Реализация компетентностного подхода в инновационной деятельности гимназии
статья по теме
В статье дается небольшой анализ реализации компетентностного подхода в инновационной деятельности МБОУ "Гимназия №2"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Закирова Р.В.,
зам. директора по УР МБОУ «Гимназия №2»
Чистопольского муниципального района
Реализация компетентностного подхода
в инновационной деятельности гимназии
Компетентностный подход
на первое место выдвигает не информированность
ученика, а умение решать проблемы
По данным ЮНЕСКО основными целями образования ХХI века являются:
уметь жить;
уметь работать;
уметь жить вместе;
уметь учиться.
Для введения компетентностного подхода необходимо создать педагогическую среду, условия, влияющие на разные аспекты и стороны развития личности:
В гимназии на протяжении ряда лет ведется целенаправленная работа по созданию таких условий. Была создана и внедрена в практику образования гимназии модель инновационной деятельности, нацеленной на реализацию проектов Программы развития: проектов «Предпрофильная подготовка и профильное обучение», «Обновление содержания образования», «Информатизация», «Становление личности», «Безопасность и здоровье», проектов «Одаренные дети», «Мирас», «Школа малышек».
В 2006 – 2010 гг. МБОУ «Гимназия № 2» являлась республиканской экспериментальной площадкой по внедрению в области среднего общего образования инновационных технологий: технологии коммуникативно-развивающего, личностно-ориентированного, профильно-ориентированного образования под руководством д.п.н, профессоров ИРО РТ Г.Х.Ахбаровой и Т.О.Скиргайло.
При выполнении цели и задач методической службы серьезное внимание обращается на основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: выискиваются возможности для раскрытия способности учащихся, подготовить их к жизни, выстраивается система стимулов для лучших педагогов.
Коллектив гимназии работает над методической темой «Современные технологии обучения и создание на уроке среды взаимодействия - залог успешности и конкурентоспособности педагогов и учащихся», нацеленной на формирование различных компетенций обучающихся и обеспечивающей успешность их педагогов.
Можно выделить следующие, наиболее часто используемые образовательные технологии, способствующие формированию компетентностей.
Технологии | Компетентности |
Информационно-коммуникационные технологии | информационная |
Технология проблемного обучения | компетентность учения (перевода обучения в самообучении, саморазвитие) |
Технология проектного обучения | социальная, коммуникативная |
Игровые технологии | социально-коммуникативная |
Здоровьесберегающие технологии | культурно-личностная |
Технология развивающего обучения | информационно-аналитическая |
Технология личностно-ориентированного обучения | учебно-познавательная |
Технология коллективного обучения | социальная, толерантность |
Продуктивное, дифференцированное обучение | учебно-познавательная, коммуникативная |
Технология развития критического мышления | способность ориентироваться в окружающем мире, социальная, коммуникативная, информационная, толерантность |
За это время на федеральном и республиканском уровнях был представлен и обобщен опыт работы педагогов по использованию современных технологий образования, обеспечивающих формирование языковых, коммуникативных, лингвистических, исследовательских, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информациионных, социально-трудовых компетенций учащихся:
1.Т.З.Губеева, Р.В.Закирова, Р.В.Мударисова, Р.Р.Хаметова. «Наш город Чистополь и люди, творящие в нем». Дидактический материал по русскому языку и литературе для 5-9 кл., Казань, ИРО РТ, 2006г.
2.Сборник с разработками уроков и внеклассных мероприятий 27 педагогов педколлектива «Конкурентоспособные знания как условие успешности выпускников гимназии», Москва-Казань, Школа, 2008.
3.Т.З.Губеева, Р.В.Закирова, Р.В.Мударисова, Е.М.Цыганова. Педагогический проект «Нравственное воспитание учащихся на уроке русского языка и литературы с использованием национально-регионального компонента», Казань, ИРО РТ, 2008.
4.Сборник из опыта работы Ресурсного центра гимназии «Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся», Казань, ИРО РТ, 2010.
5.Сборник с материалами I Республиканских юношеских чтений им. Кояш Тимбиковой «Счастье мы собираем из мгновений…», Казань, ИРО РТ, 2011.
6.Сборник «Формирование предметных и метапредметных компетенций в условиях гимназии», Казань, ИРО РТ, 2012.
В настоящее время в гимназии работают:
- 4 учителя – победителя ПНПО,
- 1 учитель - победитель в номинации ПНПО,
- 1 учитель является победителем республиканского гранта «Наш лучший учитель».
Курсовой переподготовкой на сегодняшний день обеспечено 87% педагогов. 10% педагогов прошли эти курсы дистанционно.
Ценность педсоветов, семинаров, конференций, методических дней, недель, открытых уроков я вижу, прежде всего, в подготовительной работе. Сколько материала порою приходится перечитать, проанализировать свой опыт, сравнить с опытом других, обновить и пополнить свою методическую копилку, чтобы подготовить открытый урок или выступление. Конечно, для кого-то это лишние переживания, волнения, однако я думаю, вы согласитесь, что проделанная работа способствует повышению профессионализма, а удачное мероприятие, урок, слова благодарности учеников, коллег, успех окрыляют, вдохновляют, подталкивают к дальнейшему самосовершенствованию. Как порою трудно задействовать педагогов. Часто приходится слышать «Я аттестовалась и не трогайте меня». Однако таких мало. Большинство педагогов стремится постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме, представлять итоги своего труда на семинарах, конференциях, и это радует.
Учителя наиболее часто участвуют в следующих методических мероприятиях:
№ п/п | Наименования мероприятий | Ф.И.О.наиболее активныхучителей | Результат |
| Конкурс на получение денежного поощрения лучших учителей образовательных учреждений в рамках реализации ПНПО | Хаметова Р.Р. Губеева Т.З. Мударисова Р.В. Закирова Р.В. Акбаров А.И. | Победитель 2006 г. Победитель 2007 г. Победитель 2008 г. Победитель 2009 г. победитель 2010 г в номинации |
2 | Конкурс «Учитель года» | Муниципальный этап: Губеева Т.З., Мударисова Р.В., Шигапова З.Р., Орлова-Николаева С.Н., Давлетова Л.Р., Першина В.М. | Дипломы |
3 | Республиканский конкурс «Наш лучший учитель» | Гильманова С.М. | Победитель 2011г. |
4 | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | Хаметова Р.Р., Губеева Т.З., Мударисова Р.В., Закирова Р.В., Цыганова Е.М., Орлова-Николаева С.Н., Мирсияпова Л.А., Никитина С.Г., Вотякова С.Е. ,Валеева Г.М.,Першина В.М. | Дипломы за 2005-2011 г. |
5 | Конкурсы авторских программ и научно-методических пособий, содержащих инновационные идеи «50 инновационных идей в образовании» | Хаметова Р.Р., Губеева Т.З., Мударисова Р.В., Закирова Р.В., Цыганова Е.М. | Диплом 1 степени, 2006г. Диплом 2 степени, 2008г. |
6 | Республиканские научно-практические конференции | Хаметова Р.Р., Губеева Т.З., Закирова Р.В.,Мударисова Р.В. Хаметова Р.Р., Губеева Т.З., Закирова Р.В., Цыганова Е.М., Гильманова С.М., Урманчеева С.Ш., | Выступления на НПК, публикации: 1.«Повышение качества образования по русскому языку в общеобразовательных учреждениях», Казань,2009г 1.«Коммуникативность как фактор конкурентоспособности знаний школьников», Казань, 2009г. |
7 | Публикации в сборниках республиканского и Всероссийского уровней | Гайнутдинова Р.Х., Валеева Г.Н., Хаметова Р.Р., Губеева Т.З., Мударисова Р.В., Закирова Р.В., Цыганова Е.М.,,Гильманова С.М., Орлова-Николаева С.Н., Мирсияпова Л.А., Акбаров А.И., Урманчеева С.Ш., Саттаров Р.И., Исмагилова А.Р., Замалетдинова Р.И., Петросян С.Л.,Давлетова Л.Р., Каримова Л.Р., Сафина М.М., Вафина Н.Р., Губаева Р.Р., Шигапова З.Р. ., Вотякова С.Е. | 1.«Конкурентоспособные знания как условие успешности выпускников гимназии», Москва-Казань, Школа, 2008. 2..Сборник из опыта работы Ресурсного центра гимназии «Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся», Казань, ИРО РТ, 2010. 3.Сборник с материалами I Республиканских юношеских чтений им. Кояш Тимбиковой «Счастье мы собираем из мгновений…», Казань, ИРО РТ, 2011. 4.Сборник «Формирование предметных и надпредметных компетенций в условиях гимназии», Казань, ИРО РТ, 2012. |
8. | Публикации в интернет-сообществах | Саттаров Р.И., Мерсияпова Л.А., Першина В.М. | Публикации на сайте «Педсовет.ру» |
9. | Муниципальный конкурс инноваций среди учителей географии в номинации «Современный урок» | Замалетдинова Р.И. | Диплом победителя,2006г. |
Поддержка талантливой и одаренной молодежи, создание для них условий, как подчеркивается в президентской инициативе «Наша новая школа», ставится во главу угла методической службы гимназии.
