Технологические карты уроков
план-конспект по литературе
Технологические карты уроков литературы с использованием образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_karta_uroka_literatury.docx | 36.45 КБ |
tehnol_karta_liter.docx | 245.65 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Технологическая карта урока литературы на тему: «Поэтическая концепция творчества А.С. Пушкина»
Разработчик: преподаватель русского языка и
литературы Н.В.Дюбанова
Рославль
2019
Тема: Поэтическая концепция творчества А.С. Пушкина
Эпиграф:
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт.
А.С. Пушкин « К другу стихотворцу»
Цели урока:
образовательные:
- Выявить эволюцию темы поэта и поэзии в литературе.
- Определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта.
- Осознать мироощущение Пушкина через его лирику.
воспитательные:
- Воспитывать чувство гуманизма.
- Воспитывать познавательную активность студентов.
- Воспитывать внимательное отношение к поэзии.
развивающие:
- Развивать творческое воображение.
- Способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи студентов.
- Развивать знания о русской поэзии 19 века.
- Развивать навыки анализа лирического произведения.
Оборудование урока:
- портрет А.С. Пушкина, фотографии разных лет;
- аудиозаписи стихотворений А.С. Пушкина.
Технологии: критического мышления, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие
Методические приемы:
- работа с эпиграфом;
- лекция с элементами беседы;
- выразительное чтение стихотворений и чтение наизусть;
- анализ стихотворений;
- применение наглядных средств;
- составление кластера;
- написание синквейна.
Ход урока
I.Организационный момент: Приветствие, проверка состава студентов в группе, проверка готовности к занятию.
II. Этап подготовки студентов к усвоению нового материала: запись темы, оглашение целей понятия.
III. Работа по теме:
1. Вступительное слово преподавателя
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами – предшественниками: Горацием, Овидием, М.В.Ломоносовым, Г.Р.Державиным.
Данная тема проходит через всё творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). В своём творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного» - поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831).
2. Работа с эпиграфом
- Почему сам Пушкин сказал о себе так открыто и прямо. Как такие сильные громкие слова поэта отражаются в его лирике?
Задумайтесь, и в итоге занятия мы вернемся к эпиграфу.
3. Чтение и анализ стихотворений поэта
Стихотворение «Поэт» (1827). Один ученик читает наизусть.
Вопросы:
- На сколько частей можно разделить это стихотворение? Свой ответ аргументируйте.
- В какой момент начинаются перемены в поэте? Как преображается поэт?
- Сравните поэта до того момента, когда Бог посылает ему вдохновение, и после него.
Поэт предстаёт в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделённым частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нём лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.
Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.
Он становится гордым, «диким и суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн,/ В широко – шумные дубровы…» Конечно, берега и дубровы, куда устремлён поэт, - поэтическая условность. Эти «географические точки» - символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный,/ Живее творческие силы». Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» - перед нами поэт, запечатлённый в момент вдохновения: он «и звуков, и смятенья полон». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.
- А.С. Пушкин не ограничивается одним стихотворением и в следующем - «Пророк» - говорит о том, каким должен быть идеальный поэт.
Ученик читает наизусть.
Вопросы и задания к стихотворению «Пророк».
- Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?
- Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?
- Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.
- Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?
- В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?
- Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «и»?
- Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?
- Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?
- Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?
Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...», 1830 г.) связано по смыслу с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью божию». А в стихотворении «Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам - «свой высший суд». Стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма - результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.
Вопросы и задания к стихотворению «Поэту».
- Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
- Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез?
- Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
- Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
- Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
- Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 1836 .
Чтение наизусть.
Устный анализ стихотворения и тезисное конспектирование основных этапов анализа стихотворения (вид самостоятельной работы).
Выводы (записать) в виде кластера
- Итог занятия. Синтез.
1. Беседа
- Как эволюционирует тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина?
- Поэт в лирике Пушкина проходит определенный жизненный путь. Он растет, переосмысливает себя и свое назначение. Целью поэта является пробуждать чувства, говорить правду – «глаголом жечь сердца людей».
2.Работа с эпиграфом.
