Рабочая программа «Современная русская литература»
рабочая программа по литературе (10 класс)
Внеурочная деятельность. Общекультурное направление. Рабочая программа для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность. Программа рассчитана на 1 час в неделю | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название «Современная русская литература» |
|
Направление общекультурное | |
Класс 10 |
|
Учебный год 2022-2023 |
|
Срок реализации программы 1 год |
|
Учитель |
|
I. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48); | |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями: Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645; Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578; Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613). | |
План внеурочной деятельности 2018/2019 учебный год, утвержденный приказом МАОУ «Обдорская гимназия» от 31 августа 2018 года №389 | |
Закон ЯНАО от 2013.07.27 № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе». | |
Литература. 8-9 классы: сборник программ элективных курсов/ составитель Г.М.Вялкова.-Волгоград: Учитель,2006 Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие для школьников и студентов. 3-е изд., испр.и доп. – М: АСТ-Пресс Школа, 2000.-456с. Мировая художественная культура, 10 класс(в двух частях). Автор: Рапацкая Л.А., 2016г. |
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Современная русская литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школы. Разработана на основе авторской программы элективного курса «Современная русская литература» под редакцией Б.А. Ланина
Актуальность программы «Современная русская литература» связана с решением задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в современных условиях. Именно эта литература может определить и определяет характер нравственного и гражданского воспитания.
Цель: воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, помочь становлению и формированию личности.
Задачи:
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- развитие воображения творческих способностей, инициативы;
- развитие навыков устной и письменной речи, умение четко и грамотно выступать перед аудиторией;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование положительных нравственных качеств и высокой гражданской ответственности за судьбу Отечества.
Рабочая программа ориентирована на Федеральный компонент основного общего образования, рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
УМК: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие для школьников и студентов. 3-е изд., испр.и доп. – М: АСТ-Пресс Школа, 2000.-456с.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
№ | УУД |
1 | Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса литературы на базовом уровне являются: |
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; | |
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; | |
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; | |
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | |
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; | |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | |
2 | Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются: |
Регулятивные: | |
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | |
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных задач; | |
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; | |
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; | |
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | |
Коммуникативные: | |
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; | |
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | |
смысловое чтение; | |
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | |
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; | |
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | |
3 | Предметными результатами освоения выпускниками средней школы курса литературы на углублённом уровне являются: |
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы; | |
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; | |
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | |
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературовед-ческой терминологией при анализе литературного произведения; | |
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; | |
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; | |
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; | |
понимание авторской позиции и своё отношение к ней; | |
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; | |
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; | |
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; | |
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; |
Основные умения и навыки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- самостоятельно, связно, логично высказываться о прочитанном;
- владеть навыками лингвостилистического анализа текста;
- создавать сочинения-размышления над той или иной темой, над вызвавшим интерес произведением.
- грамотно строить свое монологическое высказывание и слушать мнение товарищей.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Обзор содержания программы: программа «Современная русская литература» составляет небольшие по объёму произведения современных авторов, которые отражают современную ситуацию в языке, обращены к чувствам и разуму подрастающего человека.
Традиции русской классической прозы в рассказах. Подтекстовая информация, интерпретация. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции Сборник миниатюр В. Крупина «Крупинки». Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип.
Автобиографизм в современной литературе.
Е. Гришковец. Авторское «я» в автобиографической литературе. Личностный взгляд на недавнюю историю. Можно ли говорить о «лирическом герое» в автобиографической прозе? Реальный автор и повествователь, персонажи и их прототипы в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка». Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник».
Поиски нравственного идеала в современной русской литературе. Нравственная проблематика в рассказах А.Алексина «Звоните и приезжайте», «Поздний ребенок», «Раздел имущества». Б. Екимов рассказ «Фетисыч». Выбор жизненного пути в рассказе А.Цветкова «Герой рабочего класса». Судьба “растерянного” поколения 90-х годов. Трагическое мироощущение подростка в рассказе А.Геласимова «Нежный возраст». Особенности жанра. Поиски новых героев в современном мире. В. Распутин. Рассказ «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала.
Военная тема в современной литературе (5часов)
Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы. Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны? По рассказу В.Маканина «Кавказский пленный». Тема памяти, «вопросы войны» в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления». Новые подходы в изображении войны в рассказах В. Астафьева. «Пролетный гусь», «Связистка».
