Реализация компетентностного подхода возможностями проектной деятельности
проект по литературе

Павлова Екатерина Александровна

Ключевые компетенции учащихся по ФГОС — это умение личности решать поставленные  задачи. Они представляют собой общность знаний, навыков и умений, которые были получены в ходе обучения и которые могут быть эффективно использованы в условиях изменчивости окружающего мира.

Проектная деятельность позволяет обучающимся получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Следовательно, главный результат проектной деятельности — накопление детьми и подростками поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар «Инновационные подходы в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, как условие их творческой самореализации»

Реализация компетентностного подхода возможностями проектной деятельности

Ключевые компетенции учащихся по ФГОС — это умение личности решать поставленные  задачи. Они представляют собой общность знаний, навыков и умений, которые были получены в ходе обучения и которые могут быть эффективно использованы в условиях изменчивости окружающего мира.

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность обучающихся – это вид образовательной деятельности, основной задачей которой является проектный способ достижения цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и ресурсов, которая завершается практическим результатом в виде проекта. Проектная деятельность предполагает самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей.

Ценностная.  Способность осознавать и ценить творчество, культурное и национальное наследие, связь с природой и другими людьми, устанавливать взаимосвязь с современной культурой, наследием других народов и стран, оценивать взаимоотношения с точки зрения общепринятых догм и моральных норм.

Исследовательский проект: «Чувства и поступки маленьких «героев» в русской и бурятской литературе». Детская литература всегда размышляла над тем, как уберечь человеческую душу ребенка  от невзгод и разочарований. И трудно найти такого писателя, который, мучаясь этим вопросом, не обращался бы памятью к детству.  

Проект «Педагоги МБОУ «Боханская СОШ №1» - герои Великой Отечественной войны». Продуктом стала презентация и выступление перед одноклассниками.

Проект по литературе «Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина». Цель: изучение любовной лирики А.С.Пушкина; раскрытие ее духовного потенциала.

Вывод: Любовь, по мнению Пушкина, - источник жизни, вдохновения, источник всего сущего на земле. Страдания, причиняемые любовью, он принимает как величайший дар. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.

Тема проекта: Виртуальная экскурсия «Памяти В.Г. Распутина». Виртуальная экскурсия,  посвященная жизни и творчеству В.Г. Распутина в форме слайд-шоу.

Образовательная.  Способность:

  • контролировать свои действия и оценивать результат по образцу, выполнять самоанализ на основании заданных параметров;
  • эффективно сотрудничать, договариваться с членами малой группы, учитывать мнение всех ее участников;
  • сравнивать свою оценку с оценкой учителя, различать оценку действий и личности;
  • выполнять задания по установленному алгоритму;
  • задавать или инициировать «умные» вопросы к сверстникам или взрослым;
  • давать исчерпывающий ответ на вопрос учителя, вести аргументированный диалог со сверстниками;
  • различать известное и неизвестной в ситуации, созданной педагогом, осознавать недостаток знаний для успешного выполнения действия;

планировать выполнение заданий, самостоятельно или с помощью взрослых отбирать учебный материал.

Коммуникативная. Одна из ключевых компетенций учащихся заключается в способности использовать специальные знаки в построении коммуникации с окружающими, четко и ясно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, читать и понимать прочитанное, включая инструкции, правила и художественные тексты, грамотно писать тексты различного объема и типа, применяя соответствующие языковые и средства выразительности.

Проект исследовательский по русскому языку «Давайте говорить правильно». Цель исследования состоит в выявлении и описании ошибок в разговорной речи жителей поселка Бохан.

Предметом исследования являются ошибки, содержащиеся в современной разговорной речи жителей п. Бохан.

Приведем примеры:

- Уважаемые посетители! Вытирайте, пожалуйста, ноги.

Это выражение неверное. Получается, что вы пришли в магазин, сняли обувь и вытерли ноги.

- Дайте  булку хлеба.  Это выражение неверное. Булка - сдобный хлебец из пшеничной муки. Нужно сказать: «Дайте  буханку хлеба»

Исследовательский проект «Что в имени тебе моем». Продуктом стал словарь имен обучающихся первой школы.

