Материалы к уроку по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема. Хлестаков и «хлестаковщина».
Цели: помочь учащимся найти ответ на главный вопрос урока; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать речь учащихся, формировать коммуникативную компетентность, подготовить мини-проект по созданию образа современного чиновника; воспитывать гражданский долг и чувство ответственности за своё дело.
Планируемые результаты.
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.
Метапредметные:
◆ регулятивные: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы;
◆ познавательные: умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, понимать проблему;
◆ коммуникативные:умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.
Предметные:умение анализировать произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев.
Оборудование: текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», карточки с заданиями для групп, вырезки из современных журналов, клей, ножницы, лист формата А3, проектор,компьютер, электронная презентация, жетоны.
1. Оргмомент.
2. Создание проблемной ситуации.
— Я пригласила вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие… Нет, к нам не едет ревизор. Дело гораздо хуже. Проверив ваши тесты, я поняла, что комедию многие из вас прочитали невнимательно, а некоторые, похоже, и вовсе не прочитали.
Мне очень жаль. Потому что произведение это удивительное. Хочу представить вам книгу литературоведа Юрия Манна «Смелость изобретения». Черты художественного мира Гоголя.
Она начинается с эпиграфа (на слайд).
Почему же исследователь творчества писателя именно эти слова взял в качестве эпиграфа к своей работе? Постараемся в ходе наших следующих уроков по «Ревизору» дать ответ на этот вопрос.
3. «Интрига».
Чтение письма.
Любезный друг и благодетель Антон Антонович! Спешу тебя уведомить о том, что я премного благодарен за столь неожиданный приём.
Я знаю: за тобою, как и за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет тебе в руки…
Но как же ты, голубчик, ты опростоволосился! Хоть ты и тёртый калач, а я всё-таки обвел тебя вокруг пальца…
-Кому, по вашему мнению, адресовано это письмо?
(Городничий,слайд.)
-Как вы думаете, кто является автором письма?
(Хлестаков, слайд )
4. Запись темы. Итак, первое слово в теме — Хлестаков.
— В чём его загадка, как же случилось, что он обманул весь город, какие превращения с ним происходят в пьесе?
5. Дома вы перечитывали комедию, скажите, на какие сцены мы должны обратить внимание, чтобы ответить на эти вопросы?
Итак, что мы узнаём о Хлестакове из первых явлений второго действия?
— Посмотрим, как же из «простого елистратишки» Хлестакова превращается в ревизора.
6. Исследовательская работа в парах.
— Вы видите на столах карточки с заданиями. У вас 15 минут на выполнение. Работаем в парах.
1 группа
1. Прочитайте явление 8, выполните задания:
О чём говорят ремарки, сопровождающие речь городничего и Хлестакова?
Чего боятся герои?
Что понимают городничий и Хлестаков из реплик друг друга?
Драматург неоднократно прибегает к приёму, когда персонаж говорит как бы для себя («в сторону»). Какова роль этого приёма?
Почему городничий не замечает, что тот, кого он принимает за ревизора, робеет?
В каком эпизоде разговора страх Хлестакова вызвал ещё больший страх городничего?
Почему городничий, человек хитрый и опытный, всё больше впадает в ошибку, принимая правду Хлестакова за ложь?
Почему несообразности и странности (рассказ об отце) в поведении столичного гостя никак не озадачивают городничего?
Почему, находясь в бедственном положении, Хлестаков легко принимает «обхаживание» городничего за выражения глубокого уважения и почтения к его личности?
Похож ли Хлестаков в сцене разговора с городничим на сознательного обманщика?
Что объединяет городничего и Хлестакова в этой сцене? Проанализируйте цитаты. Заполните первую часть таблицы.
Что объединяет | Городничий | Хлестаков |
«Протянул руки по швам, робея, дрожа» | «Сначала немного заикаясь…» | |
«Зашли нарочно в гостиницу, чтобы осведомиться, хорошо ли содержатся проезжающие» | «Я, право, заплачу, мне пришлют из деревни…» | |
«Извините, я право, не виноват…» | «Да как вы смеете? Я служу в Петербурге» | |
«Что касается унтер-офицерской вдовы, которую я будто бы высек, то это клевета…» «Особливо если гость — просвещённый человек» | «Мне очень нравится ваша откровенность» |
2 группа (1)
1. Перечитайте начало третьего действия.
Составьте схему: Хлестаков/общество (добавьте стрелки). Где его место? Внутри уездного общества или вне его? Испытывает ли он его воздействие?
Свою мысль докажите.
2 группа (2)
Перечитайте явления 5 и 6 третьего действия и выполните задания:
Почему герой начинает так вдохновенно врать?
Чего ждут от Хлестакова собравшиеся? Удалось ли ему соответствовать ожиданиям семьи городничего и его гостей?
Можно ли сказать, что Хлестаков в этой сцене «гениален»? Чем?
Почему чиновники верят подобным глупостям?
Верит ли саам Хлестаков в этот момент в то, что его персона вызывает страх у окружающих? Найдите реплику Хлестакова — ответ на этот вопрос.
О чём размышляет автор комедии, показывая «превращения» Хлестакова?
Вывод запишите.
3 группа (1)
Каким предстаёт Хлестаков перед зрителем в явлении втором четвёртого действия? Отличается ли он от Хлестакова действия третьего?
Прочитайте явление третье четвёртого действия.
