Конспект урока с презентацией "Путь Васи к добру и правде"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Полещук Светлана Ивановна

Данный урок подготовки к сочинению направлен на развитие речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_vasi.docx35.95 КБ
Office presentation icon korolenko.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Васина дорога к правде и добру»

(По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

Ход урока

Хорошо, что твоя дорога

Пролегла через нашу…

1. Сообщение цели урока. 1.Самоопределение к деятельности. Звучит композиция норвежского композитора Рольфа Лёвланда из альбома «Song From A Secret Garden» ( на доске – запись на английском языке ).

- Ребята, наш урок начался с музыкальной композиции. Посмотрите на доску, прочитайте на английском языке имя автора, название альбома и попробуйте перевести. ( «Песни тайного сада» ). Каким настроением проникнута эта мелодия? Как вы думаете, подходит ли она по тональности к произведению, которое мы прочитали на уроке? Есть ли связь содержания глав «В дурном обществе» с названием альбома?

- Ответы учащихся: Музыка этой композиции очень печальная, и повесть о детях подземелья и Васе тоже грустная. Название тоже подходит к содержанию повести В. Г. Короленко, ведь мальчик ВАСЯ бродил по улицам маленького городка, который утопал в садах. А часовня, где в подземелье жили Валек и Маруся, была окутана тайной, там было очень страшно.

- А теперь, когда создалась атмосфера, близкая к произведению, давайте подумаем над эпиграфом и попробуем определить тему урока.

- Как вы думаете, какова основная мысль  эпиграфа? ( К стати, кто их произносит? К кому они относятся?) Какие слова здесь ключевые?

- Ответы учащихся: Эти слова говорит пан Тыбурций Васе. Ключевое слово здесь – дорога. Вася бродил по разным дорогам и набрёл на детей подземелья. Сначала он был плохим мальчиком и огорчал своего отца, но дружба с Васей и Марусей изменила его. ( Здесь учитель открывает название урока «Васина дорога к правде и добру» ).

. Вы прочитали отдельные главы, которые называются «В дурном обществе». Подумаем, почему они так называются?

- Ответы учащихся: Вася-мальчик из состоятельной семьи. Его отец-судья, человек , уважаемый и почитаемый в городе. У Васи есть всё: хороший дом, одежда, еда, разные игрушки. У него есть отец, сестра, но нет мамы. Отец после её смерти замкнулся и отдалился от сына, поэтому Вася чувствовал себя очень одиноко. Когда он познакомился с Васей и Марусей, он увидел, что эти дети лишены самого необходимого, они нищие, и, чтобы прокормиться, Валек и его отец пан Тыбурций вынуждены воровать еду. Конечно, это – дурное общество, воры- не компания мальчику из хорошей семьи.

-Итак, сегодня мы с вамипоговорим о формировании характера и духовного роста Васи. Для этого нам необходимо сопоставитьВасю и Валека, Соню и Марусю, судью и Тыбурция и выяснить, что способствовало изменению характера Васи и его отношения к людям?

2. Словарная работа по теме урока

Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении.

Дорога— необходимо проследить этапы этого движения, его направление.

К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

3. Беседа

— От чьего имени ведётся рассказ?

Рассказ ведётся от имени Васи.Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, “местечке”, находящемся на юго-западе Российской империи.

— Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создаёт автор?

“Сонные, заплесневевшие пруды”, “серые заборы”, “подслеповатые, ушедшие в землю хатки” — всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

— Как складывались отношения Васи с отцом?

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе от того, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына “с досадой и болью”. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

— Почему мальчик вёл такой образ жизни?

Герой “не встречал привета и ласки” дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: “Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно”.

Первая встреча с «детьми подземелья».

Прочитаем по ролям : автор(я) валек вася со слов мы стали  23 стр

— Почему не произошла драка?

— Почему Валек проникся доверием к Васе?

— Найдите в тексте и зачитайте описание Валека.стр 22

Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, “худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение “своими манерами взрослого человека”.

— найдите описание Сони стр 23 грязное личико… стр 27 это было б1 вариант, 2 вариант-Маруси стр 27

— Как автор пользуется приёмом контрастного изображения?

Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...”

Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: “...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.

— Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.

— Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”.

— Как Вася познакомился с Тыбурцием? Найдите описание пана в 1 главе

Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: “Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам”. Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.

ТыбурцийДраб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

      Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

— Как и когда изменилось мнение Васи об отце?

Прочитайте разговор Валека и Васи (глава четвёртая), высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая).судья-лучший человек в городе

Мальчик считал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья — лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.

— Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

- Вася познакомился с абсолютно новым для него миром, который перевернул всю его жизнь. Что мальчику открылось в новом для него мире? (Существование нищих. Осознание того, что его новые друзья – нищие). .

 Почему дорогу к правде и добру герою повести пришлось искать? Чтобы ответить на этот вопрос вспомним прочитанные главы. Учимся составлять кластер. Жизнь детей в семьях. Для этого устно поработаем над тестом.

- Дети из семьи судьи что имеют? Как живут? Ответы составляем, подбирая

ключевые слова (карточка со словами)

Достаток, радость, любовь, помощь, доброта, благополучие. Дети из обездоленных семей: Нищета, горе, болезни, жестокость, беда.

Дети(Вася) из семьи судьи Горе, ужас одиночества, бродяжничество, дурные наклонности, упреки, достаток, непонимание

Дети из семьи Тыбурция Нищета, страдания, голод

- Что нового Вася открыл в самом себе? (Чувство сострадания, верность данному слову, радость дружбы)

- Что нового открылось мальчику в собственном отце, которого он, оказывается, совсем не знал?

