Буктрейлер как средство повышения читательской грамотности.
творческая работа учащихся по литературе (5 класс)

Михеева Юлия Викторовна

Проект по литературе ученицы 5 класса " Буктрейлер как средство повышения читательской грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sevryukova_e.5b_literatura.docx132.62 КБ

Предварительный просмотр:

         

                    Буктрейлер как средство повышения читательской активности

                                                 Проект по литературе

                                                                                        ученицы 5б класса

                                                                                        Севрюковой Елизаветы

                                                                                         Научный руководитель:

                                                                                         Михеева Ю.В.

                                             

                                                2022-2023 учебный год

                                                               Введение

Тема: Буктрейлер как средство повышения читательской активности

Актуальность: 

В мире современных гаджетов, социальных сетей, коротких видеороликов развлекательного формата у школьников пропал интерес к чтению книг. Снизилась грамотность, интеллект, эмоционально-нравственное воспитание гармоничного развития школьника. Без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем инструментом, который помогает формировать нравственные принципы. Большинство детей сменили обычную бумажную книгу на электронный формат.

В интернете можно найти множество придуманных видеороликов, которые врезаются в память и заставляют заинтересоваться определенными товарами. Буктрейлер по своей сути также может быть рекламой для привлечения читательской активности, привлекать яркостью и оригинальностью подачи информации.       

Проблема: низкая читательская активность школьников, времяпровождения в интернет сетях, снижение грамотности, отсутствие интереса к художественной литературе. 

Объект (продукт): буктрейлер, как средство повышения читательской активности

Предмет: создание буктрейлера

Цель: изучить понятие «буктрейлер»,  создать ролик по книге, определить влияние,  оказываемое буктрейлером ,  на повышение читательской активности

Задачи:

  • познакомиться с понятием буктрейлер, историей появления;
  • рассмотреть виды и способы создания буктрейлеров;
  • провести опрос среди учеников 5 классов:
  • найти актуальную книгу (рассказ) для создания буктрейлера;
  • написать сценарий и создать собственный буктрейлер по книге;
  • с помощью созданного буктрейлера привлечь учащихся  к прочтению книги;
  •  проверить степень влияния буктрейлера на повышение читательской активности.

 1. Понятие буктрейлер, история появления

Буктрейлер - это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги, он может приоткрыть сюжет, показать его самые яркие фрагменты, познакомить с героями произведения, передать настроение и неповторимый авторский стиль. С помощью созданного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями и раскрыть свои творческие способности. В ролике информация о книге должна быть подана интересно и красочно, чтобы сразу захотелось книгу взять и прочитать.

Главная задача буктрейлера – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения.

Буктрейлер – самобытный жанр объединяющий литературу, визуальное искусство и интернет-технологии. Ролик может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации.

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса «Тёмная симфония» в 1986 году.

В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги.

2. Виды буктрейлеров

По способу изображаемого буктрейлеры делятся на 3 основных вида: 

  1. Игровые (это небольшой фильм о книге). Хороший способ рекламы классического произведения. Для его создания нужно найти кадры из фильма, снятого по данному произведению, наложить их на подходящую музыку
  2. Неигровые (больше похожи на презентацию). Это набор определенных слайдов, в которые вставлены картинки из книг, иллюстрирующие содержание книги и приведены цитаты из произведения, которые могут свои смыслом заинтересовать читателя.
  3. Анимационные (Это небольшой мультфильм по книге, который заинтересует своей оригинальностью).

Можно определить виды буктрейлеров по содержанию. Их также насчитывается три:

  1. Повествовательные (такие буктрейлеры знакомят читателя с особенностями сюжета при помощи картинок и музыки, но сохраняют элемент недосказанности с целью привлечения внимания);
  2. Атмосферные (они не иллюстрируют картинки из произведения, а заменяются мифическими сюжетами и магическими образами. Здесь все таинственно и загадочно, рассчитано только на эмоциональный фон человека);
  3. Концептуальные (всё внимание обращено к смысловому значению книг. В таком буктрейлере есть только реклама идеи произведения, необычного сюжета, мировоззрения автора и т.д.).

3. Способы создания буктрейлеров

 1. Выбор книги для рекламы.

Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это и реклама новых книг, и продвижение книг-юбиляров, и создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др. Но самое главное: выбранную книгу надо любить.

2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).

Это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, если прочитаешь книгу. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень продумано. Стоит взвешивать не то что каждое предложение, а каждое слово.

3. Подбор материалов для видеоряда.

Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций

4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку. В библиотечных видеороликах можно использовать музыку по лицензии Creative Commons - это композиции, сочинённые, записанные и распространяемые людьми без взимания платы за их использование как в личных, так и в коммерческих целях. 

5. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество. Вот некоторые из них:

а) Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Минусы - одна звуковая дорожка.

б) SonyVegas Pro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэфектов, переходов, кадр в кадре.

Многие наиболее востребованные операции по работе с фото и видео можно выполнить в онлайновых редакторах. У онлайновых сервисов есть еще одно важное преимущество: благодаря тому, что все операции по обработке файлов выполняются на удаленном сервере, производительность компьютера, на котором вы работаете, не имеет значения. 

6. Работая над видеороликом, можно использовать гиф анимацию и футажи.

Один из самых простых, но при этом многофункциональных инструментов для работы как с видео, так и анимацией - видеоредактор Canva. У него есть полноценная бесплатная версия, в которой нет ограничений ни по времени, ни по количеству созданных и сохраненных видео, ни по качеству, а также нет водяных знаков. Процесс монтажа предельно простой, а результат при наличии интересной идеи будет на уровне профессионального монтажера.

