Урок-исследование по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Работа на уроке проходила в группах. Исследователи находили черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского "Теплый хлеб".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование
Тема урока: Черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского
«Теплый хлеб»
Вид: урок усвоения новых знаний.
Тип: урок-исследование с использованием активных форм работы (организация
групповой работы)
.
Цели урока:
Обучающая: обучение работе с текстом; работа с понятием «эпитет».
Развивающая: развитие навыков комментированного чтения и умения анализировать, обобщать.
Воспитывающая: формирование человечного отношения ко всему живому; развитие коммуникативных умений и навыков.
План урока :
Обмен впечатлениями о сказке «Теплый хлеб».
Викторина по сказке.
Беседа по содержанию сказки.
Работа в группах.
Подведение итогов.
Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, учебник-хрестоматия 2 ч., иллюстрации к сказке, карточки с заданиями.
Словарная работа: эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Обмен впечатлениями о прочитанном.
- Как бы вы назвали эту сказку Паустовского? Как вы объясните название, которое дал ей сам автор?
2. Проверка знания текста и внимательности.
(Работа проводится в форме викторины.)
ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
1. Какой масти был раненый конь? Вороной
2. Кто взял себе коня? Мельник
3. Какое прозвище имел Филька? Ну тебя
4. Что сделал Филька с куском хлеба после
того, как ударил коня? Кинул в снег
5. Что случилось в природе после этого? Метель и сильный мороз
6. Сколько лет назад был такой же мороз? Сто
7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? От злобы
8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? К Панкрату
9. Что посоветовал Фильке Панкрат? Изобрести спасение от стужи
10. Сколько времени дал Фильке Панкрат? Час с четвертью
11. Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? Сорока
12. Что придумал Филька? Продолбить лед на реке
13. Что сделали люди для своего спасения? Продолбили лед около мельни
цы
14. Какую роль сыграла в спасении людей сорока? Позвала теплый ветер
15. Что понес Филька раненому коню? Буханку свежего хлеба
16. Что конь сделал после того, как съел хлеб? Положил голову на плечо Филь-
ке
17. Почему сердилась сорока? Ее никто не слушал
3. Беседа по содержанию сказки.
- Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня?
- Как характеризует прозвище мальчика Фильку?
- В чем была жестокость Филькиного поступка? Прочитайте и прокомментируйте этот эпизод.
- Как с помощью пейзажа (изображение начавшейся метели) Паустовский выражает свое отношение к произошедшему?
- Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности? Найдите и прочитайте рассказ бабки о том, что произошло 100 лет назад.
- Как понять слова бабки об «охлаждении сердца»?
- Почему Филька отправился к Панкрату за советом?
- Почему Филька был уверен, что деревенские ребята поддержат его?
- Что, по-вашему, спасло людей?
- Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, чудесным?
- Почему все радовались примирению коня и Фильки?
Перескажите эпизод примирения коня и Фильки.
- Почему сказка так называется?
4. Работа с иллюстрациями.
Работа в группах.
1. Беседа.
- Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.)
- Перечислите приметы народной сказки, можете воспользоваться таблицей, составленной на уроке, когда изучали «Русские народные сказки». (Присказка, зачин, положительный и отрицательный герои, троекратное повторение, словесные формулы, постоянные эпитеты, прием замедления действия; чудесные предметы, помощники, силы; концовка; добро всегда побеждает зло; поучительность; у народной сказки нет автора).
- Что такое литературная сказка? Вспомните, какие литературные сказки вы читали? На основе чего они были созданы?
- Давайте займемся исследовательской работой и посмотрим, действительно ли произведение К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» сказка.
2. Работа по группам.
Задание для группы № 1 «Исследователи».
Что, по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой? Определите черты народной и авторской сказки.
Задание для группы № 2 «Исследователи».
В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем ее сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что – от изображения живой природы?
Задание для группы №3 «Исследователи».
Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?
(Во время работы делается запись в тетрадь «Черты народной сказки в произведении»)
Задание для группы № 4 «Сказочники».
Если бы сказка была не писательской, а народной, то как бы вы ее начали и закончили? Какие слова важны для концовки и начала?
IV. Подведение итогов урока. Оценки.
Итак, черты сказки и реалистического произведения переплетаются в этом произведении.
- А какова же мораль сказки? (Человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.)
V. Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюра «О чем заставляет задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок - исследование по литературе в 5 классе по творчеству К.Паустовского "Теплый хлеб"
тема урока "Дорога добра"+представление презентации к уроку. исследовательский метод обучения сейчас актуален. я проводила этот урок на городском семинаре учителей русского языка и литературы и получи...
Интегрированный урок-исследование «Числа в сказках Пушкина». (5 класс).
Интеграция - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и математика и лит...
Сценарий урока-исследования (из серии «Уроки доброты») «Бобыль и Дружок» С. Есенина – «грустная сказка» о жизни и «чудная сказка» о дружбе
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОСов...
Урок-исследование Тема урока: Черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Вид: урок усвоения новых знаний. Тип: урок-исследование с использованием активных методов обучения...
Урок - исследование в 5 классе«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – самостоятельное произведение или обработанный повтор народной сказки?"
Пятиклассники делают первые шаги начинающих исследователей. Курс 5 класса предоставляет много возможностей для этого. Представлен один из уроков - исследований. Для развития подростков - читателей инт...
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....
Комментарии
Материал интересный. Учащимся
Материал интересный. Учащимся трудно работать с текстом, но вы предлагаете интересную форму - работу в группах, а организовать ее в 5-6 классе очень непросто