Программа элективного курса по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе»
рабочая программа (11 класс) на тему
Данная программа направлена на подготовку учеников 11 класса к итоговому сочинению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(элективный курс)
«Теория и практика написания сочинения»
Составитель: учитель русского языка и литературы
Фазлова Н.И.
Лямбирь 2017г
Пояснительная записка.
Цель элективного курса «Теория и практика написания сочинения»:
подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Задачи элективного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок контроля.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38)
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528)
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. №729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987)
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013г. №1394 (ред. от 24.03.2016) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31206)
Информация о количестве учебных часов.
Программа рассчитана на 15 часов
Содержание рабочей программы.
Тема 1.
Введение в элективный курс «Теория и практика написания сочинения».
Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.
Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Тема 2.
Композиция и структура классического сочинения.
Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.
Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.
Тема 3.
Жанровые разновидности сочинения.
Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.
Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования.
Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения.
Тема 4.
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Введение в элективный курс «Теория и практика написания сочинения». | 1 |
2 | Композиция и структура классического сочинения. Жанровые разновидности сочинения. Стили речи и типы речи. Классификация ошибок. Критерии оценок. | 1 |
3 | Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения. | 1 |
4 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 1 | 2 |
5 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 2 | 2 |
6 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 3 | 2 |
7 | Пробное итоговое сочинение | |
8 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 4 | 2 |
9 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 5 | 2 |
10 | Итоговое сочинение 2017-2018уч .г. | |
Итого: | 15 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать и уметь:
- самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
- самостоятельно анализировать эпизод;
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
- составить конспекты критической или литературоведческой работы;
- самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.;
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания:
- при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, конфликт, вне сюжетные элементы, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.);
- литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.);
- стихотворные размеры.
Литература и средства обучения.
Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 2004.
Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2005.
Амелина Е.В. Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С)/ Е. В. Амелина Ростов н/Д: Феникс, 2014. -l 71, [1] с.
- (Большая перемена). ·
Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 2006.
Карнаух Н. Л. На пути к эссе / / Русская словесность. 2003.
Карнаух Н. Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы / / Русская словесность. 2002.
Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2004.
Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. М., 2002.
Котеленикова С. А. Аннотация - отзыв - рецензия эссе 1/ Русский язык в школе. 2008.
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для
студентов и учителей-словесников. М., 2001.
Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м классе: учебно-методическое пособие/А.Г. Нарушевич, И.С. Нарушевич; Под ред. Н. А. Сениной. — Ростов н/Д : Легион, 2014. — 96 с. — (Готовимся к ЕГЭ.)
Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 2000.
Романичева Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре / / Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе. М., 2005.
И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, В.М. Курятова Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010. - 224 с.
Электронные ресурсы.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.
ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература. – МедиаХауз.
Сочинение 11.рф Все о выпускном сочинении //http://sochinenie11.ru/
Календарно-тематический план элективного курса по литературе для 11 класса.
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Дата план | Дата факт |
Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе». | ||||
1 | Введение. Концептуальные основы сочинения. Общие требования к сочинению. | Понятие о сочинении, тексте. Особенности сочинения как текста. Основные признаки теста. | 08.09.16 | |
Композиция и структура классического сочинения. Жанровые разновидности сочинения. Стили речи и типы речи. | ||||
2 | Композиция и структура сочинения. Жанровые разновидности сочинения. Стили речи и типы речи. Классификация ошибок. Критерии оценок. | Умение писать вступление, основную часть и заключение к сочинению. Выбор темы сочинения, обоснование ее. Отбор и систематизация материала. План сочинения, подбор фактического материала. Составление текста, соединение частей в единое целое. Классификация ошибок. Критерии оценок. | 15.09.16 | |
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения. | ||||
3 | Анализ экзаменационных тематических направлений на 2017-2018 учебный год. | Анализ экзаменационных тематических направлений на 2017-2018 учебный год. Подбор материалов по направлениям. | 22.09.16 | |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению. | ||||
4 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 1 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Общий анализ литературного произведения. | 29.09.16 | |
5 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 1 | Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 06.10.16 | |
6 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 2 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 13.10.16 | |
7 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 2 | Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 20.10.16 | |
8 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 3 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 27.10.16 | |
9 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 3 | Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 10.11.16 | |
10 | Пробное итоговое сочинение | Написание пробного итогового сочинения. | 11.11.16 | |
11 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 4 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 17.11.16 | |
12 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 4 | Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 24.11.16 | |
13 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 5 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 01.12.16 | |
14 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 5 | Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 06.12.16 | |
15 | Итоговое сочинение | Написание итогового сочинения . | 07.12.16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-223564-1363584210.jpg)
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
Программа элективного курса по литературе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Средняя школа часто не имеет возможности уделить должное внимание работе над сочинением. Необходимо обучать приемам работы над сочинением, раскрывать важнейшие принципы, которыми нужно руководствовать...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/15/picture-776597-1692085988.jpg)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Английский язык: теория и практика в тестах и упражнениях»
Программа предназначена для расширения и углубления практических знаний по английскому языку старших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-904429-1489947961.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-904429-1489947961.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-999604-1516588020.jpg)
Программа элективного курса по литературе для учащихся 11 класса «Футуризм в литературе и других видах искусства»
Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы и мировой художественной культуры....
рабочая программа внеурочного курса по литературе "Теория и практика " для 11 класса основного среднего образования
рабочая программа по внеурочной деятельности. Содержит: пояснительную записку и КПТ....