Программа элективного курса по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе»
рабочая программа (11 класс) на тему
Данная программа направлена на подготовку учеников 11 класса к итоговому сочинению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_lit._11_kl.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(элективный курс)
«Теория и практика написания сочинения»
Составитель: учитель русского языка и литературы
Фазлова Н.И.
Лямбирь 2017г
Пояснительная записка.
Цель элективного курса «Теория и практика написания сочинения»:
подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Задачи элективного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок контроля.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38)
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528)
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. №729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987)
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013г. №1394 (ред. от 24.03.2016) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31206)
Информация о количестве учебных часов.
Программа рассчитана на 15 часов
Содержание рабочей программы.
Тема 1.
Введение в элективный курс «Теория и практика написания сочинения».
Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.
Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Тема 2.
Композиция и структура классического сочинения.
Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.
Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.
Тема 3.
Жанровые разновидности сочинения.
Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.
Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования.
Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения.
Тема 4.
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Введение в элективный курс «Теория и практика написания сочинения». | 1 |
2 | Композиция и структура классического сочинения. Жанровые разновидности сочинения. Стили речи и типы речи. Классификация ошибок. Критерии оценок. | 1 |
3 | Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения. | 1 |
4 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 1 | 2 |
5 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 2 | 2 |
6 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 3 | 2 |
7 | Пробное итоговое сочинение | |
8 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 4 | 2 |
9 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 5 | 2 |
10 | Итоговое сочинение 2017-2018уч .г. | |
Итого: | 15 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать и уметь:
- самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
- самостоятельно анализировать эпизод;
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
- составить конспекты критической или литературоведческой работы;
- самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.;
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания:
- при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, конфликт, вне сюжетные элементы, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.);
- литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.);
- стихотворные размеры.
Литература и средства обучения.
Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 2004.
Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2005.
Амелина Е.В. Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С)/ Е. В. Амелина Ростов н/Д: Феникс, 2014. -l 71, [1] с.
- (Большая перемена). ·
Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 2006.
Карнаух Н. Л. На пути к эссе / / Русская словесность. 2003.
Карнаух Н. Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы / / Русская словесность. 2002.
Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2004.
Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. М., 2002.
Котеленикова С. А. Аннотация - отзыв - рецензия эссе 1/ Русский язык в школе. 2008.
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для
студентов и учителей-словесников. М., 2001.
Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м классе: учебно-методическое пособие/А.Г. Нарушевич, И.С. Нарушевич; Под ред. Н. А. Сениной. — Ростов н/Д : Легион, 2014. — 96 с. — (Готовимся к ЕГЭ.)
Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 2000.
Романичева Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре / / Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе. М., 2005.
И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, В.М. Курятова Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010. - 224 с.
Электронные ресурсы.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.
ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература. – МедиаХауз.
Сочинение 11.рф Все о выпускном сочинении //http://sochinenie11.ru/
Календарно-тематический план элективного курса по литературе для 11 класса.
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Дата план | Дата факт |
Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе». | ||||
1 | Введение. Концептуальные основы сочинения. Общие требования к сочинению. | Понятие о сочинении, тексте. Особенности сочинения как текста. Основные признаки теста. | 08.09.16 | |
Композиция и структура классического сочинения. Жанровые разновидности сочинения. Стили речи и типы речи. | ||||
2 | Композиция и структура сочинения. Жанровые разновидности сочинения. Стили речи и типы речи. Классификация ошибок. Критерии оценок. | Умение писать вступление, основную часть и заключение к сочинению. Выбор темы сочинения, обоснование ее. Отбор и систематизация материала. План сочинения, подбор фактического материала. Составление текста, соединение частей в единое целое. Классификация ошибок. Критерии оценок. | 15.09.16 | |
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения. | ||||
3 | Анализ экзаменационных тематических направлений на 2017-2018 учебный год. | Анализ экзаменационных тематических направлений на 2017-2018 учебный год. Подбор материалов по направлениям. | 22.09.16 | |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению. | ||||
4 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 1 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Общий анализ литературного произведения. | 29.09.16 | |
5 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 1 | Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 06.10.16 | |
6 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 2 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 13.10.16 | |
7 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 2 | Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 20.10.16 | |
8 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 3 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 27.10.16 | |
9 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 3 | Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 10.11.16 | |
10 | Пробное итоговое сочинение | Написание пробного итогового сочинения. | 11.11.16 | |
11 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 4 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 17.11.16 | |
12 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 4 | Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 24.11.16 | |
13 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 5 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 01.12.16 | |
14 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению 5 | Анализ нескольких литературных произведений. Подбор материалов по направлениям. | 06.12.16 | |
15 | Итоговое сочинение | Написание итогового сочинения . | 07.12.16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
Программа элективного курса по литературе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Средняя школа часто не имеет возможности уделить должное внимание работе над сочинением. Необходимо обучать приемам работы над сочинением, раскрывать важнейшие принципы, которыми нужно руководствовать...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Английский язык: теория и практика в тестах и упражнениях»
Программа предназначена для расширения и углубления практических знаний по английскому языку старших школьников...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...
Программа элективного курса по литературе для учащихся 11 класса «Футуризм в литературе и других видах искусства»
Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы и мировой художественной культуры....
рабочая программа внеурочного курса по литературе "Теория и практика " для 11 класса основного среднего образования
рабочая программа по внеурочной деятельности. Содержит: пояснительную записку и КПТ....