Человек на земле (4 часа)
Изображение духовной и физической мощи человека. Трудный быт простого человека. Отношение к труду как к главному делу жизни. Проблема ответственности человек за свое жизненное поведение (проблема жизненного выбора), понятие гражданского долга, высота нравственных требований к человеку. Проблема взаимоотношений человека с землей. Б. Екимов “Пиночет”. Нравственная красота простого человека. Психология и мироощущение подростка в рассказе Л. Бородина «Лютик – цветок желтый». Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и золушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки
Русский национальный характер (4 часа)
В. Пелевин. Рассказы «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира». Проблема вечных человеческих ценностей. Прошлое и настоящее в рассказах. Тема ответственности каждого за судьбу Родины. Картина современного мира.
Тема «футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». Образ «маленького человека».
Современная поэзия (2 часа)
Тимур Кибиров, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Всеволод Некрасов, Сергей Гандлевский, Денис Новиков
Пародийность творчества, сквозные темы поэзии: «милицанер», философская риторика, абсурдизм. Эволюция приговской поэтики: 1) языковая игра в раннем творчестве, 2) описание «механического мира» и отстранение поэтического взгляда, 3) разноголосица современного мира.
Л. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемента, изобретение «каталожной поэзии», обрывки разговоров, цитаты и шаблоны как составляющие элементы текста (сборник «Регулярное письмо», 1996).
Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в пото¬ке времени, поэтические цитаты в творчестве.
Черты концептуализма в поэзии, С. Гандлевского, Д. Новикова.
Структура и содержание программы:
№ | Раздел | Содержание |
1 | Введение (3часа) | Традиции русской классической прозы в рассказах. Подтекстовая информация, интерпретация. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции Сборник миниатюр В. Крупина «Крупинки». Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. |
2 | Автобиографизм в современной литературе (3 часа). | Е. Гришковец. Авторское «я» в автобиографической литературе. Личностный взгляд на недавнюю историю. Можно ли говорить о «лирическом герое» в автобиографической прозе? Реальный автор и повествователь, персонажи и их прототипы в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка». Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник». |
3 | Портрет «героя нашего времени» и современного мира (6 часов) | Поиски нравственного идеала в современной русской литературе. Нравственная проблематика в рассказах А. Алексина «Звоните и приезжайте», «Поздний ребенок», «Раздел имущества». Б. Екимов рассказ «Фетисыч». Выбор жизненного пути в рассказе А. Цветкова «Герой рабочего класса». Судьба “растерянного” поколения 90-х годов. Трагическое мироощущение подростка в рассказе А. Геласимова «Нежный возраст». Особенности жанра. Поиски новых героев в современном мире. В. Распутин. Рассказ «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала. |
4 | «Мысль семейная» в современной литературе (5 часа) | Тема семьи, человеческого предназначения, памяти по рассказу Дм.Бакина «Сын дерева». Тема семьи и ценностей современного человека в рассказе Л. Улицкой «Бедная родственница». Образ матери в современном мире в рассказе Л. Петрушевской «Как ангел». Поиски внутренней гармонии в рассказе В. Киршина «Рассольники». |
5 | Военная тема в современной литературе (5часов) | Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы. Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны? По рассказу В. Маканина «Кавказский пленный». Тема памяти, «вопросы войны» в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления». Новые подходы в изображении войны в рассказах В. Астафьева. «Пролетный гусь», «Связистка». |
6 | Человек на земле (4 часа) | Изображение духовной и физической мощи человека. Трудный быт простого человека. Отношение к труду как к главному делу жизни. Проблема ответственности человек за свое жизненное поведение (проблема жизненного выбора), понятие гражданского долга, высота нравственных требований к человеку. Проблема взаимоотношений человека с землей. Б. Екимов “Пиночет”. Нравственная красота простого человека. Психология и мироощущение подростка в рассказе Л. Бородина «Лютик – цветок желтый». Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и золушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки |
7 | Русский национальный характер (4 часа) | В. Пелевин. Рассказы «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира». Проблема вечных человеческих ценностей. Прошлое и настоящее в рассказах. Тема ответственности каждого за судьбу Родины. Картина современного мира. Тема « футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». Образ «маленького человека». |
IV.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата | Коррек тировка |
Введение | |||
1 | Особенности литературного процесса конца XX – начала XXI века. Традиции и новаторство. | ||
2 | Подтекстовая информация рассказов В. Крупина «Конец связи» и «А ты улыбайся!». | ||
3 | Подтекстовая информация рассказа В. Крупина «Марина Сергеевна». | ||
Автобиографизм в современной литературе | |||
4 | «Герой нашего времени» в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка». | ||
5 | «Герой нашего времени» в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка». | ||
6 | Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник». | ||
Портрет «героя нашего времени» и современного мира | |||
7 | Нравственная проблематика в рассказе А. Алексина «Звоните и приезжайте» | ||
8 | Нравственная проблематика в рассказах А. Алексина «Поздний ребенок», «Раздел имущества» | ||
9 | «Что там, в душе человеческой?» Поиски нравственного идеала в современной русской литературе. Б. Екимов рассказ «Фетисыч». | ||
10 | Выбор жизненного пути (по рассказу А. Цветкова «Герой рабочего класса»). Судьба «растерянного» поколения 90-х годов | ||
11 | Трагическое мироощущение подростка в рассказе А.Геласимова «Нежный возраст». Особенности жанра. | ||
12 | Поиски новых героев в современном мире. В. Распутин. Рассказ «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала. | ||
«Мысль семейная» в современной литературе | |||
13 | Тема семьи, человеческого предназначения, памяти в рассказе Дм. Бакина «Сын дерева» | ||
14 | «Всё во мне, и я во всём» (по рассказу Дм.Бакина «Сын дерева»). | ||
15 | Л. Улицкая. Тема семьи и ценностей современного человека в рассказе «Бедная родственница». | ||
16 | Образ матери в современном мире в рассказе Л. Петрушевской. «Как ангел». | ||
17 | Поиски внутренней гармонии в рассказе В Киршина «Рассольники». | ||
Военная тема в современной литератур | |||
18 | Тема памяти, «вопросы войны» в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления» | ||
19 | Новые подходы в изображении войны в рассказе В. Астафьева «Пролетный гусь», «Связистка». | ||
20 | Изображение войны в рассказе В. Астафьева «Связистка». | ||
21 | «Никак мы из войны не выйдем, всё воюем, воюем…». По рассказу В.Маканина «Кавказский пленный». | ||
22 | «Никак мы из войны не выйдем, всё воюем, воюем…». По рассказу В.Маканина «Кавказский пленный». | ||
Человек на земле | |||
23 | «На благословенной и такой неуютной земле…». По повести Б. Екимова «Пиночет». | ||
24 | « На благословенной и такой неуютной земле…». По повести Б.Екимова «Пиночет». Проблема взаимоотношений человека с землей. | ||
25 | Психология и мироощущение подростка в рассказе Л. Бородина «Лютик – цветок желтый». | ||
26 | Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и золушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки. | ||
Русский национальный характер | |||
27 | В. Пелевин. Рассказы «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира». Проблема вечных человеческих ценностей. | ||
28 | Прошлое и настоящее в рассказах В. Пелевина «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира». | ||
29 | Тема « футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». | ||
30 | Образ «маленького человека» в рассказе Ю.Буйды «Химич». | ||
Современная поэзия. | |||
31 | философская риторика в стихотворениях Тимура Кибирова. | ||
32 | Концептуализм в стихотворениях Дмитрия Пригова, Льва Рубинштейна. | ||
33 | Концептуализм в творчестве Всеволода Некрасова, Сергея Гандлевского | ||
34 | Итоговый урок | ||
35 | Итоговая конференция |
V. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Произведения художественной литературы
Распечатанный материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов
Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....
Рабочая программа по русской литературе для 5 по учебнику М.Г.Ахметзянова
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения. ...
Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику под ред. М.Г.Ахметзянова....
рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе в 6 классе.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовател...
рабочие программы по русской литературе
Рабочие программы для учащихся с татарским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе для 8 класса
Эта рабочая программа составлена для учащихся 8 класса, основываясь на программу под редакцией Ахметзянова М.Г....