Реализация компетентностного подхода в инновационной деятельности гимназии
статья по теме

В статье дается небольшой анализ реализации компетентностного подхода в инновационной деятельности МБОУ "Гимназия №2"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zakirovoy_r.v._na_seminare.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Закирова Р.В.,

 зам. директора по УР МБОУ «Гимназия №2»

Чистопольского муниципального района

Реализация компетентностного подхода

в инновационной деятельности гимназии

Компетентностный подход

 на первое место выдвигает не информированность  

ученика, а умение решать проблемы

     По данным ЮНЕСКО основными целями образования ХХI века являются:

уметь жить;
уметь работать;
уметь жить вместе;
уметь учиться.

    Для введения компетентностного подхода  необходимо создать педагогическую среду, условия, влияющие на разные аспекты и стороны развития личности:

     В гимназии на протяжении ряда лет ведется целенаправленная работа по созданию таких условий. Была создана и внедрена в практику образования гимназии модель инновационной деятельности, нацеленной на реализацию проектов Программы развития: проектов «Предпрофильная подготовка и профильное обучение», «Обновление содержания образования», «Информатизация», «Становление личности», «Безопасность и здоровье», проектов «Одаренные дети», «Мирас», «Школа малышек».

     В 2006 – 2010 гг. МБОУ «Гимназия № 2» являлась республиканской экспериментальной площадкой по внедрению в области среднего общего образования инновационных технологий: технологии коммуникативно-развивающего, личностно-ориентированного, профильно-ориентированного образования под руководством д.п.н, профессоров ИРО РТ Г.Х.Ахбаровой и Т.О.Скиргайло.

     При выполнении цели и задач методической службы  серьезное внимание обращается на  основные  направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: выискиваются возможности  для раскрытия способности учащихся, подготовить их   к жизни, выстраивается  система стимулов для лучших педагогов.

     Коллектив гимназии работает над методической  темой «Современные технологии обучения и создание на уроке среды взаимодействия - залог успешности и конкурентоспособности педагогов и учащихся», нацеленной на формирование различных компетенций обучающихся и обеспечивающей успешность их педагогов.

     Можно выделить следующие, наиболее часто используемые образовательные технологии, способствующие формированию компетентностей.

Технологии

Компетентности

Информационно-коммуникационные технологии

информационная

Технология проблемного обучения

компетентность учения (перевода обучения в самообучении, саморазвитие)

Технология проектного обучения

социальная, коммуникативная

Игровые технологии

социально-коммуникативная
учебно-познавательная

Здоровьесберегающие технологии

культурно-личностная

Технология развивающего обучения

информационно-аналитическая
учебно-познавательная

Технология личностно-ориентированного обучения

учебно-познавательная

Технология коллективного обучения

социальная, толерантность

Продуктивное, дифференцированное обучение

учебно-познавательная, коммуникативная

Технология развития критического мышления

способность ориентироваться в окружающем мире, социальная, коммуникативная, информационная, толерантность

     За это время на федеральном и республиканском уровнях был представлен и обобщен опыт работы педагогов по использованию современных технологий образования, обеспечивающих формирование языковых, коммуникативных, лингвистических, исследовательских, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информациионных, социально-трудовых компетенций учащихся:

1.Т.З.Губеева, Р.В.Закирова, Р.В.Мударисова, Р.Р.Хаметова. «Наш город Чистополь и люди, творящие в нем». Дидактический материал по русскому языку и литературе для 5-9 кл., Казань, ИРО РТ, 2006г.

2.Сборник с разработками уроков и внеклассных мероприятий 27 педагогов педколлектива «Конкурентоспособные знания как условие успешности выпускников гимназии», Москва-Казань, Школа, 2008.

3.Т.З.Губеева, Р.В.Закирова, Р.В.Мударисова, Е.М.Цыганова. Педагогический проект «Нравственное воспитание учащихся на уроке русского языка и литературы с использованием национально-регионального компонента», Казань, ИРО РТ, 2008.

4.Сборник из опыта работы Ресурсного центра гимназии «Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся», Казань, ИРО РТ, 2010.

5.Сборник с материалами I Республиканских юношеских чтений им. Кояш Тимбиковой «Счастье мы собираем из мгновений…», Казань, ИРО РТ, 2011.

6.Сборник «Формирование предметных и метапредметных компетенций в условиях гимназии», Казань, ИРО РТ, 2012.

     В настоящее время в гимназии работают:

  1. 4 учителя – победителя ПНПО,
  2. 1 учитель - победитель в номинации ПНПО,
  3. 1 учитель является победителем республиканского гранта «Наш лучший учитель».