Исследовательский проект «Псевдонимы русских поэтов и писателей» Выявляли причины и способы появления псевдонимов. Проект  «Паспорт слова Дерево». Продукт – брошюра  «Паспорт слова «дерево»».

Познавательная. Способность находить необходимую для обучения информацию, организовывать обучающую среду, планировать учебную деятельность и следовать составленному плану, применять полученные знания и навыки для решения различных проблемных ситуаций, анализировать умения и знания, оценивать собственные пределы знания, чтобы на основании этого осознавать потребность в дальнейшем обучении.

Исследовательский проект  по литературе «Своды нравственных законов»

Продукт: сравнительный анализ воспитательной сущности Поучения Владимира Мономаха и Домостроя, «Зерцала мудрости» Е. Галшиева

Задачи исследования:  сопоставить «Поучение Владимира Мономаха», «Зерцало мудрости» Галшиева и «Домострой». Определить их значимость как дидактического произведения.

Проект информационный межпредметный «Ночь как культурологический феномен». Рассмотрели ночь с точки зрения науки, в разных культурах, мифологии, литературе, живописи.

Исследовательский проект «Чем интересен детский журнал сегодня

Изучить историю возникновения журналов для детей. Провести анкетирование среди учащихся 3-6 классов. Изучить структуру самых популярных журналов. Определить самые популярные рубрики в журналах. Продуктом стал каталог журналов для учащихся начальной школы.

Проект «Ахатина – домашнее животное». Продукт – памятка  «Как ухаживать за Ахатинами в домашних условиях».

Информационный проект «ExLibris в нашей жизни». Экслибрисы - это не только верные сторожа книг, но и предметы коллекционирования, которые могут многое рассказать о культуре данной эпохи и проследить судьбу частных библиотек. Они превратились в самостоятельный жанр графики, со своими особенностями и нюансами. Продукт: систематизация экслибрисов.

Социальная. Способность:

  • сдерживать и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на действия других людей, по невербальным признакам и вербальному поведению определять состояние живых существ и людей;
  • реализовывать внутренний потенциал, действовать как ответственный гражданин, соблюдающие принятые в обществе моральные нормы и ценности, поддерживая принципы демократии и толерантности;
  • эффективно сотрудничать с людьми, проявлять уважение и понимание к индивидуальным особенностям людей, коммуницировать, владея различными формами игровой деятельности;

следовать правилам установленной деятельности, воплощать творческие замыслы, соблюдая технику безопасности и выработанные в классе правила жизни.

Компетенция самоопределения.

Способность понимать свои сильные и слабые стороны, решать проблемы, которые связаны с физическим и психическим здоровьем, принимать себя, выходить из сложных ситуаций, связанных с межличностными отношениями.

Информационная. Способность:

  • выполнять самостоятельное наблюдение, находить информацию в сообщении и тексте;
  • формулировать поисковые запросы, вопросы к взрослым, указывая на непонимание или недостаточность информации, выбирая способы ее получения;
  • определять главную мысль текста, незнакомые слова и понятия, пересказывать новый текст, описывать объект наблюдения, составлять устный текст по плану;

использовать знаково-символьные средства, составляя модели изучаемых процессов и объектов.

Метод проектов дает учащимся возможности проявить свои способности и индивидуальность; способствует их развитию по разным предметам; формированию у них навыков и умений практической деятельности.  дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.

Проектная деятельность позволяет обучающимся получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Следовательно, главный результат проектной деятельности — накопление детьми и подростками поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ          Практикозначимая работа на тему:   «Практическая реализация...

Реализация компетентностного подхода в инновационной деятельности гимназии

В статье дается небольшой анализ реализации компетентностного подхода в инновационной деятельности МБОУ "Гимназия №2"...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвали...

« Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности». (Стр. 152-153 в сборнике МГУ)

Автор статьи делится опытом  реализации данного подхода в образовательном процессе через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности. Конференции различных уровней способствуют разви...

Управленческий аспект реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности гимназии

Качество результатов образования – понятие весьма сложное в своем междисциплинарном научном объяснении и очень простое в обыденном понимании. Его можно свести к пяти простым позициям: 1) Человек сам...

Реализация компетентностного подхода через проектную деятельность на уроках английского языка

Компетентностный подход - один из подходов, который противопоставляется «знаниевому» Он позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть наборо...