Руководство проектами «Одаренные дети» и «Мирас» направлено на формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся.
26 учащихся гимназия являются членами научного общества «Мирас», участвуя в предметных олимпиадах разных уровней, занимаясь научно – исследовательской работой.
За последние 3 года 35 учащихся были награждены грамотами за призовые места на муниципальных предметных олимпиадах.
- Гимназисты участвуют и становятся лауреатами или призерами республиканских НПК:
- им.Ф.Амирхана,
- Лобачевского
- Л.Толстого,
- К.Насыри,
- Х.Бадиги,
- К.Тимбиковой
- «Молодежь в научном поиске», участвуют в конкурсах поисково - исследовательских и проектных работ.
Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся гимназии
Год | Ф.И.О. учащихся | Класс | Название научно-исследовательской работы | Уровень | Название НПК | Результат | Ф.И.О. научного руководителя |
2009-2010 | Мансурова Ильназа | 11 | «Расстреляны, но не забыты» | Республ. Республ. | 1.YIII Республиканские юношеские чтения им.К.Насыри 2.НПК им.Лобачевского | Диплом 3 степени Диплом | Губеева Т.З.. |
2009-2010 | Вахитова Гульназира | 11 | «Педагогические династии на чистопольской земле» | Муниц этап | «Шаг в мир науки» | Диплом призера | Закирова Р.В. |
2009-2010 | Валеева Диля | 11 | «Чистополь-ский край в произведе- ниях К.Тимбико-вой» | Республ. | YIII Республиканские юноше-ские чтения им.К.Насыри | Почетная Грамота | Закирова Р.В. |
2009-2010 | Хамитова Алина | 10 | «Керәшеннәрнең халык авыз иҗаты әсәрләре” | Республ. | НПК им.Хужи Бадиги | Диплом | Цыга-нова Е.М. |
2010-2011 | Нуруллина Алина | 9 | «Чистополь-ские Амирханы-древний род просветите-лей» | Республ. | Поволж-ская научно-исследова-тельская конферен-ция «Я – исследова-тель» | Диплом 2 степени | Хаметова Р.Р. |
2010-2011 | Хаматгали-мов Ильдар | 10 | «Чистопольский край в произведе- ниях К.Тимбико-вой» | Муниц. этап Республ. | Республиканский конкурспоисково-исследовательских работ «Булгары-величие древности» | Диплом победителя Диплом призера | Закирова Р.В. |
2010-2011 | Гафурова Лейсан | 10 | «Славный путь педагога» | Муниц. этап | Республиканский конкурс поисково-исследова-тельских работ «Булгары-величие древно-сти» | Диплом призера | Губеева Т.З. |
2010-2011 | Нуруллина Алина | 9 | Муниц. этап | Республиканский конкурспоисково-исследовательских работ «Булгары-величие древнос-ти» | Диплом призера | Гильманова С.М. | |
2010-2011 | Хамитова Алина | 10 | Муниц. этап | Республи-канский конкурс поисково-исследова-тельских работ «Булгары-величие древнос-ти» | Диплом за 3 место | Цыганова Е.М. | |
2011-2012 | Каримова Энзе | 11 | НПК | Диплом 2степени | Гильманова С.М. | ||
2011-2012 | Хамитова Алина | 11 | Республ. | Центр традиционной культуры | Диплом | Цыга-нова Е.М. | |
2009-2010 | Гафурова Лейсан | 9 | Республ. | Конкурс дек-прикл. искусства «Рукотвор-ный мир» | Диплом 2 степени | Ми рсия-пова Л.А. | |
2009-2010 | Вахитова Гульназира | 11 | Респ. | Конкурс «Волшеб-ная нить» | Диплом 2 степени | Ми рсия-пова Л.А. | |
2011-2012 | Сафиуллина Алия | 8а | Республ. | Конкурс «Золотое рукоделье» | Ми рсия-пова Л.А. |
Постоянное участие наших учащихся вместе со своими руководителями на республиканских научно-исследовательских чтениях побудило нас к организации и у себя таких исследовательских чтений. Поэтому стало доброй традицией проведение научно-исследовательских чтений имени Кояш Тимбиковой на базе нашей гимназии сначала на школьном, затем на муниципальном, а в прошлом году и на республиканском уровне.