- Почему А. С. Пушкин сказал о себе так открыто и такие сильные, громкие слова о том, что, несмотря ни на что и ни на кого, он – поэт, а потому гордится этим.
3.Выставление оценок студентам за работу на занятии.
V. Домашнее задание:
1. Написать синквейн о теме поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
Спасибо за работу!
Литература:
- Дейч Г.М. Все ли мы знаем о Пушкине? - М., 1989.
- Лахостский К. П. Биография Пушкина. Пособие для учащихся. – М., 2001.
- Лотман Ю.М. А. С. Пушкин. - Л., 1983.
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Технологическая карта урока литературы на тему:
«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»
(по повести В. Быкова «Сотников»)
Разработчик: преподаватель русского языка и
литературы Н.В.Дюбанова
Рославль
2021
Тема: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» (по повести В. Быкова «Сотников»)
Цели урока:
обучающие:
- обучение компаративному анализу литературного произведения и его экранизации на примере повести Василя Быкова «Сотников» и художественного фильма Ларисы Шепитько «Восхождение»
развивающие:
- развитие умения анализировать, сопоставлять отдельные фрагменты фильма и литературного произведения, а также жизненные позиции героев, делать выводы.
воспитывающие:
- формирование принципиальной позиции обучающихся по отношению к нравственному выбору главных героев повести;
- воспитание чувства человеческого достоинства, уважения к своей родине и своему народу.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портреты писателя В. Быкова и режиссера Л. Шепитько,
сборники повести «Сотников» (1970),
художественный фильм «Восхождение» (1976),
раздаточный материал
Технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие.
Да, физические силы
человека ограничены в
своих возможностях, но
кто определит
возможности его духа?
В. Быков. "Сотников".
Ход урока
- Организационный момент
- Объявление темы и целей урока
- Работа над темой урока
- Проверка опережающего домашнего задания (по вариантам)
1 группа обучающихся – устные сообщения о военной теме в творчестве белорусского писателя Василя Быкова и повести «Сотников» (1970)
Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны. Повесть "Сотников" увидела свет на страницах журнала "Новый мир" в 1970 году, сразу же став сенсацией в литературном мире и вызвав большой общественный резонанс. Задумка этого произведения появилась у писателя еще в 1944 году. В. Быков вспоминал об этом моменте так:«В августе сорок четвертого года в одном румынском селе проезжал мимо сборного пункта военнопленных. И вдруг загорелое, небритое лицо одного из тех, что безучастно сидели в канаве у самой изгороди, показалось мне знакомым. Пленный тоже задержал на мне свой отрешенный взгляд, и в следующее мгновение я узнал в нем когдатошнего моего сослуживца, который с осени сорок третьего считался погибшим. Более того, за стойкость, проявленную в тяжелом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окруженным батальоном, в котором он был начальником штаба, этот человек "посмертно" был удостоен высокой награды. О нем рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводили беседы, на его опыте учились воевать. А он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе с трехцветным шевроном на рукаве, на котором красноречиво поблескивали три знакомые буквы "РОА"... Он попросил закурить и кратко поведал печальную и одновременно страшную в своей уничтожающей простоте историю. Оказывается, в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обхитрить немцев, записался во власовскую армию с надеждой улучить момент и перебежать к своим. Но как назло удобного момента все не было, фронт находился в жесткой обороне, а за власовцами строго следили гитлеровцы. С начала нашего наступления ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх: «Разве я враг?» - утешал самого себя. И вот в конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам, иначе бы тут не сидел... Я слушал его и верил ему: он не врал, он говорил правду. Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу, его личная храбрость и воинское мастерство были засвидетельствованы высокой наградой. Просто, оказавшись в плену, он превыше всего поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. И вот плачевный результат этой хитрости..."
- группа обучающихся – устные сообщения о художественном фильме Л. Шепитько «Восхождение», военной драме по повести «Сотников» (1976 г.) Замысел экранизировать книгу Быкова появился у Ларисы Шепитько, талантливой ученицы Александра Довженко, в непростое для нее время. Будучи беременной, Шепитько упала и с сотрясением мозга и травмой позвоночника угодила в больницу. Среди книг, которые скрашивали ее пребывание в больничной палате, оказалась и повесть "Сотников". Лариса Ефимовна много размышляла в то время о важных для нее вещах, и в повести она нашла много созвучного своим мыслям и переживаниям: «Я чувственно охватила понятие жизни во всем объеме, потому что прекрасно понимала, что в каждый следующий день могу с жизнью расстаться. Повесть Василя Быкова я прочла тогда, в том новом своем состоянии, и подумала, что именно это мое состояние смогу выразить, если буду ставить "Сотникова". Это, говорила я себе, вещь обо мне. О моих представлениях, что есть жизнь, что есть смерть, что есть бессмертие…» А жизнь в представлении Ларисы Ефимовны всегда борьба, бой, подвиг. Эта борьба часто безнадёжна, а бой жесток. Однако потому и велик подвиг, что человек находит силы преодолеть трудности, противостоять року, погибнуть, но внутренне устоять перед ним. Даже гибель человека является жизнеутверждающим началом. С предложением написать сценарий картины Шепитько обратилась к Юрию Клепикову. «Сценарий «Восхождения» был написан быстро, на одном дыхании. — вспоминал драматург. — Дело, понятно, не в коротком времени, а в блестящей литературной основе, которую мы нашли в широко известной повести Василя Быкова».
Над экранизацией повести В. Быкова работала большая съемочная группа: режиссер Лариса Шепитько, авторы сценария - Юрий Клепиков, Лариса Шепитько, Василь Быков. В ролях: Борис Плотников, Владимир Гостюхин, Анатолий Солоницын, Сергей Яковлев, Людмила Полякова, Виктория Гольдентул, Мария Виноградова, Николай Сектименко, Сергей Канищев, Владимир Лаптев и другие. Оператор Владимир Чухнов. В фильме звучит музыка гениального Альфреда Шнитке. Фильм создавался на одной из ведущих киностудий бывшего СССР - студии «Мосфильм» и вышел в 1977 году. Съемки фильма проходили зимой 1976 года в окрестностях Мурома. Суровые и мрачные муромские леса как нельзя лучше подходили для натурных съемок жесткой, искренней и бескомпромиссной картины, какой ее задумала Лариса Шепитько. Когда фильм был завершен, режиссера стали упрекать в том, что у нее получилась «религиозная притча с мистическим оттенком, а не партизанский фильм». Стало понятно, что ленту не выпустят в прокат и положат на полку. Чтобы не допустить этого, супруг Ларисы Шепитько Элем Климов решил показать «Восхождение» первому секретарю ЦК КП Белоруссии Петру Машерову. Расчет был несложным – Машеров, сам партизанивший в годы войны, должен был по достоинству оценить картину о своих земляках, белорусских партизанах. Петр Миронович скептически отнесся к предложению, но все же пришел на организованный специально для него и руководства республики показ. Вскоре после начала фильма он уже не отрывал глаз от экрана, а к середине сеанса по щекам у него потекли слезы. Когда в зале зажегся свет, Машеров в течение сорока минут, волнуясь, делился впечатлениями от увиденного на экране и своими фронтовыми воспоминаниями. Работе Шепитько и ее коллег он дал самую высокую оценку. После такой рекомендации лента уже через несколько дней была принята худсоветом.
В 1977 году картина "Восхождение" была удостоена гран-при «Золотой медведь», приза FIPRESCI и премии OSIC Международного католического киноцентра на Международном кинофестивале в Берлине, приза «Статуя Свободы» на «Фестивале Свободы» в Сопоте, Главной премии и приза Союза кинематографистов на X Всесоюзном кинофестивале в Риге. В 1979 году режиссер Лариса Шепитько и оператор Владимир Чухнов стали лауреатами Государственной премии СССР «За фильмы последних лет» (посмертно). В 1990 году «Восхождение» вновь демонстрировалось на Берлинском фестивале — в рамках программы «Retrospective». Фильм "Восхождение" был включен в обнародованный в 2013 году Министерством культуры РФ список из ста российских и советских кинофильмов, которые предполагается рекомендовать для изучения в школе. За время проката в Советском Союзе фильм посмотрело 10,7 миллиона зрителей, права на его демонстрацию были проданы в сорок стран мира, и везде картина пользовалась оглушительным успехом. «Восхождение» стало последней завершенной работой Ларисы Шепитько в кино — 2 июля 1979 года она и оператор фильма Владимир Чухнов погибли в автокатастрофе. О ленте, которая по праву считается вершиной ее творчества и одним из лучших произведений отечественного кинематографа о Великой Отечественной войне, Лариса Ефимовна говорила: «Любая картина личная, но желание поставить «Восхождение» было потребностью почти физической. Если бы я не сняла эту картину, это было бы для меня крахом. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни». Ошеломляющий успех сопровождал показы фильма, несмотря на то, что многие эпизоды картины были вырезаны цензурой, та же участь постигла и духовную музыку.
2. Исследовательская работа (работа в группах)
Задание № 1: сравните сюжет художественного фильма «Восхождение» и повести «Сотников» и согласитесь/опровергните суждение: «Режиссер фильма использует прямую экранизацию, следуя за сюжетным развитием событий в литературном произведении».
Перед нами разворачивается картина зимы тысяча девятьсот сорок второго года.Оккупированная нацистами Белоруссия. Партизанский отряд, обременённый женщинами, детьми, ранеными, окружён врагами. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое: Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, а Рыбак ценою предательства остаётся жив. И в фильме, и в повести сюжет строится таким образом, что испытания, которым подвергаются герои, были бы сначала «обычными», нормальными для данных условий - войны, а затем экстремальными, выходящими за рамки нормы, пусть и особенной, военной. В первом случае жизнь Сотникова и Рыбака зависит от случайных обстоятельств, от шальной пули, во втором случае - от осознанного выбора - чему служить - каждого из них. В соответствии с этим сюжет делится на две части. В первой двое партизан, получив задание обеспечить отряд продовольствием, сначала вынуждены вступить в перестрелку с заметившими их фашистами, затем обнаруживают, что хутор, на который они возлагали надежды, сожжен оккупантами и теперь надо искать новые пути, вероятнее всего, опасные столкновением с немцами или полицаями. Таким образом, можно согласиться с тем, что авторы сценария: Л. Шепитько, Ю. Клепиков, В. Быков – следуют за развитием сюжетной линии повести.
Задание № 2: Сравните проблематику и идею художественного фильма и повести
Определить проблематику повести мы можем, цитируя слова автора, В. Быкова «... что такое человек перед сокрушающей силой обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»
Поэтому можно считать, что идея повести отнюдь не сводится к осуждению предательства. Василя Быкова более интересовало то, что ведет к предательству - духовная незрелость человека, которая не обнаруживается в менее суровых условиях и которая обусловливает нравственный компромисс. Перед героями стоит трагический выбор: жизнь, купленная ценой нравственного падения, или смерть, в которой остаешься человеком. Но если раньше Быкова интересовал выбор одного человека, теперь ему важно понять, исследовать, что приводит к разному решению в ситуации выбора людей, которых объединяет возраст (и Сотникову, и Рыбаку 26 лет), социальная и идеологическая среда, борьба с оружием в руках ради одних и тех же целей.
В фильме «Восхождение» Ларисы Шепитько любопытен пример превращения повести «Сотников» в притчу почти символического свойства. Литературное произведение являлось своего рода иносказательной параболой, где военная ситуация - как метафорический повод для исследования драмы человека, переступившего незримую черту между нравственным и безнравственным, духовным и бездуховным. Компромисс, вполне возможный в других условиях, оказался непоправимой ошибкой, за которую уже нельзя было ничем расплатиться, даже собственной жизнью. Потеря «нравственного слуха» приводила человека к предательству. Но эту историю словно отсветляла судьба Сотникова, способного поверять каждую жизненную ситуацию мерой духовности и потому остающегося стойким наперекор всему. Фильм можно назвать обжигающей философской притчей, сталкивающей высокое духовное начало человека с его понятным стремлением сохранить тело как вместилище необходимостью принять решение — что сохранить? — а выбором на войне, при защите Родины, на краю подлинной гибели духа. Мучительное противоречие. Вот поэтому чиновники из министерства культуры и работники идеологического отдела партии долго не давали Л. Е. Шепитько согласия ставить картину, но в конце концов сдались.
Однако в киноленте, по сравнению с повестью, несомненно, смещены акценты. Прозрачные библейские аллюзии способствовали более определённой характеристике Сотникова и Рыбака, разведению их на разные полюса человеческой нравственности. Частная история стала намекать на что-то большее, выходящее далеко за её пределы в пространство культурных и общечеловеческих архетипов. В результате получилась в какой-то степени абстрагированная притча о восхождении человека на высоты собственного Духа, о способности человека быть человеком в самых нечеловеческих условиях.
В этом и заключается, на наш взгляд, принципиальное расхождение повести с фильмом. В. Быков, называя повесть «Сотников» в соответствии с советской казуистикой, всё-таки главным героем считал Рыбака и описывал, по собственным словам, «трагедию человека, заплутавшего на войне», который пытался выжить во что бы то ни стало, но не заметил, как перешёл опасную грань. Л. Шепитько, напротив, сняла фильм об акте самопожертвования и передаче эстафеты будущему поколению, тому «мальчику в будёновке», который «со слезами на глазах» воспринимает героическую смерть Сотникова и тех, кто, к несчастью, оказался с ним в одном хуторском сарае.
3.Составление «Карт персонажей» (работа в парах)
Задание № 1:
Заполните таблицу, характеризуя Рыбака и Сотникова. Проиллюстрируйте примерами из литературного текста
Примерные варианты:
Параметры характеристики | Сотников |
Физическое здоровье | Физически нездоров, слаб |
Социальное положение | Интеллигент, до войны работал учителем |
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями | Преодолевает трудности благодаря силе духа, упорству |
Как оказался в партизанском отряде | По идейным соображениям, после того как трижды пытался выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях |
Параметры характеристики | Рыбак |
| |
Физическое здоровье | Полон жизненных сил, крепок, вынослив | ||
Социальное положение | Деревенский парень, привык к тяжелому физическому труду | ||
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями | Преодолевает трудности благодаря физической силе и крепкому здоровью | ||
Как оказался в партизанском отряде | Пошел в партизаны, потому что так поступали многие. В деревне оставаться было опасно |
Вывод по таблице: в начале повести симпатии читателей оказываются на стороне Рыбака, удачливого партизана, крепкого парня. Слишком непримечательным показан и в начале повести, и в начале художественного фильма слабый, заболевший Сотников.
Задание № 2: охарактеризуйте игру актеров, уточните, удалось ли им передать черты характеров, особенности поведения Сотникова и Рыбака.
Каждая роль в фильме сыграна на высочайшем уровне. Удивительный взгляд Сотникова в исполнении Бориса Плотникова словно пронизывает душу. Б. Плотников сумел показать величие человеческого духа. И на глазах внимательного зрителя поисходит удивительное преображение слабого, вызывающего сочувствие партизана в человека с необыкновенной силой Духа. Советский актер профессионально сыграл главную роль в фильме Ларисы Шептько. Нужно отметить, что Шепитько, подбирая актера на роль Сотникова, обращала внимание своих помощников на то, что они должны помнить о внешности Иисуса Христа. В оригинальной трактовке режиссера в фильме появляется логическая цепочка Сотников – советские люди с несломленной волей - Христос. Отсюда и общечеловеческий смысл судьбы рядового партизана.Считаем необходимым отметить, что успех фильма во многом определил профессионализм Б. Плотникова.
Владимир Гостюхин отлично справился с непростой ролью Рыбака — человека, словно балансирующего на грани чести и бесчестия, человека, доведенного до отчаяния войной. Сложная роль, как принято говорить, роль отрицательного героя мастерски сыграна Гостюхиным. Актер великолепно показал поведение человека, стоящего перед важным нравственным выбором. Поведение, мимика, жесты актера – все отражало метания героя и попытки спасти собственную жизнь даже путем предательства. Очевидно, что в соответствии с замыслом режиссера отчетливо просматриваются библейские герои: Иуда, Понтий Пилат.
В картине Шепитько очень много крупных планов лиц героев, большое внимание уделено взгляду, который передает душевное состояние персонажей. Особенно это заметно в сцене казни. Спокойный, одухотворенный взгляд Сотникова перед смертью разительно отличается от обреченного взгляда старосты, испуганного взгляда девочки, и от страдания, которое читается в глазах Демчихи. Сцена казни определенно самая пронзительная и самая запоминающаяся сцена в фильме. И во многом это заслуга Бориса Плотникова.
4. Просмотр отдельных фрагментов художественного фильма «Восхождение» и комментирование цитат из повести В. Быкова, представленных в таблице
5. Вопросно-ответная беседа
- Какой выбор сделал каждый из героев?
Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить. Для Сотникова главное - умереть достойно, взяв всю вину на себя.
- Зачем Быков вводит в повесть эпизоды детства? Давайте вспомним эти эпизоды.
Он показывает прямую связь прошлого с настоящим. Рыбак совершает свой детский подвиг, не задумываясь, полагаясь на физическую силу. Ложь Сотникова отцу стала для него уроком на всю жизнь. Он строго судит себя и держит ответ перед своей совестью. А Рыбак снова, как в детстве, оказался над пропастью. Только тогда он удержался на краю, а сейчас...
- В чём же подвиг Сотникова?
Он остаётся человеком в бесчеловечных условиях. Наверное, благодаря таким, как Сотников, была одержана победа. Как бы ни было тяжело, они до конца остались верны себе, Родине.
- Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?
Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: «после предательства не может быть и речи о моральном возрождении».
- Передают ли кадры фильма Л. Шепитько тот накал страстей, которые чувствует читатель, обращаясь к содержанию повести В. Быкова?
Да, и очень хорошо! Визуальный ряд фильма помогает зрителю испытать те же чувства, которые испытывают герои, оказавшись перед сложным нравственным выбором.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Проблемный вопрос группам: как можно объяснить выбор названий повести Василя Быкова и художественного фильма Ларисы Шепитько?
1 группа. Василь Быков назвал свою повесть «Сотников», подчеркивая доминирующую роль этого героя. Именно Сотников, оказвшись перед проблемой нравственного выбора, сохраняет человеческое достоинство и демонстрирует силу духа и выдержку в экстремальной ситуации.
2 группа. Экранизация повести Василя Быкова не случайно названа «Восхождение». По всей видимости, режиссер хотела показать важность обоих героев в сюжете фильма, так как выбор Рыбака является не менее показательным, чем выбор Сотникова. Но настоящее восхождение, духовное восхождение, проходит лишь один из героев — Сотников, совершивший подвиг духа. Ведь есть вещи важнее жизни — такие вещи, как честь, долг, совесть. Война ужасна, ей чуждо все человеческое. Лишь сильные духом люди способны не потерять человеческое лицо на фоне жестокости и отчаяния войны. Именно таких людей нельзя победить.
- Домашнее задание (по выбору):
* написать эссе «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» ( по повести В. Быкова «Сотников»)
* рецензию на художественный фильм Л. Шепитько «Восхождение»
- Выставление оценок
Литература
- Быков В. Долгая дорога домой. – Минск: АСТ, Харвест, 2005.
- Быков В. Как создавалась повесть «Сотников»//Литературное обозрение. -1973. - № 7.
- Быков В. Сотников. – М.: Детская литература, 1982.
- Золотусский И. Знак беды: Три встречи с Василем Быковым//Литературная газета. – 2004. - № 23.
- Климов Г., Мурзина М. Элем Климов. Неснятое кино. – М.: Хроникер, 2008.
- Климов Э. Лариса: книга о Ларисе Шепитько. – М.: Искусство, 1987.
- Коган А. Статьи о литературе. – М.: Художественная литература, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...