Урок по А.Платонову "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Тема урока: «Жить – значит действовать».(А. Франц).
(По сказке-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок».)
Цели: 1) продолжить ознакомление учащихся с творчеством А.П.Платонова, с фактами
его биографии, с историей создания сказки-были «Неизвестный цветок»;
2) развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, умения
ориентироваться в тексте художественного произведения;
3) способствовать формированию у детей деятельного отношения к жизни, убежде-
ния в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_a.platonov_neizvestnyy_tsvetok.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Жить – значит действовать».(А. Франц).
(По сказке-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок».)
Цели: 1) продолжить ознакомление учащихся с творчеством А.П.Платонова, с фактами
его биографии, с историей создания сказки-были «Неизвестный цветок»;
2) развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, умения
ориентироваться в тексте художественного произведения;
3) способствовать формированию у детей деятельного отношения к жизни, убежде-
ния в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
Оборудование: портрет А.П.Платонова, тексты сказки-были, презентация урока,
медиапроектор.
Словарь: предтеча, гармония.
Ход урока.
Жизнь ничего не дарует без тяжких
трудов и волнений.
Гораций.
1. Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? У вас на столах лежат листочки с таблицей. Это ваш барометр настроения. Поставьте галочку в колонке №3 напротив того цвета, значение которого совпадает с вашим настроением. Надеюсь, что наш урок кому-то поднимет настроение, а кому-то просто улучшит его.А теперь начнём урок.
2. Определение задач урока.
2. Работа над темой урока.
А) Слово учителя о писателе.
Посмотрите, пожалуйста, на портрет.
Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб,
Выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель.
Итак, мы сегодня открываем дверь в страну этого писателя и интересного человека, талантливого человека. Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-ых годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мир прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.
Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.
– Что такое псевдоним? Найдите значение этого слова в словаре в конце учебника.
(Псевдоним – это вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.)
Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).
За свою жизнь Андрей Платонов прошёл через много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-ых годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.
Наследие писателя Платонова велико. Чтобы понять и оценить по достоинству значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Впереди ещё много встреч с книгами Платонова. И я надеюсь, что вы достигнете в своём образовании тех высот, которые помогут вам испытать чувство радости и счастья от приобщения к миру, созданному прекрасным писателем.
Сегодняшний урок – наше второе знакомство с писателем.
– Какое произведение вы изучали в 5 классе?
(«Никита»)
– Чем оно вам запомнилось?
На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.
Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворённая детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них.
Б) Запись темы и эпиграфа урока.
- Прочтите эпиграф. Как вы понимаете эти слова?
(Если хочешь чего-то добиться, надо трудиться).
- Можем ли мы отнести эти слова к Платонову? Почему?
В) Слово об истории создания произведения.
Сегодня мы поговорим об одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок».
Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей чрезвычайно одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть больше пятидесяти. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке на столичном бульваре друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.
5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в «бессмертие, к всемирной известности, в нашу благодарную память» (В.Свительский).
Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил своей шестилетней дочке Маше Платоновой, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий Платонова. «Неизвестный цветок» - одно из последних произведений писателя. Спустя годы эта сказка будет высоко оценена.
Посмотрите на доску и обратите внимание на то, как называли эту сказку-быль исследователи-литературоведы:
- Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей.
- Чистое золото поэзии сердца.
– Как вы понимаете второе высказывание?
( Мысли и чувства, которыми наполнена сказка, взяты из
глубины сердца, от всей души, они ценны для всех, кто прочтёт их).
– Что такое притча? Найдите определение в словаре.
(Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.)
– О чём учит это произведение, мы поговорим позже. А сейчас обсудим прочитанное дома произведение.
Г) Аналитическая беседа по сказке.
- О чём и о ком рассказывается в произведении?
( - о цветке, который вырос между камнем и глиной;
- о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре;
- о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)
- Что рассказано об этих героях?
( - Цветок много трудился, преодолев массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)
- А теперь обратимся к названию произведения. «Неизвестный цветок». Почему автор ток назвал своё произведение? О чём говорит это название?
( - Это значит то, что о нём никому ничего не известно.
«Никто и не знал, что он есть на земле».)
- Правильно, ребята. А теперь обратимся к жанру этого произведения – сказка-быль. Так его обозначил сам автор. Вспомним толкование слов «сказка» и «быль».
( Домашние задания уч-ся: повторение определений слов «сказка» и «быль»)
- Что в этом произведении от сказки?
( - Сказочное начало: «Жил на свете маленький цветок».
- История о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок умел разговаривать.
- Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость).
- Правильно, ребята, А что в этом произведении от были?
( - От были в нём то, что это могло иметь место в реальной жизни.
- Повествование о Даше и детях – это быль).
- Найдите в тексте описание цветка. (Выразительное чтение стр. 32-33, 1,2 абз.).
- Какое чувство вызывают у вас эти слова?
(Сострадание, жалость).
- Какой была жизнь цветка на пустыре?
(Трудной, тяжёлой).
