Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе
статья по русскому языку на тему

Грачёва Ольга Викторовна

Данная статья рассказывает о доступном способе написания сочинения в жанре эссе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе

           Сочинение – одна из важнейших форм во всей системе работы словесника. Оно не только контролирует знания учащихся, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление и критический подход к нему.  В сочинении должна отразиться авторская индивидуальность, так как эта форма работы требует своего отношения к теме, выражения собственных мыслей и чувств.

          Любое сочинение пишется в определённом жанре. Сегодня учащиеся должны владеть умениями и навыками писать сочинения в жанре литературно-критической статьи, эссе, дневник, реклама, эпистолярный жанр.

          Сочинения в жанре эссе, рекламу на книгу, дневника, речи, заставляют учащихся выражать своё отношение к автору произведения, герою, лишают их возможности превратить сочинение в пересказ учебника или компиляцию из заученных фраз.

          Теория и методика обучения написанию сочинений привлекает всех,  кто занимается проблемами языка и литературы, так как  знание теории сочинения отражалось на качестве устных и письменных выступлений.

          Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.

          Одним из этапов обучения сочинению в жанре эссе является анализ определений жанра эссе.

Особенности эссе как жанра:

1.Обрашение к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.

2.Преобладание впечатлений, а не фактов.

3.Субъективность и не аргументированность авторской позиции.

4.Свободная форма изложения, отсутствие композиции.

5.Смешение речевых пластов.

6.Наличие средств художественной выразительности.

7.Эмоциональность речи.

8.Сравнительно небольшой объём.

          После прочтения  текста для анализа предлагаются следующие вопросы:

1.Рассмотрите композицию очерка. Можно ли выделить экспозицию, завязку, кульминацию и развязку?

2.Кто главный герой текста? Как его характеризует автор? Какие выразительные средства он для этого использует?

3.Приводятся ли в этом тексте факты? Какие?

4.Охарактеризуйте язык ?

          Сочинения в жанре эссе дают мощный толчок работе воображения. Разбуженное воображение рождает яркие видения, которые оживляют образу произведения, помогают читающему дорисовывать характеры и события, порой только намеченные писателем отдельными штрихами.

          Работа с установкой на видение – одно из действенных средств развития речи учащихся. Появившееся представление – результат работы собственного воображения и мысли ученика, поэтому он вынужден искать и найти собственные, а не из книги, слова для передачи того, что он видит мысленным взором. Происходит сложный и благотворный процесс взаимного влияния и обогащения речи и воображения.

          Видения рождают в сознании человека целый ряд суждений, оценок, которые необходимо уметь выражать в чистых речевых формах.

          Учитывая, что жанру эссе присуще необычное начало, текст может звучать как продолжение начатого разговора.

          Закончить сочинение в жанре эссе  можно личным впечатлением и выводом о том, чему ты научился, узнал и понял.

          При написании сочинения в жанре эссе проявляется индивидуальное, личностное понимание ситуации, проблемы, поступков. Письменные работы этого жанра не допускаю шаблонного подхода к нему, способствуют активизации мыслительного процесса, совершенствуют аналитическую способность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-подготовке к сочинению в жанре эссе в 9 классе

Данный урок- это урок знакомства учащихся с особенностями сочинения в жанре эссе . Идёт подготовка к написаню сочинения по теме " О, Казань, лучезарная моя столица!"  Основные цели и задачи ...

Сочинение в жанре эссе

Научить писать сочинение в жанре эссе....

Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.

Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;           формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...

Сочинение в жанре эссе

Сочинение в жанре эссе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации к работенад сочинением в жанре литературного блога как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения...

Обучение написанию сочинения в жанре эссе

Целью урока является обучение написанию собственного текста в жанре эссе. Средством для написания эссе учащимся  служат собственное воображение и ассоциативное мышление, работа над которым осущес...