Урок литературы в 6 классе Тема «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Запанкова Юлия Игоревна

урок закрепления изученного

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_skazke.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»».

Тип урока: урок закрепления изученного.

Цель урока: продолжить работу по содержанию сказки «Теплый хлеб», учиться формировать собственное отношение к событиям, описываемым в произведении.

Задачи:

- образовательные: формировать умение анализировать художественное произведение с точки зрения его жанра, находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.

- развивающие: способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.

- коррекционные: развивать мышление в процессе анализа художественного произведения, развивать точность эмоиональной выразительности.

- воспитательные: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Оформление доски: портрет К.Г.Паустовского, выставка иллюстраций к произведению, сделанных учащимися.

Предварительное домашнее задание:

-Фронтальное: перечитать сказку К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;

- Групповое: выявить в произведении сказочные элементы (1 вариант) и реальные элементы (2 вариант);

- Индивидуальное №1: пересказать эпизод «Как Филька обидел коня»;

- Индивидуальное №2: пересказать эпизод «Путь Фильки к добру».

На доске эпиграф к уроку:

«Он не был сказочником…Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра». В.Шкловский

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа с классом.

- Ребята, начнем наш разговор о сказке «Теплый хлеб» с обращения к эпиграфу. Виктор Шкловский сказал об авторе этой сказки Константине Георгиевиче Паустовском так: «Он не был сказочником…Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра". Так все-таки, что же вы читали: сказку или рассказ? Обоснуйте свою точку зрения. (ответы детей).

Мы пришли к выводу, что для произведения характерны признаки и сказки, и рассказа.

3. Работа в группах.

- Сейчас мы постараемся выяснить, какие в этом произведении признаки сказки и какие – рассказа. Работать будем в группах. В течение 2 минут 1 группа записывает в тетрадях имена сказочных героев; 2 группа- имена реальных героев; 3 группа перечисляет сказочные события; 4 группа – реальные события.

В процессе проверки работы групп на доске  и в тетрадях оформляется таблица.

Герои

Сказочные

Реальные

Силы природы

Сорока

Филька

Конь

Мельник Панкрат

Бабка Фильки

Жители деревни

События

Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.

Филька обидел коня.

Сорока приводит теплый ветер.

Филька спрашивает совета у панкрата, как исправить содеянное им зло.

Ребята долбят лед на реке, чтобы заработала мельница.

Филька мирится с конем.

Вопрос к классу:

-  Так все-таки, с какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и реальных героях сказочные элементы? (Природа является мерилом человеческих поступков. Сказочные силы природы помогают Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конем.)

4. Анализ текста сказки.

- Сказочные события играют в произведении большую роль. Вспомните, что всегда стоит в центре любой сказки, что с чем сталкивается? (В сказках добро всегда борется со злом.)

- С чего начинается зло в сказке «Теплый хлеб»? ( Филька обидел раненого коня.)

- Кто готов пересказать эпизод о том, как Филька обидел коня? (Проверка индивидуального домашнего задания №1)

- А что помогает понять нам, читателям, что мировой порядок нарушен? (Природа.)

- найдите ключевые слова и выражения, помогающие нам понять, как реагирует природа на зло, совершенное Филькой. (Злоба людская; завыл, засвистел ветер, вздул снег; ревела, обезумев, метель; небо, как лед; звезды примерзли; колючий мороз прошел; лютый мороз; замерзли колодцы.)

- Посмотрите, как сконцентрированы в этом эпизоде сказки слова со значением «холод». А что же происходит с сердцем человеческим? Вспомните, как объясняла Филькина бабка, к чему приводит злоба людская? (Человеческое сердце тоже охлаждается.)

- А можем ли мы сказать, что и Филькино сердце тоже охладело? (Нет, сердце Фильки не охладело, потому что он оказался способен исправить севершенное им зло.)

- Как же начинается путь Фильки к добру? Кто подготовил рассказ о том, как Филька решил искупить свою вину? (Проверка индивидуального домашнего задания №2)

- Как теперь природа реагирует на изменения, происходящие в сердце Фильки? (Мороз отступает, прилетает теплый ветер.)

- Какие ключевые слова с общим лексическим значением помогают нам это понять? (Слова со значением «теплый»?) Давайте «соберем» все «теплые» слова. (ребята называют слова: добро; мельница разогреется; трещали костры; солнце; теплый ветер; оттаяли ветки ив; становилось все теплее; теплая вода; горячая мука; жаркий печной огонь; запах теплого чудесного хлеба.)

5. Подведение итога.

- Как вы думаете, ребята, в чем смысл названия сказки «Тёплый хлеб»? (ответы детей)

- Смогут ли люди прожить без хлеба?

- мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. А как же можно сказать о сердце, наполненном любовью, добром? ( Это горячее сердце.) Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью.

6. Проверка фронтального домашнего задания.

- Расскажите, что изображено на ваших иллюстрациях к сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб», и объясните, почему именно эти эпизоды показались вам наиболее интересными. ( ответы учащихся.)

7. Итог урока.

- Обратимся снова к эпиграфу. Как вы понимаете смысл слов «трудность добра»? Что делать легче добро или зло? ( Совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и искупить свою вину доступно лишь немногим. Детское сердце не должно охлаждаться, ибо все, и хорошее, и плохое начинается с детства)

8. Домашнее задание.

9. Организационный конец урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

На уроке используется презентация, тест на знание текста....

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Тема урока:  Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Цель урока: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Конспект урока литературы в 5 классепо теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»....

Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»...

Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»...

Разработка урока "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»" (с использованием элементов технологии критического мышления)

                                  По типу урок – изучение нового материала. В основу построения данног...