К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»: язык сказки.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
«Теплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paustovskiy_k.g.-2.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература 5 класс
Тема: «Теплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя.
Цели деятельности учителя: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Организационный этап урока. Постановка целей.
II. Работа по теме урока.
Художественный пересказ сказки «Теплый хлеб».
Составление плана:
Учащиеся в сотрудничестве с учителем разрабатывают план:
1) История раненого коня.
2) Мельник Панкрат.
3) Лютая зима.
4) Филька по прозвищу «Ну тебя».
5) Рассказ бабки.
6) Осознание Филькой своего поступка с конем.
7) Разговор Фильки с Панкратом.
8) Как помогла Фильке старая сорока?
9) Как пришло спасение?
10) Как Филька помирился с раненым конем?
Образы героев сказки.
— Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях? Как о них говорит автор? (Конь Мальчик - вороной конь, «раненый, пострадал от врага». Мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик... ребята считали его колдуном». Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» — «молчаливый, недоверчивый».)
— Какие слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и Панкрата? (О Фильке: «Отвечал сердитым басом», бабка выговаривала ему за неласковость», «встал нехотя», «ударил коня по губам», «заплакал от страха». О Панкрате: «быстрые глаза», «мучная пыль навеки въелась в Панкрата», «вылечил коня», «починил мельницу».)
— Кратко перескажите сюжет сказки. Какие поступки совершали герои?
Ученики коротко пересказывают сюжет сказки, затем учитель подробно объясняет домашнее задание.
Реальное и фантастическое в сказке.
— Докажите, что перед нами литературная сказка. (Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, — деревня Бережки, — и указывается время действия. «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время Гражданской войны.
В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока сердится.)
— Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими? (Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыню»; болтливая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и попросила его прогнать мороз.)
— Каких из этих персонажей (бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай) мы назовем фантастическими, а каких — реальными? (Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные, казалось бы, явления: ветер, мороз — олицетворяются, как в сказочной традиции.)
Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста.
а) Найти в тексте эпитеты и записать в тетради. (Теплый хлеб с румяной коркой, чудесный хлеб. Рыхлые тучи, горячие (солнечные) пятна, буханка свежего хлеба, звонкие березовые дрова.)
б) Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость:
• Зачем помирать? Надеяться надо.
• Льготного срока не будет.
• Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.
• За твою дурь расплачиваться своим горбом?
• От теплоты лед начал оседать.
• Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.
• Хлеб-соль подносить.
• Не только человеку извинение требуется.
• Бери хлеб, мирись!
• Трещала как пулемет.
Анализ эпизода «Разговор бабки с Филькой» (от слов «Метель начала затихать к вечеру...» до слов: «— Да ну его, Панкрата — сказал Филька и затих»).
— Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? (Слова бабки: мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца».)
— Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?
— Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?
— Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?
— В чем же мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Если человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить, лучше, конечно, никогда и никому в жизни не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе.)
III. Подведение итогов урока.
Учитель предлагает сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Дети формулируют свои варианты. Учитель обобщает их, дети под его руководством вписывают правила в тетрадь:
Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Правило 2. Умей видеть чудо и творить его сам.
Домашнее задание: сочинение «Я увидел чудо...».
Завершая работу над темой, учитель дает задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо...»
Задача ребенка — постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Работа на уроке проходила в группах. Исследователи находили черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"....
Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Понять причины поступков литературного героя - значит осознать что-то и в себе самом. Данный урок способствует прежде всего научению детей на примере вымышленного персонажа нахождению пути выхода из н...
Урок-исследование Тема урока: Черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Вид: урок усвоения новых знаний. Тип: урок-исследование с использованием активных методов обучения...
Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
На уроке используется презентация, тест на знание текста....
Материалы к уроку по сказке Константина Паустовского "Теплый хлеб"
Материалы содержат презентацию к уроку и мини-проект , созданный учениками...
Урок литературы в 6 классе Тема «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»».
урок закрепления изученного...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....