Буктрейлер как средство повышения читательской грамотности.
творческая работа учащихся по литературе (5 класс)
Проект по литературе ученицы 5 класса " Буктрейлер как средство повышения читательской грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sevryukova_e.5b_literatura.docx | 132.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Буктрейлер как средство повышения читательской активности
Проект по литературе
ученицы 5б класса
Севрюковой Елизаветы
Научный руководитель:
Михеева Ю.В.
2022-2023 учебный год
Введение
Тема: Буктрейлер как средство повышения читательской активности
Актуальность:
В мире современных гаджетов, социальных сетей, коротких видеороликов развлекательного формата у школьников пропал интерес к чтению книг. Снизилась грамотность, интеллект, эмоционально-нравственное воспитание гармоничного развития школьника. Без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем инструментом, который помогает формировать нравственные принципы. Большинство детей сменили обычную бумажную книгу на электронный формат.
В интернете можно найти множество придуманных видеороликов, которые врезаются в память и заставляют заинтересоваться определенными товарами. Буктрейлер по своей сути также может быть рекламой для привлечения читательской активности, привлекать яркостью и оригинальностью подачи информации.
Проблема: низкая читательская активность школьников, времяпровождения в интернет сетях, снижение грамотности, отсутствие интереса к художественной литературе.
Объект (продукт): буктрейлер, как средство повышения читательской активности
Предмет: создание буктрейлера
Цель: изучить понятие «буктрейлер», создать ролик по книге, определить влияние, оказываемое буктрейлером , на повышение читательской активности
Задачи:
- познакомиться с понятием буктрейлер, историей появления;
- рассмотреть виды и способы создания буктрейлеров;
- провести опрос среди учеников 5 классов:
- найти актуальную книгу (рассказ) для создания буктрейлера;
- написать сценарий и создать собственный буктрейлер по книге;
- с помощью созданного буктрейлера привлечь учащихся к прочтению книги;
- проверить степень влияния буктрейлера на повышение читательской активности.
1. Понятие буктрейлер, история появления
Буктрейлер - это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги, он может приоткрыть сюжет, показать его самые яркие фрагменты, познакомить с героями произведения, передать настроение и неповторимый авторский стиль. С помощью созданного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями и раскрыть свои творческие способности. В ролике информация о книге должна быть подана интересно и красочно, чтобы сразу захотелось книгу взять и прочитать.
Главная задача буктрейлера – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения.
Буктрейлер – самобытный жанр объединяющий литературу, визуальное искусство и интернет-технологии. Ролик может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации.
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса «Тёмная симфония» в 1986 году.
В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.
В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги.
2. Виды буктрейлеров
По способу изображаемого буктрейлеры делятся на 3 основных вида:
- Игровые (это небольшой фильм о книге). Хороший способ рекламы классического произведения. Для его создания нужно найти кадры из фильма, снятого по данному произведению, наложить их на подходящую музыку
- Неигровые (больше похожи на презентацию). Это набор определенных слайдов, в которые вставлены картинки из книг, иллюстрирующие содержание книги и приведены цитаты из произведения, которые могут свои смыслом заинтересовать читателя.
- Анимационные (Это небольшой мультфильм по книге, который заинтересует своей оригинальностью).
Можно определить виды буктрейлеров по содержанию. Их также насчитывается три:
- Повествовательные (такие буктрейлеры знакомят читателя с особенностями сюжета при помощи картинок и музыки, но сохраняют элемент недосказанности с целью привлечения внимания);
- Атмосферные (они не иллюстрируют картинки из произведения, а заменяются мифическими сюжетами и магическими образами. Здесь все таинственно и загадочно, рассчитано только на эмоциональный фон человека);
- Концептуальные (всё внимание обращено к смысловому значению книг. В таком буктрейлере есть только реклама идеи произведения, необычного сюжета, мировоззрения автора и т.д.).
3. Способы создания буктрейлеров
1. Выбор книги для рекламы.
Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это и реклама новых книг, и продвижение книг-юбиляров, и создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др. Но самое главное: выбранную книгу надо любить.
2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).
Это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, если прочитаешь книгу. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень продумано. Стоит взвешивать не то что каждое предложение, а каждое слово.
3. Подбор материалов для видеоряда.
Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций
4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку. В библиотечных видеороликах можно использовать музыку по лицензии Creative Commons - это композиции, сочинённые, записанные и распространяемые людьми без взимания платы за их использование как в личных, так и в коммерческих целях.
5. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество. Вот некоторые из них:
а) Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Минусы - одна звуковая дорожка.
б) SonyVegas Pro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэфектов, переходов, кадр в кадре.
Многие наиболее востребованные операции по работе с фото и видео можно выполнить в онлайновых редакторах. У онлайновых сервисов есть еще одно важное преимущество: благодаря тому, что все операции по обработке файлов выполняются на удаленном сервере, производительность компьютера, на котором вы работаете, не имеет значения.
6. Работая над видеороликом, можно использовать гиф анимацию и футажи.
Один из самых простых, но при этом многофункциональных инструментов для работы как с видео, так и анимацией - видеоредактор Canva. У него есть полноценная бесплатная версия, в которой нет ограничений ни по времени, ни по количеству созданных и сохраненных видео, ни по качеству, а также нет водяных знаков. Процесс монтажа предельно простой, а результат при наличии интересной идеи будет на уровне профессионального монтажера.
