Формирование грамотности
методическая разработка по литературе (9 класс)
Формирование грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек?
Эти индикаторы должны формироваться у учащихся именно на уроках русского языка и литературы. В учебнике русского языка 6 класса (автор М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) в упражнениях представлены задания, цель которых научить писать заявление, заполнять какие-либо анкеты, бланки, находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; использовать информацию из СМИ, газет, журналов, радио, телевидения, пользоваться алфавитным и систематическим каталогами библиотеки.
Например, по теме «Имя числительное как часть речи» представлено упражнение 397. Задание: составить и написать расписку, например, о лыжах, коньках, взятых в спортивной школе.
Чтобы выполнить эту учебную задачу, обучающиеся анализируют образец расписки, стиль текста, определяют разряд числительных. Далее самостоятельно составляют текст расписки.
Этот прием способствует развитию не только общей грамотности, но и языковой, поскольку обучающиеся должны не ошибиться в склонении числительных.
Языковая грамотность – совокупность особенностей речевого поведения. Предполагает навык грамотного письма, способность создавать письменные тексты разных типов, владение диалогической устной речью и монологической речью.
Например, при изучении лексики по теме «Фразеологизмы» предлагаю следующее задание.
Объясните значение фразеологизма «водить за нос», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Подобную учебную задачу мы встречаем в задании ВПР по русскому языку.
Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Развитию читательской грамотности способствуют задания 9-13 ВПР по русскому языку.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-13.
Текст 2
(1) Стояла зима. (2)Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. (3)Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. (4)Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей на помощь.
(5)Вдруг кто-то толкнул дверь. (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. (9)Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. (10)Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.
(11)История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. (12)Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. (14)Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. (15)Каштанка осталась у артиста.
9. Определите и запишите основную мысль текста.
(Животные нуждаются в нашей любви, нужно относиться к ним бережно, как делал это Дуров).
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1) Собака в беде.
2) Встреча с Дуровым.
3) История чеховской Каштанки.
11. Почему судья оставил собаку Дурову? (Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке, поэтому оставил собаку Дурову).
12. Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Колебаться – ...
13. Определите стилистическую принадлежность слова «поманил» из предложения 8, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Поманил – ...
(Слово «поманил» может употребляться в разговорном и художественных стилях.
Поманил – позвал, подозвал).
Креативное мышление – это способность неординарно воспринимать окружающий мир и генерировать новые оригинальные идеи. Другими словами, развитие креативного мышления – это процесс отклонения от традиционных или принятых схем, который приводит к построению новых путей достижения целей и нестандартному решению задач.
Прием «Случайные связи».
Работа с воображением. Откройте первую книгу, которая попалась вам в руки. На развороте выберите наугад два любых слова. Скорее всего, по смыслу взаимосвязаны они не будут. Ваша задача – сопоставить их и придумать одну общую для них историю, пусть и нереальную на самом деле.
Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ.
Фрагмент урока:
Я хочу вам предложить составить текст, который имеет заголовок «Предновогодняя встреча».
– Какие вопросы вызывает заголовок? Что непонятно?
– Подберите определения к заголовку.
– Каковы функции такого заголовка? (привлекает внимание, заинтриговывает).
– Можно ли по заголовку определить стиль данного текста?
– Спрогнозируйте сюжетную канву текста.
– Спрогнозируйте сюжет на основе ключевых слов 1-й части текста.
Предновогодний вечер – суета – оживленные лица – девочка – мальчик – мужчина – женщина – спешат – мандарины-яблоки – свертки – недоступно – желанно – запахи – головокружительный – вкусным – забытым.
В рамках конкурса «Война. Победа. Память», приуроченному к празднованию Дня Победы, был проведен урок развития речи, где был реализован прием «Сочинение по готовому началу от 1 лица», то есть от лица участника событий.
Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.
Особое внимание в своей практике я уделяю формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
1.Прием «Реконструкция предложения». Нужно составить новое предложение, взяв из предложенных по определенному слову. Данный приём учит внимательному прочтению заданий. (5-8 классы)
- Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы. взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями.
- Из предложения Пушкин очень любил осень. взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе.
- Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской.
- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер.
- Из предложения Куда, дорога, ты ведешь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения.
- Добавить союз и продолжить предложение однородным членом.
Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги и поля.
2. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
3. Реставрация текста. Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. При выполнении 26 задания ЕГЭ по русскому языку и 7 задания ЕГЭ по литературе мы тоже используем этот приём.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Причастие-это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…
На_________небе мгла носилась; Причастия изменяются…
Луна, как________пятно, Причастия согласуются…
Сквозь________ _______желтела,
И ты __________сидела-
А нынче погляди в окно:
__________небесами
_________коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
4.Приём «Диктант значений». Способ словарного диктанта, во время которого учащимся диктуется не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их. Проводится для проверки усвоения правописания слов.
Тема « Правописание слов с удвоенными согласными »
«Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь» (Корреспондент)
«Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество» (Мировоззрение)
« Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу»( Хоккей)
« Место, где продают билеты»( Касса)
«Дорога с рядами деревьев по сторонам»( Аллея)
5. Эффективность зрительного диктанта высока, если применять их регулярно.
6.На уроках русского языка необходимо выполнять различные логически-поисковые задачи.
Например: назвать лишнее слово из ряда
А)Красивый, любимый, солнце, яркий, желтый.
Б)Мороз, погода, хорошо, облако
Ответы:
- Хорошо – это наречие
- Мороз – 2 слога
- Облако – начинается с гласной «о»
Сделаем вывод о том, что приученные видеть много аспектов решения одной и той же задачи, ученики выделят не один ответ.
Данный приём в работе способствует воспитанию литературной компетенции учащихся, активизирует развитие внимания, наблюдательности, творческих способностей.
7.При работе над частью С особую сложность представляет для учащихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Последовательность действий проста:
- Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение («сердце» идеи, темы);
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы;
- По мере записи появившиеся слова соединяются линиями с ключевым словом. У каждого слова в свою очередь тоже появляются «спутники».
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Рассмотрим данный прием на примере текста М.А. Шолохова «Тихий
Дон» Создание кластера: «Род Мелеховых»
8.В работе по формированию читательской грамотности учащихся полезен прием «синквейн».( сжатое изложение в 9 классе)
Для чего используют?
- Обогащает словарный запас
- Подготавливает к краткому пересказу
- Учит формировать ключевую фразу
Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления значит осмысленно пользоваться понятиями и определять своё личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что всё это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают понятия, применяют знания, умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать, читать тексты целенаправленно, осмысленно.
9.Приём «Опорный конспект» или «Мои шпаргалки» (этот приём особенно актуален для уч-ся 9-11 классов при подготовке к ГИА)
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией:извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
- в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга.
10.Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.
11.Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.
В рамках работы по формированию читательской грамотно информационно-коммуникационная технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации.
Подготовка ЕГЭ и ОГЭ (работа с текстами)
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать учащемуся из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология перспективно - опережающего обучения как средство формирования грамотной личности.
Данный материал представляет обобщение опыта по применению технологии перспективно-опережающего обучения в учебной и внеучебной деятельности....
программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...
Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся
В этой статье раскрывается небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....
Формирование грамотного звукопроизношения и лексико - грамматических конструкций в речи детей дошкольного и школьного возраста.
Данные статьи, презентация, конспекты зянятий - предложены автором для пополнения практического опыта учителей - логопедов. Родителям данный материал поможет в ежедневном общении с р...
Простые правила формирования грамотной речи ребенка
Данная консультация может быть применена учителями-логопедами в ДОУ....
ПРОГРАММА коррекционной работы по формированию грамотного звукопроизношения и развитию устной речи у детей дошкольного возраста с ОНР II-III уровня
целевая аудитория: дети2016 - 2017 учебный год...
Методические рекомендации для формирования грамотного письма на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.
Главная цель в классах среднего звена пятого вида на уроках русского языка – свободное владение языком в устной и письменной форме.Главная задача по русскому языку – это довести ребят до у...