     Курсовой переподготовкой на сегодняшний день обеспечено 87% педагогов. 10% педагогов прошли эти курсы дистанционно.

     Ценность педсоветов, семинаров, конференций, методических дней, недель, открытых уроков я вижу, прежде всего, в подготовительной работе. Сколько материала порою приходится перечитать, проанализировать свой опыт, сравнить с опытом других, обновить и пополнить свою методическую копилку, чтобы подготовить открытый урок или выступление. Конечно, для кого-то это лишние переживания, волнения, однако я думаю, вы согласитесь, что проделанная работа способствует повышению профессионализма, а удачное мероприятие, урок, слова благодарности учеников, коллег, успех окрыляют, вдохновляют, подталкивают к дальнейшему самосовершенствованию. Как порою трудно задействовать педагогов. Часто приходится слышать «Я аттестовалась и не трогайте меня». Однако таких мало. Большинство педагогов стремится постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме, представлять итоги своего труда на семинарах, конференциях, и это радует.    

      Учителя наиболее часто участвуют в следующих методических мероприятиях:

п/п

Наименования мероприятий

Ф.И.О.наиболее активныхучителей

Результат


1

Конкурс на получение денежного поощрения лучших учителей образовательных учреждений в рамках реализации ПНПО

Хаметова Р.Р.

Губеева Т.З.

Мударисова Р.В.

Закирова Р.В.

Акбаров А.И.

Победитель 2006 г.

Победитель 2007 г.

Победитель 2008 г.

Победитель 2009 г.

победитель 2010 г

в номинации

2

Конкурс «Учитель года»

Муниципальный этап: Губеева Т.З., Мударисова Р.В., Шигапова З.Р., Орлова-Николаева С.Н., Давлетова Л.Р., Першина В.М.

Дипломы

3

Республиканский конкурс «Наш лучший учитель»

Гильманова С.М.

Победитель 2011г.

4

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Хаметова Р.Р., Губеева Т.З., Мударисова Р.В., Закирова Р.В., Цыганова Е.М., Орлова-Николаева С.Н., Мирсияпова Л.А., Никитина С.Г., Вотякова С.Е. ,Валеева Г.М.,Першина В.М.

Дипломы

за 2005-2011 г.

5

Конкурсы авторских программ и научно-методических пособий, содержащих инновационные идеи

«50 инновационных идей в образовании»

Хаметова Р.Р., Губеева Т.З., Мударисова Р.В., Закирова Р.В., Цыганова Е.М.

Диплом 1 степени, 2006г.

Диплом 2 степени, 2008г.

6

Республиканские научно-практические конференции

Хаметова Р.Р., Губеева Т.З., Закирова Р.В.,Мударисова Р.В.

Хаметова Р.Р., Губеева Т.З., Закирова Р.В., Цыганова Е.М., Гильманова С.М., Урманчеева С.Ш.,

Выступления на НПК, публикации:

1.«Повышение качества образования по русскому языку в общеобразовательных учреждениях», Казань,2009г

1.«Коммуникативность как фактор конкурентоспособности знаний школьников»,

Казань, 2009г.

7

Публикации в сборниках республиканского и Всероссийского уровней

Гайнутдинова Р.Х., Валеева Г.Н., Хаметова Р.Р., Губеева Т.З., Мударисова Р.В., Закирова Р.В., Цыганова Е.М.,,Гильманова С.М., Орлова-Николаева С.Н., Мирсияпова Л.А., Акбаров А.И., Урманчеева С.Ш., Саттаров Р.И., Исмагилова А.Р., Замалетдинова Р.И., Петросян С.Л.,Давлетова Л.Р., Каримова Л.Р., Сафина М.М., Вафина Н.Р., Губаева Р.Р., Шигапова З.Р. ., Вотякова С.Е.

1.«Конкурентоспособные знания как условие успешности выпускников гимназии», Москва-Казань, Школа, 2008.

2..Сборник из опыта работы Ресурсного центра гимназии «Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся», Казань, ИРО РТ, 2010.

3.Сборник с материалами I Республиканских юношеских чтений им. Кояш Тимбиковой «Счастье мы собираем из мгновений», Казань, ИРО РТ, 2011.

4.Сборник «Формирование предметных и надпредметных компетенций в условиях гимназии»,

Казань, ИРО РТ, 2012.

8.

Публикации в интернет-сообществах

Саттаров Р.И., Мерсияпова Л.А., Першина В.М.

Публикации на сайте

«Педсовет.ру»

9.

Муниципальный конкурс инноваций среди учителей географии в номинации «Современный урок»

Замалетдинова Р.И.

Диплом победителя,2006г.

       Поддержка талантливой и одаренной молодежи, создание для них условий, как подчеркивается в президентской инициативе «Наша новая школа», ставится во главу угла методической службы гимназии. 

     Руководство проектами «Одаренные дети» и «Мирас» направлено на формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся.

    26 учащихся гимназия являются членами научного общества «Мирас», участвуя в предметных олимпиадах разных уровней, занимаясь научно – исследовательской работой.

     За последние 3 года   35 учащихся были награждены грамотами за призовые  места на муниципальных предметных олимпиадах.

  1. Гимназисты  участвуют и становятся лауреатами или  призерами республиканских НПК:
  2. им.Ф.Амирхана,
  3. Лобачевского
  4. Л.Толстого,
  5. К.Насыри,
  6. Х.Бадиги,
  7. К.Тимбиковой
  8. «Молодежь в научном поиске», участвуют в конкурсах поисково - исследовательских  и проектных работ.

Научно-исследовательская  и проектная деятельность учащихся гимназии

Год

Ф.И.О. учащихся

Класс

Название научно-исследовательской

работы

Уровень

Название НПК

Результат

Ф.И.О. научного руководителя

2009-2010

Мансурова Ильназа

11

«Расстреляны,

но

 не забыты»

Республ.

Республ.

1.YIII Республиканские юношеские чтения им.К.Насыри

2.НПК им.Лобачевского

Диплом 3 степени

Диплом

Губеева Т.З..

2009-2010

Вахитова Гульназира

11

«Педагогические династии на чистопольской земле»

Муниц

этап

«Шаг в мир науки»

Диплом призера

Закирова Р.В.

2009-2010

Валеева Диля

11

«Чистополь-ский

край в произведе-

ниях К.Тимбико-вой»

Республ.

YIII Республиканские юноше-ские чтения им.К.Насыри

Почетная Грамота

Закирова Р.В.

2009-2010

Хамитова Алина

10

«Керәшеннәрнең халык авыз иҗаты әсәрләре”

Республ.

НПК им.Хужи Бадиги

Диплом

Цыга-нова Е.М.

2010-2011

Нуруллина Алина

9

«Чистополь-ские

 Амирханы-древний

 род просветите-лей»

Республ.

Поволж-ская научно-исследова-тельская конферен-ция «Я – исследова-тель»

Диплом 2 степени

Хаметова Р.Р.

2010-2011

Хаматгали-мов Ильдар

10

«Чистопольский

край в произведе-

ниях К.Тимбико-вой»

Муниц.

этап

Республ.

Республиканский конкурспоисково-исследовательских работ «Булгары-величие древности»

Диплом победителя

Диплом призера

Закирова Р.В.

2010-2011

Гафурова Лейсан

10

«Славный путь педагога»

Муниц.

этап

Республиканский конкурс

поисково-исследова-тельских работ «Булгары-величие древно-сти»

Диплом призера

Губеева Т.З.

2010-2011

Нуруллина Алина

9

Муниц.

этап

Республиканский конкурспоисково-исследовательских работ «Булгары-величие древнос-ти»

Диплом призера

Гильманова С.М.

2010-2011

Хамитова Алина

10

Муниц.

этап

Республи-канский конкурс поисково-исследова-тельских работ «Булгары-величие древнос-ти»

Диплом за 3 место

Цыганова Е.М.

2011-2012

Каримова Энзе

11

НПК

Диплом

2степени

Гильманова С.М.

2011-2012

Хамитова Алина

11

Республ.

Центр традиционной культуры

Диплом

Цыга-нова Е.М.

2009-2010

Гафурова Лейсан

9

Республ.

Конкурс дек-прикл. искусства «Рукотвор-ный мир»

Диплом 2 степени

Ми рсия-пова Л.А.

2009-2010

Вахитова Гульназира

11

Респ.

Конкурс «Волшеб-ная нить»

Диплом 2 степени

Ми рсия-пова Л.А.

2011-2012

Сафиуллина Алия

8а

Республ.

Конкурс «Золотое рукоделье»

Ми рсия-пова Л.А.

      Постоянное участие наших учащихся вместе со своими руководителями на республиканских научно-исследовательских чтениях побудило нас к организации и у себя таких исследовательских чтений. Поэтому стало доброй традицией проведение научно-исследовательских чтений имени Кояш Тимбиковой на базе нашей гимназии  сначала на школьном, затем на муниципальном, а в прошлом году и на республиканском уровне.