- Итак, каким образом «дурное общество» повлияло на становление личности Васи.

- А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтёте по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

1. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю? (Грусть)

2. Должность отца Васи. (Судья)

3. самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма)

4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла)

5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей? (Часовня)

6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме? (Одиночество)

7. Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье)

8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье (Черёмуха)

1

2

3

4

5

6

7

8

 Учащиеся читают ключевое слово «гуманизм». Учитель даёт толкование лексического значения этого слова. Гуманизм – слово латинского происхождения. Латинское gumanus – человечный.

Лексическое значение.

1.Любовь к людям, уважение их человеческого достоинства.

2.Мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, на утверждении блага человека как важнейшей цели общественного развития.

3.Прогрессивное движение эпохи Возрождения, провозгласившее принцип свободного развития человеческой личности.

Однокоренные слова: гуманист, гуманный, гуманность.

V. Определение синонимичных и антонимичных понятий к слову «доброта».

- Можно ли сказать, что гуманизм – это проявление доброты?

- У доброты очень много близких понятий - таких проявлений человеческого характера, которые помогают людям жить, а есть такие качества, которые добру противопоставляются.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.

- Вася живёт по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют «дурным обществом». Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремление к справедливости. Именно здесь, в «дурном обществе», Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.

— Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой? (слайд № 8)

В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: “У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...”

— Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи?

(Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьёй).

— Как изменилось отношение отца к сыну?

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:

“Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”.

— Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

— Как вы понимаете слова Тыбурция, обращённые к Васе: “Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”?

Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать этим людям и жалеть их.

—Какова же идея произведения?

Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом.

                                                    План сочинения

1. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.

б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.

в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.

г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.

е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася:

любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие. 

5. Подведение итогов урока.

Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Но мы узнали, что это был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. Во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову. Дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают “как все”, “как принято”. Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить.

        История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.

6.Домашнее задание: (слайд № 11)

 Написать сочинение по плану.

План сочинения

1. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.

б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.

в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.

г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.

е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.

Список человеческих качеств, которые проявляет Вася:

любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие

План сочинения

1. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.

б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.

в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.

г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.

е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.

Список человеческих качеств, которые проявляет Вася:

любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие

План сочинения

1. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.

б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.

в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.

г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.

е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.

Список человеческих качеств, которые проявляет Вася:

любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие

План сочинения

1. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.

б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.

в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.

г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.

е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.

Список человеческих качеств, которые проявляет Вася:

любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие

План сочинения

1. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.

б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.

в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.

г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.

е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.

Список человеческих качеств, которые проявляет Вася:

любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие

План сочинения

1. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.

б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.

в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.

г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.

е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.

Список человеческих качеств, которые проявляет Вася:

любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие

1. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю?

2. Должность отца Васи.

3. самое красивое здание в Княж-городке.

4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси?

5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей?

6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме?

7. Место, где жили Валек и Маруся.

8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю?

2. Должность отца Васи.

3. самое красивое здание в Княж-городке.

4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси?

5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей?

6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме?

7. Место, где жили Валек и Маруся.

8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю?

2. Должность отца Васи.

3. самое красивое здание в Княж-городке.

4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси?

5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей?

6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме?

7. Место, где жили Валек и Маруся.

8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю?

2. Должность отца Васи.

3. самое красивое здание в Княж-городке.

4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси?

5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей?

6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме?

7. Место, где жили Валек и Маруся.

8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье

1

2

3

4

5

6

7

8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Композитор Рольф Лёвланд из альбома «Song From A Secret Garden »

Слайд 2

Владимир Галактионович Короленко Хорошо, что твоя дорога Пролегла через нашу…

Слайд 3

Тема урока: «Васина дорога к правде и добру» По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Слайд 4

Словарная работа Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении. Дорога — необходимо проследить этапы этого движения, его направление. К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

Слайд 5

Княж-городок

Слайд 6

Заросший пруд

Слайд 7

Валек, Вася и Маруся

Слайд 8

Соня

Слайд 9

Тыбурций Драб

Слайд 10

7я достаток радость любовь помощь доброта благополучие… Нищета горе болезни жестокость беда….

Слайд 11

Дорога добра…..

Слайд 12

Кукла

Слайд 13

План сочинения 1. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». 2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения. а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи. б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей. в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу. г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство? д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом. е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди. 3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.

Слайд 14

Список человеческих качеств Васи: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

Слайд 15

Домашнее задание: Написать сочинение по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе на тему "Добро и зло, красота внешняя и внутренняя в сказкеА.С.Пушкина " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

На этом уроке даётся понимание добра и зла, красоты внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"...

План- конспект урока по теме: "Человек славен добрыми делами"

Анотация к уроку по обществознанию по теме"Человек славен добрыми делами"Основа ФГОС- системно- деятельностный подход, который предпологает разнообразие организационных форм и учет индивидуа...

Презентация и технологическая карта урока литературы «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Технологическая карта урокаКласс:  5       Предмет: ЛитератураТема урока: «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе...

Конспект урока "Не в силе Бог, а в правде"

Конспект урока "Не в силе Бог, а в правде"...

План-конспект урока "Путешествие по маршруту «Дорогою добра!»

Путешествие по маршруту «Дорогою добра!»...

Конспект урока по теме «Спешите делать добро, пока не стало поздно…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Конспект урока по теме«Спешите делать добро, пока не стало поздно…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)...