Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.
методическая разработка по литературе (5 класс)
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия |
Предметные | • понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «тонкие и толстые вопросы» |
• составляют план сочинения | |
• самостоятельно пишут сочинение на предложенные темы | |
Регулятивные | • совместно с учителем ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; |
• осуществляют контроль своих действий • вспоминают и демонстрируют свои знания, контролируют свои действия и вносят соответствующие коррективы | |
Познавательные | • выдвигают предположения (гипотезы) •анализируют информацию и формулируют самостоятельные выводы |
• структурируют информацию в виде ответов на вопросы •осознанно строят высказывание в письменной форме | |
Коммуникативные | •эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации •учатся строить и задавать вопросы, работая в паре |
Личностные | • проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы •работают в паре, слушают и слышат друг друга, уважительно и доброжелательно относятся к напарнику; •оценивают свои действия и действия напарника •толерантно относятся к окружающим |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_durnom_obshchestve.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.
Цели урока как планируемые результаты обучения:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия |
Предметные | • понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «тонкие и толстые вопросы» |
• составляют план сочинения | |
• самостоятельно пишут сочинение на предложенные темы | |
Регулятивные | • совместно с учителем ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; |
• осуществляют контроль своих действий • вспоминают и демонстрируют свои знания, контролируют свои действия и вносят соответствующие коррективы | |
Познавательные | • выдвигают предположения (гипотезы) •анализируют информацию и формулируют самостоятельные выводы |
• структурируют информацию в виде ответов на вопросы •осознанно строят высказывание в письменной форме | |
Коммуникативные | •эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации •учатся строить и задавать вопросы, работая в паре |
Личностные | • проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы •работают в паре, слушают и слышат друг друга, уважительно и доброжелательно относятся к напарнику; •оценивают свои действия и действия напарника •толерантно относятся к окружающим |
Оборудование: выставка рисунков к повести «В дурном обществе».
Ход урока:
I.Оргмомент. «Цепочка пожеланий».
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по поводу предстоящей работы. (Передается символ «цепочка»).
II. Целеполагание.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, посмотрите на доску, как она оформлена? Что интересного, может быть, непонятного вы на ней видите? Предположите, исходя из оформления доски, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
-Что узнаем, чему научимся?
- А прежде чем начать писать сочинение, нужно к нему подготовиться, что нужно хорошо знать, чтобы хорошо написать сочинение? (текст произведения)
III. Актуализация (прием «толстые и тонкие вопросы»)
- Хорошо. Сегодня мы с вами познакомимся с вопросами, узнаем, какие вопросы называются «тонкими», а какие – «толстыми».
I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые».
II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.
III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме
Задача преподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников.
- "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов поможет вам составить правильно вопросы, подскажет как, какими словами их можно начать…
"Тонкие” вопросы | "Толстые” вопросы |
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто? (Кто автор повести «В дурном обществе»?) Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...? | Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? |
- давайте я буду задавать вопросы, а вы определять, к какому типу их можно отнести к «толстым» или «тонким».
- Кто написал повесть «В дурном обществе»? (тонкий)
- Первая глава повести называется «Развалины»? (тонкий)
- Объясните, почему Вася начинает бродяжничать? (толстый)
-Мать Васи умерла, когда мальчику было 6 лет? (тонкий)
- Согласны ли вы с тем, что Валек и Маруся стали для Васи лучшими друзьями? Почему? (толстый)
Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.
"Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.
-Теперь попробуйте сами составить тонкие и толстые вопросы и записать их в таблицу. Работаем в паре.
- обсуждаем содержание таблицы (на тонкие вопросы возможен только один ответ, а на толстые возможно несколько ответов)
Составляем таблицу ответов на вопросы. Ею вы будете пользоваться при написании сочинения.
IV. Подготовка к сочинению
-Итак, тема сочинения звучит как «Путь Васи к правде и добру» или «Васина дорога к правде и добру»
- Как вы понимаете слова « к добру и правде»?
К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.
«При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении.
Дорога — необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека».
Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более четкого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное «что-то», к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестренке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.
Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: «...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом». Говорить «вернула добрые отношения с отцом» — значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.
Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.
План сочинения
- Вступление (об авторе немного)
- Основная часть
— Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
— Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
2) во время дружбы с детьми;
3) во время критического разговора с отцом?
— Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?
- Заключение (мое отношение к произведению).
Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.
Итог урока:
«Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Домашнее задание
написать сочинение по плану дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5-м классе на тему "Васина дорога к правде и добру" (по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
Конспект урока по литературе в 5-м классе...
Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе
Данная статья рассказывает о доступном способе написания сочинения в жанре эссе....
Урок литературы в 5 классе. Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.
Урок литературы в 5 классе ориентирован на работу над предстоящим домашним сочинением. Основной техникой,с которой знакомит педагог является техника "толстый" и "тонкий" вопрос, чт...
Подготовка к написанию сочинения. «Путь Васи к правде и добру».
А. Погорельский...
Презентация и технологическая карта урока литературы «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Технологическая карта урокаКласс: 5 Предмет: ЛитератураТема урока: «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе...
Конспект урока с презентацией "Путь Васи к добру и правде"
Данный урок подготовки к сочинению направлен на развитие речи учащихся....
Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.
Вид планируемых учебных действийУчебные действияПредметные• понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «...