Урок чтения в 7 классе по творчеству А.П.Чехова «А.П.Чехов. Жизнь. Судьба. Творчество».
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
КОУ «Южная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, VШ вида».
Урок чтения в 7 классе
по творчеству А.П.Чехова
«А.П.Чехов. Жизнь. Судьба. Творчество».
Учитель письма и чтения
Евдокимова Евгения
Владимировна.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Урок чтения.
Настраиваемся на работу.
Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое, в 19 век.
Это было сложное время, но очень интересное и поучительное для истории страны.. В это время крестьяне, живущие в России, наконец-то получили долгожданную свободу в связи с отменой крепостного права. И несомненно, для людей, живущих в то время, 150 лет назад, это было поистине чудом. Они верили, что свободная жизнь и свободный труд принесут счастье.
Изучение нового материала путём самостоятельного поиска новых знаний.
-дополнительный рассказ.
-В такое время, сложное для страны, родился, жил и трудился великий русский писатель, врач от Бога, А.П.Чехов. (сл. 1)
-В 2010 году в литературных кругах страна отмечает 150-летие со дня рождения А.П.Чехова.
Этот год считается юбилейным годом: проводятся читательские конференции, литературные мероприятия в музеях , в местах памяти Чехова.
-Наш урок сегодня посвящён 150-летию со дня рождения А.П.Чехова и говорить мы будем о жизни и творчестве этого замачательного, выдающегося русского писателя.
Итогом нашей работы должен стать связный рассказ о жизни и творчестве А.П.Чехова.
( сл.2)
Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы –
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
-чтение материалов учебника, обобщающая беседа.
-Изучение жизни и творчества всегда начинаем с семьи и детских лет. (сл.3)
А.П.Чехов родился в г.Таганроге 29 января 1960 года в этом доме.
Дед писателя по отцу, бывший крепостной крестьянин из Воронежской губернии, выкупил себя с семьёй на волю.
-чт.м-ов учебника, 1 абзац.
-Где и когда родился А.П.Чехов?
-В какое время он рос?
-В чем это проявлялось? (прочитайте)
-Отец Чехова, Павел Егорович, не был злым человеком, но постоянная нужда сделала его характер тяжёлым. (сл.4)
-прочитайте, что сказано об отношении отца к детям.
-К чему приучал П.Е.своих детей?
(чт доп информации, вывод) (сл.5)
-Что отец передал своим детям?
-Мать Ч., Евгения Яковлевна…(чит со слайда 6)
-Чему научились дети у матери?
-О чём она рассказывала им?
-Что она им внушала?
Как это воспитание повлияло на их дальнейшую жизнь?
-Как это отразилось на тв-ве Чехова? (сл.7)
-Расскажите своими словами о том, как строила взаимоотношения с детьми мать, Е.Я. (рассказ)
-Вот какой дружной и большой была семья Чеховых.(рассказ, показ).
Несмотря на суровость отца, семья жила дружно.
-Как только выпадал свободный час, каждый в семье занимался тем, к чему имел способности. (пр со слайда 8)
Чтение м-ов учебника.
-какой случай произошёл с дядей Чехова?
(инсценировка)
-что вызвало ваш смех : чтение текста, иллюстрация или инсценировка? (сл.9)
-обобщающая беседа.
А теперь подведём итоги по 1 этапу нашего путешествия . (сл 10)
Молодцы!
Продолжаем читать …
- А теперь. ребята, поговорим о том, какое образование получил Ч.
Перед вами фотография 14-летнего гимназиста Ч. (сл.11)
-А вот таганрогская мужская гимназия, где учился чехов. (сл.12)
Прочитайте об этом периоде времени
-Сколько лет было Ч., когда он остался один в Таганроге?
-Чем он стал заниматься?
-Для чего ему нужны были деньги?
-Как это его характеризует?
-Сделаем вывод, прочитаем доп. информацию.
-Вот как выглядел аттестат зрелости, выданный Ч. После окончания гимназии в 1879 году (когда было 19 лет). (сл.13)
-Чтение инф. со слайда. (сл.14)
-Сколько было лет Чехову, когда поступил на мед.факультет?
-Сколько лет он учился?
-Какое звание получил?
-А это университетская клиника, где он проходил практику. (сл.15)
-Перед вами Чехов – врач . Прочитайте, что он говорит о себе. (сл.16)
-А вот как выглядели мед.инструменты Чехова. (сл.17)
Приходилось ли вам видеть современные инструменты? Чем они отличаются от этих?
(сл.18)
-Будучи врачом, Ч. Не бросает увлечение юности: он продолжает писать рассказы. Ведь зарабатывать деньги было необходимо. Вот история публикации его первого рассказа.
(прочитать) (сл. 19)
-Как понимаете слова «совсем недурно», «Присланное поместим».
-Этот случай вдохновлял писателя на новые творческие успехи.
Прочитайте инф со слайда. –Что такое псевдоним? ((сл.20)
-Посмотрите обложку журнала «Осколки» .Вот как выглядел сатирический журнал того времени.. В таких журналах печатался Ч. в начале литературного пути. (сл.21)
Это были рассказы: (прочитать).(сл.22)
Как вы думаете, что такое юмор? (по учебнику).
-Что такое сатира? Насмешка? (сл.23)
-Над кем смеётся Ч. в сатирических рассказах? Обратите внимание на слово ГНЕВНО.
Когда человек смеётся гневно? То есть как ?(зло).
-вывод
Сделайте вывод: Сатира – это злой, гневный смех.
-К этому периоду творчества Ч. относится рассказ «Хамелеон», с ним мы познакомимся позже, а пока прочитаем и постараемся понять, чио высмеивает автор в рассказе «Хамелеон».(сл.24)
-Кого высмеивает автор?
-О чём вам говорит его фамилия?
- С кем сравнивает его автор?
-Почему именно с ящерицей?
Как называется такое понятие в литературе? (сравнение).
_обобщающая беседа
-А теперь повторим , что запомнили. (сл.25)
-изучение дополнительного материала.
Дополнительная информация (26-31 сл) Рассказ учителя.
Подведение итогов работы. Проверка знаний в форме теста.
-А теперь, ребята, проверим свои знания в форме теста . Напомнить правила работы с тестом. (сл.32-36)
Итоги работы (связный рассказ).
Итогом нашей работы должен стать рассказ о жизни и творчестве Чехова (По плану рассказать)
-самостоятельная работа.
2 группа – выполняет задание в форме теста.
(сл.37)
Итоги урока. (сл.38)
2 группа сдаёт письменный вариант ответа.
Оценка знаний учащихся.
Домашнее задание. Проработать материалы учебника, чтение доп.информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
Разработка уроков литературы в 10 классе с мультимедийным приложением."Страницы жизни и творчества Н.Г.Чернышевского.Роман "Что делать?""
Краткий обзор жизни и творчества Н.Г.Чернышевского.Разбор романа "Что делать?"...
Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"
Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...
Урок литературы в 9 классе по теме "Любовь в жизни и творчестве Н. А. Некрасова"
Знакомство с любовной лирикой Н. А. Некрасова, о его взаимоотношениях с А. Я. Панаевой. Формирование умения анализировать, делать выводы по прочитанным стихотворениям....
Разработка урока английского языка в 8 классе "Л.В. Кокышев. Жизнь и творчество".
Данная разработка посвящена жизни и творчеству великого алтайского поэта и писателя Л.В. Кокышева, как этнокультурная составляющая в обучении. Урок построен согласно технологии развития критического м...
План - конспект урока по английскому языку в 10 классе по теме:« Жизнь и творчество У. Шекспира».
План - конспект урока по английскому языку в 10 классе по теме:« Жизнь и творчество У. Шекспира»....
Презентация к уроку литературы 10 класс. Иван Сергеевич Тургенев: жизнь, судьба, творчество. 1 урок
Первый урок по изучению творчества И.С.Тургенева....