Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников
"ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"
Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехова и рассмотреть идейно-художественное своеобразие его ранних рассказов.
К уроку обучающимся дается задание перечитать знакомые из курса школьной программы рассказы, а также прочитать новые: «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Налим», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев», «Суд», «Хирургия», «Дочь Альбиона», «Смерть чиновника», «Пересолил», «Папаша», «Нервы», «Вверх по лестнице».
Огромное значение в творчестве любого писателя имеет общественная жизнь страны, политическая ситуация, события, происходящие в тот или иной период жизни писателя. Так и в творчестве Чехова большую роль сыграла общественно-политическая жизнь России конца XIXвека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_a._p._chehova.docx | 60.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА.
РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников
Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо ва и рассмотреть идейно-художественное своеобразие его ранних рассказов.
Задачи урока
1. Образовательные:
- дать представление об общественно-политической жизни Рос сии 80-90-х гг. XIX в.;
- расширить познания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова;
- помочь обучающимся увидеть индивидуальность писателя через художественные особенности его произведений.
2. Развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы с текстом;
- развивать способность к самостоятельному мышлению;
- развивать умение высказывать и аргументировать свое мне ние;
- прививать интерес к творчеству А.П. Чехова.
3. Воспитывающие:
- воспитывать любовь к русской литературе и родному языку;
- воспитывать стремление к совершенствованию устной и пись менной речи.
Методические приемы:
- лекция с элементами беседы;
- сообщения учащихся;
- составление таблицы «Жанровые особенности ранних расска зов А.П. Чехова»;
- анализ ранних рассказов А.П. Чехова;
- аналитическая беседа.
Оборудование:
- тексты ранних рассказов А.П. Чехова;
- фотографии А.П. Чехова (разных лет, обязательно 1879-1886 гг.);
- карточка № 1 «Портретная зарисовка» - 10 шт.;
- карточка № 2 «Речь персонажей» - 10 шт.;
- тетради, ручки, карандаши, линейки учащихся;
- доска, мел (или доска, маркер);
- магниты для доски;
- пробковая доска - 2 шт., иголочки для крепления фотографий;
- цитаты А.П. Чехова:
«Мое дело только в том, чтобы уметь отличать важные показа ния (жизни, натуры) от неважных, уметь освещать фигуры и гово рить их языком».
«Тогда человек станет лучше, когда вы ему покажете ему, каков он есть».
«Краткость - сестра таланта».
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и ду ша, и мысли».
«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и на земле».
Эпиграф к уроку:
«Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенное изобра жение обыкновенной жизни».
Василий Розанов
Предварительная подготовка к уроку
К уроку обучающимся дается задание перечитать знакомые из курса школьной программы рассказы, а также прочитать новые: «Хамеле он», «Лошадиная фамилия», «Налим», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев», «Суд», «Хирургия», «Дочь Альбиона», «Смерть чинов ника», «Пересолил», «Папаша», «Нервы», «Вверх по лестнице».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного
С рассказами А.П. Чехова вы знакомы со школы. Какие расска зы Чехова вы помните из курса школьной программы? («Лошади ная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Ванька» и др.)
III. Работа над новым материалом
Сегодня мы приступаем к дальнейшему изучению творчества А.П. Чехова. К его произведениям мы будем обращаться на протя жении трех уроков. Тема сегодняшнего урока: «Творчество А.П. Чехо ва. Ранние рассказы А.П. Чехова».
Цель урока: дополнить ваши знания о жизненном и творческом пути А.П. Чехова и рассмотреть идейно-художественное своеобра зие его ранних рассказов.
Цель на все три урока изучения творчества А.П. Чехова: по пытаться отследить, менялся ли духовный мир персонажей че ховских рассказов в разные периоды творчества и если менял ся, то как.
Огромное значение в творчестве любого писателя имеет обще ственная жизнь страны, политическая ситуация, события, происхо дящие в тот или иной период жизни писателя. Так и в творчестве Чехова большую роль сыграла общественно-политическая жизнь России конца XIX века.
1. Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е гг. XIX в. и ее отражение в литературе
80-е годы открывают новую эпоху в социально-политическом развитии России. Все явственнее заявляет о себе русский пролета риат. Интенсивно развивается капитализм в России, который ха рактеризуется ростом числа заводов и фабрик, строительством железных дорог, вхождением в быт электричества и, вместе с тем, кризисом сельского хозяйства, общим отставанием экономики по сравнению с экономикой развитых западно-европейских госу дарств. Ширится круг студенческих волнений, кульминационный момент которых приходится на весну 1901 г., когда в Петербурге по лицейскими была разогнана студенческая демонстрация.
Происходит резкое усиление контроля со стороны правительст ва: закрыты «Отечественные записки», усиливается влияние «Мос ковских ведомостей» (М. Катков), «Нового времени» (А. Суворин).
В начале 80-х гг. Александр III последовательно осуществляет новый политический курс. В 1882 г. введены «Временные правила о печати» для осуществления контроля над периодическими издания ми. В то же время возрастает роль развлекательной журналистики. Наиболее известные юмористические издания 80-х гг. - журналы «Стрекоза» и «Осколки». В них начинал свою писательскую дея тельность А.П. Чехов.
В литературной жизни 80-х гг. видное место занимает творче ство М.Е. Салтыкова-Щедрина, развиваются традиции критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамина-Сибиряка, в эти годы создает свои лучшие произведения Н.С. Лесков.
В литературе того времени происходит обновление тематики - судьбы крестьянина и дворянина уступают место проблемам «сред него человека», интеллигента. Героями произведений становятся врачи, учителя, представители земства.
Значительное место в литературе этого периода занимает творчество Л.Н. Толстого, в центре внимания которого становится судьба народа. В своих произведениях он проповедует нравствен ное совершенствование отдельного человека, смирение личной гордыни.
Литературная деятельность А.П. Чехова также началась в начале 80-х гг. XIX в. Чехов остро чувствовал переломное состояние мира и человека. Для их воплощения искал и обрел особые художествен ные принципы. «Никаких сюжетов не нужно, - сказал он однажды. -В жизни нет сюжета, в ней все смешано - глубокое с мелким, вели кое с ничтожным, трагическое со смешным... Нужны новые формы, новые формы...».
Таким образом, А.П. Чехов начал печататься в 80-е гг., кото рые часто называют «эпохой безвременья», или «нервным ве ком» (Д. Мережковский). И это безвременье, конечно, наложило от печаток на мировоззрение А.П. Чехова.
Учащиеся записывают тезисы.
2. Основные этапы жизни и творческого пути А.П. Чехова
Чертим таблицу (табл. 1): «Основные этапы жизни и творческого пути А.П. Чехова».
Для заполнения таблицы 1-2 учащихся, дополняя друг друга, за читывают приготовленные к уроку доклады о жизни и творчестве А.П. Чехова. По необходимости преподаватель корректирует ответы обучающихся.
Таблица 1
3. Периоды в творчестве А.П. Чехова
А.П. Чехов прожил короткую жизнь (44 года), но создал столь ко значительных произведений, разных по жанру (рассказы, пове сти, пьесы), эмоциональному настрою, тематике, что его творче ство на протяжении не одного десятилетия является интересным и актуальным, а авторитет непререкаемым. Художественные открытия А.П. Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века.
А.П. Чехов «дал слово» представителям всех слоев и сословий -его проза, пожалуй, самая «населенная» в мировой литературе: в ней живут почти 8 000 персонажей (для сравнения: в «Человеческой комедии» О. Бальзака - около 3 000).
В творчестве А.П. Чехова выделяют три периода:
- I (или ранний) - 1880-1886 гг.
- II (или зрелый)-1886-1896 гг.
- III-1896-1904 гг.
Чертим таблицу (табл. 2): «Периоды в творчестве А. П. Чехова»
Таблица 2
ПЕРИОД | ГОДЫ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
I | 1880-1886 | Рассказы: «Письмо к ученому соседу» (1880), «Суд» (1881), «Смерть чиновника» (1883), «Толстый и тонкий» (1883), «Хаме леон» (1884), «Унтер Пришибеев» (1885), «Лошадиная фамилия» (1885) и др. |
II | ||
III |
Столбцы второго и третьего периода будем заполнять на следу ющих уроках.
Всего за первые 5 лет Чеховым было написано около 400 про изведений. В своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев - актеров, врачей, военных, приказчиков, купцов, учителей, литераторов, священнослужителей, чиновников, музыкантов, ремесленников, дворников, извозчиков, прислуги, аптекарей, гимназистов и др.
В I период творчества А.П. Чехов использует разные жанры:
- шутливые сценки («За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»);
- анекдоты (они вошли в цикл юморесок «И то и се»);
- рассказ-шутку («Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Темпе рамент»);
- фельетон («В Москве», «Осколки московской жизни»);
- комическую рекламу («Перепутанные объявления»);
- рассказ-стимуляцию («Грешник из Толедо»);
- рассказ-пародию («Тысяча одна ночь, или Страшная ночь»);
- вопросы и ответы («Руководство для желающих жениться»);
- рассказ-комедию («Радость», «Неосторожность»).
Пробой творческих сил А.П. Чехова в 1880-е гг. стала юмори стика. Он дебютировал на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» и др. Таким журналам требо вались в первую очередь рассказы-миниатюры, рассказы-сценки, рассчитанные на мгновенный комический эффект. Чехов извлекал смех из хорошо знакомых вещей, искал смешное в обыденном, при мелькавшемся. Его юмористические рассказы подобны зарисовкам с натуры, как будто «сняты скрытой камерой».
Обратимся к «Словарю литературоведческих терминов» и по смотрим определение понятия «юмор».
Юмор (от англ. humour - комизм, причуда, нрав < лат. humor -влага; восходит к древним представлениям о том, что четыре теле сные жидкости определяют темперамент человека):
- понимание комического, умение видеть и показывать смеш ное, снисходительно- насмешливое отношение к чему-нибудь;
- в искусстве: изображение чего-нибудь в смешном, комиче ском виде;
- насмешливая и шутливая речь.
Как вы думаете, за счет чего достигается комический эффект в рассказах А.П. Чехова? Портреты персонажей способствуют дости жению этого эффекта?
Давайте обратимся к нашей мини-викторине. Возьмите карточку № 1 «Портретная зарисовка». Подпишите ее и прочитайте задание. Выполните его.
Типичный чеховский персонаж - это человек из толпы, и смех он вызывает не какими-то странностями или причудами, а, наоборот, своими, в общем-то, заурядными поступками.
В своих юмористических рассказах Чехов писал о мелочах по вседневного быта, о чиновниках и мещанах, о разных нелепостях в их обыденной жизни, он не высказывал в своих рассказах
возмущения, избегал морали, он смеялся, и только. А как вы думаете, речь персонажей способствует достижению юмористического эф фекта?
А.П. Чехов писал: «Мое дело только в том, чтобы уметь отличать важные показания (жизни, натуры) от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком».
Обратимся к карточке № 2 «Речь персонажа». Выполните зада ние карточки.
Первый период творческого пути Чехова проходит под знаком осмеяния, обличения обывателя. Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова, то обыватель - это:
- В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремеслен ник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям.
- Человек, лишенный общественного кругозора, живущий толь ко мелкими личными интересами, мещанин.
Обывательщина (презрительный оттенок) - это косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.
4. Жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова
Теперь на примере любого из рассказов попытаемся выявить жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова. Возьмем, на пример, рассказ «Толстый и тонкий».
Чертим таблицу (табл. 3): «Жанровые особенности рассказов А.П. Чехова».
Таблица 3
Название | Толстый и тонкий |
Жанр | Рассказ |
Год создания | 1883 |
Тема | Раболепие, чинопочитание, угодничество, приспособленчество |
Завязка | Встреча Толстого и Тонкого |
Развитие | Друзья радуются встрече, каждый рассказы вает о своей жизни |
Кульминация | Тонкий узнает о том, что Толстый дослужил ся «до тайного советника» |
Развязка | Тонкий пресмыкается перед Толстым, Толстого раздражает раболепие однокласс ника |
Фамилии, имена | Тонкий - Порфирий, |
Речь персонажей | Речь Тонкого: 1 часть - до кульминации (условно): «Такой же душонок и щеголь», «Помнишь, как тебя дразнили?» |
Речь Тонкого: II часть - после кульминации (условно): «Я, ваше превосходительство...», «Помилуйте... Что вы-с... Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...» | |
Роль деталей | «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но ско ро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...» |
«Захихикал Тонкий, еще более съеживаясь» | |
«...на лице у Тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кис- лоты, что тайного советника стошнило» |
IV. Подведение итогов
Итак, подведем итоги:
- Какое влияние на формирование мироощущения А.П. Чехова оказала эпоха 80-х гг. XIX в.?