Что мы узнаём о судье?
Как он ведёт себя с Хлестаковым?
Как меняется поведение Хлестакова при встрече с судьёй?
Какие чувства испытывает Хлестаков при виде денег? Меняется ли его поведение? Замечает ли судья изменения в поведении Хлестакова?
Понимает ли Хлестаков смысл происходящего?
Заполните второй и третий столбик таблицы.
Хлестаков и… | Цитата | Манера повед ения Хлестакова |
Аммос Фёдорович |
3 группа (2)
Прочитайте 4 явление действия четвёртого.
Изменилось ли поведение Хлестакова в сцене с почтмейстером?
Что, по мнению героя, достойно в поведении почтмейстера? Как это характеризует Хлестакова?
Заполните таблицу.
Хлестаков и… | Цитата | Манера поведения Хлестакова |
Почтмейстер |
3 группа (3)
Прочитайте явление 5 четвёртого действия.
Почему Лука Лукич соглашается с мнением «великого» Хлестакова о том, что ни одна женщина не устоит перед его взглядом?
Как ведёт себя Хлестаков с этим героем?
Заполните таблицу.
Хлестаков и… | Цитата | Манера поведения Хлестакова |
Лука Лукич Хлопов |
3 группа (4)
Перечитайте явление 6 четвёртого действия.
Какая фраза в диалоге с Земляникой свидетельствует о беспардонной наглости Хлестакова?
Почему Хлестаков позволяет так себя вести с немолодым человеком?
Почему именно в разговоре с Земляникой Хлестаков дошёл до крайней наглости?
Заполните таблицу.
Хлестаков и… | Цитата | Манера поведения Хлестакова |
Артемий Филиппович Земляника |
3 группа (5)
Прочитайте 7 явление 4 действия.
Почему в сцене с Бобчинским и Добчинским Хлестаков без лишних разговоров попросил взаймы целую тысячу?
Заполните таблицу.
Хлестаков и… | Цитата | Манера поведения Хлестакова |
Бобчинский и Добчинский |
3 группа (6)
Перечитайте сцены с купцами, слесаршей, унтер-офицершей.
Какие обещания он даёт этим героям? Как это его характеризует?
Заполните таблицу.
Обещания купцам | |
Обещания слесарше и унтер-офицерше | |
Ответ многочисленным просителям |
Предварительный просмотр:
Карточка 1
Прочитайте первое и второе явления пятого действия и ответьте на вопросы:
О чём мечтают городничий и Анна Андреевна?
Изменятся ли городничий и его жена, если осуществятся их мечты?
Результаты отметьте в таблице.
Мечты | Цитата |
Вывод:
Карточка 2
Перечитайте сцену поздравления чиновниками городничего и ответьте на вопросы:
Как раскрываются характеры чиновников в сцене поздравления?
Как они относятся к городничему?
Заполните таблицу:
Чиновник | Отношение к городничему |
Вывод:
Карточка 3
Прочитайте восьмое явление пятого действия. Найдите сходства в завязке и развязке действия.
Заполните таблицу.
Завязка | Развязка |
Слова | |
Реакция | |
Интонации | |
… | |
Ответьте на вопросы:
Какие чувства испытывает городничий?
Какие чувства испытывают чиновники? Предвидят ли чиновники возможные последствия обмана?
Карточка 4
Прочитайте выразительно последнее явление.
Почему так поражены чиновники?
Каково значение «немой сцены»?
Как соотносятся эпиграф комедии и её развязка?
Запишите ваши размышления.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 5
Исследуйте речь городничего. Заполните таблицу.
1. Лексический состав речи городничего.
Вульгаризмы | Канцеляризмы | Просторечия | Варваризмы |
2. Фразеология речи городничего.
Вид | Цитата |
Вульгарная | |
Бюрократическая | |
Книжная | |
Просторечия |
Интонация речи городничего
Событие | Интонация | Цитата |
Известие о приезде ревизора | ||
Первая встреча с Хлестаковым | ||
Разговор с Осипом | ||
После помолвки дочери с Хлестаковым | ||
Разговор с купцами | ||
В последнем монологе |
Вывод:
Карточка 6
Исследуйте речь Хлестакова. Заполните таблицу.
Признак | Цитата |
Отсутствие логики, «перебои» | |
Просторечия | |
Смешение «прозаизма» и салонной «утончённости» |
Вывод:
Карточка 7
Проанализируйте речь чиновников. Заполните таблицу.
Чиновник | Особенности речи | Цитата |
Лука Лукич Хлопов | ||
Ляпкин-Тяпкин | ||
Почтмейстер | ||
Земляника | ||
Вывод: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков по комедии "Недоросль" в 7 классе
В презентации представлена система уроков по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" в 7 классе по программе Г.Меркина...
Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»....
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...
урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...
презентация к уроку Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
Презентация является итоговым занятием по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Цель презентации - закрепить знания учащихся о литературном произведении, проверить, насколько хорошо они поняли его смысл....
Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", первый урок.
Урок - усвоения новых знаний, первое знакомство с чиновниками, опора на 1 и 2 действие....
Гоголь Н.В. Комедия "Ревизор". Презентации и рабочие материалы к урокам литературы в 8 классе.
1. Урок- викторина на лучшего читателя комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Рабочие материалы, иллюстрации, вопросы и ответы в форме презентации. 2. Чиновники города N. Презентация ...