Паразитизм генералов и трудолюбие мужика. Урок литературы в 6 классе (По произведению Салтыкова-Щедрина)
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Набокова Анастасия Александровна

Презентация по произведению Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon no_34_parazitizm_generalov_i_trudolyubie_muzhika.ppt1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 2

Невежество, паразитизм генералов, трудолюбие мужика

Слайд 3

Проверка домашнего задания (художественный пересказ произведения, назвать приемы сатирического изображения)

Слайд 4

Приемы сатиры в сказке Аллегория – иносказание. (Генерал не может сорвать яблока с дерева) Гипербола – преувеличение. ( Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.) Фантастика (заснули – попали на необитаемый остров). Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного. (сцена остервенения генералов).

Слайд 5

Тест ТЕСТ по содержанию сказки.

Слайд 6

А. В результате кораблекрушения В. По щучьему велению, по моему хотению С. С помощью волшебника D . Прилетели на ковре-самолёте Как два генерала оказались на необитаемом острове? 50/50

Слайд 7

В чём мужик варил суп? А. В котелке В. В пригоршне С. В кокосовой скорлупке D . В чане 50/50

Слайд 8

Какую газету читали генералы на необитаемом острове? А. «Московскую правду» В. «Московские ведомости» С. «Московское обозрение» D . «Вестник Москвы» 50/50

Слайд 9

Как генералы отыскали на острове мужика? А. По следам, оставленным на песке В. По звукам балалайки С. По запаху мякинного хлеба D . По его крикам 50/50

Слайд 10

В каком виде два генерала прибыли на остров? А. В мундирах В. В ночных рубашках С. В шубах и валенках D . Раздетые 50/50

Слайд 11

Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть? А. Всё время спать В. Научиться работать С. Найти мужика D . Поймать зверя 50/50

Слайд 12

Из чего мужик сделал силки для птиц? А. Из собственных волос В. Из собственной рубахи С. Из собственных лаптей D . Из лески 50/50

Слайд 13

Как генералы вернулись домой? А. Заснули и проснулись дома В. Так же как и попали на остров С. Их спасли случайно D . Мужик построил посудину 50/50

Слайд 14

Как генералы мужика при себе удерживали? А. Цепью приковали В. Верёвочкой привязали С. Смирительную рубашку надели D . Он остался сам 50/50

Слайд 15

Чем генералы наградили мужика? А. Бутылкой пива В. Медалью С. Плетьми D . Рюмкой водки и пятаком 50/50

Слайд 16

Невежество, паразитизм генералов, трудолюбие мужика

Слайд 17

Словарная работа Невежество – отсутствие знаний, некультурность Паразитизм – жить за счет другого, тунеядство

Слайд 18

Беседа по комментированию эпизодов Почему генералы оказались на необитаемом острове? Что вы можете сказать о «биографии» генералов? Как крестьян выпускали на «волю»? Как генералов выпустили на «волю»?

Слайд 19

Беседа по комментированию эпизодов Что символизирует необитаемый остров? Почему генералы взволнованы? Что происходит с генералами?

Слайд 20

Беседа по комментированию эпизодов Что генералы нашли на острове? Почему они стали читать эту газету? Салтыков-Щедрин так настойчиво говорит о состоянии голода у генералов. Почему?

Слайд 21

О ком генералы вдруг вспомнили? («А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика?... простого мужика…какие обыкновенно бывают мужики")

Слайд 22

Что делал мужик на необитаемом острове? Как отреагировали на это генералы? Что предпринимает мужик, чтобы прокормить генералов? Почему мужик при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое.

Слайд 23

Как вы охарактеризуете мужика ? («И зачал он перед ними действовать…». Мужик работает ловко и быстро, он смекалист, ведь на острове ничего нет из орудий труда, а он смог и рыбу выловить, и костёр развести, силок сделать.) Почему у нас всё-таки возникает чувство обиды за мужика? (Мужик покорен и верно служит генералам, отдаёт им все самое лучшее , ещё и спрашивал: «Довольны ли вы, господа генералы?». Сам сплёл верёвку, которой его привяжут генералы : "Отдохни, дружок, только свей прежде верёвочку» «Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг»)

Слайд 24

Почему мужик подчиняется ? Почему генералы даже на необитаемом острове могут командовать мужиком? Что получил в награду за службу мужик? (Покорность мужика можно объяснить многовековой рабской привычкой. В награду за верную службу мужик получил «..рюмку водки да пятак серебра…» При всех положительных качествах мужика можно назвать глупым).

Слайд 25

Что же сатирически изображает в «Повести…» Салтыков-Щедрин? Какая действительность возмущала писателя, против чего направлена его сатира? (Салт.-Щ. сатирически изображает генералов , которые ничего не умеют, но почему-то управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете. Такое устройство общества, по мнению сатирика, несправедливо. Он и мужика осуждает за излишнюю покорность).

Слайд 26

1 группа заполняет колонку «Признаки сказки»,2 группа - «Признаки повести».

Слайд 27

1 группа заполняет колонку «Признаки сказки»,2 группа - «Признаки повести». 1.Сказочный зачин 2.Сказочные формулы: «долго ли коротко ли…», «мёд –пиво пил..», «того не в сказке сказать, ни пером описать…». 3.Волшебство: генералы вдруг очутились на острове, мужик варит суп в пригоршне. 1.Указаны реальные места (СПб, ул.Подьяческая) 2. Слова, которые в сказке не встречаются «примите уверение»,«упразднили» 3.Можно догадаться, в какое время происходят события.

Слайд 28

-Как можно определить жанр этого произведения? (В «Повести…» есть черты и сказки, и повести) -Вспомните различие между литературной сказкой и авторской. Чем эта сказка похожа на литературную, а чем на народную?

Слайд 29

ВЫВОДЫ: -Какие чувства вызвало у вас это произведение? -Случайно ли в названии сказки употреблены два числительных? -Что показалось смешным, что грустным? -Каким приемом пользуется Салтыков-Щедрин , чтобы показать лень генералов и трудолюбие мужика? Как сатирически показаны лень и глупость генералов?

Слайд 30

Заключение Чему научил нас сегодня М.Е. Салтыков-Щедрин?

Слайд 31

Работа с иллюстрациями художников к повести Рассмотрите в учебнике иллюстрации художников , какие эпизоды «Повести…» изобразили художники, найдите отрывки из текста.

Слайд 32

Домашнее задание: Прочитать сказку «Дикий помещик» Составить кроссворд по сказке «Дикий помещик»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...

Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика....

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Данный урок можно провести в 7 и 10 классах при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....