    Ресурсный  Центр гимназии  «Этнокультурный компонент в формировании конкурентоспособных знаний как фактор успешности учащихся» обосновал  проведение муниципальных и Республиканских чтений им.Кояш Тимбиковой,  сыгравших значительную роль  в обобщении и распространении опыта педагогов не только своего образовательного учреждения, но и педагогов муниципального района и республики, призванных обеспечить конкурентоспособные знания учащихся, формировать у них учебно-познавательные, информационные, коммуникационные и социальные компетентности.

     Итогом муниципальных чтений стал сборник  «Развитие исследовательских и творческих способностей  учащихся». Казань, ИРО РТ, 2010. В сборник вошли творческие работы  48 учащихся и 40 педагогов Чистопольского  муниципального района.

    1 Республиканские научно-исследовательские чтения по изучению творческого наследия нашей землячки-публициста, прозаика Кояш Тимбиковой были проведены Совместно с Министерством образования и науки в рамках Ресурсного центра.

     На чтениях участвовали учащиеся школ 20 муниципальных районов нашей республики: г.Казани, Арска, Набережных Челнов, Нижнекамска, Бугульмы, Альметьевска, Алексеевска, Буинска, Нурлата, Аксубаева, Новошешминска, Апастова, Мамадыша, Лаишева, Муслюмова, Тукаева, Камского Устья, Алькеевска и др.

      По итогам республиканских чтений был подготовлен и выпущен сборник «Счастье мы собираем из мгновений…», Казань, ИРО РТ, 2011.

      В республиканский сборник вошли творческие  работы 12 учащихся нашей гимназии и 10 учащихся муниципального района.

     Таким образом, деятельность Ресурсного центра МОУ “Гимназия №2” в рамках муниципальных и 1 Республиканских научно-исследовательских чтений имени Кояш Тимбиковой помогла профессиональному росту педагогов, способствуя повышению их научно-исследовательских компетенций в развитии творческих и научно-исследовательских способностей учащихся.

     За последние 3 года  порядка 20 работ  были представлены   для участия на муниципальной НПК «Шаг в мир науки», 5 из них награждены Грамотой за призовые  места.

     Мы по праву гордимся тем, что в  2011 году  наша гимназия стала призером муниципального конкурса методических служб образовательных учреждений в номинации «Лучшая методическая служба в инновационном образовательном учреждении».

       Таким образом, в нашей гимназии есть определенный опыт, предопределяющий введение компетентностного подхода.

     С 2011-2012 учебного года  во всех образовательных учреждениях  внедряются стандарты второго поколения. Задачей становится развитие личности, а не только запоминание информации по предмету. Таким образом, в основе лежит компетентностный подход, при этом необходимо сохранить традиционную фундаментальность и универсальность.

     С другой стороны элементы компетентностного подхода творчески работающие педагоги применяли в своей деятельности всегда, хотя еще не была выстроена система развития компетентностей. Педагогам нужно иметь критическое мышление и делать выборки из множества материалов, применять действительно то нужное, которое улучшит качество образования.

     Реализация компетентностного подхода в школьном образовательном процессе стоит в ряду таких комплексных инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество. Разработка своей модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьезной и многолетней работы педагогического коллектива школы – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ          Практикозначимая работа на тему:   «Практическая реализация...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Реализация компетентностного подхода посредствомтехнологии совместного проектированияучебной деятельности на уроках физики...

Творческая работа на высшую квалификационную категорию «Реализация компетентностного подхода в исследовательской и проектной деятельности объединения «Волшебный краснотал»

Ведущая идея моей работы: Процесс активизации познавательной и учебной деятельности, базирующейся на практическом  опыте и  знаниях об окружающей жизни, является залогом формирования ключевы...

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

В статье освещаются пути формирования и развития информационной, коммуникативной, проблемной и кооперативной компетенций у учащихся....

Статья «Проектная деятельность учащихся в русском языке как способ реализации компетентностного подхода».

Статья  «Проектная деятельность учащихся в русском языке  как способ реализации компетентностного подхода».Концепция модернизации российского образования ставит перед учителем новые задачи. ...

« Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности». (Стр. 152-153 в сборнике МГУ)

Автор статьи делится опытом  реализации данного подхода в образовательном процессе через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности. Конференции различных уровней способствуют разви...

Управленческий аспект реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности гимназии

Качество результатов образования – понятие весьма сложное в своем междисциплинарном научном объяснении и очень простое в обыденном понимании. Его можно свести к пяти простым позициям: 1) Человек сам...