Урок литературы в 6 классе «У лукоморья…» (Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_igra_literatury_v_6_klasse.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
(Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)
Тема урока: «У лукоморья…»
Цели урока:
1) образовательные:
а) обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
б) стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта;
2) развивающие:
а) развивать творческие способности учащихся;
б) продолжить работу над формированием умения выразительно читать;
3) воспитательные:
а) воспитание интереса к классической литературе;
б) воспитание любви к природе.
Оборудование урока:
- компьютер,
- видеопроектор.
Заранее класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана, придумывает название и получает домашнее задание.
Ход урока:
1. Оргмомент. Целеполагание.
2. Актуализация знаний.
Конкурсы.
1. Каламбур.
- на доске слайд с перепутанными названиями произведений А.С.Пушкина, команды должны написать их правильные названия.
Оценивание: 1 балл за каждое правильное название.
1) « Повести о Салтане».
2) «Руслан и Дубровский».
3) «Крестьянка Белкина».
4) «Сказка о царе и о работнике его Балде».
5) «Барышня Людмила».
6) «Сказка о попе и рыбаке».
7) «Сказка о рыбке».
( 1) «Повести Белкина»
2) «Руслан и Людмила»
3) «Барышня-крестьянка»
4) «Сказка о царе Салтане»
5) «Сказка о рыбаке и рыбке»
6) «Сказка о попе и работнике его Балде»
7) «Дубровский»
2. Угадай героя.
- по описанию назвать героя, произведение.
Оценивание: 1 балл за правильное название героя,
1 балл за правильное название произведения.
1) Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна-лебедь. «Сказка о царе Салтане»)
2) Стройная, бледная, семнадцатилетняя девица, считалась богатой невестою, была
воспитана на французских романах и следственно была влюблена.
(Марья Гавриловна. «Метель»)
3) Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит.
(Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»)
4)Старинный русский барин, в домашнем быту выказывал все пороки человека
необразованного, привык давать полную волю всем порывам пылкого своего
нрава, губернские чиновники трепетали при его имени.
(Кирила Петрович Троекуров. «Дубровский»)
5) В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый.
(Звездочет-мудрец. «Сказка о золотом петушке»)
6) Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное
лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и
поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс
Жаксон.
(Лиза. «Барышня-крестьянка»)
7) Воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию, был
расточителен и честолюбив, позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и
входил в долги, не заботясь о будущем.
(Владимир Дубровский. «Дубровский»)
8) Рожденный карлой, с бородою…
Умен как бес – и зол ужасно.
В его чудесной бороде
Таится сила роковая,
И, все на свете презирая, -
Доколе борода цела –
Изменник не страшится зла.
(Черномор. «Руслан и Людмила»)
3. Театральный конкурс.
(Домашнее задание)
Оценивание: выступление по 5 балльной шкале, 1 балл за правильное название произведения, 1 балл за правильное название героев сцен.
А) Пантомима.
- каждая команда показывает свою пантомиму, другая команда должна сказать, что именно они увидели и назвать произведение.
( - Три девицы под окном…
- Вот царица наряжаясь
Перед зеркальцем своим…)
Б) Инсценирование эпизода.
- одна команда инсценирует заключительную сцену из повести «Метель» со слов
«- Боже мой! – закричала Марья Гавриловна, - и вы не знаете, что сделалось с бедной вашей женою?» до заключительных слов;
- другая команда инсценирует сцену встречи в беседке из романа «Дубровский» со слов
«Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам. Свист повторился.» до слов «Обещаюсь, - прошептала бедная красавица.»
Команды должны назвать героев сцен и произведение.
4. Конкурс знатоков.
- прочитать наизусть отрывок из стихотворения А.С.Пушкина по последним словам строки (слова проецируются на доску по строкам).
Оценивание: выразительное чтение по 3 балльной шкале, за правильное чтение – 1 балл.
1) Кроет, крутя, завоет, дитя.
(Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
«Зимний вечер»)
2) Туманы, луна, поляны, она.
(Сквозь волнистые туманв
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льет печально свет она.
«Зимняя дорога»)
3) Злилась, носилась, пятно, желтела.
( Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
«Зимнее утро»)
4) Очарованье, краса, увяданье, леса.
( Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
«Осень»)
5) Олег, хозарам, набег, пожарам.
( Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
«Песнь о вещем Олеге»)
6) Суровых, моя, сосновых, меня.
( Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
«Няне»)
5. Конкурс художников.
(Домашнее задание)
- Каждая команда показывает команде соперника свои рисунки (3-5). Нужно узнать, к какому произведению иллюстрация.
Оценивание: иллюстрации по 3 балльной шкале, за правильное название произведения – 1 балл.
6. Конкурс «Знаете ли вы?»
- задаются вопросы, команды отвечают по очереди, начинает команда, выигравшая предыдущий конкурс.
Оценивание: 1 балл за правильный ответ.
1) В каком городе родился А.С.Пушкин?
(В Москве)
2) Как звали няню поэта?
(Арина Родионовна)
3) Какое время года любил Пушкин?
(Осень)
4) Какое самое распространенное женское имя в произведениях Пушкина?
(Мария)
5) О каком из своих портретов Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу»?
(Художника Кипренского)
6) Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику – от побежденного учителя»?
(В.А.Жуковский)
7) После завершения работы над каким произведением был подарен этот портрет?
(Поэмы «Руслан и Людмила»)
8) В каком стихотворении А.С.Пушкин написал о том, за что именно его будут любить потомки?
(«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)
3. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Презентация по физике для 9 класса для проведения обобщающего урока-игры по теме "Механика"
Презентация по физике для 9 класса для проведения обобщающего урока-игры по теме "Механика"...
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...
План-конспект урока литературы в 5 классе: "Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Посвящение"
Урок с применением обучающих структур сингапурской системы обучения....
Урок литературы 7 класс "ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА - ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ЖИЗНИ ( творчество поэтов-участников ВОВ)"
Конспект урока....
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Образ метели в творчестве А.С. Пушкина"
Этот урок- исследования с элементами арт-терапии....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...