- Какие слова из текста подтвердят вашу мысль? (Выразительное чтение стр. 33, 3-4 абз.).
(Нечем было питаться в камне и глине, сторожил ветер и росу…)
- Каким враждебным силам сопротивлялся цветок?
(Боль, голод, усталость).
- А что самое трудное было в его жизни?
(Он был одинок: «никто и не знал, что он есть на земле».
- Почему это было самым трудным?
(Очень страшно быть совсем одному, когда некому помочь).
- Что помогло цветку перенести все трудности?
(Труд: напряжённый, мучительный).
- А что кроме физической силы потребовалось цветку, чтобы преодолеть все препятствия?
Какие душевные качества раскрываются у цветка?
(Мужество, упорство, сила духа).
- Как вознаграждён цветок за свой труд, за свою борьбу?
(Он вырос и стал настоящим цветком).
- Найдите описание раскрывшегося цветка. (Выразительное чтение стр. 34, 2 абз.)
- С чем сравнивает его автор?
(Со звездой, с живым мерцающим огнём в тёмной ночи).
- Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка?
(Светился).
Вывод №1.
– Какую мысль автор хочет донести до читателя, рассказывая о судьбе цветка?
(Под запись в тетрадь:
«Чтобы преодолеть враждебные силы окружающего мира, нужно обладать сильным духом и упорно трудиться».)
- На помощь цветку приходит Даша. Отчего ей были так близки и понятны чувства цветка?
(В лагере она скучала по матери)
- Что вы можете сказать о Даше? Какая она?
(Внимательная, добрая).
- А в чём именно эти качества проявляются?
(Она нашла цветок, захотела ему помочь)
- Почему на помощь цветку пришли дети, а не взрослые?
(Взрослые часто заняты своими делами, им некогда обращать
внимание на неизвестные цветы, а дети умеют наблюдать,
они ближе к природе).
- Вдумайтесь в слова текста: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет». Только ли о потомках цветка идёт речь?
(Нет, ещё и о человеческих детях).
- Платонов в статье «Знамёна будущего» писал: «Большие только предтечи, а дети – спасители Вселенной».
(На доске словарь: Предтеча – лицо или явление, факт, предшествующие чему-либо, подготавливающие что-либо.)
- Почему именно детям автор предоставляет право спасти мир, изменить его несовершенство?
(Дети добры, их сердца открыты, души чисты).
- В чём смысл дружбы девочки и цветка?
(Если объединяться человек и природа, наступит гармония).
- Что такое гармония?
(На доске словарь: Гармония – взаимное соответствие предметов, явлений, свойств; равновесие.)
- В конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря? Почему?
(Вырос его сын. Новый цветок, выросший на пустыре, был
«намного лучше.. и ещё прекраснее»).
Вывод №2.
–В чём смысл концовки сказки?
(Под запись в тетрадь:
« Ничто в жизни не исчезает бесследно: жизнь умирает, но возрождается снова ещё лучше, чем прежде, ещё красивее и выносливее».)
Д) Творческая работа:
- Вспомним, исследователи назвали это произведение притчей. Так чему же учит нас Платонов? Ответьте на этот вопрос письменно.
3. Подведение итогов.
А) Учащиеся зачитывают свои работы.
Открывается слайд с выводами:
- Нужно трудиться, никогда не падать духом, быть сильным, чтобы преодолеть все препятствия.
- Нужно жить, не обижая природу, помогая ей – только в единении с ней можно достигнуть гармонии.
- Нужно быть внимательным к окружающим, видеть тех, кто нуждается в помощи, и помогать им.
Б) Выставление оценок.
4. Домашнее задание:
1) Нарисовать цветок, каким себе его представляют.
2) Подготовить художественный пересказ сказки от имени цветка или Даши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок 6 класса тема: "Цветок"
Изучение нового материала по теме "Цветок"....
Урок милосердия - акция "Белый цветок"
Малышам более доступно объяснитьсложные вещи на простом примере - мультфильме, созданном талантливой Ксенией Симоновой. Сильная вещь, позитивная. http://nsportal.ru/user/281322/video...
План - конспект урока по обобщению знаний "Цветок.Плод."
Презентацию к уроку можно скачать здесь https://mail.yandex.ru/neo2/#disk/portal-ta...
Урок на интерактивной доске: Цветок. Строение. значение.
Презентация урока по биологии в 6 классе на интерактивной доске....
Конспект урока.Генеративные органы растений. Цветок
Урок первичного предъявления новых знаний, на каждом этапе которого решался вопрос формирования определенных универсальных учебных действий: предметных, метапредметных и личностных...
Урок – игра по теме: «Цветок».
В игре принимает участие 3 команды. Трое лучших учеников назначаются в жюри. Команды придумывают себе название и записывают их на листе формата А4 и выставляют на свои столы. Правила игры: за ка...
Бинарный урок по ОРКСЭ,"Неизвестный цветок"
Данный урок служит дополнительным материалом для изучения ОРКСЭ.(модуль Светская этика)...