А.П.Чехов. Сведения из биографии. Периодизация творчества. Герои рассказов.
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Конспект урока литературы в 10 классе, в котором актуализируются знания учащихся о творчестве Чехова, полученные в прежние годы обучения, а также рассматриваются особенности раннего периода творчества писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov_periodizatsiya_tvorchestva.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.П.Чехов. Сведения из биографии.
Периодизация творчества. Герои рассказов.
Эпиграф к уроку: «Тогда человек станет лучше, когда вы ему покажете ему, каков он есть». А.П.Чехов
Предварительная подготовка к уроку
К уроку ученикам дается задание перечитать знакомые из курса школьной программы рассказы: «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного ранее.
С рассказами А.П. Чехова вы знакомы с младших классов. Какие рассказы Чехова вы помните из курса школьной программы?(«Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»).
III. Работа над новым материалом
Сегодня мы приступаем к дальнейшему изучению творчества А.П. Чехова. Тема сегодняшнего урока: «А.П.Чехов. Сведения из биографии. Периодизация творчества. Герои рассказов». (запись в тетрадях),эпиграфа тоже.
- Огромное значение в творчестве любого писателя имеет общественная жизнь страны, политическая ситуация, события, происходящие в тот или иной период жизни писателя. Так и в творчестве Чехова большую роль сыграла общественно-политическая жизнь России конца XIX века.
Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е гг. XIX в. и ее отражение в литературе
80-е годы открывают новую эпоху в социально-политическом развитии России.
- заявляет о себе русский пролетариат.
- интенсивно развивается капитализм в России:рост числа заводов и фабрик, строительство железных дорог, появление в быту электричества НО
- кризис сельского хозяйства, общим отставанием экономики от развитых западно-европейских государств.
- набирают силу студенческие волнения
Происходит резкое усиление контроля со стороны правительства:
- закрыты «Отечественные записки» (редактор М.Е.Салтыков-Щедрин) и другие журналы, которые были названы неблагонадежными. В 1882 введены «Временные правила о печати» для осуществления контроля над периодическими изданиями.
- возрастает роль развлекательной журналистики : журналы «Стрекоза» и «Осколки». В них начинал свою писательскую деятельность А.П. Чехов.
- В литературной жизни 80-х гг. видное место занимают: творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого и Н.С. Лескова.
- Появляются новые темы в литературе: судьбы крестьянина и дворянина уступают место интеллигенту (врачи, учителя, представители земства).
Литературная деятельность А.П. Чехова также началась в начале 80-х гг. XIX в. «В это переломное время нужны новые формы»
Таким образом, А.П. Чехов начал печататься в 80-е гг., которые часто называют «эпохой безвременья». И это безвременье, конечно, наложило отпечаток на мировоззрение А.П. Чехова.
- Становление писателя.
17 (29) января 1860 года | Родился в Таганроге в купеческой семье. У отца была своя лавка. В семье было 5 детей. Отец- Павел Егорович. Мать – Евгения Яковлевна. |
1876 | Отец разорился, был вынужден объявить себя банкротом, а чтобы избежать долговой тюрьмы, скрылся из Таганрога и стал жить в Москве, куда переехал вместе с семьей, но Антон ост-ся, чтобы закончить гимназию. |
1876-1879 | Заканчивает Таганрогскую гимназию. Учеба, работа, начало творчества. |
1879 | Он закончил гимназию и переехал к семье в Москву, где поступил в Московский университет, на медицинский факультет. |
1879-1884 Еще будучи студентом I курса университета, начал печататься в журналах: «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Сверчок», «Развлечение», «Зритель» под псевдонимами: Антоша Чехонте, Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Чехонте и др. Существует такая история о чу де в жизни, творчестве Чехова, о чуде дебюта в печати: во время острого безденежья, чтобы отметить именины матери, Антон Павлович в один присест написал рассказ «Письмо к ученому соседу», отослал в ежемесячник «Стрекоза» и на полученный гонорар устроил семейный праздник. За счет литературных заработков А.П. Чехова семья и держалась на первых порах в Москве. 5 лет работы в юмористических журналах явились для Чехова большой школой мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы, ставшие крылатыми: • «Краткость-сестра таланта»; • «Искусство писать - это искусство сокращать». | |
1884 | Окончив в 1884 г. университет и получив звание уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой | Выходит 1 книга рассказов «Сказки Мельпомены» * (шесть рассказов о людях театра). * Мельпомена - муза трагедии в греческой мифологии |
1886 1887 1888 Вторая пол. 80-хг 1890 1890-1892 1892-1894 | Сборник «Пестрые рассказы» Сборник «В сумерках. Очерки и рассказы» (за этот сборник ему присуждена Пушкинская академическая премия). Сборник «Невинные речи» Повесть «Степь» - итог чеховских исканий 80-х гг. Много работает для театра Пьесы «Свадьба» (1889), «Леший» (1889)и др. А.П. Чехов становится знаменитейшим писателем России. Например, сборники его произведений выдержали к тому времени много изданий: «Пестрые рассказы» - 14 изданий, «В сумерках» - 13,«Палата N° 6» - 7, «Каштанка» - 7 Поездка на Сахалин Книга «Остров Сахалин» |
1892 | Поселяется в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихово. Определяется основная тема творчества - равнодушие, символом которого стал «человек в футляре» |
1898 1899 1901 | Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка» Пьеса «Дядя Ваня», трилогия: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе МХАТа О.Л. Книппер |
1902 | Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту. 1903-1904 |
1903-1904 | «Вишневый сад» |
1904 | В связи с обострением болезни выезжает на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. |
- Периоды в творчестве А.П. Чехова
А.П. Чехов прожил короткую жизнь (44 года), но создал столько значительных произведений, разных
- по жанру (рассказы, повести, пьесы),
- эмоциональному настрою,
- тематике
Его творчество на протяжении многих лет является актуальным и интересным. Художественные открытия А.П. Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века.
За 25лет работы в литературе написал свыше 900 произведений, которые вошли в мировую литературу. Более 8000 персонажей.
В творчестве А.П. Чехова выделяют три периода:
I (или ранний) - 1880-1886 гг. | Рассказы: «Письмо к ученому соседу» (1880), «Суд» (1881), «Смерть чиновника» (1883), «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Унтер Пришибеев» (1885), «Лошадиная фамилия» (1885) и др. |
II (или зрелый)-1886-1896 гг. | 1887г. Сборник «В сумерках. Очерки и рассказы»,1887г. Сборник «Невинные речи»,1888г. Повесть «Степь», «Мужики», «В овраге»,1889г. Пьеса «Свадьба»,1889г. Пьеса«Леший»,Рассказ«Хмурые люди»,Рассказ«Палата№6»,Рассказ«Каштанка»,1893-1894гг. «Остров Сахалин» |
III (или поздний)- 1896-1904 гг. | 1898г. Пьеса «Чайка»,1899г. Пьеса «Дядя Ваня», 1899г. Драма «Дама с собачкой»,1900г. Рассказы «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»,1901г. Пьеса «Три сестры», 1903-1904гг. Пьеса «Вишневый сад» |
Всего за первые 5 лет Чеховым было написано около 400 произведений. В своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев - актеров, врачей, военных, приказчиков, купцов, учителей, литераторов, священнослужителей, чиновников, музыкантов, ремесленников, дворников, извозчиков, прислуги, аптекарей, гимназистов и др.
Пробой творческих сил А.П. Чехова в 80-90-е гг. стала юмористика. Он дебютировал на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» под псевдонимом Антоша Чехонте. Таким журналам требовались в первую очередь рассказы-миниатюры, рассказы-сценки, рассчитанные на мгновенный комический эффект. Чехов извлекал смех из хорошо знакомых вещей, искал смешное в обыденном, простом. Нужно было уместить рассказ в 1000 слов, отсюда появилось изречение Чехова « Краткость-сестра таланта»
1)Как вы думаете, за счет чего достигается комический эффект в рассказах А.П. Чехова? (За счет портретных зарисовок.)
Типичный чеховский персонаж - это человек из толпы, и смех он вызывает не какими-то странностями или причудами, а, наоборот, своими, в общем-то, заурядными поступками.
В своих юмористических рассказах Чехов писал о мелочах повседневного быта, о чиновниках и мещанах, о разных нелепостях в их обыденной жизни, он не высказывал в своих рассказах возмущения, избегал морали, он смеялся, и только.
4. Герои ранних рассказов А.П. Чехова.
Антон Павлович Чехов - великий русский писатель-реалист.
В своих рассказах Чехов боролся с ложью, лицемерием, писал о труде и здоровых человеческих отношениях, симпатизировал простому народу.Истории анекдотичны, а персонажи комичны.
В сборнике «Пестрые рассказы» - картины быта и нравов русской жизни, глубокий анализ общественной жизни того времени; здесь мы видим множество характеров «маленьких людей».
В рассказах «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» прозвучала сильная критика в адрес самодержавно-полицейского режима. Унтер Пришибеев - наглый, глупый, невежественный и грубый полицейский, который вмешивается в чужие дела, он шпионит за людьми и душит любое проявление свободы.
В рассказе «Хамелеон» затронута тема приспособленчества и «хамелеонства». Главный герой - полицейский надзиратель Очу-мелов - готов пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать и выслуживаться. И Хрюкин, и толпа обывателей тоже ведут себя «по-хамелеонски»: они меняют свое поведение в зависимости от обстоятельств.
В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов рисует случайную встречу на вокзале двух друзей детства. Мелкий чиновник, «тонкий», как только узнает, что его старый гимназический друг дослужился до тайного советника и получил две звезды, «вдруг побледнел, окаменел» и начал униженно льстить «толстому», добровольно само-уничижаться.
