Элективный курс "Виды сочинений по литературе"
рабочая программа по литературе (11 класс)

Селезнева Ольга Константиновна

Рабочая программа составлена на основе

методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (М.: Просвещение,1990). И пособия для учителей общеобразовательных организаций  «Виды сочинений по литературе. 10 – 11 классы»: О.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 2015

Цель курса

– Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи курса

Основными задачами курса являются:

– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;

– совершенствование навыков написания сочинений разных жанров;

– развитие продуктивного мышления через анализ художественных произведений, творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;

– сочетание индивидуальной и коллективной деятельности в усвоении знаний;

– развитие способности к самостоятельной деятельности;

– привитие стремления к приобретению знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_sochineniy_po_literature.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Нижнеудинск»

РАССМОТРЕНО

на заседание МО

Протокол №_____

от «___»________2020г.

Руководитель  

_______/___________/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР:

________/____________/

Протокол №__________

от «____»________2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

________

Приказ №___________

от «____»________2020г.          

Рабочая программа

элективного курса  

«Виды сочинений по литературе»

11 класс

Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:

Селезнева Ольга Константиновна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

2020-2021 учебный год

I.  Рабочая программа составлена на основе

методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (М.: Просвещение,1990). И пособия для учителей общеобразовательных организаций  «Виды сочинений по литературе. 10 – 11 классы»: О.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 2015

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

Класс

11

Количество учебных недель

34

Количество   часов  в неделю

1

Количество   часов  в год

34

Цель курса

– Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи курса

Основными задачами курса являются:

– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;

– совершенствование навыков написания сочинений разных жанров;

– развитие продуктивного мышления через анализ художественных произведений, творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;

– сочетание индивидуальной и коллективной деятельности в усвоении знаний;

– развитие способности к самостоятельной деятельности;

– привитие стремления к приобретению знаний.

II. Планируемые   результаты освоения элективного курса

По окончании курса у обучающихся сформируются следующие умения:

  • знать основные понятия теории сочинений разных жанров,;
  • уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением;
  • обладать навыками работы со справочным материалом;
  • обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать;
  • владеть коммуникативными навыками;
  • владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка;
  • уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров;
  • оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесенности.

III.  Содержание разделов и тем

Тема 1. «Введение. Сочинение как один из видов самостоятельной творческой деятельности учеников».

Цели и задачи факультативного курса «Виды сочинений по литературе». Анализ направлений тем сочинений выпускных экзаменов, классификация их по сходным признакам. Требования к сочинению. Оценка сочинений.

Тема 2. «Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических произведений».

Текст, подтекст, контекст, тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт, жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства, герой, персонаж, система действующих лиц, монолог, диалог.

Тема 3. «Выбор темы и ее анализ».

Глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, эпиграф, стилевое единство и выразительность речи, соотнесенность композиционных частей.

Тема 4. «План сочинения. Типы планов.

Раскрытие понятий логичность, последовательность речи».

План-набросок, развернутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи.

Тема 5. «Композиционная организация сочинения».

Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения. Композиционная организация: вступления, основная часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя полемичность.

Тема 6. «Проблемно-тематическая типология сочинений».

Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.

Тема 7. «Сочинения-характеристики,

сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему».

Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические; сравнительная характеристика.

Тема 8. «Жанровая классификация сочинений».

Жанровая классификация сочинений.

Тема 9. «Сочинение-литературный портрет».

Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа. Сочинение – литературный портрет, приемы создания портрета героя, деталь портрета.

Тема 10. «Знакомство с эссе как жанром литературного произведения».

Жанр эссе.

Тема 11. «Сочинение-эссе, особенности написания,

отбора материала, выражения позиции учащихся».

Позиция пишущего и способы ее выражения.

Тема 12. «Сочинение-рецензия. Особенности жанра.

Требования к написанию рецензии».

Сочинение-рецензия.

Тема 13. «Сочинение-сравнительная характеристика. Особенности жанра».

Исходная позиция сравнения; сходства и различия, эволюция авторской мысли, чувства, переживания.

Тема 14. «Сочинение-анализ эпизода».

Понятие эпизода как части целого произведения. Эпизод как часть целого, роль эпизода.

Тема 15. «Стилистические ошибки в сочинениях».

Стилистические нормы, нарушение норм.

Тема 16. «Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок».

Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи.

Тема 17. «Написание сочинений разных жанров на заданную тему».

IV.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

1

Введение.

1

2

Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое.

1

3

Особенности эпических, лирических, драматических произведений.

1

4

Выбор темы и ее анализ.

1

5

Нетрадиционная форма сочинения при традиционной формулировке темы

1

6

План сочинения. Типы планов.

1

7

Раскрытие понятий логичность, последовательность речи.

1

8

Композиционная организация сочинения. Виды вступлений.

1

9

Требования к написанию основной части сочинения.

1

10

Трудности при написании заключительной части сочинения.

1

11

Проблемно-тематическая типология сочинений.

1

12

Характеристика типов логических сочинений

1

13

Сочинения-характеристики

1

14

Сочинения литературно-критические

2

15

Сочинения на «свободную» тему

1

16

Жанровая классификация сочинений.

1

17

Сочинение-литературный портрет. Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа.

1

18

Сочинение. Практическая работа

1

19

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.

1

20

Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся.

1

21, 22

Сочинение. Практическая работа

2

23

Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.

1

24

Сочинение. Практическая работа

1

25

Сочинение-сравнительная характеристика. Особенности жанра.

1

26

Сочинение. Практическая работа

1

27

Сочинение-анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.

1

28

Сочинение. Практическая работа

1

29

Стилистические ошибки в сочинениях.

1

30

Нормы литературного языка.

1

31

Виды грамматических ошибок.

1

32,33

Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум).

2

34

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс для 11 класса «Техника написания сочинения по литературе».

Цель элективного курса: подготовить  выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать ...

Элективный курс "Подготовка к итоговому сочинению по литературе"

Данный курс поможет выпускникам подготовиться к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе. В нем использованы все блоки, которые были в 2015-2015, 2015-2016 учебном году....

Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс

Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...

Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному тво...

Программа элективного курса по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе»

Данная программа направлена на подготовку учеников 11 класса к итоговому сочинению...

Рабочая программа элективного курса "Тайны сочинения по литературе"

Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса...