Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе
статья по русскому языку на тему
Данная статья рассказывает о доступном способе написания сочинения в жанре эссе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_rabote_nad_sochineniem_v_zhanre_esse.docx | 13.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе
Сочинение – одна из важнейших форм во всей системе работы словесника. Оно не только контролирует знания учащихся, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление и критический подход к нему. В сочинении должна отразиться авторская индивидуальность, так как эта форма работы требует своего отношения к теме, выражения собственных мыслей и чувств.
Любое сочинение пишется в определённом жанре. Сегодня учащиеся должны владеть умениями и навыками писать сочинения в жанре литературно-критической статьи, эссе, дневник, реклама, эпистолярный жанр.
Сочинения в жанре эссе, рекламу на книгу, дневника, речи, заставляют учащихся выражать своё отношение к автору произведения, герою, лишают их возможности превратить сочинение в пересказ учебника или компиляцию из заученных фраз.
Теория и методика обучения написанию сочинений привлекает всех, кто занимается проблемами языка и литературы, так как знание теории сочинения отражалось на качестве устных и письменных выступлений.
Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.
Одним из этапов обучения сочинению в жанре эссе является анализ определений жанра эссе.
Особенности эссе как жанра:
1.Обрашение к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.
2.Преобладание впечатлений, а не фактов.
3.Субъективность и не аргументированность авторской позиции.
4.Свободная форма изложения, отсутствие композиции.
5.Смешение речевых пластов.
6.Наличие средств художественной выразительности.
7.Эмоциональность речи.
8.Сравнительно небольшой объём.
После прочтения текста для анализа предлагаются следующие вопросы:
1.Рассмотрите композицию очерка. Можно ли выделить экспозицию, завязку, кульминацию и развязку?
2.Кто главный герой текста? Как его характеризует автор? Какие выразительные средства он для этого использует?
3.Приводятся ли в этом тексте факты? Какие?
4.Охарактеризуйте язык ?
Сочинения в жанре эссе дают мощный толчок работе воображения. Разбуженное воображение рождает яркие видения, которые оживляют образу произведения, помогают читающему дорисовывать характеры и события, порой только намеченные писателем отдельными штрихами.
Работа с установкой на видение – одно из действенных средств развития речи учащихся. Появившееся представление – результат работы собственного воображения и мысли ученика, поэтому он вынужден искать и найти собственные, а не из книги, слова для передачи того, что он видит мысленным взором. Происходит сложный и благотворный процесс взаимного влияния и обогащения речи и воображения.
Видения рождают в сознании человека целый ряд суждений, оценок, которые необходимо уметь выражать в чистых речевых формах.
Учитывая, что жанру эссе присуще необычное начало, текст может звучать как продолжение начатого разговора.
Закончить сочинение в жанре эссе можно личным впечатлением и выводом о том, чему ты научился, узнал и понял.
При написании сочинения в жанре эссе проявляется индивидуальное, личностное понимание ситуации, проблемы, поступков. Письменные работы этого жанра не допускаю шаблонного подхода к нему, способствуют активизации мыслительного процесса, совершенствуют аналитическую способность учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку-подготовке к сочинению в жанре эссе в 9 классе
Данный урок- это урок знакомства учащихся с особенностями сочинения в жанре эссе . Идёт подготовка к написаню сочинения по теме " О, Казань, лучезарная моя столица!" Основные цели и задачи ...
Сочинение в жанре эссе
Научить писать сочинение в жанре эссе....
Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.
Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы; формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...
Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна в год юбилея Поб...
Сочинение в жанре эссе
Сочинение в жанре эссе...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Методические рекомендации к работенад сочинением в жанре литературного блога как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения...
Обучение написанию сочинения в жанре эссе
Целью урока является обучение написанию собственного текста в жанре эссе. Средством для написания эссе учащимся служат собственное воображение и ассоциативное мышление, работа над которым осущес...