Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.
методическая разработка по литературе (5 класс)

Еремина Ирина Алексеевна

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

• понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «тонкие и толстые вопросы»

• составляют план сочинения

• самостоятельно пишут сочинение на предложенные темы

Регулятивные

• совместно с учителем ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном;

• осуществляют контроль своих действий

• вспоминают  и демонстрируют свои знания, контролируют свои действия и вносят соответствующие коррективы

 Познавательные

• выдвигают предположения (гипотезы)

•анализируют информацию и формулируют самостоятельные выводы

• структурируют информацию в виде ответов на вопросы

•осознанно строят высказывание в письменной форме

Коммуникативные

•эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации

•учатся строить и задавать вопросы, работая в паре

Личностные

• проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

•работают в паре, слушают  и слышат друг друга, уважительно и доброжелательно относятся к напарнику;

•оценивают свои действия и действия напарника

•толерантно относятся к окружающим

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_durnom_obshchestve.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

• понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «тонкие и толстые вопросы»

• составляют план сочинения

• самостоятельно пишут сочинение на предложенные темы

Регулятивные

совместно с учителем ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном;

• осуществляют контроль своих действий

вспоминают  и демонстрируют свои знания, контролируют свои действия и вносят соответствующие коррективы

 Познавательные

• выдвигают предположения (гипотезы)

•анализируют информацию и формулируют самостоятельные выводы

• структурируют информацию в виде ответов на вопросы

•осознанно строят высказывание в письменной форме

Коммуникативные

•эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации

•учатся строить и задавать вопросы, работая в паре

Личностные

• проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

•работают в паре, слушают  и слышат друг друга, уважительно и доброжелательно относятся к напарнику;

•оценивают свои действия и действия напарника

•толерантно относятся к окружающим

Оборудование: выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

Ход урока:

                 I.Оргмомент.  «Цепочка пожеланий».

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по поводу предстоящей работы. (Передается символ «цепочка»).

II. Целеполагание.

Вступительное слово учителя. 

- Ребята, посмотрите на доску, как она оформлена? Что интересного, может быть, непонятного вы на ней видите? Предположите, исходя из оформления доски, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

-Что узнаем, чему научимся?

- А прежде чем начать писать сочинение, нужно к нему подготовиться, что нужно хорошо знать, чтобы хорошо написать сочинение? (текст произведения)

III. Актуализация (прием «толстые и тонкие вопросы»)

- Хорошо. Сегодня мы с вами познакомимся с вопросами, узнаем, какие вопросы называются «тонкими», а какие – «толстыми».

I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые».

II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.

III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача преподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников.

- "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов поможет вам составить правильно вопросы, подскажет как, какими словами их можно начать…

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто? (Кто автор повести «В дурном обществе»?)

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

- давайте я буду задавать вопросы, а вы определять, к какому типу их можно отнести к «толстым» или «тонким».

- Кто написал повесть «В дурном обществе»? (тонкий)

- Первая глава повести называется «Развалины»? (тонкий)

- Объясните, почему Вася начинает бродяжничать? (толстый)

-Мать Васи умерла, когда мальчику было 6 лет? (тонкий)

- Согласны ли вы с тем, что Валек и Маруся стали для Васи лучшими друзьями? Почему? (толстый)

Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.

"Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

-Теперь попробуйте сами составить тонкие и толстые вопросы и записать их в таблицу. Работаем в паре.

- обсуждаем содержание таблицы (на тонкие вопросы возможен только один ответ, а на толстые возможно несколько ответов)

Составляем таблицу ответов на вопросы. Ею вы будете пользоваться при написании сочинения.

 IV. Подготовка к сочинению

-Итак, тема сочинения звучит как  «Путь Васи к правде и добру» или «Васина дорога к правде и добру»

- Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

       «При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
      
Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении.
      
Дорога — необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
      
К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека».
      Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более четкого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное «что-то», к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестренке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.
      Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: «...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом». Говорить «вернула добрые отношения с отцом» — значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.
      Обозначим
идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

  1. Вступление (об авторе немного)
  2.    Основная часть

   — Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
      — Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
      1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
      2) во время дружбы с детьми;
      3) во время критического разговора с отцом?
      — Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?

  1. Заключение (мое отношение к произведению).

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.
Итог урока:

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


      
Домашнее задание
написать сочинение по плану дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе

Данная статья рассказывает о доступном способе написания сочинения в жанре эссе....

Урок литературы в 5 классе. Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Урок литературы в 5 классе ориентирован на работу над предстоящим домашним сочинением. Основной техникой,с которой знакомит педагог является техника "толстый" и "тонкий" вопрос, чт...

Презентация и технологическая карта урока литературы «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Технологическая карта урокаКласс:  5       Предмет: ЛитератураТема урока: «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе...

Конспект урока с презентацией "Путь Васи к добру и правде"

Данный урок подготовки к сочинению направлен на развитие речи учащихся....

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Вид планируемых учебных действийУчебные действияПредметные• понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «...