Элективный курс "Виды сочинений по литературе"
рабочая программа по литературе (11 класс)
Рабочая программа составлена на основе
методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (М.: Просвещение,1990). И пособия для учителей общеобразовательных организаций «Виды сочинений по литературе. 10 – 11 классы»: О.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 2015
Цель курса
– Развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса
Основными задачами курса являются:
– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
– совершенствование навыков написания сочинений разных жанров;
– развитие продуктивного мышления через анализ художественных произведений, творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
– сочетание индивидуальной и коллективной деятельности в усвоении знаний;
– развитие способности к самостоятельной деятельности;
– привитие стремления к приобретению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_sochineniy_po_literature.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Нижнеудинск»
РАССМОТРЕНО на заседание МО Протокол №_____ от «___»________2020г. Руководитель _______/___________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР: ________/____________/ Протокол №__________ от «____»________2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: ________ Приказ №___________ от «____»________2020г. |
Рабочая программа
элективного курса
«Виды сочинений по литературе»
11 класс
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Селезнева Ольга Константиновна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2020-2021 учебный год
I. Рабочая программа составлена на основе
методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (М.: Просвещение,1990). И пособия для учителей общеобразовательных организаций «Виды сочинений по литературе. 10 – 11 классы»: О.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 2015
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
Класс | 11 |
Количество учебных недель | 34 |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов в год | 34 |
Цель курса
– Развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса
Основными задачами курса являются:
– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
– совершенствование навыков написания сочинений разных жанров;
– развитие продуктивного мышления через анализ художественных произведений, творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
– сочетание индивидуальной и коллективной деятельности в усвоении знаний;
– развитие способности к самостоятельной деятельности;
– привитие стремления к приобретению знаний.
II. Планируемые результаты освоения элективного курса
По окончании курса у обучающихся сформируются следующие умения:
- знать основные понятия теории сочинений разных жанров,;
- уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением;
- обладать навыками работы со справочным материалом;
- обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать;
- владеть коммуникативными навыками;
- владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка;
- уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров;
- оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесенности.
III. Содержание разделов и тем
Тема 1. «Введение. Сочинение как один из видов самостоятельной творческой деятельности учеников».
Цели и задачи факультативного курса «Виды сочинений по литературе». Анализ направлений тем сочинений выпускных экзаменов, классификация их по сходным признакам. Требования к сочинению. Оценка сочинений.
Тема 2. «Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических произведений».
Текст, подтекст, контекст, тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт, жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства, герой, персонаж, система действующих лиц, монолог, диалог.
Тема 3. «Выбор темы и ее анализ».
Глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, эпиграф, стилевое единство и выразительность речи, соотнесенность композиционных частей.
Тема 4. «План сочинения. Типы планов.
Раскрытие понятий логичность, последовательность речи».
План-набросок, развернутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи.
Тема 5. «Композиционная организация сочинения».
Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения. Композиционная организация: вступления, основная часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя полемичность.
Тема 6. «Проблемно-тематическая типология сочинений».
Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.
Тема 7. «Сочинения-характеристики,
сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему».
Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические; сравнительная характеристика.
Тема 8. «Жанровая классификация сочинений».
Жанровая классификация сочинений.
Тема 9. «Сочинение-литературный портрет».
Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа. Сочинение – литературный портрет, приемы создания портрета героя, деталь портрета.
Тема 10. «Знакомство с эссе как жанром литературного произведения».
Жанр эссе.
Тема 11. «Сочинение-эссе, особенности написания,
отбора материала, выражения позиции учащихся».
Позиция пишущего и способы ее выражения.
Тема 12. «Сочинение-рецензия. Особенности жанра.
Требования к написанию рецензии».
Сочинение-рецензия.
Тема 13. «Сочинение-сравнительная характеристика. Особенности жанра».
Исходная позиция сравнения; сходства и различия, эволюция авторской мысли, чувства, переживания.
Тема 14. «Сочинение-анализ эпизода».
Понятие эпизода как части целого произведения. Эпизод как часть целого, роль эпизода.
Тема 15. «Стилистические ошибки в сочинениях».
Стилистические нормы, нарушение норм.
Тема 16. «Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок».
Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи.
Тема 17. «Написание сочинений разных жанров на заданную тему».
IV.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. | 1 |
3 | Особенности эпических, лирических, драматических произведений. | 1 |
4 | Выбор темы и ее анализ. | 1 |
5 | Нетрадиционная форма сочинения при традиционной формулировке темы | 1 |
6 | План сочинения. Типы планов. | 1 |
7 | Раскрытие понятий логичность, последовательность речи. | 1 |
8 | Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. | 1 |
9 | Требования к написанию основной части сочинения. | 1 |
10 | Трудности при написании заключительной части сочинения. | 1 |
11 | Проблемно-тематическая типология сочинений. | 1 |
12 | Характеристика типов логических сочинений | 1 |
13 | Сочинения-характеристики | 1 |
14 | Сочинения литературно-критические | 2 |
15 | Сочинения на «свободную» тему | 1 |
16 | Жанровая классификация сочинений. | 1 |
17 | Сочинение-литературный портрет. Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа. | 1 |
18 | Сочинение. Практическая работа | 1 |
19 | Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. | 1 |
20 | Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся. | 1 |
21, 22 | Сочинение. Практическая работа | 2 |
23 | Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии. | 1 |
24 | Сочинение. Практическая работа | 1 |
25 | Сочинение-сравнительная характеристика. Особенности жанра. | 1 |
26 | Сочинение. Практическая работа | 1 |
27 | Сочинение-анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения. | 1 |
28 | Сочинение. Практическая работа | 1 |
29 | Стилистические ошибки в сочинениях. | 1 |
30 | Нормы литературного языка. | 1 |
31 | Виды грамматических ошибок. | 1 |
32,33 | Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум). | 2 |
34 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс для 11 класса «Техника написания сочинения по литературе».
Цель элективного курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать ...
Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения по литературе» 10 класс
Курс подготовки к написанию итогового сочинения по литературе...
Элективный курс "Подготовка к итоговому сочинению по литературе"
Данный курс поможет выпускникам подготовиться к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе. В нем использованы все блоки, которые были в 2015-2015, 2015-2016 учебном году....
Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...
Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному тво...
Программа элективного курса по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе»
Данная программа направлена на подготовку учеников 11 класса к итоговому сочинению...
Рабочая программа элективного курса "Тайны сочинения по литературе"
Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса...