О творчестве А.П. Чехова
презентация урока для интерактивной доски по литературе
Презентация и доклад по творчеству А.П. Чехова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov_nov.ppt | 2.98 МБ |
chehov.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антон Павлович Чехов ( 1860- 1904)
Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге.
Мать - Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) Отец- Павел Егорович Чехов (1825—1898)
Лавка Чеховых в Таганроге
Семья Чеховых
В 8 лет Чехов поступает в таганрогскую Мужскую классическую гимназию.
В здании бывшей мужской гимназии открыт музей памяти писателя.
Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.
Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, писал юмористические рассказы, сценки.
Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии.
В 1879 г. Чехов закончил гимназию.
В 1879 г. переехал в Москву, поступил на медицинский факультет Московского университета.
Свидетельство на звание врача, выданное А. П. Чехову Московским университетом в 1884 г.
Работал уездным врачом в Воскресенске в Чикинской больнице. Затем в Звенигороде заведовал больницей.
С 1880 г. печатает рассказы, фельетоны, юморески в юмористических журналах и еженедельниках «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Стрекоза» и др.
Псевдонимы: Антоша Чехонте, Балдастов, Брат моего брата, Антонсон, Человек без селезенки…
Итогом раннего периода творчества стали сборники малой прозы: «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» (1887), «В сумерках» (1887).
Заканчивая университет, он уже был автором многих великолепных произведений:
«Хамелеон»,
« Толстый и тонкий»,
«Смерть чиновника»,
«Хирургия»,
«Жалобная книга»,
«Лошадиная фамилия»
Внешний комизм и весёлость сочетаются с гоголевско-щедринской традицией сатирического обличения.
В 1886 Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты "Новое время" А.С. Суворина. Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем.
В типографии А.С. Суворина
Произошел перелом в художественном творчестве. Перед читателем предстал уже "зрелый", "серьезный" Чехов.
Созданы повести «Степь» (1886), «Скучная история» (1889), пьеса «Иванов» (1887-1889).
А.П. Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889).
В сборник вошли рассказы «Детвора», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома»,
«Ванька»,
«Мальчики»
Чехов любил животных. Свои произведения о животных он адресовал детям.
«Каштанка» (1892)
«Белолобый» (1895)
В 1890 году писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу.
На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек.
История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин».
С 1890 по 1892 г. по возвращении в Москву Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке.
Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата №6».
В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой.
В доме-музее писателя
Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей.
Открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения.
В мелиховский период (1992 — 1998 гг.) было написано 42 произведения.
Созданы «Палата № 6», «Человек в футляре»,
«Бабье царство», «Случай из практики»,
«Ионыч», «Крыжовник».
Написан "деревенский цикл" —«Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года».
Написана пьеса «Чайка». Постановка во МХАТе в 1898 г. прошла с большим успехом.
Сцены из «Чайки"
Написана пьеса «Дядя Ваня».
В 1898 году Чехов переехал в Ялту.
В доме у него бывали Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, И. И. Левитан.
А.П. Чехов и М. Горький в Ялте (1901)
А.П.Чехов и Л.Н.Толстой в Гаспре (1901)
В конце 1880-х годов Чехов много писал для театра. Созданы пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба», водевили «Медведь», «Юбилей».
В 1901 г. на сцене Московского художественного театра поставлена пьеса «Три сестры».
В 1904 г. написана пьеса «Вишневый сад».
В 1901 году Чехов женится на актрисе Московского художественного театра О. Л. Книппер.
В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер.
Здесь 2 июня (15 июня) 1904 года А.П. Чехов скончался.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы - трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.
Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова
В каком году и где родился А.П. Чехов? В 1860 г. в Таганроге
Какие учебные заведения закончил А.П. Чехов? Таганрогская мужская гимназия, Московский университет
Кем работал А.П. Чехов по окончании Московского университета? Врачом
В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель? «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Стрекоза» и др.
Какими псевдонимами подписывался А.П. Чехов под своими первыми произведениями? Антоша Чехонте, Балдастов, Брат моего брата, Антонсон, Человек без селезёнки и др.
Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? «Хирургия», «Жалобная книга», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.
С какой газетой стал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году? Газета «Новое время» А.С. Суворина
Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях? «Детвора»
Какие рассказы А.П. Чехова о детях и для детей вы знаете? «Ванька», «Мальчики», «Каштанка», «Белолобый» и др.
