Методические рекомендации для формирования грамотного письма на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Носарева Валентина Викторовна

Главная цель в классах среднего звена пятого вида на уроках русского языка – свободное владение языком в устной и письменной форме.

Главная задача по русскому языку – это довести ребят до уровня общеобразовательной школы, сформировать навыки грамотного письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._formir.gramotnogo_pisma.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для формирования грамотного письма на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

    Главная цель в классах среднего звена пятого вида на уроках русского языка – свободное владение языком в устной и письменной форме.

    Главная задача по русскому языку – это довести ребят до уровня общеобразовательной школы, сформировать навыки грамотного письма.

 Для формирования грамотного письма необходима постоянная работа. Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах и в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.

Второй этап для формирования грамотного письма – это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

И третье, научить детей самоконтролю, т.е.  уметь контролировать себя во время проверки своей работы.

  Некоторые методические приемы, позволяющие не допускать ошибки или быстро их находить и исправлять.

  1. Проведение фонетического анализа слова с последующим его проговариванием или доказательством написания слова по правилам.
  2. Использование сигнальных карточек «светофоров», «памяток», орфографического словаря в учебниках по русскому языку.
  3. Выписывание учителем на доске слов, которые еще не изучаются ими в данном классе.
  4. Использование таблиц общеупотребительных слов. Содержащие трудные случаи написания (например, шёл, сначала, тяжёлый и т.д.)
  5. Проведение выборочного комментирования (перед записью слова учащиеся должны, прежде всего, прокомментировать его написание в соответствии с правилом, которое изучалось или закреплялось на уроке.

Основная цель этих приёмов заключается не только в предупреждении ошибок при письме, но и в проверке учителем теоретических знаний учащихся, их интеллектуальных речевых умений.

 Для развития орфографической зоркости хорошо использовать наглядность, разнообразие таблиц, схемы, памятки. На уроках нужно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали орфографические правила и пользовались ими на практике. Большое внимание на уроках уделять практической деятельности. Грамматическая теория служит для ученика инструментом, при помощи которого они решают практические задачи, при этом интенсивно происходит и развитие логического мышления. На уроках надо всегда отходить от простого к сложному, требовать полного ответа, доказательности, используя различные памятки, алгоритмы.

   Самостоятельная работа готовится тщательно и проверяется на уроках. Образцы выполнения показываются на доске, учитываются индивидуальные особенности учащихся.  В систему тренировочных упражнений вводить  различные виды небольших диктантов: подготовительные, предупредительные, объяснительные, зрительные, свободные.

После проведения диктанта учитель должен выписывать в отдельную тетрадь все слова, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети устно  объясняют орфограммы в этих словах, проговаривая хором и индивидуально, а затем провести составленный из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут. На следующий день снова выписать слова, в которых были допущены ошибки, дети анализируют их устно, а затем дается новый диктант. И так до тех пор, пока не усвоят написание данных слов.

   Для развития орфографической зоркости помогает письмо по памяти. Для этого на уроках или дома учащиеся разучивают  стихи, в которых выделяются орфограммы, а затем они пишут по памяти.

    В обучении нужно  сочетать работы на слуховую, зрительную и моторную память. Для лучшего усвоения правила  как можно больше использовать забавные правила- четверостишия, это очень помогает в работе. Большое значение в развитии орфографической зоркости имеет систематическая работа над словами непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной опоры и целенаправленной тренировки.

     Для преодоления неграмотности, для воспитания орфографической зоркости используется такое задание как списывание с определёнными заданиями: запомнить, указать, подчеркнуть, обосновать написание. При этом правильный графический облик слова удерживается памятью. Задания по списыванию сочетаются с традиционными заданиями с пропущенными буквами или знаками препинания.  

Для  формирования грамотного письма хорошо помогает такой приём как взаимопроверка и каллиграфическое письмо. В начале урока в пятых и шестых классах  три минуты уделять каллиграфии. Обращать внимание на то, чтобы ребята писали строго на строке тетради, не заезжали за поля, использовали правило переноса, правильно писали прописные буквы и соединения между ними, соблюдали красную строку, аккуратно оформляли различные условные обозначения при  грамматическом разборе слов и предложений.

Разнообразие приёмов способствует  развитию орфографической зоркости учащихся и помогает осуществить главную задачу – сформировать навыки грамотного письма.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...

Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точност...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

«Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка ».

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точност...

Методические рекомендации по организации патриотического воспитания на уроках русского языка.

Данные рекомендации даны для уроков русского языка в 5 - 9 классах....

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида....

Методические рекомендации по теме «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка как методическая система приёмов совершенствования общеучебных умений (СОУ)»

Методические рекомендации по применению технологии «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка» предназначены   для педагогов школы. В них изложены приёмы технологии иллюс...