7. Заключительный этап - видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук)
При использовании чужих материалов в своем видео, следует в титрах или в описании под видео указать ресурсы, откуда скачан материал, авторов и правообладателей.
4. Изучение читательских интересов учащихся 5 классов
Сначала я решила узнать, любят ли читать мои одноклассники и какую литературу предпочитают. Проведя анкетирование в5 классе я выяснила:
книги по школьной программе | книги рекомендуемые учителем, для внеклассного чтения | дополнительная литература |
15 | 6 | 5 |
Проанализировав анкеты, я пришла к выводу, о необходимости повышения читательской активности, с помощью буктрейлера. Изучив понятие буктрейлер, а также способы его создания, для начала я вновь провела опрос среди моих одноклассников, знакомы ли они с буктрейлером.
Да | Нет/ Не знаю | Свой вариант ответа | |
Что такое буктрейлер | 7 | 7 | |
Смотрели вы видеоролики к книгам | 0 | 14 | |
Вызвали эти просмотры интерес к прочтению | 0 | 14 | |
Хотелось бы вам создать буктрейлер | 11 | 3 | |
Какие произведения литературы вы выбрали бы для этой цели | - | 12 | сказка |
Исходя из опроса, можно сделать вывод, что понятие буктрейлер не знакомо еще моим одноклассникам. Поэтому для создания своего буктрейлера я подобрала книгу, которая будет им не только близка, но и сможет открыть новые сюжетные линии в новом повествовании. Так как один из опрошенных на вопрос какие произведения литературы вы выбрали бы для создания буктрейлера ответил - “сказка”, я решила написать сценарий для буктрейлера по сказке.
Этапы создания буктрейлера
1.Книга для моего буктрейлера - Божена Немцова “Три орешка для Золушки”
(«Три сестры»),это сказка о Золушке в переложениях писательницы.
Спустя 127 лет после своего скромного выхода из печати она вдруг произвела фурор на больших экранах и… ловко спряталась, запутав следы. Отсюда сложности с поиском первоисточника. В оригинале сказка носит название не «Три орешка для Золушки», а «Три сестры». Впервые была опубликована в 1846 году в сборнике «Народные сказки и предания», автор — Божена Немцова (урождённая Барбора Новотна, 1820–1862), которая считается родоначальницей современной чешской прозы.
2. Написание сценария -одно из основных и самых трудных моментов создания. Прочитав произведения, просмотрев несколько фильмов я определилась в выборе формата
3.Формат моего буктрейлера- игровой , повествовательного содержания, для знакомства моего читателя с особенностью сюжета этой сказки, сохраняя элемент недосказанности с целью привлечения внимания
4.Подбор подходящей музыки на сайте Creative Commons Мною выбрана инструментальная музыка в исполнении чешского симфонического оркестра “Сказочная тема”
5.Озвучка моим голосом сюжета, сделана в программе InShot
6.Основной видеомонтаж в программе Windows Movie Maker, Photoshop
Второй буктрейлер был создан на основе сказки, написанной мной, к уроку литературы
“Сказка, как Ивашка Чёрта “прокатил” Это сатиристическая , волшебная сказка, которая обличает один из главных пороков - лень, нежелание учиться , а также непобедимый порок - глупость
- Формат моего буктрейлера- анимационно- повествовательный с элементами атмосферного сюжета, рассчитанный на эмоциональный фон.
- Иллюстрации сделаны мною в графическом редакторе.
- Видеомонтаж и музыка обработаны в программе Windows Movie Maker,
В ходе работы по созданию буктрейлера формируются также ключевые навыки по работе с информацией:
- использование ИКТ на высоком уровне сложности;
- умение анализировать информацию ;
-развитие творческого потенциала (актерское мастерство, навыки постановки художественного произведения, культура речи).
Проанализировав имеющийся материал и проведя исследования, после просмотра созданных мною буктрейлеров, мы пришли к выводу, что буктрейлер является замечательным современным средством в целях повышения читательской способности среди учащихся. Так же все участники опроса согласились с тем, что при помощи буктрейлеров можно воспитывать любовь к литературе.
А я уверена в том, что с помощью создания буктрейлеров можно вдохнуть в любую книгу новую жизнь, чтобы она снова стала чьим-то другом.
Как вы оцениваете созданные нами буктрейлеры | На высоком уровне 14 | |
Можно ли при помощи буктрейлеров воспитывать любовь к литературе | 14 |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления как средство повышения читательской грамотности
Технология развития критического мышления помогает организовать, осуществоять, достигать поставленной цели. Ведущий аспект, характеризующий критически мысящую личность,- это творчество, самореализация...
Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...
Образовательный проект «Школа юного журналиста как ресурс повышения читательской грамотности школьников»
Актуальность проблемы и темы проекта состоит в том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, о чем свидетельствует падение уровня общей культуры, искажение ценностных ориен...
Задание для повышения читательской грамотности "По следам басен" (5 класс)
Задания разработаны в формате PISA для 5 класса....
«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»
При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации её ...
Буктрейлер - современный метод повышения читательского интереса к творчеству А. С. Пушкина
Поскольку самой актуальной проблемой на сегодня остаётся проблема чтения, формирующая личность, его внутренний мир, то в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим ...
Буктрейлер как средство повышения мотивации к чтению художественной литературы
Практическая значимость проекта:- приобщение к чтению книг;- развитие речи;- получение опыта в поиске нужной информации из различных источников;- приобретение коммуникативных навыков....