Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Федосова Галина Александровна

Понять причины поступков литературного героя - значит осознать что-то и в себе самом. Данный урок способствует прежде всего научению детей на примере вымышленного персонажа нахождению пути выхода из неприятной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_1.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ КИПЧАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект открытого урока литературы

в 5 классе на тему:

«Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки, функция пейзажа в произведении»

Провела: учитель русского языка и

литературы Федосова Г.А.

Кипчаково

2009

Тема урока: «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки, функция пейзажа в произведении»

Цели урока

Образовательные:

- актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях;

- формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев;

- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;

- обучение обобщению прочитанного, услышанного.

Воспитательные:

- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;

- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Развивающие:

- расширение словарного запаса учащихся;

- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

- развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.

Тип урока: комбинированный.

Формы и способы организации деятельности на уроке: фронтальный опрос, выборочный пересказ, выразительное чтение, выборочное чтение, индивидуальная исследовательская работа.

Оборудование урока: портрет К.Г. Паустовского, учебник-хрестоматия, рабочие тетради по литературе, словари-закладки, словари мудрых мыслей, рисунки учащихся (изготовлены детьми на уроках ИЗО), карточки с заданиями.

Словарная работа: литературная сказка, сюжет, эпизод, пейзаж, олицетворение, эпитет, милосердие, теплый.

        

Ход урока:

  1. Вводно-мотивационный этап

1. Проблемный вопрос

- Вы знаете уже много сказок: в детстве вам читали их родители и бабушки, потом вы полюбили читать их сами. Как вы думаете, все ли вы знаете о сказках?

2. Объявление темы и целей урока

II.    Проверка домашнего задания

- Итак, что такое сказка?

Учащиеся дают определение данному понятию: «Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».

- Чем литературная сказка отличается от народной?

- Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.

- Кто является главным героем сказки К.Г. Паустовского?

- Почему его прозвали «Ну Тебя»?

Это любимое выражение Фильки.

- Сколько раз Филька произносит свою любимую фразу? (6 раз.) С какой интонацией он говорит ее в начале произведения? Каким мы видим героя в начале сказки? С помощью каких слов автор выражает свое отношение к мальчику?

«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»»

- Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»

Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.

- Какой нехороший поступок совершает Филька? Найдите фразы с любимым выражением героя в эпизоде «Жестокий поступок Фильки», с какой интонацией он их произносит? Осознает ли мальчик, что поступил плохо?

  1. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».
  2. «Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался».
  3. «Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.

- Что нового мы узнали о характере героя, прочитав данный эпизод? (Учащиеся строят высказывания, опираясь на выписанные ими из словаря «Человек» в словарь-закладку определения).

- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании?

 - Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?

Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.

  1. Аналитическое чтение 

1.   Индивидуальное задание для учащегося I группы по анализу отрывка, в котором дается описание природы.

 

Карточка №1

1. Найди в отрывках-описаниях природы выразительные средства и выпиши их в тетрадь. Какие тропы использовал автор в данных отрывках?

2. Ответь на вопросы (устно):

- Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?

- Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж?

2.  Выразительное чтение по ролям эпизода «Разговор бабки с Филькой». Распределение между детьми роли автора, бабки и Фильки.

- Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре?

Ученики называют слова бабки: мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца».

- Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»?

- Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет «злодейством»?

3.       Анализ эпизода «Помощь мельника Панкрата»

- Зачем мальчик побежал к старому мельнику, ведь он сказал «Да ну его, Панкрата». Что с ним произошло? Обратите внимание на то, что интонация, с которой Филька обычно произносил эту фразу, изменилась. («- Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих».)

- На что решился главный герой, чтобы исправить «злодейство»? Решение подсказал Фильке дед Панкрат или мальчик принял его сам?

- Почему Филька не сомневался, что ребятишки ему помогут?

Ребята, конечно, могли сказать: «Да ну его! Сам виноват – пусть сам лед и скалывает», но Филька знал, что они хорошие, поэтому обязательно помогут.

- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?

Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.

- Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!»)

- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?

  1. Чтение сцены прощения Фильки от слов: «На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице» до конца.

- Почему конь простил Фильку?

Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил  его, поэтому простил его и конь.

5.         Анализ описания природы.

- Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся.

- Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?

В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».

Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.

- Какие тропы использовал автор в описании природы? (Индивидуальное задание)

- Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?

Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.

- Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж? (Индивидуальное задание)


Это уже реалистичный пейзаж. Автор объединяет  в произведении сказку и реальность, потому что показывает результат деяний рук человека и ответ природы на сплоченность людей.

- Какое выразительное средство использовал К. Г. Паустовский для создания образа природы?

- Сделайте вывод о роли, которую играет пейзаж в сказке.

IV.    Активизация опорных знаний по теории литературы, работа над понятием «эпитет», определение лексического значения слова «теплый»

- Да, в произведении Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб» - сказка. Определите, какие события и персонажи являются реальными, а какие – сказочными.

Реальные события и персонажи

Сказочные события и персонажи


Начало сказки

1. Война, раненый конь, голод, злоба людская, равнодушный мальчик

2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.

3. Бабушка Фильки.

1. Мельник-колдун; свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека. Ветер, мороз, мыши.

2. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда).


Спасение

4. Решение мальчика идти за помощью к людям.

5. Помощь Панкрата и других жителей деревни: совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и жителей всей деревни.

6. Радость прощения, примирения. Чуткость коня.

3. Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Ее болтовня, которой никто не верит.

4. Лисица, заметившая тень сороки и долго думавшая над тем, куда ж это в такую стужу подалась сорока.

- Конечно,  в сказке К.Г. Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной?

- Правильно, эта сказка о нас с вами, о том, что человек часто ошибается. А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».

Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова (всего их 7).

  1. Нагретый, дающий или содержащий тепло.
  2. Не знающий морозов, южный.
  3. Хорошо защищающий тело от холода.
  4. Имеющий отопление.
  5. Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб?

- Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным?

- Итак, в чем смысл названия сказки?

Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода  искупление вины мальчика.

- У вас на столах лежат карточки с заданиями, выполните 1 задание.

Карточка №2

1.    В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа.)

  1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
  2. Человек становится добрым  только среди добрых людей.
  3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить  добрый поступок.
  4. Злой человек вредит прежде всего самому себе.

- Какова же, по вашему мнению, основная мысль сказки? Чему она нас учит?

- Выполните второе задание карточки - запишите ответ на данный вопрос в тетрадь по образцу.

Злое дело обязательно надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никому и никогда.

Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении благородных целей.

VI.        Стадия подведения итогов

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Заинтересовали ли вас затронутые проблемы?

- Заставил ли наш разговор задуматься над своими поступками?

VII.      Домашнее задание

1. Записать в словарь мудрых мыслей высказывания о добре.

2. Написать развернутый ответ на вопрос «О чем заставляет задуматься сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?

Приложение № 1

Народная и литературная сказки:

общее и различия

Народная сказка

Литературная сказка


общее

Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.


различное

Автор неизвестен.

Автором является конкретное лицо – поэт, писатель, сказочник.

Произведение долгое время существовало в устной форме, затем было записано собирателями сказок.

Произведение существует в письменной форме.

Как правило, у одной сказки может быть много вариантов.

У сказки только один вариант.

Приложение № 2


Карточка №2


1.     В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа.)

  1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
  2. Человек становится добрым  только среди добрых людей.
  3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить  добрый поступок.
  4. Злой человек вредит прежде всего самому себе.


2.        Какова же, по вашему мнению, основная мысль сказки? Запишите ответ на данный вопрос в тетрадь по образцу.

Образец: Основная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» заключается в том, что… .

Приложение № 3

Словарь мудрых мыслей на тему

«Добро и зло»

  1. Найти причину зла — почти то же, что найти против него лекарство.

В. Г. Белинский

 

  1. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

В.О. Ключевский

  1. Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.

АВГУСТИН Блаженный

  1. Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.

АРИСТОТЕЛЬ

  1. Назначение человека в том, чтоб делать добро.

В.И.Даль

  1. Человек становится человеком только среди людей

И. Бехер

  1. Человек считает добром то, что полезно обществу, в котором он живет, и злом то, что вредно этому обществу

П.А.Кропоткин

  1. Мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали.

СТЕРН Лоренс

  1. Человек не может быть наделенным с самого начала, от природы, добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирожденным ткачом или писцом.

ФАРАБИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок составлен в соостветствовании с требованиями ФГОС на основе деятельностного подхода. Является вторым уроком в изучении темы "Сказка Паустовского "Тёплый хлеб". Тип урока: системати...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Открытый урок литературы К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фантастическое и реальное в сказке.

Ученики анализировали  художественное пространство сказки и оформляли в виде      «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки»,  «Кластера», ...

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...

Открытый урок Литература 9 класс М.Цветаева . "Прохожий "

Особенности поэтики  Марии  Ивановны Цветаевой..(Стихотворение  «Прохожий »)с переводом на тувинский язык .Сравнение выразительных средств языка.познакомить с биографией пис...