Урок-исследование по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Пинчук Татьяна Владимировна

Работа на уроке проходила в группах. Исследователи находили черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского "Теплый хлеб".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie_.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование

Тема урока: Черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского

                                                                      «Теплый хлеб»

        

        Вид: урок усвоения новых знаний.

        Тип: урок-исследование с использованием активных форм работы (организация

                    групповой работы)

        .

        Цели урока:

Обучающая: обучение работе с текстом; работа с понятием «эпитет».

Развивающая: развитие навыков комментированного чтения и умения анализировать, обобщать.

Воспитывающая: формирование человечного отношения ко всему живому; развитие коммуникативных умений и навыков.

План урока :

Обмен впечатлениями о сказке «Теплый хлеб».

Викторина по сказке.

Беседа по содержанию сказки.

Работа в группах.

Подведение итогов.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, учебник-хрестоматия 2 ч., иллюстрации к сказке, карточки с заданиями.

Словарная работа: эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка.

                                        Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Обмен впечатлениями о прочитанном.

- Как бы вы назвали эту сказку Паустовского? Как вы объясните название, которое дал ей сам автор?

2.   Проверка знания текста и внимательности.

(Работа проводится в форме викторины.)

                  ВОПРОСЫ                                                            ОТВЕТЫ

1. Какой масти был раненый конь?                                       Вороной

2. Кто взял себе коня?                                                             Мельник

3. Какое прозвище имел Филька?                                          Ну тебя

4. Что сделал Филька с куском хлеба после

    того, как ударил коня?                                                        Кинул в снег

5. Что случилось в природе после этого?                             Метель и сильный мороз

6. Сколько лет назад был такой же мороз?                           Сто

7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?         От злобы

8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета?                К Панкрату

9. Что посоветовал Фильке Панкрат?                                   Изобрести спасение от стужи

10. Сколько времени дал Фильке Панкрат?                         Час с четвертью

11. Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата?          Сорока

12. Что придумал Филька?                                                     Продолбить лед на реке

13. Что сделали люди для своего спасения?                         Продолбили лед около мельни

                                                                                                   цы

14. Какую роль сыграла в спасении людей сорока?            Позвала теплый ветер

15. Что понес Филька раненому коню?                                Буханку свежего хлеба

16. Что конь сделал после того, как съел хлеб?                   Положил голову на плечо Филь-

                                                                                                  ке

17. Почему сердилась сорока?                                              Ее никто не слушал

        

        3. Беседа по содержанию сказки.

- Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня?

- Как характеризует прозвище мальчика Фильку?

- В чем была жестокость Филькиного поступка? Прочитайте и прокомментируйте этот эпизод.

- Как с помощью пейзажа (изображение начавшейся метели) Паустовский выражает свое отношение к произошедшему?

- Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности? Найдите и прочитайте рассказ бабки о том, что произошло 100 лет назад.

- Как понять слова бабки об «охлаждении сердца»?        

- Почему Филька отправился к Панкрату за советом?

- Почему Филька был уверен, что деревенские ребята поддержат его?

- Что, по-вашему, спасло людей?

- Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, чудесным?

- Почему все радовались примирению коня и Фильки?

Перескажите эпизод примирения коня и Фильки.

- Почему сказка так называется?

4. Работа с иллюстрациями.

Работа в группах.

1. Беседа.

- Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.)

- Перечислите приметы народной сказки, можете воспользоваться таблицей, составленной на уроке, когда изучали «Русские народные сказки». (Присказка, зачин, положительный и отрицательный герои, троекратное повторение, словесные формулы, постоянные эпитеты, прием замедления действия; чудесные предметы, помощники, силы; концовка; добро всегда побеждает зло; поучительность; у народной сказки нет автора).

- Что такое литературная сказка? Вспомните, какие литературные сказки вы  читали? На основе чего они были созданы?

- Давайте займемся исследовательской работой и посмотрим, действительно ли произведение К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» сказка.

2. Работа по группам. 

Задание для группы № 1 «Исследователи».

Что, по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой? Определите черты народной и авторской сказки.

Задание для группы № 2 «Исследователи».

В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем ее сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что – от изображения живой природы?

Задание для группы №3 «Исследователи».

Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?

(Во время работы делается запись в тетрадь «Черты народной сказки в произведении»)

Задание для группы № 4 «Сказочники».

Если бы сказка была не писательской, а народной, то как бы вы ее начали и закончили? Какие слова важны для концовки и начала?

IV.        Подведение итогов урока. Оценки.

Итак, черты сказки и реалистического произведения переплетаются в этом произведении.

- А какова же мораль сказки? (Человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.)

         V.       Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюра «О чем заставляет задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок - исследование по литературе в 5 классе по творчеству К.Паустовского "Теплый хлеб"

тема урока "Дорога добра"+представление презентации к уроку. исследовательский метод обучения сейчас актуален. я проводила этот урок на городском семинаре учителей русского языка и литературы и получи...

Интегрированный урок-исследование «Числа в сказках Пушкина». (5 класс).

Интеграция - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и математика и лит...

Урок-исследование Тема урока: Черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Вид: урок усвоения новых знаний.            Тип: урок-исследование с использованием активных методов обучения...

Урок - исследование в 5 классе«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – самостоятельное произведение или обработанный повтор народной сказки?"

Пятиклассники делают первые шаги начинающих исследователей. Курс 5 класса предоставляет много возможностей для этого. Представлен один из уроков - исследований. Для развития подростков - читателей инт...

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....


 

Комментарии

Материал интересный. Учащимся трудно работать с текстом, но вы предлагаете интересную форму - работу в группах, а организовать ее в 5-6 классе очень непросто