Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Конспект урока литературы в 9 классе.
Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».
Трагизм судьбы героя рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chehov.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9 классе.
Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».
Трагизм судьбы героя рассказа.
Цели:
Образовательная: познакомить с личностью писателя, проанализировать рассказ «Тоска»;
Развивающая: развивать речь учащихся: умение слушать и делать записи по ходу лекции учителя, умение отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
Воспитательная: способствовать формированию моральных качеств: человеческое достоинство, самовоспитание, ответственность.
Оборудование: портрет писателя А.П. Чехова, портреты членов его семьи, мультимедийный проектор, экран, презентация, текст рассказа «Тоска».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем наше знакомство с писателем, о котором М. Горький сказал как-то: «Никто не понимал так ясно и тонко, как он, ...трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».
Да, наш рассказ об А. П. Чехове. (Запись темы на доске и в тетради.) Время, а вернее безвременье, 80-х гг. XIX века, когда Чехов входил в литературу, наложило отпечаток на мировоззрение писателя.
80-е гг. XIX в. - эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми ее недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в ее повседневном течении.
В отличие от своих предшественников, героем своих произведений писатель делает не какую-то выдающуюся личность, а самого обыкновенного человека. Его интересует духовный мир человека, погруженного в поток обыденной жизни.
Основной темой творчества зрелого Чехова становится наблюдение за процессом постепенной нравственной деградации, утраты человеком истинных духовных ценностей. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и переживания.
Чехов не дает советов, не поучает читателя и не раскрывает прямо психологическое состояние своих героев (которого они сами порой не понимают), а так воспроизводит это состояние, что читатель, проникаясь настроением героя, ставит себя на его место и чувствует вместе с ним.
Для создания такого настроя писатель часто пользуется приемом несобственно-прямой речи, которая в его произведениях вытеснила столь привычный внутренний монолог.
Чехов не вторгается в Шубины человеческого подсознания, а воспроизводит внутренний мир человека косвенно. Такой прием называют приемом скрытого психологизма. Наблюдая за повседневной внутренней жизнью человека, писатель приходит к выводу (и подводит читателя), что смутные, случайные душевные движения, малозначительные факты, постоянно накапливаясь, могут привести к серьезному изменению человеческой личности. В его произведениях изображается то, что происходило и происходит всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других
- Работа с учебником. Статья о писателе. Самостоятельное составление хронологической таблицы.
Годы | Основные события жизни и творчества |
17(29) янв. 1860 | Родился в Таганроге в купеческой семье |
1868-1879 | Учеба в Таганрогской гимназии, репетиторство |
1879-1884 | Учеба на медицинском факультете Московского университета |
1880-1884 | Первые юмористические рассказы в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др. |
1884 | Начало медицинской практики |
1888 | Повесть «Степь» - итог чеховских исканий 80-х гг. |
1890 | Поездка на Сахалин |
1893-1894 | Книга «Остров Сахалин» |
1892 | Поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихова. Определяется основная тема творчества - равнодушие, символом которого стал «человек в футляре» |
1898 | Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка» |
1899 | Пьеса «Дядя Ваня» |
1901 | Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе Художественного театра О.Л. Книппер |
1902 | Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту |
1903-1904 | Пьеса «Вишневый сад» |
1904 | В связи с обострением болезни выезжает на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2(15) июля. Похороны в Москве. |
- Просмотр презентации «Интересные факты из жизни А.П.Чехова» (Приложение 1)
- Чтение и анализ рассказа «Тоска».
Беседа.
- Понравился ли вам рассказ А. П. Чехова «Тоска»?
- Как вы его поняли? О чем рассказал нам А. П. Чехов?
- Кто главный герой рассказа?
- Отчего так болит душа извозчика Ионы Потапова?
- Какова судьба героя? Отношение к нему окружающего мира?
- Можно определить тему и основную идею рассказа «Тоска»?
- Слово учителя. Как будто простенький, непритязательный по сюжету рассказ «Тоска» таит в себе громадное гуманистическое содержание.
Обратим внимание на настоящее время, в котором ведется повествование: это не только прием, оживляющий героев и события, - перед нами не уходящая в прошлое, постоянная душевная боль человека.
Извозчик Иона Потапов и его лошаденка застыли как изваяние под пластами снега. Настойчиво повторяющаяся деталь - снег, пласты снега, засыпающие и красящие набело извозчика и его лошаденку, - вырастает в конце концов чуть ли не в символ холодного и равнодушного мира.
Лошаденка, по всей вероятности, погружена в мысль. Заметим: не хозяин, а лошаденка размышляет; Иона словно окаменел. Поглощенный горем, он должен бы думать о сыне, но, как узнаем далее из рассказа, «про сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...».
Какова же «мысль» лошаденки? По сути, это раздумья, которые постоянно должны бы посещать Иону: «Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя недумать».
Враждебный город врывается в сознание извозчика истошными криками, руганью, бранью. Попытка Ионы поделиться с седоком- военным своим горем прерывается грубым окриком: «Сворачивай, дьявол! Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!» Да и седок остается равнодушен к словам извозчика.
Тройка седоков, сменившая военного, оказывается еще более бесчеловечной. Равнодушие переходит в глумление и даже в рукоприкладство. Но вот что странно: измученный одиночеством человек и ругань, и подзатыльник воспринимает чуть ли не с радостью: все же рядом с ним люди, «и чувство одиночества начинает мало- помалу отлегать от груди». Отсюда - неадекватная реакция на ругань и подзатыльник. «Гы-ы, - смеется он. - Веселые господа ... дай Бог здоровья!» Жутью веет от сопровождаемых смехом слов Ионы: «Гы-ы... веселые господа! Таперя у меня одна жена - сырая земля... Хи-хо-хо... Могила то есть! ... Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...»
А когда гуляки покидают сани, Иона долго глядит им вслед: «Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь с еще большей силой».
Легкий юмор Чехова, пронизывающий весь рассказ, сменяется глубоким, грустным лиризмом, когда он говорит о тоске, «громадной, не знающей границ».
Внешне комичный эпизод беседы извозчика с лошадью на самом деле неизбывно трагичен. Это о нем слова брата писателя: «...вспоминаются слова твоего рассказа, где Иона говорит кобыле: «...был у тебя, скажем, жеребеночек и помер, и ты ему, скажем, мать... Ведь жалко?.. Я, конечно, перевираю, но в этом месте рассказа ты бессмертен».
- Итог урока.
- Современник А. П. Чехова С. Я. Елпатьевский писал: «Я несколько раз прочитывал рассказ «Тоска», и теперь, когда Чехов совсем ушел из жизни, я вспоминаю судьбу его, вспоминаю всего Чехова и не могу без волнения читать взятый им к этому рассказу эпиграф „Кому повем (поведаю) печаль мою?”».
- Домашнее задание: вопросы 7, 9, 10, с. 39 (II часть учебника).
Учитель русского языка и литературы Д.И.Коверина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Урок литературы в 5 классе "И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа "Муму"
Урок-знакомство с И.С. Тургеневым и его рассказом "Муму" с использованием технологии развития критического мышления и элементами сингапурской системы....
Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"
Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока: открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...
Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...
Конспект урока литературы в 6 классе. А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»
Цели урока: 1. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа...