Урок чтения в 7 классе по творчеству А.П.Чехова «А.П.Чехов. Жизнь. Судьба. Творчество».
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Евдокимова Евгения Владимировна

Урок получения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tv-vu_chehova.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ  «Южная  школа-интернат  для  детей-сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей с  ограниченными возможностями здоровья,  VШ вида».

             Урок чтения в  7  классе

           по творчеству    А.П.Чехова

«А.П.Чехов. Жизнь. Судьба. Творчество».

                                                                                Учитель письма и чтения

                                                                                Евдокимова  Евгения

                                                                                Владимировна.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Урок чтения.

Настраиваемся на работу.

Вступительное слово учителя.

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое, в 19 век.

Это было сложное время, но очень  интересное и поучительное для истории страны.. В это время крестьяне, живущие в России,  наконец-то получили долгожданную свободу в связи с отменой крепостного права. И несомненно, для людей, живущих в  то время,  150 лет назад,  это было поистине чудом. Они верили,  что  свободная жизнь и свободный труд принесут счастье.

Изучение нового материала путём самостоятельного поиска новых знаний.

-дополнительный рассказ.

-В такое время, сложное для страны, родился, жил и трудился великий русский писатель, врач от Бога, А.П.Чехов. (сл. 1)

-В 2010 году в литературных кругах страна отмечает 150-летие со дня рождения А.П.Чехова.

Этот год считается юбилейным годом: проводятся читательские конференции, литературные мероприятия в музеях , в местах памяти Чехова.

-Наш урок сегодня посвящён 150-летию со дня рождения А.П.Чехова и говорить мы  будем о жизни и творчестве этого замачательного, выдающегося русского писателя.

Итогом нашей работы должен стать  связный рассказ о жизни и творчестве А.П.Чехова.

( сл.2)

  Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво кроткой,

Как мне ни странно и как ни печально, увы –

Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

-чтение материалов учебника, обобщающая беседа.

-Изучение жизни и творчества  всегда начинаем  с семьи и детских лет. (сл.3)

А.П.Чехов родился в г.Таганроге 29 января 1960 года в этом доме.

Дед писателя по отцу, бывший крепостной крестьянин из Воронежской губернии, выкупил себя с семьёй на волю.

     -чт.м-ов учебника, 1 абзац.

     -Где и когда родился А.П.Чехов?

-В какое время он рос?

-В чем это проявлялось? (прочитайте)

-Отец Чехова, Павел Егорович, не был злым человеком, но постоянная нужда сделала его характер тяжёлым. (сл.4)

-прочитайте, что сказано  об отношении отца к детям.

     -К чему приучал П.Е.своих детей?

(чт доп информации, вывод) (сл.5)

   -Что отец передал своим детям?

-Мать Ч., Евгения Яковлевна…(чит со слайда 6)

   -Чему научились дети у матери?

   -О чём она рассказывала им?

-Что она им внушала?

Как это воспитание повлияло на их дальнейшую жизнь?

  -Как это отразилось на тв-ве Чехова? (сл.7)

-Расскажите своими словами  о том, как строила взаимоотношения с детьми мать, Е.Я. (рассказ)

-Вот какой дружной  и большой была семья Чеховых.(рассказ, показ).

Несмотря на суровость отца, семья жила дружно.

-Как только выпадал свободный час, каждый в семье занимался тем, к чему имел способности.  (пр со слайда 8)

  Чтение м-ов учебника.

-какой случай произошёл с дядей Чехова?

  (инсценировка)

-что вызвало ваш смех : чтение текста, иллюстрация или инсценировка? (сл.9)

-обобщающая беседа.

А теперь подведём итоги  по 1 этапу нашего путешествия . (сл 10)

Молодцы!

 Продолжаем читать  …

- А теперь. ребята, поговорим о том, какое образование получил Ч.

Перед вами фотография  14-летнего гимназиста Ч. (сл.11)

-А вот таганрогская мужская гимназия, где учился чехов. (сл.12)

Прочитайте об этом периоде времени

  -Сколько лет было Ч., когда он остался один в Таганроге?

-Чем он стал заниматься?

-Для чего ему нужны были деньги?

-Как это его характеризует?

-Сделаем вывод, прочитаем доп. информацию.

-Вот как выглядел  аттестат зрелости, выданный Ч.  После окончания гимназии в 1879 году (когда было 19 лет). (сл.13)

-Чтение инф. со слайда. (сл.14)

-Сколько было лет Чехову,  когда поступил на мед.факультет?

-Сколько лет он учился?

-Какое звание получил?

-А это университетская клиника, где он проходил практику. (сл.15)

-Перед вами Чехов  – врач .  Прочитайте, что он говорит о себе. (сл.16)

-А вот как выглядели мед.инструменты Чехова.  (сл.17)

Приходилось ли вам видеть современные инструменты?  Чем они отличаются от этих?

(сл.18)

-Будучи врачом, Ч. Не бросает увлечение юности: он продолжает писать рассказы. Ведь зарабатывать деньги было необходимо. Вот история публикации его первого рассказа.

(прочитать) (сл. 19)

-Как понимаете слова «совсем недурно», «Присланное поместим».

-Этот случай вдохновлял писателя на новые творческие успехи.

Прочитайте инф со слайда. –Что такое псевдоним? ((сл.20)

-Посмотрите обложку журнала «Осколки» .Вот как выглядел сатирический журнал того времени.. В таких журналах печатался Ч. в начале литературного пути. (сл.21)

Это были рассказы: (прочитать).(сл.22)

Как вы думаете, что такое юмор? (по учебнику).

-Что такое сатира? Насмешка? (сл.23)

-Над кем смеётся Ч. в сатирических рассказах? Обратите внимание на слово ГНЕВНО.

Когда человек смеётся гневно? То есть как ?(зло).

-вывод

Сделайте вывод:  Сатира – это злой, гневный смех.

-К этому периоду творчества  Ч. относится рассказ «Хамелеон», с ним мы познакомимся позже, а пока прочитаем и постараемся понять, чио высмеивает автор в рассказе «Хамелеон».(сл.24)

-Кого высмеивает автор?

-О чём вам говорит его фамилия?

- С кем сравнивает его автор?

-Почему именно с ящерицей?

Как называется такое понятие в литературе? (сравнение).

_обобщающая беседа

-А теперь  повторим , что запомнили. (сл.25)

-изучение дополнительного материала.

  Дополнительная информация (26-31 сл)  Рассказ учителя.

Подведение итогов работы. Проверка знаний в форме теста.

-А теперь, ребята, проверим свои знания в форме теста . Напомнить правила работы с тестом. (сл.32-36)

Итоги работы (связный рассказ).

Итогом нашей работы  должен стать рассказ о жизни и творчестве Чехова  (По плану рассказать)

-самостоятельная работа.

2 группа – выполняет задание в форме теста.

(сл.37)

Итоги урока.   (сл.38)

2 группа сдаёт  письменный вариант ответа.

Оценка знаний учащихся.

Домашнее задание. Проработать материалы учебника, чтение доп.информации.

             

                                                                               

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"

Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...

Урок литературы в 9 классе по теме "Любовь в жизни и творчестве Н. А. Некрасова"

Знакомство с любовной лирикой Н. А. Некрасова, о его взаимоотношениях с А. Я. Панаевой. Формирование  умения анализировать, делать выводы по прочитанным стихотворениям....

Разработка урока английского языка в 8 классе "Л.В. Кокышев. Жизнь и творчество".

Данная разработка посвящена жизни и творчеству великого алтайского поэта и писателя Л.В. Кокышева, как этнокультурная составляющая в обучении. Урок построен согласно технологии развития критического м...

План - конспект урока по английскому языку в 10 классе по теме:« Жизнь и творчество У. Шекспира».

План  -  конспект  урока  по  английскому  языку  в  10 классе   по  теме:« Жизнь  и  творчество  У. Шекспира»....