урок 6 класса тема: "Цветок"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ровчакова Наталья Владимировна

Изучение нового материала по теме "Цветок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shk.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Цветок

Цель: формирование у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенности строения и многообразие цветков; развивать практические навыки по распознаванию цветков различных растений.

Оборудование: цветущие комнатные растения; модели цветков вишни, картофеля, гороха; таблица «Строение цветка», гербарный материал.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- что цветок – это видоизмененный укороченный побег;

- строение цветка;

- отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником;

- признаки правильных и неправильных цветков;

- строение тычинок и пестиков;

- особенности строения обоеполых и раздельнополых цветков;

- признаки однодомных и двудомных растений;

- роль семязачатков в формировании семян;

- значение терминов пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашечка, чашелистики, цветоножка, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, связь, семязачаток.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать и называть части цветка;

- определять, правильные это цветки или неправильные;

- различать части, составляющие тычинки и пестики;

- отличать обоеполые цветки от раздельнополых;

- выделять из знакомых растений однодомные и двудомные.

                                                              Они прекраснее всего

                                                              Что нам даёт природа на Земле.

                                                              Но дар её бесценный,

                                                             Для всех искусств  цветок –

                                                             Образчик неизменный.

                                                                           Жак Делиль

                                                      Ход урока

I.Проверка знаний.

1.Фронтальный опрос.

1) Какие черты сходства просматриваются между типичным побегом и видоизменёнными побегами?

2) Какое строение имеет клубень картофеля?

3) Что доказывает, что луковица- побег?

4) Какие растения имеют видоизмененные побеги- корневища?

5) Как человек использует видоизменённые побеги?

2. Тест.

1. Клубень картофеля представляет собой:

а) корень;

б) корневище;

в) видоизмененный подземный побег;

г) видоизмененный корень.

2. Колючка барбариса- приспособление растения:

а) к уменьшению испарения влаги;

б) к сохранению от поедания животными;

в) к тому и другому.

3. Донце луковицы- это:

а) укороченный стебель;

б) видоизмененный лист;

в) видоизмененный корень.

4. Колючки у кактусов- это:

а) видоизмененные побеги;

б) видоизмененные листья;

в) особые выросты клеток кожицы стебля.

5. Луковица лука представляет собой:

а) корень;

б) корневище;

в) видоизмененный подземный побег;

г) видоизмененный корень.

6. Корневище- это видоизмененный:

а) боковой корень;

б) лист;

в) побег.

Ответы: 1- г; 2- в; 3- а; 4- б; 5- г; 6- в.

II. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

В беседе отметить что все растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения и плодоношения. Выяснит, когда в нашей местности начало массового цветения растений. Прочитать отрывок из поэмы В. Солоухина:

                             Вы проходите мимо цветка?

                             Наклонитесь, поглядите на чудо,

                             Которое видеть вы раньше нигде не могли.

                             Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

                             Из одной и той же черного цвета земли

                             Он- то красный, то- синий, то- сиреневый, то- золотой!

Цветок представляет совой видоизмененный укороченный побег. Это генеративный орган, то есть орган полового размножения растений. Однако есть растения, для которых это утверждение неверно. Назовите эти растения. Как они размножаются? Почему их цветки не имеют яркой окраски и привлекательного запаха?

Ответ: Это чеснок, живородящие луки, горец живородящий, мятлик живородящий. Эти растения размножаются вегетативно- их цветок в процессе развития трансформировался в почку, которая опадает и прорастает. Яркая окраска цветка и запах необходимый для привлечения опылителей. При вегетативном же размножении опылители не нужны. (Последнее суждение справедливо и для ветроопыляемых растений.)

Работа в парах

Используя таблицы, модели цветка, гербарий и живые цветки, изучить строение цветка.

 Зарисовать на доске схему строения цветка. Обозначить чашечку, венчик, тычинки, пестик, рассмотреть строение тычинки.

Дать понятие о двойном и простом околоцветнике.

Ввести понятие «свободнолепестные цветки» (вишня, тюльпан, черемуха) и «сростнолепестные цветки» (ландыш, картофель, галантус), - это определения для венчика. Чашечка может быть раздельнолистная или сростнолистная.

