Урок по А.Платонову "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Кусалиева Зульфия Макаводовна

Тема урока: «Жить – значит действовать».(А. Франц).

                        (По сказке-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок».)

 

Цели: 1) продолжить ознакомление учащихся с творчеством А.П.Платонова, с фактами

               его биографии, с историей создания  сказки-были  «Неизвестный цветок»;

           2) развивать  связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, умения

               ориентироваться в тексте художественного произведения;

           3) способствовать формированию у детей деятельного отношения к жизни, убежде-

               ния в том, что всё хорошее достигается большим трудом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_a.platonov_neizvestnyy_tsvetok.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Тема урока: «Жить – значит действовать».(А. Франц).

        (По сказке-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок».)

Цели: 1) продолжить ознакомление учащихся с творчеством А.П.Платонова, с фактами

               его биографии, с историей создания  сказки-были  «Неизвестный цветок»;

           2) развивать  связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, умения

               ориентироваться в тексте художественного произведения;

           3) способствовать формированию у детей деятельного отношения к жизни, убежде-

               ния в том, что всё хорошее достигается большим трудом.

Оборудование: портрет А.П.Платонова, тексты сказки-были, презентация урока,

                          медиапроектор.

Словарь: предтеча, гармония.

               

                                            Ход урока.

                                                                                        Жизнь ничего не дарует без тяжких

                                                                                     трудов и волнений.

        Гораций.

 1. Орг. момент.

 – Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок?  У вас на столах лежат листочки с таблицей. Это ваш барометр настроения. Поставьте галочку в колонке №3 напротив того цвета, значение которого совпадает с вашим настроением.  Надеюсь, что наш урок кому-то поднимет настроение, а кому-то просто улучшит его.А теперь начнём урок.

2. Определение задач урока.

2. Работа над темой урока.

    А) Слово учителя о писателе.

     Посмотрите, пожалуйста, на портрет.

     Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб,

 Выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель.

     Итак, мы сегодня открываем дверь в страну этого писателя и интересного человека, талантливого человека. Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-ых годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мир прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.  

     Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.

     – Что такое псевдоним? Найдите значение этого слова в словаре в конце учебника.

       (Псевдоним – это вымышленное имя, под  которым автор публикует свои произведения.)  

      Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

     За свою жизнь Андрей Платонов прошёл через много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-ых годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.

     Наследие писателя Платонова велико. Чтобы понять и оценить по достоинству значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Впереди ещё много встреч с книгами Платонова. И я надеюсь, что вы достигнете в своём образовании тех высот, которые помогут вам испытать чувство радости и счастья от приобщения к миру, созданному прекрасным писателем.

     Сегодняшний урок – наше второе знакомство с писателем.

 – Какое произведение вы изучали в 5 классе?

                                                    («Никита»)

 –  Чем оно вам запомнилось?

     На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

     Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворённая детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них.

Б) Запись темы  и эпиграфа урока.

- Прочтите эпиграф. Как вы понимаете эти слова?

                                        (Если хочешь чего-то добиться, надо трудиться).

- Можем ли мы отнести эти слова к Платонову? Почему?

В) Слово об истории создания  произведения.

      Сегодня мы поговорим об одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок».  

      Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей чрезвычайно одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть больше пятидесяти. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке на столичном бульваре друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.  

     5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в «бессмертие, к всемирной известности, в нашу благодарную память» (В.Свительский).

     Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил своей шестилетней дочке Маше Платоновой, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий Платонова. «Неизвестный цветок» - одно из последних произведений писателя. Спустя годы эта сказка будет высоко оценена.

     Посмотрите на доску и обратите внимание на то, как называли эту сказку-быль исследователи-литературоведы:

               - Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей.

               - Чистое золото поэзии сердца.

– Как вы понимаете второе высказывание?

                                      ( Мысли и чувства, которыми наполнена сказка, взяты из

                                      глубины сердца, от всей души, они ценны для всех, кто прочтёт их).

– Что такое притча? Найдите определение в словаре.

(Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.)

– О чём учит это произведение, мы поговорим позже. А сейчас обсудим прочитанное дома произведение.

Г) Аналитическая беседа по сказке.

- О чём и о ком  рассказывается в произведении?

     ( - о цветке, который вырос между камнем и глиной;

       - о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре;

       - о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)

- Что рассказано об этих героях?

     ( - Цветок много трудился, преодолев массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)

- А теперь обратимся к названию произведения. «Неизвестный цветок». Почему автор ток назвал своё произведение? О чём говорит это название?

     ( - Это значит то, что о нём никому ничего не известно.

       «Никто и не знал, что он есть на земле».)

- Правильно, ребята. А теперь обратимся к жанру этого произведения – сказка-быль. Так его обозначил сам автор. Вспомним толкование слов «сказка» и «быль».

(  Домашние задания уч-ся: повторение определений слов «сказка» и «быль»)

- Что в этом произведении от сказки?

     ( - Сказочное начало: «Жил на свете маленький цветок».

       - История о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок умел разговаривать.

       - Цветок  воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость).

- Правильно, ребята, А что в этом произведении от были?

     ( - От были в нём то, что это могло иметь место в реальной  жизни.

       - Повествование о Даше и детях – это быль).

- Найдите в тексте описание цветка. (Выразительное чтение  стр. 32-33, 1,2 абз.).

- Какое чувство вызывают у вас эти слова?

                                            (Сострадание, жалость).

- Какой была жизнь цветка на пустыре?

                                            (Трудной, тяжёлой).

- Какие слова  из текста подтвердят вашу мысль? (Выразительное чтение стр. 33, 3-4 абз.).

                                           (Нечем было питаться в камне и глине, сторожил ветер и росу…)

- Каким враждебным силам сопротивлялся цветок?

                                           (Боль, голод, усталость).

- А что самое трудное было в его жизни?

                                            (Он был одинок: «никто и не знал, что он есть на земле».

- Почему это было самым трудным?

                                            (Очень страшно быть совсем одному, когда некому помочь).

- Что помогло цветку перенести все трудности?

                                            (Труд: напряжённый, мучительный).

- А что кроме физической силы потребовалось цветку, чтобы преодолеть все препятствия?

  Какие душевные качества раскрываются у цветка?

                                             (Мужество, упорство, сила духа).

- Как вознаграждён цветок за свой труд, за свою борьбу?

                                             (Он вырос и стал настоящим цветком).

- Найдите описание раскрывшегося цветка. (Выразительное чтение стр. 34, 2 абз.)

-  С чем сравнивает его автор?

                                             (Со звездой, с живым мерцающим огнём в тёмной ночи).

- Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка?

                                             (Светился).

Вывод №1.

– Какую мысль автор хочет донести до читателя, рассказывая о судьбе цветка?

(Под запись в тетрадь:

   «Чтобы преодолеть враждебные силы окружающего мира, нужно обладать сильным духом и упорно трудиться».)

- На помощь цветку приходит Даша. Отчего ей были так близки и понятны чувства цветка?

                                                (В лагере она скучала по матери)

- Что вы можете сказать о Даше? Какая она?

                                                (Внимательная, добрая).

- А в чём именно эти качества проявляются?

                                                (Она нашла цветок, захотела ему помочь)

- Почему на помощь цветку пришли дети, а не взрослые?

                                                (Взрослые часто заняты своими делами, им некогда обращать

                                                 внимание на неизвестные цветы, а дети умеют наблюдать,

                                                 они ближе к природе).

- Вдумайтесь в слова текста: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет». Только ли о потомках цветка идёт речь?

                                                 (Нет, ещё и о человеческих детях).

- Платонов в статье «Знамёна будущего» писал: «Большие только предтечи, а дети – спасители Вселенной».

(На доске словарь: Предтеча – лицо или явление, факт, предшествующие чему-либо, подготавливающие что-либо.)

- Почему именно детям автор предоставляет право спасти мир, изменить его несовершенство?

                                                  (Дети добры, их сердца открыты, души чисты).

- В чём смысл дружбы девочки и цветка?

                                                  (Если объединяться человек и природа, наступит гармония).

- Что такое гармония?

(На доске словарь: Гармония – взаимное соответствие предметов, явлений, свойств; равновесие.)

- В конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря? Почему?

                                                   (Вырос его сын. Новый цветок, выросший на пустыре, был

                                                   «намного лучше.. и ещё прекраснее»).

Вывод №2.

–В чём смысл концовки сказки?

(Под запись в тетрадь:

« Ничто в жизни не исчезает бесследно: жизнь умирает, но возрождается снова ещё лучше, чем прежде, ещё красивее и выносливее».)

Д) Творческая работа:

- Вспомним, исследователи назвали это произведение притчей. Так чему же учит нас Платонов? Ответьте на этот вопрос письменно.

3. Подведение итогов.

А) Учащиеся зачитывают свои работы.

Открывается слайд с выводами:

  • Нужно трудиться, никогда не падать духом, быть сильным, чтобы преодолеть все препятствия.
  • Нужно жить, не обижая природу, помогая ей – только в единении с ней можно достигнуть гармонии.
  • Нужно быть внимательным к окружающим, видеть тех, кто нуждается в помощи, и помогать им.

Б) Выставление оценок.

4. Домашнее задание:

                    1) Нарисовать цветок, каким себе его представляют.

                    2) Подготовить художественный пересказ сказки от имени цветка или Даши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 6 класса тема: "Цветок"

Изучение нового материала по теме "Цветок"....

Урок милосердия - акция "Белый цветок"

Малышам более доступно объяснитьсложные вещи на простом примере - мультфильме, созданном талантливой Ксенией Симоновой. Сильная вещь, позитивная. http://nsportal.ru/user/281322/video...

План - конспект урока по обобщению знаний "Цветок.Плод."

Презентацию к уроку можно скачать здесь  https://mail.yandex.ru/neo2/#disk/portal-ta...

Урок на интерактивной доске: Цветок. Строение. значение.

Презентация урока по биологии в 6 классе на интерактивной доске....

Конспект урока.Генеративные органы растений. Цветок

Урок первичного предъявления новых знаний, на каждом этапе которого решался вопрос формирования определенных универсальных учебных действий: предметных, метапредметных и личностных...

Урок – игра по теме: «Цветок».

В игре принимает участие 3 команды.  Трое лучших учеников назначаются в жюри. Команды придумывают себе название и записывают их на листе формата А4 и выставляют на свои столы. Правила игры: за ка...

Бинарный урок по ОРКСЭ,"Неизвестный цветок"

Данный урок служит дополнительным материалом для изучения ОРКСЭ.(модуль Светская этика)...