Программа кружка по литературе
методическая разработка по литературе (5, 6, 7 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

Программа кружка по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка по литературе42.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «УРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671615, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Уро, пер. Школьный, 2

тел.: (8-301-31)95-6-91; e-mail: uroschool1@yandex.ru; http:/www.urins.buryatschool.ru

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_________ \Т.М.Воронина

Протокол № ___

«___»__________ 2022 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

________ \ Н.В. Ахмадулина

«___»__________ 2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Уринская СОШ»

________ \ Г.Л. Аксентьева

приказ № _____

«___»__________ 2022 г.

М П

Рабочая программа

кружка «Литературная гостиная» для 5-7 классов

Разработчик программы:

И. И.Грига

Учитель русского языка и литературы

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №___ от

«___» _____20 22____ г

с. Уро

2022 г.

Срок действия программы: 1 год

Оглавление

№ п/п

Раздел рабочей программы

Нумерация страницы

1

Пояснительная записка  литературного кружка.

3

2

Планируемые результаты изучения литературного кружка.

4

3

Содержание  курса  литературного кружка.

5

4

Учебно-тематический план  литературного кружка.

6

5

Тематическое планирование  литературного кружка.

7-10

6

Ресурсное обеспечение программы  литературного кружка.

11

Пояснительная записка

    Рабочая программа кружка «Литературная гостиная» для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями

 -Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

--Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

     Программа предназначена для организации кружковой деятельности школьников и направлена на формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию, повышение уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

    Программа реализуется в рамках общекультурного направления кружковой деятельности. Основным преимуществом кружковой деятельности является представление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.

    В соответствии с образовательной программой школы, рабочая программа по кружковой деятельности рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительностью занятия 40 минут.

   Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся:  в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

   Программа курса способствует углубленному изучению творчества русских авторов, обращению к вопросам истории, музыки, живописи, а следовательно, привитию любви и уважения к русским национальным традициям, истории и культуре своего народа.

   Программа предполагает расширение знаний, полученных на уроках литературы. Не случаен выбор произведений для инсценирования и анализа на занятиях. Некоторые из них взяты из школьной программы.  Есть и новые произведения, которые не изучаются на уроках литературы, но включены с целью более глубокого и четкого понимания  творчества конкретного писателя или поэта, с целью творческого осмысления детьми целостной авторской позиции. Это даёт возможность учащимся глубже проникнуть в суть авторского слова, ближе познакомиться с прекрасным и интересным миром литературы.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

        В соответствии с требованиями к результатам освоения программы литературной гостиной обучение направлено на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

       Личностными результатами являются следующие умения и качества:                                                   -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;                                                                                                          -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;                                                                                              -устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;                                                     -потребность в чтение;                                                                                                                                    -осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;                                                                                                                                               -ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;                                                   -эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;                                                   -потребность в самовыражение через слово;                                                                                                            -устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

      Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД:                                                                                                                                         -определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;                                                                    -проговаривать последовательность действий на занятии;                                                                                                                 -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;                                   -учиться работать по предложенному учителем плану.

     Познавательные УУД:                                                                                                                                                 -ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);                                 -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;                                                                                          -делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;                                                                                         -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

     Коммуникативные УУД:                                                                                                                                             -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);                                                                                                                                                                             -слушать и понимать речь других;                                                                                                                                           -выразительно читать и пересказывать текст;                                                                                                                     -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;                                                                                                                                                                         -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Содержание программы