- Какие периоды выделяют в творчестве А.П. Чехова?
- Каким темам посвящены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова?
- Каковы герои этих рассказов?
- За счет чего достигается юмористический эффект в ранних рассказах А.П. Чехова?
- описание внешности;
- речь персонажей;
- поступки героев рассказов и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что I, ранний, период творчества А.П. Чехова (1880 - 1886) характеризуется следую щими особенностями (учащиеся совместно с преподавателем формулируют выводы по уроку и записывают эти выводы в те традь):
- создано около 400 произведений;
- в своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев;
3) в ранний период А.П. Чехов формировался как писатель-
юморист, по-новому разрабатывающий жанр маленького рассказа;
- тематика большинства ранних рассказов А.П. Чехова - мело чи обывательского существования;
- уже в первые годы своего творчества А.П. Чехов смог зареко мендовать себя как талантливый писатель (например, его сборники неоднократно переиздавались);
- мастер короткого повествования, А.П. Чехов обладал удиви тельным даром: он мог вместить в небольшой рассказ события це лого романа или пьесы. Чеховская краткость необычайно содержа тельна;
- язык и стиль его героев чрезвычайно выразителен (в нем и заключается секрет чеховских рассказов);
- многие его персонажи стали нарицательными:
- унтер Пришибеев;
- хамелеон и др.
V. Домашнее задание
- Сделать и заполнить таблицу «Жанровые особенности расска зов А.П. Чехова». Рассказ берется любой (из тех, что были заданы к сегодняшнему уроку).
- Прочитать рассказы А.П. Чехова: «Человек в футляре», «Кры жовник», «О любви».
- Подумать и объяснить, почему эти рассказы объединяются в «Маленькую трилогию».
Приложение 1
Карточка № 1 «Портретная зарисовка»
Задание: назовите персонаж рассказа А.П. Чехова по следую щим характеристикам и укажите название рассказа:
- Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его об росшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва вид ные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесаных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.
- Только что он пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем.
- Сидел он во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху бла женства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!
- Поднимает очки на лоб и с удивлением глядит на мирового, ко торый, очевидно, не на его стороне. Его выпученные глаза блестят, нос становится ярко-красным. Глядит он на мирового, на свидете лей и никак не может понять, отчего это мировой так взволнован и отчего из всех углов камеры слышится то ропот, то сдержанный смех. Непонятен ему и приговор: на месяц под арест!
- Он только что вышел из вагона и был навьючен чемода нами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофей ной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищу ренным глазом - его сын.
- Возле него стояла высокая, тонкая англичанка с выпуклы ми рачьими глазами и большим птичьим носом, похожим скорей на крючок, чем на нос. Одета она была в белое кисейное платье, сквозь которое сильно просвечивали тощие, желтые плечи. На зо лотом поясе висели золотые часики. Она тоже удила. Вокруг обоих царила гробовая тишина. Оба были неподвижны, как река, на кото рой плавали их поплавки.
- У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу та бачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помога ло, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать боль ной зуб генерал ответил отказом. Все домашние - жена, дети, при слуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство.
- Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...
- Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бо родавка, похожая издали на большую муху. Секунду он ищет гла зами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с по клоном кладет ее перед фельдшером.
10. Воротился он из города к себе на дачу под свежим впечат лением только что пережитого спиритического сеанса. Раздеваясь и ложась на свое одинокое ложе (жена уехала к Троице), он стал невольно припоминать всё слышанное и виденное. Сеанса, соб ственно говоря, не было, а вечер прошел в одних только страшных разговорах. Какая-то барышня ни с того ни с сего заговорила об угадывании мыслей. С мыслей незаметно перешли к духам, от ду хов к привидениям, от привидений к заживо погребенным... Какой-то господин прочел страшный рассказ о мертвеце, перевернувшем ся в гробу. Сам он потребовал блюдечко и показал барышням, как нужно беседовать с духами.
Ответы
- Денис Григорьев. «Злоумышленник».
- Толстый, Михаил. «Толстый и тонкий».
- Иван Дмитрич Червяков. «Смерть чиновника».
- Унтер Пришибеев. «Унтер Пришибеев».
- Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».
- Гувернантка мисс Тфайс. «Дочь Альбиона».
- Генерал-майор Булдеев. «Лошадиная фамилия».
- Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».
9. Дьячок Вонмигласов. «Хирургия».
10. Дмитрий Осипович Ваксин, архитектор. «Нервы».
Приложение 2
Карточка № 2 «Речь персонажа»
Задание: укажите название рассказа и назовите персонаж рас сказа А.П. Чехова:
- - В гимназии вместе учились! - продолжал он. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедни чать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к не му поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.
- - Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
- Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
- Помилуйте... Что вы-с... - захихикал он, еще более съежива ясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
- - Послушай, - обратился он к вознице. - Так ты говоришь, что здесь не опасно? Это жаль... Я люблю с разбойниками драться... На вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка... Од нажды напало на меня три разбойника... Так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что... что, понимаешь, богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли на каторгу. И откуда у меня сила берется, не знаю... Возьмешь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и... и сковырнешь.
- - Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... - Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за па лец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, мо жет, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то луч ше и не жить на свете...
- Его в Саратове каждая собака знает, - сказал приказчик. -Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть... Его благородию господину Якову Васильичу... Васильичу... Васильичу... Якову Васильичу... а по фамилии... А фамилию вот и забыл!.. Васильичу... Чёрт... Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил... Позвольте-с... Сейчас... Васильичу... Якову Васильи чу... Забыл!
6. - Вы это... тово... как же сюда попали? - спросил он, зевая в
кулак.
-Также, как и вы...
- То есть, положим, не так, как я... - нахмурился он, оглядывая Щепоткина. - Гм... тово... дела ваши как?
- Так себе... Кончил курс в университете и служу чиновником особых поручений при Подоконникове...
- Да? Это на первых порах недурно... Но... ээ... простите за не скромный вопрос, сколько дает вам ваша должность?
- Восемьсот рублей...
- Пф!.. На табак не хватит... - пробормотал он, опять впадая в снисходительно-покровительственный тон.
- Конечно, для безбедного прожития в Петербурге этого недо статочно, но кроме того ведь я состою секретарем в правлении Угаро-Дебоширской железной дороги... Это дает мне полторы ты сячи...
- Дааа, в таком случае, конечно... - перебил он, причем по лицу его разлилось нечто вроде сияния. - Кстати, милейший мой, каким образом вы познакомились с хозяином этого дома?
- Очень просто, - равнодушно отвечал Щепоткин. - Я встретил ся с ним у статс-секретаря Лодкина...
- Вы... бываете у Лодкина? - вытаращил глаза он...
- Очень часто... Я женат на его племяннице...
- На пле-мян-ни-це? Гм... Скажите... Я, знаете ли... тово... всегда желал вам... пророчил блестящую будущность, высокоуважаемый Иван Петрович...
-Петр Иваныч...
- То есть, Петр Иваныч... А я, знаете ли, гляжу сейчас и вижу - что-то лицо знакомое... В одну секунду узнал... Дай, думаю, по зову его к себе отобедать... Хе-хе... Старику-то, думаю, небось, не откажет!
7. Чего-с? Как же это не мое? Чудно-с... Люди безобразят, и не мое дело! Что ж мне хвалить их, что ли? Они вот жалятся вам, что я песни петь запрещаю... Да что хорошего в песнях-то? Вместо того, чтоб делом каким заниматься, они песни... А еще тоже моду взяли вечера с огнем сидеть. Нужно спать ложиться, а у них разговоры да смехи. У меня записано-с!
- - Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ве тром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец вы ставлять! Сам виноват!..
- «Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал он, подо зрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»
10. Грябов сбросил сюртук и жилет и сел на песок снимать са
поги.
- Послушай, Иван Кузьмич, - сказал предводитель, хохоча в ку лак. - Это уж, друг мой, глумление, издевательство.
- Ее никто не просит не понимать! Это наука им, иностранцам!
Грябов снял сапоги, панталоны, сбросил с себя белье и очутил ся в костюме Адама. Отцов ухватился за живот. Он покраснел и от смеха и от конфуза. Англичанка задвигала бровями и замигала гла зами... По желтому лицу ее пробежала надменная, презрительная улыбка.
- Надо остынуть, - сказал Грябов, хлопая себя по бедрам. - Ска жи на милость, Федор Андреич, отчего это у меня каждое лето сыпь на груди бывает?
- Да полезай скорей в воду или прикройся чем-нибудь! Скотина!
- И хоть бы сконфузилась, подлая! - сказал Грябов, полезая в воду и крестясь. - Брр... холодная вода... Посмотри, как бровями двигает! Не уходит... Выше толпы стоит! Хе-хе-хе... И за людей нас не считает!
11. Фельдшер Иванов слегка выпивши.
- По нашему медицинскому рассуждению, - говорит фель дшер, - ты скипидар и больше ничего.
Мы вашу медицину понимаем... Кто, позвольте вас спросить, в прошлом годе пьяного плотника, вместо мертвого тела, чуть не вскрыл? Не проснись он, так вы бы ему живот распороли. А кто ка сторку вместе с конопляным маслом мешает?
- В медицине без этого нельзя.
- А кто Маланью на тот свет отправил? Вы дали ей слабитель ного, потом крепительного, а потом опять слабительного, она и не выдержала. Вам не людей лечить, а, извините, собак.
- Маланье царство небесное, - говорит он. - Ей царство небес ное. Не она деньги взяла, не про нее и разговор...
- - С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич... К вашей ми лости... Истинно и правдиво в псалтыри сказано, извините: «Пи тие мое с плачем растворях». Сел намедни со старухой чай пить и - ни боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да по мирай... Хлебнешь чуточку - и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону... Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззакон-новахом... Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих... За грехи, Сергей Кузьмич, за грехи! Отец иерей по сле литургии упрекает: «Косноязычен ты, Ефим, и гугнив стал. Поешь, и ничего у тебя не разберешь». А какое, судите, тут пе ние, ежели рта раскрыть нельзя, всё распухши, извините, и ночь не спавши...
- - Все вы, мужчины, таковы, не любите слушать правды.
- Ты про правду пришла рассказывать или про сына?
- Ну, ну, не буду... Пампуша, сын наш опять нехорошие отметки из гимназии принес.
- Ну, так что ж?
- Как что ж? Ведь его не допустят к экзамену! Он не перейдет в четвертый класс!
- Пускай не переходит. Невелика беда. Лишь бы учился да дома не баловался.
- Ведь ему, папочка, пятнадцать лет! Можно ли в таких летах быть в третьем классе?
- - Во-от он!.. - улыбается он. - Зда-аровый, шут... Оттопырь-ка пальцы, я его сичас... за зебры... Постой, не толкай локтем... я его сичас... сичас, дай только взяться... Далече, шут, под корягу за бился, не за что и ухватиться... Не доберешься до головы... Пузо одно только и слыхать... Убей мне на шее комара - жжет! Я сичас...под зебры его... Заходи сбоку, пхай его, пхай! Шпыняй его пальцем!
Ответы
- Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».
- Толстый, Миша. «Толстый и тонкий».
- Землемер Глеб Гаврилович Смирнов. «Пересолил».
- Хрюкин. «Хамелеон».
- Приказчик. «Лошадиная фамилия».
- Долбоносов. «Вверх по лестнице».
- Унтер Пришибеев. «Унтер Пришибеев».
- Полицейский надзиратель Очумелов. «Хамелеон».
- Иван Дмитрич Червяков. «Смерть чиновника».
- Помещик Грябов. «Дочь Альбиона».
- Лавочник Кузьма Егоров. «Суд».
- Дьячок Вонмигласов. «Хирургия».
- Диалог мамаши и папаши. «Папаша».
- Плотник Любим. «Налим».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 11 классе. Сатирические произведения М.Зощенко. Анализ рассказа "Аристократка"
Первый из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся знакомятся с рассказом «Аристократка» и анализируют его; на втором уроке после домашнего знакомства с други...
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".
Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайл...
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
Методическая разработка урока по литературе по теме: " А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор". Тема праведничества в рассказе" 9 класс
Объяснение нового материала...
Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"
Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям....
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...
Комментарии
Большое спасибо за интересную
Большое спасибо за интересную подборку материала!