урок литературы в 5 классе Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Мощенок Наталья Анатольевна

Технологиская карта урока Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»

Задачи урока

1.Выявить первоначальные впечатления через выразительное чтение стихотворений.

2.Обучить приёмам анализа информации  при обработке первоначальных впечатлений от прочтения стихотворений.

3.Тренироваться в нахождении языковых средств выразительности.

4.Учить интерпретировать употребление автором  языковых средств выразительности в соответствии с темой и идеей лирического стихотворения.

5.Учить видеть объединяющее начало у произведений словесного искусства.

6.Учить сопоставлять произведения разных видов искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_5_klasse.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ 

Предмет Класс      литература 5 класс

Тема урока            Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»

Цель урока: обучающиеся научатся  анализировать и истолковывать произведения малой лирической формы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; воспринимать художественный текст как произведение искусства; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Задачи урока

1.Выявить первоначальные впечатления через выразительное чтение стихотворений.

2.Обучить приёмам анализа информации  при обработке первоначальных впечатлений от прочтения стихотворений.

3.Тренироваться в нахождении языковых средств выразительности.

4.Учить интерпретировать употребление автором  языковых средств выразительности в соответствии с темой и идеей лирического стихотворения.

5.Учить видеть объединяющее начало у произведений словесного искусства.

6.Учить сопоставлять произведения разных видов искусства.

Предметные

Метапредметные

Личностные

 -создать условия для  овладения элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

 

создать условия для формирования умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

создать условия для формирования умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

-  создать возможность эмоционального  «проживания» картины, выражения своих эмоций;

-создать возможность для понимания эмоций других людей, сочувствия, сопереживания;

– создать условия для выражения своего отношение к произведениям искусства;

 - создать условия для формирования читательского мастерства.

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

текст – описание, эпитеты, метафоры, олицетворения, деталь в художественном описании, синонимы в контексте,

Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентация учителя

Методическое назначение средств ИКТ

иллюстративная и информативная функции

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Ход урока Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 Задача: создание внутренней мотивации, призванной пробудить интерес к изучаемому материалу, объяснить учащимся сложность лирического анализа.

деятельность учителя

деятельность ученика

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Мобилизация внимание учащихся. Эмоциональный настрой. Создание проблемной ситуации.

Ребята, посмотрите, что у нас сегодня есть на уроке на партах.

Да, действительно, вы всё перечислили правильно.

- Как вы думаете, что мы будем с этим делать? ( Правильно, всё, что вы перечислили, мы будем делать. Называется это анализом) Все предположения детей записываются на доске

- Зачем нужно анализировать стихотворение?

Введение метафоры. Стихотворение – алмаз, после анализа стихотворение становится бриллиантом.

Дети называют: стихи А.Блока, рисунки детей, листы с рабочими материалами.

Читать выразительно, узнавать что-то новое, отвечать на вопросы и т.д.

Ответы детей.

Длительность этапа

5 минут

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Формулируют задачи урока.

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

Индивидуальный и коллективный вид деятельности.

Презентация учителя.

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач

Методы обучения, приемы, техники

Технология эвристической беседы, диалога.

ЭТАП 2. Обучение аналитической деятельности. Первичные наблюдения.

Ход урока Цель этапа: организация первичной аналитической деятельности обучающихся.

 Задача: актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, умение делать выводы.

деятельность учителя

деятельность ученика

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Первые наблюдения над особенностями лирического текста.

1.Выразительное чтение стихотворения (2 раза).

2. Интерпретация впечатлений от прочтения текста стихотворения:

- о чём мы сейчас прочитали?

- какое настроение возникло у вас при чтении?

- меняется ли настроение на протяжении текста?

 

читают тексты, анализируют, делают выводы.

дают ответы, размышляя над ними и аргументируя их.

Фиксирование результатов первых впечатлений в рабочих материалах.

Первичное осмысление и закрепление  

Длительность этапа

8 минут

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

индивидуальная работа с рабочими материалами и текстом лирического произведения.

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

индивидуальная, фронтальная

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

организует наблюдения, помогает сделать нужные выводы.

Методы обучения, приемы, техники

наблюдение за языковым материалом, аналитическое чтение, анализ, эвристическая беседа.

ЭТАП 3. Практикум.  Обучение аналитической деятельности с опорой на имеющиеся знания.

Ход урока Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для анализа лирического произведения;

Задача: актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися учебного действия.

деятельность учителя

деятельность ученика

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

 оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

1.Выразительное чтение первого четверостишия.

- какое сочетание слов передаёт общее настроение катрена?

- какие средства выразительности использует автор?

- какие краски он использует?

- какие звуки мы слышим?

2. Выразительное чтение второго четверостишия.

- меняется ли настроение?

- какой образ нарушает гармонию отношений человека с природой?

3. Выразительное чтение третьего четверостишия.

- к чему стремится лирический герой – к покою или неуспокоенности?

4.Работа с иллюстрациями к стихотворению детей.

Картины

читают тексты, анализируют, делают выводы.

дают ответы, размышляя над ними и аргументируя их.

Фиксирование результатов первых впечатлений в рабочих материалах.

вспоминают средства выразительности языка

рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

анализ языкового материала, оформление в письменной речи собственных мыслей и выводов.

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

работа с презентацией, работа с иллюстрацией, лексическая работа.

презентация

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

направляет деятельность учащихся

Методы обучения, приемы, техники

Физминутка для глаз (2мин.)

работа с ассоциациями,

творческая работа

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Ход урока Цель этапа: используя полученные навыки, составить монологический ответ на вопрос.

 Задача: коррекция ответа.

деятельность учителя

деятельность ученика

Длительность этапа

10 минут

Обменяйтесь рабочими материалами, поделитесь наблюдениями и записями.

Подготовьте рассказ о стихотворении А.А. Блока «Летний вечер».

создают монологический ответ, осуществляют коррекцию монолога.

Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов

создание монолога, анализ и оценка ответа одноклассника.

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

презентация

Методы контроля

взаимооценка

Способы коррекции

исправление лексических, речевых и грамматических ошибок, дополнение ответа.

Форма организации деятельности учащихся

работа в парах

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

организует работу учащихся, помогает редактировать написанное сочинение.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Ход урока

 Цель: подвести итог урока, проверить, как дети достигли цели, как справились с задачами, поставленными в начале урока.

Задача: сформировать адекватную самооценку.

деятельность учителя

деятельность ученика

Длительность этапа

10 минут

заполните телеграмму, продолжая предложения.

Всё ли мы выполнили, что намечали?

   Д / З. : выучить стихотворение наизусть, проанализировать самостоятельно стихотворение «Полный месяц встал над лугом..»

отвечают на вопросы

обсуждают домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

приём «Телеграмма»

Отметки получили учащиеся с учетом накопительных баллов за индивидуальную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе В.Я.Коровиной  и презентация к нему....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"

Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии....

Контрольная работа по литературе 6 класс. Анализ стихотворения Я. П. Полонского "Посмотри - какая мгла..."

Форма тестовых вопросов различна: от краткого однозначного ответа до небольшого творческого задания. Кроме того работа включает в себя умение определять стихотворный размер стихотворения....

Урок литературы. 9 класс. Анализ эпизода. Евгений Онегин.

Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа...

Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»

Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»...