Урок литературы в 6 классе Тема «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Тема: «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»».
Тип урока: урок закрепления изученного.
Цель урока: продолжить работу по содержанию сказки «Теплый хлеб», учиться формировать собственное отношение к событиям, описываемым в произведении.
Задачи:
- образовательные: формировать умение анализировать художественное произведение с точки зрения его жанра, находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
- развивающие: способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.
- коррекционные: развивать мышление в процессе анализа художественного произведения, развивать точность эмоиональной выразительности.
- воспитательные: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Оформление доски: портрет К.Г.Паустовского, выставка иллюстраций к произведению, сделанных учащимися.
Предварительное домашнее задание:
-Фронтальное: перечитать сказку К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;
- Групповое: выявить в произведении сказочные элементы (1 вариант) и реальные элементы (2 вариант);
- Индивидуальное №1: пересказать эпизод «Как Филька обидел коня»;
- Индивидуальное №2: пересказать эпизод «Путь Фильки к добру».
На доске эпиграф к уроку:
«Он не был сказочником…Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра». В.Шкловский
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа с классом.
- Ребята, начнем наш разговор о сказке «Теплый хлеб» с обращения к эпиграфу. Виктор Шкловский сказал об авторе этой сказки Константине Георгиевиче Паустовском так: «Он не был сказочником…Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра". Так все-таки, что же вы читали: сказку или рассказ? Обоснуйте свою точку зрения. (ответы детей).
Мы пришли к выводу, что для произведения характерны признаки и сказки, и рассказа.
3. Работа в группах.
- Сейчас мы постараемся выяснить, какие в этом произведении признаки сказки и какие – рассказа. Работать будем в группах. В течение 2 минут 1 группа записывает в тетрадях имена сказочных героев; 2 группа- имена реальных героев; 3 группа перечисляет сказочные события; 4 группа – реальные события.
В процессе проверки работы групп на доске и в тетрадях оформляется таблица.
Герои | |
Сказочные | Реальные |
Силы природы | Сорока |
Филька | |
Конь | |
Мельник Панкрат | |
Бабка Фильки | |
Жители деревни | |
События | |
Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз. | Филька обидел коня. |
Сорока приводит теплый ветер. | Филька спрашивает совета у панкрата, как исправить содеянное им зло. |
Ребята долбят лед на реке, чтобы заработала мельница. | |
Филька мирится с конем. |
Вопрос к классу:
- Так все-таки, с какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и реальных героях сказочные элементы? (Природа является мерилом человеческих поступков. Сказочные силы природы помогают Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конем.)
4. Анализ текста сказки.
- Сказочные события играют в произведении большую роль. Вспомните, что всегда стоит в центре любой сказки, что с чем сталкивается? (В сказках добро всегда борется со злом.)
- С чего начинается зло в сказке «Теплый хлеб»? ( Филька обидел раненого коня.)
- Кто готов пересказать эпизод о том, как Филька обидел коня? (Проверка индивидуального домашнего задания №1)
- А что помогает понять нам, читателям, что мировой порядок нарушен? (Природа.)
- найдите ключевые слова и выражения, помогающие нам понять, как реагирует природа на зло, совершенное Филькой. (Злоба людская; завыл, засвистел ветер, вздул снег; ревела, обезумев, метель; небо, как лед; звезды примерзли; колючий мороз прошел; лютый мороз; замерзли колодцы.)
- Посмотрите, как сконцентрированы в этом эпизоде сказки слова со значением «холод». А что же происходит с сердцем человеческим? Вспомните, как объясняла Филькина бабка, к чему приводит злоба людская? (Человеческое сердце тоже охлаждается.)
- А можем ли мы сказать, что и Филькино сердце тоже охладело? (Нет, сердце Фильки не охладело, потому что он оказался способен исправить севершенное им зло.)
- Как же начинается путь Фильки к добру? Кто подготовил рассказ о том, как Филька решил искупить свою вину? (Проверка индивидуального домашнего задания №2)
- Как теперь природа реагирует на изменения, происходящие в сердце Фильки? (Мороз отступает, прилетает теплый ветер.)
- Какие ключевые слова с общим лексическим значением помогают нам это понять? (Слова со значением «теплый»?) Давайте «соберем» все «теплые» слова. (ребята называют слова: добро; мельница разогреется; трещали костры; солнце; теплый ветер; оттаяли ветки ив; становилось все теплее; теплая вода; горячая мука; жаркий печной огонь; запах теплого чудесного хлеба.)
5. Подведение итога.
- Как вы думаете, ребята, в чем смысл названия сказки «Тёплый хлеб»? (ответы детей)
- Смогут ли люди прожить без хлеба?
- мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. А как же можно сказать о сердце, наполненном любовью, добром? ( Это горячее сердце.) Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью.
6. Проверка фронтального домашнего задания.
- Расскажите, что изображено на ваших иллюстрациях к сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб», и объясните, почему именно эти эпизоды показались вам наиболее интересными. ( ответы учащихся.)
7. Итог урока.
- Обратимся снова к эпиграфу. Как вы понимаете смысл слов «трудность добра»? Что делать легче добро или зло? ( Совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и искупить свою вину доступно лишь немногим. Детское сердце не должно охлаждаться, ибо все, и хорошее, и плохое начинается с детства)
8. Домашнее задание.
9. Организационный конец урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
На уроке используется презентация, тест на знание текста....
Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Тема урока: Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Цель урока: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Конспект урока литературы в 5 классепо теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»....
Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»...
Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»...
Разработка урока "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»" (с использованием элементов технологии критического мышления)
По типу урок – изучение нового материала. В основу построения данног...