Рабочая программа по русской литературе в 6 классе.
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовательных школ «Русская литература» под редакцией М. Г. Ахметзянова – Казань: Магариф, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_v_6_klasse.docx | 73.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовательных школ «Русская литература» под редакцией М. Г. Ахметзянова – Казань: Магариф, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В 6 классе на изучение литературы отводится 2 часа в неделю, за год – 70 часов. Из них на внеклассное чтение отведено 7 уроков, на развитие речи – 6 уроков, на контрольные работы -2 часа. Планированием предусмотрены уроки подготовки к домашнему сочинению и написание классного сочинения.
По программе на изучение русского языка отводится 68 часов. Данная рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, на 70 часов в год (по Базисному учебному плану на изучение русской литературы отводится 70 часов. Следовательно, к 68 часам, отведенным программой средней школы, были добавлены 2 часа. Часы добавлены: на внеклассное чтение Д.Свифт. «Путешествие Гулливера» -1 час (урок №64) и 1 час Ф.Купер. «Зверобой» ( урок №69).
Цель программы обучения: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
-учащиеся должны сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова,
-освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений;
-воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- совершенствовать устную и письменную речь.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Рабочая программа построена с опорой на текстуальное изучение художественных произведений. Она решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 6 классе - это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Известно, что школьники 6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления,
объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения равнозначимы как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника.
Планирование соответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, на 70 часов в год.
II. Содержание курса русской литературы в 6 классе.
( 70 часов по программе)
Введение. Литература как художественное отражение жизни (1ч).
Беседа, обмен впечатлениями о прочитанных произведениях.
Слово учителя о значении художественной литературы в жизни человека.
Понятие о мифе. Знакомство со статьей учебника. «Миф о солнце».Народный миф о Солнце. (1ч).
Чтение вступительной статьи в учебнике. Греческое слово "миф" и его значение. Знакомство с "Подвигами Геракла" (чтение, подробный пересказ).
Беседа по вопросам учебника. Значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии ("титаническая борьба", "панический страх", "олимпийское спокойствие", "сизифов труд"). Отличие мифа от сказки.
Былина "Вольга и Микула Селянинович". (2ч).
Слово учителя о былинах, чтение вступительной статьи о былинах (стр. 5-9), обратить внимание на художественный строй, ритм, строение стиха былины.
Чтение былины "Вольга и Микула Селянинович", выяснение первоначального впечатления о прочитанном. Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Микула - носитель лучших человеческих качеств. Выразительное чтение былины, анализ содержания, работа с трудными словами: оратай, присошечек, обжи и др.
Былина "Илья Муромец и Соловей - разбойник". (2ч).
Знакомство с содержанием былины. Работа над выразительным чтением. Выборочный пересказ эпизодов. (Например, "Подвиги Ильи Муромца на пути в Киев" и др.).
Урок - обобщение на материале самостоятельно прочитанных былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче.
Выразительное чтение, художественный пересказ отрывков былин просмотр фильма "Русские былины", обращение к иллюстрациям художников И. Билибина, К. Васильева, В. Васнецова, прослушивание былин в грамзаписи.
Развитие речи(1ч) Подготовка к домашнему сочинению «В чём красота и мудрость русских былин?»
Древнерусская литература.Русская летопись.
"Повесть временных лет", "Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня»" (2ч).
Слово учителя о возникновении летописей. Выразительное чтение фрагментов. Беседа. (Что прославляется в этих сказаниях? А современному читателю интересны летописные сказания? Почему?) Подробный пересказ сказаний. Выводы. Русские летописи - отражение исторических событий и народных идеалов.
Русская литература XIX века (16ч.+ вн.ч.3ч.+р.р.3ч.).
Иван Андреевич Крылов. Басня как вид литературного произведения.
«Листы и корни», «Ларчик» ,«Осел и Соловей». Аллегория в басне. (2ч)
Индивидуальные сообщения учащихся "Слово о Крылове". Выразительное чтение наизусть различных басен Крылова. Обличение в баснях человеческих пороков, отражение в них народной мудрости.. Анализ. Мораль басни.
Чтение басни наизусть, прослушивание в грамзаписи, беседа по содержанию, работа над словами: невежда, мораль. Работа с иллюстрациями к басням.
Внеклассное чтение.(1ч) А.Крылов. Басни «Волк на псарне», , «Кот и повар», «Свинья под дубом»
А. С. Пушкин. Пушкин в изгнании. «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения.(5ч)
Слово учителя о свободолюбивых взглядах и настроениях поэта, которые сложились ещё в лицее.
Выразительное чтение стихотворения "Узник". Наблюдения над интонацией, ритмикой, лексикой стиха.
Обучение выразительному чтению. Выполнение заданий. "Песнь о вещем Олеге"
Рассказ учителя о летописном источнике "Песни о вещем Олеге". Работа с трудными словами: вещий, сеча, хозары, броня, отроки, бранное поле, тризна. Выразительное чтение учителем "Песни о вещем Олеге" или прослушивание в грамзаписи. Работа с текстом. (Кратко восстановить последовательность и связь событий. Сколько времени прошло между предсказаниями кудесника и смертью князя? Расскажите о князе. В какой момент автор особенно любуется князем? Как складываются отношения кудесника и князя?)
Выразительное чтение диалога кудесника с Олегом. Работа с иллюстрациями к произведению Пушкина.
"Метель". Мастерство сюжета. Особенности построения повести.
Рассказ учителя о сборнике "Повести Белкина". Чтение "Метели". Художественный пересказ понравившегося фрагмента, анализ содержания по вопросам учебника. Наблюдения над языком рассказа. Особенности построения повести.
"Барышня – крестьянка». Нравственные проблемы в повести, её гуманизм. Урок - лекция о художественных особенностях повести. Своеобразие композиции. Историческая правда и художественный вымысел в повести. О теме и идее художественного произведения.
Внеклассное чтение (1ч).А.С. Пушкин Рассказ «Выстрел».
Точность и лаконизм пушкинской прозы. Роль эпиграфов.
Урок развития речи(1ч)
Сочинение Подготовка к домашнему сочинению по произведениям А.С.Пушкина «Любовь в жизни героев Пушкина»по повестям А.С. Пушкина или "Повести Белкина":
1. Мои любимые страницы повести. 2. Мои любимые герои
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина(1ч).
Михаил Юрьевич Лермонтов "Тучи", «Листок», «На севере диком», «Утёс»., «Горные вершины» (2ч)
Рассказ учителя о биографической основе стихотворения «Тучи».
Просмотр иллюстраций с морским пейзажем (Айвазовский, Лермонтов и др.). Выразительное чтение стихотворения, анализ содержания. Проследить развитие поэтической мысли в стихотворении. Выводы. Выражение свободолюбия поэта, его глубоких размышлений о жизни.
«Тучи». История написания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Анализ содержания, стр. 77. (Почему поэт называет тучки "вечными странниками"? Что общего в судьбе поэта и тучек? К кому относится слово "изгнанник"? В чём смысл сравнения поэта с тучками?) Приём сравнения как основа для построения стихотворения. Выводы. Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Поэт - изгнанник размышляет о своей судьбе.
Чтение и анализ стихотворений "Листок", "На севере диком...", "Утёс", "Три пальмы". В чём сходство между "героями" лермонтовских стихотворений: парусом, утёсом, листом, пальмами? По учебнику чтение статьи "Антитеза", "Трёхсложные размеры стиха". Выполнение заданий по учебнику.
Развитие речи.(1ч) Классное сочинение «Моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»
Николай Васильевич Гоголь.Картины народной жизни в повести "Ночь перед Рождеством". (2ч)
(Чтение и анализ повести.)
Пересказ понравившихся эпизодов, чтение в лицах диалогов, беседа по вопросам учебника. Опишите того героя, который больше всех удивил, поразил.
Какие отношения сложились у кузнеца Вакулы с нечистой силой? Сообщения учащихся на тему: "Использование Гоголем народных преданий в повести "Ночь перед Рождеством".
Внеклассное чтение. (1ч).Н.В. Гоголь "Майская ночь, или Утопленница" Слово о Н.В. Гоголе. Чтение и анализ прочитанных глав.
Ганна и Левко. Сказочное и реальное в повести. Рассказ и повесть.
Чтение, выступления учащихся о прочитанном, беседа по вопросам учебника, работа со словами: парубки, голова, бандура, сотник, жупан и др. Работа над описанием пейзажа.
Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ "Бежин луг"(2ч)
Слово о писателе. Чтение рассказа "Бежин луг". Беседа. Чтение эпизодов в лицах, устное рисование. Мастерство пейзажной живописи. Заключение. Тургенев в воспоминаниях современников.
Развитие речи.(1ч.)Выразительное чтение пейзажных зарисовок, характеристика героев, иллюстрирование.
Н. А. Некрасов. Стихотворение "Крестьянские дети". (2ч)
Боль поэта за судьбу народа.Рассказ учителя о времени написания стихотворения, сообщение о том, что поводом к написанию послужил реальный случай, который наблюдал Н.А. Некрасов.
Выразительное чтение стихотворения или прослушивание в грамзаписи. Впечатления о прочитанном. Беседа. (Против кого направлен гнев поэта? Внешность, речь, поведение крестьянских детей. На какие выводы о крестьянских детях наталкивает их поведение?)
Русские поэты 19 века о родной природе. (5ч. +1ч.р.р.+1вн.ч.)
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…,Весенняя гроза, Чародейкою зимою»", И.С. Никитин «Встреча зимы»
А.Н. Майков «Пейзаж», А. А. Фет "Уж верба вся пушистая, Что за вечер! А ручей…»" , Урок - конкурс на лучшего чтеца, о метафоре. (1ч)
Лев Николаевич Толстой "Петя Ростов" (отрывок из романа "Война и мир"). (2ч)
Слово о Толстом и его произведениях. Знакомство с отрывком из романа "Война и мир".
Петя Ростов в партизанском отряде. Его первый бой и смерть.
Изучение статьи в учебнике. Чтение отрывка из романа, комментирование, работа над трудными словами: есаул, маркитант, фура, чекмень и др.
Создание устного словесного портрета Пети Ростова, беседа по вопросам учебника. Чтение стихотворения И.И. Козлова "Сон ратника".
Антон Павлович Чехов. Рассказ "Смерть чиновника",«Хирургия» (2ч)
Слово о писателе, работа над статьёй о Чехове в учебнике. Почему писатель не сразу стал подписывать свои рассказы настоящим именем, а имел псевдонимы?
Чтение рассказа "Лошадиная фамилия". Выполнение заданий учебника (стр. 185). Тёплый юмор рассказа. Речь героев как источник смешного. Чтение рассказа в лицах.
Внеклассное чтение(1ч). А.П. Чехов . "Толстый и тонкий»
Развитие речи (1ч.). Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение –характеристика литературного героя по рассказам А.П.Чехова.
Русская литература 20 века (14ч.+1ч.вн.ч.+1ч.р.р.).
Иван Алексеевич Бунин "Лапти", "Танька", «Полевые цветы» (3ч).
Слово о писателе. Чтение статьи "В творческой лаборатории И.А. Бунина". Знакомство с содержанием рассказа "Танька". Диспут (стр. 5-17): Кто виноват в ссоре дяди и мальчика? Как оценивает дядя поступки мальчика и собственное решение? Почему бабушка и мама поддержали дядю? На чьей стороне автор? А вы?
Самостоятельное чтение рассказа "Лапти". Понятие о рассказе.
Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор» (1ч).
Как изменилась судьба семьи Мерцаловых после встречи с профессором Пироговым. Подробный пересказ содержания.
Константин Дмитриевич Бальмонт «Осень», «Золотая рыбка». Валерий Яковлевич Брюсов «Вечером в дороге» (1ч).
Анна Андреевна Ахматова. «Музыка», «Перед весной бывают дни такие» (1ч) Борис Леонидович Пастернак «Июль, Золотая осень» (1ч)
Леонид Николаевич Андреев «Петька на даче», «Кусака». (2ч)
Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказы "Галоша", "Встреча"(1ч).
Слово о писателе. Чтение статьи о писателе "Большой человек" из книги Л. Утёсова "Михаил Зощенко в воспоминаниях современников".
Знакомство с рассказами. Что вы узнали о героях? Над кем и как смеётся автор? В чём видит зло? Выводы об особенностях "смеха" Зощенко.
Михаил Михайлович Пришвин. Сказка - быль "Кладовая солнца"(2ч).
Самостоятельное чтение статьи в учебнике о М.М. Пришвине: что особенно дорого
К. Г. Паустовскому в творчестве М. М. Пришвина?
Чтение сказки - были "Кладовая солнца", беседа по содержанию прочитанного.
Выборочное чтение, пересказ эпизодов. Словесное рисование "Какими я представляю себе Настю и Митрашу".
Дискуссия. Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик? А кого из героев поддерживаете вы?
Работа над вопросами и заданиями учебника.
Картины природы в сказке - были "Кладовая солнца"
Выразительное чтение описания Блудова болота, анализ содержания описания; языковых средств. Какой смысл вкладывает автор в слова "кладовая солнца"?
Самостоятельная работа над одним из описаний природы. Значение этого пейзажа в раскрытии переживаний героев.
Создание своих иллюстраций.
Внеклассное чтение(1ч). М. М. Пришвин."Таинственный ящик"."Лесная капель".
