в их миропонимании и раскрытии одной темы. И если пушкинское произведение светлое, мудрое, то в стихотворении Лермонтова звучат надрыв и страдание.
Оба стихотворения относятся к кавказскому циклу, в основе обоих стихотворений – религиозные символы, что заставляет задуматься читателя о смысле бытия, сближает также мотив спасения с помощью Бога. Произведения построены на антитезе, характерен космический масштаб. Лирическому герою (и того, и другого стихотворения) хочется быть не «здесь», а «там»). Туда б…! (лексическая анафора Пушкина) и «О, если б взойти удалось мне туда…» Лермонтова).
Попробуем выполнить сопоставительный анализ этих стихотворений с помощью таблицы.
Художественные ср-ва | Стихотворение А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» | М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» |
название | монастырь – Казбек | крест – скала |
строфы | две строфы | три строфы |
размер | четырёхстопный ямб | четырёхстопный амфибрахий |
звукопись | [р], [р']: гор, царственный, шатёр, монастырь, реющий, горами, брег, прости, скрыться – аллитерация; смягчает его тут же [в], [в']: высоко, твой, вечными, ковчег [ф], видный, вожделенный, вольной, вышине, соседство. | Первые две строки: [сн'], [зн], [ст'] теснине, знаю, степному – переходят в угрожающие: крест, деревянный, чернеет; мрачное: [гн']. Гниёт, гнётся в последних строчках: сбросил, бурею, братом |
Ассонанс – Как в небе реющий ковчег / | Ассонанс – Но крест деревянный чернеет над ней / | |
рифмующие слова | гор–шатёр лучами – облаками ковчег – брег | скалу–орлу над ней – дождей без следов – холмов |
художественное пространство | «Монастырь» на Казбеке», «ущелью» – «в заоблачную келью» | «Крест на скале»; «в теснине» – «скалу» |
художественное время | Первые шесть строк – настоящее – «сияет», «парит», последние пять строк – сослагательное наклонение (желаемое) – подняться б, скрыться б. «сияет вечными лучами» «царственный шатёр» – метафора; «вечными лучами» – эпитет; «реющий ковчег» – метафора; «вожделенный брег» – эпитет; риторическое обращение – «Далёкий, вожделённый брег!»; анафора лексическая: «Туда б, сказав прости ущелью» «Туда б. в заоблачную келью»; антитеза: вершины – ущелье; местоимение «мне» неполногласие: «брег» | Первая строфа – настоящее – «знаю», «гниёт», «гнётся», вторая строфа – прошлое (протекло, перекликается с настоящим – «хочет»; третья строфа – сослагательное наклонение – молился бы, плакал бы, сбросил бы, назвался бы. «гниёт он и гнётся от бурь и дождей». антитеза с союзом но в первой строфе соединит союз и (повтор) скала – теснина местоимение «мне», местоимение «я» (4 раза); старославянизм; подъята» |
Синтаксис – стихотворений | Первая часть два простых повествовательных предложения, вторая часть – три восклицательных простых предложения. При этом первое предложение осложнено обращением «Казбек», второе – сравнительным оборотом – «Как в небе реющий ковчег» и обособленным определением «чуть видный». Третье предложение является риторическим обращением. Четвёртое осложнено деепричастным оборотом («сказав про… ущелью»), а пятое – уточняющим обстоятельством. | Первая строфа состоит из одного сложносочинённого предложения с противительным союзом но (четыре простых предложения). Вторая строфа – два сложноподчинённых предложения (1-е с придаточным обстоятельством времени, 2-е с придаточным сравнительным (обстоятельств.); Третья строфа – сложное предложение с разными видами связи (1-я часть – СПП с придаточным условным, 2-я часть два простых предложения, соединительным союзом и, между двумя частями –; пауза. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - зачёт в 8 классе по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, и Н.В.Гоголя
Цели урока: * Выявить знания по содержанию повести «Капитанская дочка», комедии «Ревизор», поэмы «Мцыри»;* показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеоб...
Материалы для урока-конференции на тему "Литература за здоровый образ жизни"
Материал может быть использован для внеклассного чтения в 9-10 классах или для проектной деятельности. В материал входит коспект урока, презентация, музыкальное сопровождение....
Тест 7 класс по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Тест по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова...
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Тестовая форма контроля, задания закрытого и открытого типа...
тест по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
маиериал для проверки знаний учащихся 6 класса...
Урок-конференция по литературе в 9 классе «Мои открытия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
План-конспект урока по изучению творчества М.Ю. Лермонтова...
Контрольная работа (тест) по теме "Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова". Литература. 7 класс (по УМК В.Я. Коровиной и др.)
Контрольная работа (тест) по теме "Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова". Литература. 7 класс (по УМК В.Я. Коровиной и др.)...