Раздел 1.«Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час) Выявление читательских интересов.                                                                                                                                                            Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4 час) «Говорите не столько уху, сколько глазу», - советует К.С. Станиславский. Определение подтекста произведения через углубленный его анализ. От того, каков подтекст  произведения, как понято его содержание, зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие чтения на слушателей. Пути раскрытия внутреннего содержания текста («открытость, прозрачность повествования», эмоциональная окраска слов, «отклоняющееся повествование», «подразумеваемый, скрытый подтекст», «постепенное раскрытие образов»). Продолжение работы с помощью упражнений по развитию техники дыхания, то есть выработка совокупности умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения.                                             Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд. (1 час) Мастерство актеров в театре. Работа над мимикой и жестами. Что такое актерский этюд.                                                                                             Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа) От народной песни - к стихам поэтов. Сопоставление текстов песен народных и авторских, выразительное чтение песен. Фольклорные произведения отражают жизнь русского народа, его надежды, мечты, идеалы. Лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни человечества. Актуальность фольклорных произведений. Мотивы народных песен, обработанных поэтами и прозаиками, для создания художественного образа.                                                                                                                                       Раздел 5. Древнерусская литература (2 часа) «Слово о погибели Русской земли». Выявление особенностей жанра «сказания». Сказание о Борисе и Глебе. Образы Бориса и Глеба как первых русских святых.                                                                                                                                                Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 час) М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок. Отрывки из книги Д. Николаева «Смех Щедрина». Сатирический смех Щедрина. Приметы фольклора в щедринских сказках. Авторская позиция, высмеивание человеческих пороков, место гипербол и гротеска в произведениях Салтыкова-Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др. Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина.                                                                                                                                         Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (10 часов) Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования. Н.В.Гоголь. «Ревизор» .Особенности драматического произведения, жанр комедии. Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы». История создания и история постановки и на сцене. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - «высмеять все дурное в России». Новизна финала. Сцена «вранья» Хлестакова.                                                                                                                                                           Раздел 8. Поэтические страницы (5 час) Поэтические страницы, посвященные родной природе. Из непрочитанного… Высокая поэзия классиков XIX и XX веков. Светлые образы описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры: ямб и хорей. «Проба пера» - сочинение собственных стихотворений о родном крае, природе. Программа концерта на тему «Родная природа в литературе, живописи и музыке» или музыкально-литературной композиции «Тихая моя Родина…».                                                                                                                     Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (4 час) Стихи и песни о войне 1941-1945г.г. Героизм русского народа, защищавшего свою Родину. Лирические и героические песни в годы войны, их призывно-воодушевляющий характер. Воспитание патриотических чувств учащихся.                                                                                                                   Подведение итогов работы. Творческий отчет (2 часа).

Учебно-тематический план кружка

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

В том числе контрольные, проверочные работы

1

Раздел 1.«Благородные и молчаливые друзья» - книги.

1

2

Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.)

4

1

3

Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд.

1

4

Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество.

2

1

5

Раздел 5. Древнерусская литература.

2

1

6

Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров.

4

1

7

Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков.

10

2

8

Раздел 8. Поэтические страницы.

5

2

9

Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне.

4

2

10

Подведение итогов работы. Творческий отчет.

2

2

Всего

35

-

Календарно- тематическое планирование

№            п/п

Дата

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Примечание

П

Ф

Раздел 1.«Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час)

1

Выявление читательских интересов.                                                                                                      

Беседа о необходимости чтения книг. Беседа о чтении и анализе произведения как непрерывной и сложной работе восприятия, памяти, воображения, мышления, читательских переживаний.

Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4 часа)

2

«Говорите не столько уху, сколько глазу», - советует К.С. Станиславский.

Оценка актерского и авторского чтения; наблюдение над речевыми особенностями речи (логичность, точность, выразительность, образность, аргументированность, доказательность, лаконичность, ситуативность). Формы организации: беседа, обсуждение, тренинги. Выразительное чтение вслух текстов, выделение пауз, определение темпа, ритма речи. Особенности чтения произведений разных жанров (пословиц, поговорок, сказок, былин, рассказов, пьес, стихотворений). Самостоятельное написание собственных произведений разных жанров или даже стилей. Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Средства речи. голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность). Интонация - главное средство выразительности речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая).Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).

3

Определение подтекста произведения через углубленный его анализ.

4

Пути раскрытия внутреннего содержания текста.

5

Практические занятия. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).

Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд (1 час).

6

Мастерство актеров в театре.

Этюд. Одушевление неодушевлённых предметов. Этюд «Знакомство» и «Ссора». Этюды «В театре», «Покупка театрального билета».

Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа).

7

От народной песни - к стихам поэтов.

Чтение и наблюдение. Формирование представления о древнерусской литературе как огромном пласте русской культуры и менталитета. Конкурсное чтение и анализ. Плач Ирины Федосовой у Некрасова в поэме «Кому на Руси…», стихи А.В. Кольцова. Сопоставление с текстами народных песен.                                                              

8

Конкурсное чтение стихотворений-песен.

Раздел 5. Древнерусская литература (2 часа).

9

«Слово о погибели Русской земли».