7. Заключительный этап - видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук)

При использовании чужих материалов в своем видео, следует в титрах или в описании под видео указать ресурсы, откуда скачан материал, авторов и правообладателей.

4. Изучение читательских интересов учащихся 5 классов

Сначала я решила узнать, любят ли читать мои одноклассники и какую литературу предпочитают. Проведя анкетирование в5  классе я выяснила:

книги 

по школьной программе 

книги рекомендуемые учителем, для внеклассного чтения

дополнительная литература

15

6

5

Проанализировав анкеты, я пришла к выводу, о необходимости повышения читательской активности, с помощью буктрейлера. Изучив понятие буктрейлер, а также способы его создания, для начала я вновь провела опрос среди моих одноклассников, знакомы ли они с буктрейлером.

Да

Нет/ Не знаю

Свой вариант ответа

Что такое буктрейлер

7

7

Смотрели  вы видеоролики к книгам

0

14

Вызвали эти просмотры интерес к прочтению

0

14

Хотелось бы вам создать буктрейлер

11

3

Какие произведения литературы вы выбрали бы для этой цели

-

12

сказка

Исходя из опроса, можно сделать вывод, что понятие буктрейлер не знакомо еще моим одноклассникам. Поэтому для создания своего буктрейлера я подобрала книгу, которая будет им не только близка, но и сможет открыть новые сюжетные линии в новом повествовании. Так как один из опрошенных на вопрос какие произведения литературы вы выбрали бы для создания буктрейлера ответил - “сказка”, я решила написать сценарий для буктрейлера по сказке.

 Этапы создания буктрейлера

1.Книга для моего буктрейлера - Божена Немцова “Три орешка для Золушки” 

(«Три сестры»),это сказка о Золушке в переложениях писательницы

Спустя 127 лет после своего скромного выхода из печати она вдруг произвела фурор на больших экранах и… ловко спряталась, запутав следы. Отсюда сложности с поиском первоисточника. В оригинале сказка носит название не «Три орешка для Золушки», а «Три сестры». Впервые была опубликована в 1846 году в сборнике «Народные сказки и предания», автор — Божена Немцова (урождённая Барбора Новотна, 1820–1862), которая считается родоначальницей современной чешской прозы.

2. Написание сценария -одно из основных и самых трудных моментов создания. Прочитав произведения, просмотрев несколько фильмов я определилась в выборе формата 

3.Формат моего буктрейлера- игровой , повествовательного содержания, для знакомства моего читателя с особенностью сюжета этой сказки, сохраняя элемент недосказанности с целью привлечения внимания

4.Подбор подходящей музыки на  сайте  Creative Commons Мною выбрана инструментальная музыка в исполнении чешского симфонического оркестра “Сказочная тема”

5.Озвучка моим голосом сюжета, сделана в программе InShot

6.Основной видеомонтаж в программе Windows Movie Maker, Photoshop

Второй буктрейлер был создан на основе сказки, написанной мной, к уроку литературы

“Сказка, как Ивашка Чёрта “прокатил” Это сатиристическая , волшебная сказка, которая обличает один из главных пороков - лень, нежелание учиться , а также непобедимый порок - глупость

  1. Формат моего буктрейлера- анимационно- повествовательный с элементами атмосферного сюжета, рассчитанный на эмоциональный фон.
  2. Иллюстрации сделаны мною в графическом редакторе.
  3. Видеомонтаж и музыка обработаны в программе Windows Movie Maker,

В ходе работы по созданию буктрейлера формируются также ключевые навыки по работе с информацией:

- использование ИКТ на высоком уровне сложности;

- умение анализировать информацию ;

-развитие творческого потенциала (актерское мастерство, навыки постановки художественного произведения, культура речи).

Проанализировав имеющийся материал и проведя исследования, после просмотра созданных мною буктрейлеров, мы пришли к выводу, что буктрейлер является замечательным современным средством в целях повышения читательской способности среди учащихся. Так же все участники опроса согласились с тем, что при помощи буктрейлеров можно воспитывать любовь к литературе.

А я уверена в том, что с помощью создания буктрейлеров можно вдохнуть в любую книгу новую жизнь, чтобы она снова стала чьим-то другом.

Как вы оцениваете созданные нами буктрейлеры

На высоком уровне 14

Можно ли при помощи буктрейлеров воспитывать любовь к литературе

14


.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления как средство повышения читательской грамотности

Технология развития критического мышления помогает организовать, осуществоять, достигать поставленной цели. Ведущий аспект, характеризующий критически мысящую личность,- это творчество, самореализация...

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Образовательный проект «Школа юного журналиста как ресурс повышения читательской грамотности школьников»

Актуальность проблемы и темы проекта состоит в том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, о чем свидетельствует   падение уровня общей культуры, искажение ценностных ориен...

«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»

При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации  её ...

Буктрейлер - современный метод повышения читательского интереса к творчеству А. С. Пушкина

Поскольку самой актуальной проблемой на сегодня остаётся проблема чтения, формирующая личность, его внутренний  мир, то в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим ...

Буктрейлер как средство повышения мотивации к чтению художественной литературы

Практическая значимость проекта:- приобщение к чтению книг;- развитие речи;- получение опыта в поиске нужной информации из различных источников;- приобретение коммуникативных навыков....