В рассказе «Смерть чиновника» чиновник Червяков случайно чихнул в театре на лысину статскому советнику Бризжалову, потом надоел ему своими извинениями. А когда вышедший из себя
генерал выгоняет Червякова, то он не выносит потрясения и умирает.
Рассказы «Горе» и «Тоска» показывают глубокий трагизм жизни тружеников-бедняков.
- В своих маленьких рассказах Чехов создал образы людей разных профессий и социальных слоев: актеров, врачей, военных, приказчиков, купцов, учителей, чиновников, музыкантов, дворников и многих других. Все стороны жизни становятся объектом интереса писателя. Чехов высмеивает обывателей, их пошлость и мещанские нравы.
- А.П. Чехов - мастер рассказа, признанный во всем мире. Его коротенькие истории имеют, в основном, незамысловатый сюжет, но наполнены глубоким смыслом. Чехов никогда не придумывает сюжеты для своих рассказов, просто его внимательно смотрит на то, что остальные не замечают. Вот почему, читая о забавном поведении многих героев чеховских рассказов («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник» и др.), в словах автора постоянно ощущаешь какую-то печаль, грусть и даже жалость к этим людям.
- Чехов никогда не смеется над своими героями, он только сожалеет, что они поступают таким образом, не имея возможности посмотреть на себя со стороны. И он дает им эту возможность. В этом проявляется не только мастерство Чехова как писателя, но и чуткость, отзывчивость, доброта Чехова-человека.
А теперь на примере одного из рассказов попытаемся выявить жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова. (то есть проанализируем). Возьмем, например, рассказ «Толстый и тонкий».
«Жанровые особенности рассказов А.П. Чехова»
Год создания1883
ТемаРаболепие, чинопочитание, угодничество, приспособленчество
ЗавязкаВстреча Толстого и Тонкого
РазвитиеДрузья радуются встрече, каждый рассказывает о своей жизни
КульминацияТонкий узнает о том, что Толстый дослужился «до тайного советника»
РазвязкаТонкий пресмыкается перед Толстым, Толстого раздражает раболепие одноклассника
Фамилии, имена Тонкий – Порфирий, Толстый,- Михаил.
Речь персонажей
Речь Тонкого:
1 часть - до кульминации (условно): «Такой же душонок и щеголь», «Помнишь, как тебя дразнили?»
2 часть - после кульминации (условно):«Я, ваше превосходительство...»,«Помилуйте... Что вы-с... Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде какбы живительной влаги...»
Роль деталей«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился.
Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»
«Захихикал Тонкий, еще более съеживаясь»
«...на лице у Тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кис-
лоты, что тайного советника стошнило»
VI. Подведение итогов
Итак, подведем итоги:
Какое влияние на формирование мироощущения А.П. Чехова оказала эпоха 80-х гг. XIX в.?
Какие периоды выделяют в творчестве А.П. Чехова?
Каким темам посвящены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова?
Каковы герои этих рассказов?
За счет чего достигается юмористический эффект в ранних рассказах А.П. Чехова?
описание внешности;
речь персонажей и поступки героев рассказов и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что, ранний, период творчества А.П. Чехова (1880 - 1886) характеризуется следующими особенностями:
- создано около 400 произведений;
- в своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев;
- в ранний период А.П. Чехов формировался как писатель-юморист, по-новому разрабатывающий жанр маленького рассказа;
- тематика большинства ранних рассказов А.П. Чехова - мелочи обывательского существования;
- уже в первые годы своего творчества А.П. Чехов смог зарекомендовать себя как талантливый писатель (например, его сборники неоднократно переиздавались);
- мастер короткого повествования, А.П. Чехов обладал удивительным даром: он мог вместить в небольшой рассказ события целого романа или пьесы. Чеховская краткость необычайно содержательна;
- язык и стиль его героев чрезвычайно выразителен (в нем и заключается секрет чеховских рассказов);
- многие его персонажи стали нарицательными:унтер Пришибеев;хамелеон и др.
Приложение 1
Карточка № 1 «Портретная зарисовка»
Задание: назовите персонаж рассказа А.П. Чехова по следующим характеристикам и укажите название рассказа.
Только что он пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом.
Он только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.
3. Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...
Ответы
Толстый, Михаил. «Толстый и тонкий»
Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».
Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».
Приложение 2
Карточка № 2 «Речь персонажа»
Задание: укажите название рассказа и назовите персонаж рассказа А.П. Чехова:
- В гимназии вместе учились! - продолжал он. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к не му поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.
- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
Помилуйте... Что вы-с... - захихикал он, еще более съеживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Ответы
Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».
Толстый, Миша. «Толстый и тонкий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы (по технологии РКМЧП) "Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»".
Урок расширит знания учеников о биографии писателя, ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала» и его героями....
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.
Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа....
Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс
Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...
Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"
Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока: открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...