Выявление особенностей жанра «сказания»

Интонирование произведений. Обучение особенной ритмике речи в древнерусских сказаниях. Выразительное чтение.                                                                                                                                                                                

10

Практическая работа. Сказание о Борисе и Глебе. Выразительное чтение.

Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 час).

11

М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок.

Формы организации: беседа с элементами анализа, создание собственных иллюстраций, декораций, инсценирование сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору).

12

Сатирический смех Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др.

13

Практическая работа. Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина. Создание иллюстраций.

14

Инсценирование сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору).

Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (10 часов)

15

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования.

Литературный вечер, посвящённый творчеству Д.И.Фонвизина. Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами.

16

Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами.

17

Репетиция спектакля.

18

Литературный вечер, посвящённый творчеству Д.И.Фонвизина.

19

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического произведения, жанр комедии.

Выразительное чтение и анализ эпизодов и подготовка к инсценированию пьесы. «К нам едет «Ревизор»»… Театральное представление Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами.   Художественны особенности диалогов, начала и концовки рассказов А. Куприна «Извозчик Петр», Е.И. Носова «Радуга», В.Н. Мирнева «Ночью». Размышления по поводу героев и их поступков, манеры держаться, разговаривать, общаться, сострадать, переживать за то, что совершено. Художественные средства, которыми автору удаётся создать ясную картину событий, переживаний и чувств героев.                                                                                                                        

20

Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы». Выразительное чтение и анализ эпизодов и подготовка к инсценированию пьесы.

21

Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами.

22

«К нам едет «Ревизор»»…                             Театральное представление.

23

Подготовка сценария и выразительное чтение отрывков к Вечеру современной прозы, посвященному новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов.

Вечер современной прозы, посвященный новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов. Подготовка сценария и выразительное чтение отрывков.                                                                                                                                              

24

Вечер современной прозы, посвященный новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов.

Раздел 8. Поэтические страницы (5 часов)

25

Поэтические страницы, посвященные родной природе. Светлые образы описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова.

Выразительное чтение стихотворений, выбранных обучающимися самостоятельно; подготовка иллюстрации и картин, связанных с изучаемыми произведениями. Формы организации: беседа, обсуждение, создание собственной иллюстрации, «проба пера» - создание собственных стихотворений, литературно-музыкальная композиция «Тихая моя Родина».

26

Родная природа в стихотворениях А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Создание собственной иллюстрации к стихам поэтов.

27

Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров.

28

Творческая мастерская. Разработка сценария литературно-музыкальной композиции «Тихая моя Родина».

29

Представление литературно-музыкальной композиции «Тихая моя Родина».

Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (4 часа).

30

Лирические и героические песни в годы войны, их призывно-воодушевляющий характер.

Отбор материала, выразительное чтение стихотворений. Литературная гостиная «Чтобы помнили».        

                                                         

31

Отбор материала для литературной гостиной, выразительное чтение стихотворений.

32

Репетиция литературной гостиной, выразительное чтение стихотворений.

33

Литературная гостиная «Чтобы помнили».

Подведение итогов работы. Творческий отчет (2 часа).

34

Творческий отчет.

35

Итоговое занятие.

Ресурсное обеспечение программы по литературе

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Примерной рабочей программы «Литературный кружок», автор О. А. Ерёмина (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений . Москва: Издательство «Просвещение», 2012.)

Учебник, учебное пособие

Рабочая тетрадь для учащихся

-

Электронное приложение к УМК

-

Методическое пособие с поурочными разработками

Дидактический материал

-

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Список используемой литературы

1.Ерёмина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для

учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2012-140 с.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:

Просвещение, 2011.

4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2011.-223с.

Автоматизированное рабочее место учителя

Компьютер, принтер.

Оборудование, материалы, инструменты

Мультимедийный экран, проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Программа кружка «Английская литература»  разработана для учеников старших классов (10-11), рассчитана на 4 часа в неделю....

Рабочая программа кружка по литературе для 6 класса

Рабочая программа кружка по литературе для 6 класса "Мифы народов мира"....

Программа кружка "Художественная литература и искусство кино"

Данная программа расчитана на учащихся 11 класса. Количество часов - 72....

Рабочая программа кружка по литературе "В мире литературы"

Цель программы : вызвать интерес к чтению.Задачи: развивать читательские компетенции; активизировать творческие способности учащихся; стимулировать исследовательскую деятельность; уточнить и развить т...