Галантус- подснежник, цветет ранней весной, в марте- апреле. С греческого я зыка название этого цветка переводится как «молочноцветковый».

Объяснить, какие цветки называют правильными. При составлении формулы цветка правильный цветок обозначают звёздочкой, а неправильный- стрелкой.

 На таблицах и гербарии показать правильные и неправильные цветки.

Зачитать стихотворение Н. А. Холодковского «Клевер»:

Много клевера сортов:

Белый, желтый, красный…

Сладок запах их цветов

В летний полдень ясный.

В них сокрыт обильный мёд,

Вкусный и душистый,

И недаром жадно льнет

Шмель к ним волосистый.

Земледельцу клевер- клад,

Дар чудесный неба.

И везде его велят

Сеять возле хлеба.

Ничего от почвы он

Даром не похитит:

Ею вскормлен и взращен-

И её насытит.

Вопрос:

- Почему так говориться о клевере? Чем он насыщает почву? Кто ему в этом помогает?

Дать определение обоеполых и раздельнополых цветков.

Раздельнополые цветки у кукурузы, огурца, клёна, облепихи, крапивы. Мужские (тычиночные) цветки обозначаются знаком, который называется «копье и щит Марса», а женские (пестичные) цветки- знаком «зеркало Венеры».

Написав несколько формул цветков и объяснив принцип составления формул, перейти к объяснению материала об однодомных и двудомных растениях.

2. Лабораторная работа «Изучение строения цветка» (с. 128 учебника).

3. Рассказ учителя.

Самые крупные цветы на Земле.

В 1818 г. ботаник Роберт Броун получил письмо, содержание которого стало известно всему миру. Ему писал натуралист доктор Жозеф Арнольди, обнаруживший в лесах Суматры гигантский цветок. «Если бы я был один и не было бы со мною товарищей, я бы струсил, увидев такой громадный цветок, до того размеры его превышали всё виденное и слышанное мною», - писал Арнольди. Диаметр распластанного на земле венчика был равен 1 м, а масса цветка составляла 15 кг. От цветка исходил запах гниющего мяса. Целыми днями ученый наблюдал за необыкновенным растением, но в скоре погиб, сраженный желтой тропической лихорадкой. Впоследствии удивительный цветок был назван его именем – раффлезия Арнольди.

Спустя 60 лет после открытия Арнольди итальянский ботаник Одорадо Баккери, путешествуя всё по тем же тропическим лесам острова Суматра, обнаружил ещё один цветок- гигант, а точнее гигантское, высотой 2,6 м соцветие, которое так же как и цветок раффлезии, испускало ужасающее зловоние. Соцветие это принадлежало растению, называемому аморфофаллусом титаническим. Это растение в земле образует огромный клубень, достигающий полуметра в диаметре и 40 кг веса. От клубня отходит очень короткий и толстый зелёный стебель, на котором развивается громадное соцветие – початок, снаружи прикрытое чашеобразным гофрированным покрывалом соответствующего размера, причудливо окрашенным в зеленовато- беловато- красные тона. Впервые вырастить аморфофаллус титанический в искусственных условиях удалось лишь в 1937 г. в Нью-Йоркском ботаническом саду. Из-за отвратительного запаха рабочие, ухаживающие за растением, работали в противогазах, а после работы меняли одежду.

III. Закрепление изученного.

1. Вопросы по цепочке.

1) Что такое цветок?

2) Какое строение имеет цветок?

3) Назовите растение с простым околоцветником; с двойным околоцветником.

4) Какое строение имеют тычинки? Пестик?

5) Какие венчики называются свободнолепестные, а какие- сростнолепестные?

6) Какие цветки правильные, а какие- неправильные?

7) Как называют цветок, имеющий и тычинки, и пестики (или пестик)?

8) Что составляет чашечка вместе с венчиком?

9) Как называется расширенная часть цветоножки?

10) Как называется растение с раздельнополыми цветками?

11) Как называется орган, в котором располагается семязачаток в цветке?

12) С помощью какой части цветок держится на растении?

2. Загадки.

1) Синенький звонок висит,

    Никогда он не звенит. (Колокольчик.)

2) Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка.)

3) Первым вылез из землицы на проталинке,

     Он мороза не боится хоть и маленький. (Галантус.)

4) Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза.)

5) Стоит дуб полон круп,

     Шапкой накрыт,

     Гвоздиком прибит. (Мак.)

6) Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

3. Мини – викторина «Мозаика цветов».

1) В XVII веке на бирже в Голландии за луковицу этого растения сорта «Vice-roi» было заплачено 24 четверти пшеницы,48 четвертей ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 4 пуда сыра, связка платья и один серебряный кубок. (Тюльпан.)

2) С давних времен девушки ищут в соцветиях этого растения необыкновенные цветки, по поверью приносящие счастье. У них не четыре, а пять, шесть, семь и более лепестков. Такой цветок, по поверью, нужно отыскать и съесть. Это всеми любимое растение с приятным ароматом, кустарник, с трудом удерживающий на ветках кисти своих прелестных цветов . (Сирень.)

3) В Германии этот цветок считается волшебным. С его помощью можно узнать имя суженого или суженой. Цветок кладут на голое тело под мышки и, не говоря ни слова, идут домой. Имя первого попавшегося на дороге или перекрёстке и будет именем суженого или суженой. Это скромный лесной цветок. (Незабудка.)

4) В древности это растение славилось своими чудодейственными свойствами. Говорили даже, что злые духи исчезают из тех мест, где оно растет. Считалось, что достаточно цветок этого растения привязать к нити, повязанной на шею, и можно защититься от всякого рода дьявольских наваждений. Это крупный, яркий, пахучий цветок. В древнем Китае молодой человек, делая предложение девушке, подносил ей этот цветок. Если она его приняла, это означало, что она согласна выйти за этого юношу замуж. (Пион.)

5) Этот цветок очень красив и изящен. По виду напоминает пятиконечную орденскую розетку желтого или белого цвета. По легенде, про этот цветок Магомет сказал: « У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить этот цветок – пищу для души». В первое воскресенье мая Швейцарии раньше устраивали праздник, посвященный этому цветку. (Нарцисс.)

6) Цветет это растение в апреле- мае. О множестве форм и разнообразии окраски его цветков говорит само название, которое по-гречески значит «радуга». У нас этот цветок называется ласково касатиком, в Германии – меч - лилией  (за форму листьев, торчащих остриями кверху). В средневековой Италии этот цветок был помещен на старинном гербе «города цветов» - Флоренции. Корневище этого растения, называемое фиалковым корнем, используется в парфюмерной и пищевой промышленности как ценное ароматическое сырье и пряность. Если в названии этого цветка поменять ударение , оно превратиться в название конфет. ( Ирис)

7) Этот цветок был раньше популярен во Франции. В первое майское воскресенье устраивали праздник в его честь. При этом юноши и девушки прикалывали к своей одежде букетики этих цветов. С помощью этих букетиков можно было разговаривать без слов. Эти лесные цветы очень малы,  изящны, и кажется,  что они сделаны из тончайшего фарфора. (Ландыш)

IV Домашнее задание:

    & 28 , пересказ.

Рисунки, ребусы, кроссворд- по группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки урока по теме "Цветок"

Разработки урока по теме "Цветок" включает в себя конспект урока и презентацию к нему...

Обобщающий урок по теме: "Цветок"

В данной работе я делюсь своим опытом по теме Цветок....

Урок на тему:"Цветок"

Эту тему урока проходят в 6 классе....

Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"

Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина....

презентация к уроку по теме: "Цветок. Строение и значение цветка"

Презентация является дополнением к уроку в 6 классе по теме: "Цветок. Строение и значение цветка"....

Методическая разработка Урок по биологии 6 класс тема "Цветок"

Данный урок является составной частью темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений». При планировании урока учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по исполь...

Методическая разработка к уроку по теме "Цветок" в 6 классе

Цель: сформировать знания учащихся  о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений, раскрыть биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинок; на основе ...