Развитие речи(1ч). Классное сочинение «Человек и природа в сказке- были » по произведению М. М. Пришвина "Кладовая солнца".
Юрий Павлович Казаков «Оленьи рога». (1ч).Пейзаж и внутреннее состояние девочки.
Николай Алексеевич Заболоцкий(1ч). "Некрасивая девочка, Лебедь в зоопарке, Не позволяй душе лениться". Размышления поэта о непреходящих духовных ценностях, о воле и борьбе, стойкости, постоянном самосовершенствовании человека
Слово о поэте. Чтение стихотворений, анализ содержания по вопросам учебника, наблюдения над лексикой, ритмом стиха. Устное описание репродукции картины А. Рылова "В голубом просторе".
Размышления поэта.
Стихотворения о войне(7ч.+1вн.ч.)
А.Т. Твардовский (1ч). «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»
Чтение стихотворения, работа над произведением по вопросам учебника (стр. 137). Главная мысль. Утверждение силы духа, любви к жизни и человеку.
Значение аллитерации и других средств стихотворной речи.
Андрей Платонович Платонов(1ч). Рассказ "Корова"
Слово о писателе. Чтение рассказа учителем или хорошо подготовленными учащимися.
Обмен впечатлениями о рассказе. Беседа по вопросам учебника.
Создание "портрета" Васи. Какое впечатление он на вас произвёл?
Чтение диалога машиниста и Васи. Какими вы себе представляете героев? Идея доброты, взаимопомощи, жизни для других - главная мысль многих рассказов писателя.
Андрей Платонович Платонов(1ч). Рассказ "Юшка". Осознание необходимости сострадания, сопереживания. Любовь и уважение к человеку.
Знакомство с содержанием рассказа "Юшка". Беседа. (Какие чувства вызывает этот рассказ? Прав ли Юшка, говоря, что народ его любит? Передайте близко к тексту разговоры Юшки с детьми и взрослыми. Были ли у вас случаи, которые вызывали сострадание?)
Евгений Иванович Носов(1ч). "Белый гусь"
Знакомство с рассказом. Выразительное чтение диалогов. Беседа по вопросам учебника. Развёрнутый ответ на вопросы: Почему Е.И. Носов вспоминает о военном времени? Есть ли здесь связь с событиями, возмутившими Акимыча?
Н.М.Рубцов(1ч). Лирика. «В горнице», «Ночь на родине». Безграничная любовь поэта к родине.
Валентин Григорьевич Распутин(2ч). Рассказ "Уроки французского".
Знакомство с содержанием рассказа "Уроки французского" (до эпизода "Драка"), выборочный пересказ. О каком времени идёт речь в произведении? Как жил главный герой? Что означало признание: "Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы"? Выводы о самостоятельной трудной жизни героя и в творчество же время об огромном желании главного героя учиться.
Пересказ текста, выборочное чтение, выступления учащихся по темам: 1. Моя самостоятельная жизнь в райцентре. 2. Знакомство с Вадиком и Птахой. 3. Занятия у Лидии Михайловны.
Беседа по вопросам учебника. Чтение в лицах эпизода "Василий Андреевич. увидел игру". Почему учительница решилась на игру в "замеряшки" с учеником? Как вы расцениваете этот поступок?
Докажите, что герой Распутина - человек с чувством собственного достоинства. Какую роль в жизни мальчика играет учительница? Почему автор назвал свой рассказ "Уроки французского"? В чём смысл этого произведения? Выводы и обобщения. Герои Распутина - добрые, честные, с высоким чувством собственного достоинства, щедрые и гордые. А встречали ли вы в наше время таких людей? Расскажите о них.
Урок внеклассного чтения(1ч).Ю.В.Бондарев. «Простите нас!»
Зарубежная литература
Даниель Дефо(1ч). «Робинзон Крузо»
Внеклассное чтение(1ч).Д.Свифт. «Путешествие Гулливера»
Марк Твен(1ч). Слово о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера»
Эрнст Сетон-Томпсон (1ч). Рассказы «Чинк», "Снап (история бультерьера)".
Беседа с учащимися о животных. Что интересного и необычного в собаках?
Выразительное чтение рассказа "Снап". Выборочный пересказ эпизодов. "Первое знакомство со щенком", "В охоте участвует Снап". Когда рассказчик признал, что Снап не зря был назван замечательным щенком? Эмоциональная напряжённость, остросюжетность повествования.
Эрнст Сетон-Томпсон(1ч). «Арно». Поэтическое жизнеописание животного
Контрольная работа(1ч). Письменная работа. «Моё любимое произведение литературы, изученное в 6 классе»
Внеклассное чтение(1ч). Ф. Купер. Роман «Зверобой»Обзор литературы для чтения летом.
Развитие речи (1ч). Урок –праздник «Путешествие по стране «Её величество Литература»»
Теория литературы.
Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись,эпитет, олицетворение.
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Кол-во часов | Внеклассное чтение | Развитие речи |
1. | Введение. | 1 | ||
2. | Мифы древних славян | 1 | ||
3. | Устное народное творчество. Былины | 5 | 1 | |
4. | Древнерусская литература. Русская летопись. | 2 | ||
5. | Русская литература XIX века. | 22 | 3 | 3 |
6. | Русские поэты XIX века о родной природе | 7 | 1 | 1 |
7. | Русская литература XX века. | 16 | 1 | 1 |
8. | Стихотворения о войне | 8 | 1 | |
9. | Зарубежная литература. | 8 | 2 | 1 |
ИТОГО: | 70 | 8 | 7 |
Развитие речи.
1) Подготовка к домашнему сочинению «В чём красота и мудрость русских былин?»
2) Сочинение Подготовка к домашнему сочинению по произведениям А.С.Пушкина «Любовь в жизни героев Пушкина»по повестям А.С. Пушкина или "Повести Белкина":
1. Мои любимые страницы повести. 2. Мои любимые герои
3) Классное сочинение «Моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»
4) Классное сочинение «Моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»
5) Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение –характеристика литературного героя по рассказам А.П.Чехова.
6) Классное сочинение «Человек и природа в сказке- были » по произведению М. М. Пришвина "Кладовая солнца".
7) Урок –праздник «Путешествие по стране «Её величество Литература»»
Чтение и изучение произведений, внеклассное чтение – 63 ч.
Развитие речи – 7 ч.
Для заучивания наизусть
- Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (отрывок)
- И.А. Крылов. Одну басню по выбору.
- А.С. Пушкин «Узник».
- М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение по выбору
- И.С. Тургенев «Бежин луг» (отрывок)
- Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок)
- Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…»(стихотворения по выбору)
- И.С. Никитин «Встреча зимы»
- А.А. Фет «Уж верба вся пушистая…»
- А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» (отрывок)
- А.А. Ахматова «Музыка».
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
Ученик должен уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
IV. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по литературе.
- Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
- Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень
его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 76 – 89 %;
«3» - 50 – 75 %;
«2» - менее 50 %.
- Оценка зачетных работ.
Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.
Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:
1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;
2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.
Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.
V. График контрольных работ.
№ | Тема | Время проведения | № урока. | Примечания |
1 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | 15.11 | №20 | |
2 | Контрольная работа(1ч). Письменная работа. «Моё любимое произведение литературы, изученное в 6 классе» | 26.05. | №68 |
VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
Сборник нормативных документов. Литература. Примерные программы по литературе. Москва, «Дрофа», 2007.
Программа: Русская литература.Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы. Базовый уровень. Под редакцией М.Г.Ахметзянова.-Казань:Магариф, 2009.
Учебник: Русская литература: Учебная хрестоматия для 6 классов татарской средней общеобразовательной школы : Под ред. М.Г.Ахметзянова.- Казань: Магариф, 2007. В 2-х частях.
Дополнительно используемая литература:
1. Т.О. Скиргайло, ГХ.Ахбарова Писатели Татарстана на уроках
внеклассного чтения 1 часть Казань:Школа ,2009.
2.Т.О. Скиргайло, ГХ.Ахбарова Писатели Татарстана на уроках
внеклассного чтения 2 часть Казань:Школа ,2009.
3.Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе»6 класс. Москва: Вако,2004.
4.М.Г.Ахметзянов, Р.Ф.Мухаметшина, Ж.Ф.Хакимова, Д.И.Шакирова. Русская литература в
6 классе татарской школы. Казань: Магариф,1999.
5.И.О. Родин, Т.М. Пименова. Все произведения школьный
программы. Русская литература. –Москва,Родин и компания, АСТ, 1996.
6.Н.А.Бодрова.Произведения о Великой Отечественной войне на уроках и во внеклассном
чтении учащихся. Самара,1995.
7.Н.В.Охременко,О.В.Федина.Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. Москва,
«Аквариум»,1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику под ред. М.Г.Ахметзянова....
Рабочая программа по русской литературе, 7 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 9 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г.Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 10 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским зыком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 11 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе 7 класс, 68 часов
Пояснительная записка...
Рабочая программа по русской литературе, 5 класс (ФГОС)
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2012год. Программа де...