Какие сборники рассказов, ставшие итогом раннего творчества писателя, вы знаете? «Пёстрые рассказы», «Сказки Мельпомены», «Невинные речи», «В сумерках»
С какой целью А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин? Вёл перепись населения
Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин? «Остров Сахалин»
В какой период творчества А.П. Чеховым написано 42 произведения? В Мелиховский период
Какие рассказы позднего периода творчества А.П. Чехова вы знаете? «Палата №6», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч» и др.
Какие пьесы А.П. Чехова вы знаете? «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад»
Назовите известные вам чеховские места Таганрог, Москва, Мелихово, Ялта и др.
Предварительный просмотр:
Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антона Павловича Чехова;
- повысить интерес к творчеству Антона Павловича Чехова;
- развить познавательные способности учащихся;
- развить творческие способности учащихся;
- воспитать информационную культуру учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»; компьютер, медиапроектор, экран; выставка книг с произведениями Чехова; реквизит выступающих в инсценировках рассказов Чехова.
Предварительная работа: учащиеся самостоятельно знакомятся с биографией А.П. Чехова, творческие группы учащихся готовят инсценировки рассказов А.П. Чехова; проходит подготовка ведущих урока.
Слайд 1,2
Ведущий 1
Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге (слайд 3) в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии.
Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.
Отец, Павел Егорович (слайд 4), будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле "колониальными товарами" (слайд 5). Но больше всего он увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками. Павел Егорович Чехов унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.
Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Она пережила четырёх из семи своих детей — самой первой умерла дочь Евгения в возрасте двух лет. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Ведущий 2
Антон Павлович Чехов был третьим ребёнком в семье (слайд 6). Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни, после школы братья втроем бегали рыбачить или ловить щеглов и чижей.
Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.
В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию (слайд 7,8). Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу.
Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира (слайд 9), любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.
Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки (слайд 10). Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии (слайд 11). Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ.
Ведущий 1
Ещё в 1874 году дела у отца Павла Егоровича пошли совсем плохо, и он стал падать в долговую яму. Через два года он вынужден был тайно уехать из Таганрога, 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание.
В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге (слайд 12) и в этом же году переехал к родителям в Москву. В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета (слайд 13), где учился у известных профессоров: Н. Склифосовского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета (слайд 14) и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Чикинской больнице (слайд 15), заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.
Чехов уже студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических (слайд 16): московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Он публикует свои юморески под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте (слайд 17).
Ведущий 2
Итогом раннего периода творчества стали сборника малой прозы (слайд 18) — «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» и «В сумерках» (оба - 1887, за последний сборник в 1888 автору присуждена академическая Пушкинская премия). В лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.
Оканчивая университет (слайд 19), он уже был автором таких великолепных произведений, как "Хамелеон" (слайд 20), "Толстый и тонкий" (слайд 21), "Смерть чиновника" (слайд 22),"Хирургия" (слайд 23), "Жалобная книга" (слайд 24), чуть позже написан рассказ «Лошадиная фамилия» (слайд 25) , которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности. Внешний комизм и стихия нехитрой веселости, рассчитанной на развлечение массового читателя, сочетаются с гоголевско-щедринской традицией сатирического обличения (слайд 26).
Учащиеся показывают инсценировки отрывков из рассказов А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Хамелеон» и «Злоумышленник».
Ведущий 1
В 1886 Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты "Новое время" А.С. Суворина (слайд 27,28). Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем. Тогда же произошел перелом в художественном творчестве. Начиная с повестей «Степь» (1886), «Скучная история» (1889) и пьесы «Иванов»(1887-1889), поставленной в петербургском театре Ф.А. Корша, перед читателем предстал уже "зрелый", "серьезный" Чехов, в сочинениях которого слышнее драматические перебои жизненного пульса, тоска о гармонии и устремленность к вопросам человеческого духа (слайд 29,30).
По настоянию издателя А. С. Суворина (слайд 31) Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома» (слайд 32), «Ванька» (слайд 33), «Мальчики» (слайд 34). Сборник получил высокую оценку учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов». Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением.
Ведущий 2
Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними (слайд 35). Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» (слайд 36) и «Белолобый» (слайд 37) он адресовал именно детям. В письме к брату Чехов писал о впечатлении детей А. С. Суворина от «Каштанки»: «Детишки не отрывают от меня глаз и ждут, что я скажу что-нибудь необыкновенно умное. А по их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке».
Ведущий 1
В 1890 году (с апреля по декабрь) писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу (слайд 38). Для Чехова это был гражданский поступок, своеобразное «хождение в народ». На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек (слайд 39). Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок.
История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин» (слайд 40). Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова и труд переписчика, которым стал на время А. П. Чехов. «Что в России страшно, то здесь обыкновенно, — пишет он, - Сахалин - это место невыносимых страданий... Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст... размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей... Виноваты не смотрители, а все мы». С тех пор творчество писателя, как он сам говорил, было все «просахалинено». Отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке», «Палата № 6» (оба 1892).
Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.
Ведущий 2
С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке (слайд 41). Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6» (слайд 42) , а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова.
Ведущий 1
В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой (слайд 43), где сейчас работает один из главных чеховских музеев (слайд 44). Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей (слайд 45), открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения (слайд 46).
В мелиховский период было написано 42 произведения (слайд 47). С 1892 по 1898 гг. созданы «Палата № 6», «Человек в футляре» (слайд 48), «Бабье царство», «Случай из практики» (слайд 49), « Ионыч», «Крыжовник» (слайд 50), написан большой "деревенский цикл" — «Мужики», « На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года» (слайд 51), пьесы «Чайка» (премьера в Петербургском Александринском театре в 1896 провалилась, вторая постановка, во МХАТе в 1898, прошла с большим успехом) (слайд 52, 53), «Дядя Ваня» (слайд 54). В эти годы Чехов адресует своим корреспондентам свыше полутора тысяч писем, которые в своей целостности впоследствии были оценены как шедевр русской эпистолярной культуры.
Ведущий 2
В 1898 году Чехов переехал в Ялту (слайд 55), где приобрел участок земли и построил дом, в котором у него бывали Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, художник И. И. Левитан (слайд 56, 57, 58).
В конце 1880-х годов Чехов много писал для театра: были созданы пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба»,водевили «Медведь», «Юбилей» (слайд 59).
Непонятая актерами и зрителями, в 1896 году потерпела провал его пьеса «Чайка», но уже через два года, в 1898 году, в постановке молодого Московского художественного театра эта пьеса имела триумфальный успех и стала символом нового театра.
Там же были поставлены пьесы «Дядя Ваня» (1898), «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1904), которые с тех пор не сходят со сцен театров всего мира (слайд 60,61).
Ведущий 1
В 1900 году Чехов избран академиком по разряду изящной словесности, однако в 1902 году от звания академика он отказался (совместно с В. Г. Короленко) в связи с тем, что избрание в Академию М. Горького было объявлено царем недействительным.
В 1901 году Чехов женится на актрисе Московского художественного театра О. Л. Книппер (слайд 62).
Ведущий 1
В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер (слайд 63).
15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался (слайд 64).
Ведущий 2
А.П. Чехов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (слайд 65).
В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы - трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира (слайд 66).
Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова (слайд 67)
- В каком году и где родился А.П. Чехов? (слайд 68)
- Какие учебные заведения закончил А.П. Чехов? (слайд 69)
- Кем работал А.П. Чехов по окончании Московского университета? (слайд 70)
- В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель? (слайд 71)
- Какими псевдонимами подписывался А.П. Чехов под своими произведениями? (слайд 72)
- Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? (слайд 74)
- С какой газетой начал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году? (слайд 75)
- Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях? (слайд 76)
- Какие рассказы А.П. Чехова о детях и для детей вы знаете? (слайд 77)
- Какие сборники рассказов, ставшие итогом раннего творчества писателя, вы знаете? (слайд 78)
- С какой цель А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин? (слайд 79)
- Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин? (слайд 80)
- В какой период творчества А.П. Чеховым написано 42 произведения? (слайд 81)
- Какие рассказы позднего периода творчества Чехова вы знаете? (слайд 82)
- Какие пьесы А.П. Чехова вы знаете? (слайд 83)
- Назовите известные вам чеховские места (слайд 84).
Подведение итогов викторины.
Тайный советник — в России гражданский чин III класса в Табели о рангах, соответствовал чинам генерал-лейтенанта и вице-адмирала. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности, например министр или товарищ министра, руководитель крупногодепартамента, сенатор, академики Императорской Академии Наук, изредка в III классе были и некоторые губернаторы, долго управляющие своей губернии и произведённые в тайные советники в знак признания особых заслуг и перед переводом с повышением в столицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова
Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...
Тест по творчеству А.П.Чехова, карточки
Проверочный материал знаний учащихся (Чехов "Вишневый сад", биография писателя...
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехова и ...
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
Урок чтения в 7 классе по творчеству А.П.Чехова «А.П.Чехов. Жизнь. Судьба. Творчество».
Урок получения новых знаний....
Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова
Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...