Ресурсный Центр гимназии «Этнокультурный компонент в формировании конкурентоспособных знаний как фактор успешности учащихся» обосновал проведение муниципальных и Республиканских чтений им.Кояш Тимбиковой, сыгравших значительную роль в обобщении и распространении опыта педагогов не только своего образовательного учреждения, но и педагогов муниципального района и республики, призванных обеспечить конкурентоспособные знания учащихся, формировать у них учебно-познавательные, информационные, коммуникационные и социальные компетентности.
Итогом муниципальных чтений стал сборник «Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся». Казань, ИРО РТ, 2010. В сборник вошли творческие работы 48 учащихся и 40 педагогов Чистопольского муниципального района.
1 Республиканские научно-исследовательские чтения по изучению творческого наследия нашей землячки-публициста, прозаика Кояш Тимбиковой были проведены Совместно с Министерством образования и науки в рамках Ресурсного центра.
На чтениях участвовали учащиеся школ 20 муниципальных районов нашей республики: г.Казани, Арска, Набережных Челнов, Нижнекамска, Бугульмы, Альметьевска, Алексеевска, Буинска, Нурлата, Аксубаева, Новошешминска, Апастова, Мамадыша, Лаишева, Муслюмова, Тукаева, Камского Устья, Алькеевска и др.
По итогам республиканских чтений был подготовлен и выпущен сборник «Счастье мы собираем из мгновений…», Казань, ИРО РТ, 2011.
В республиканский сборник вошли творческие работы 12 учащихся нашей гимназии и 10 учащихся муниципального района.
Таким образом, деятельность Ресурсного центра МОУ “Гимназия №2” в рамках муниципальных и 1 Республиканских научно-исследовательских чтений имени Кояш Тимбиковой помогла профессиональному росту педагогов, способствуя повышению их научно-исследовательских компетенций в развитии творческих и научно-исследовательских способностей учащихся.
За последние 3 года порядка 20 работ были представлены для участия на муниципальной НПК «Шаг в мир науки», 5 из них награждены Грамотой за призовые места.
Мы по праву гордимся тем, что в 2011 году наша гимназия стала призером муниципального конкурса методических служб образовательных учреждений в номинации «Лучшая методическая служба в инновационном образовательном учреждении».
Таким образом, в нашей гимназии есть определенный опыт, предопределяющий введение компетентностного подхода.
С 2011-2012 учебного года во всех образовательных учреждениях внедряются стандарты второго поколения. Задачей становится развитие личности, а не только запоминание информации по предмету. Таким образом, в основе лежит компетентностный подход, при этом необходимо сохранить традиционную фундаментальность и универсальность.
С другой стороны элементы компетентностного подхода творчески работающие педагоги применяли в своей деятельности всегда, хотя еще не была выстроена система развития компетентностей. Педагогам нужно иметь критическое мышление и делать выборки из множества материалов, применять действительно то нужное, которое улучшит качество образования.
Реализация компетентностного подхода в школьном образовательном процессе стоит в ряду таких комплексных инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество. Разработка своей модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьезной и многолетней работы педагогического коллектива школы – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Практикозначимая работа на тему: «Практическая реализация...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Реализация компетентностного подхода посредствомтехнологии совместного проектированияучебной деятельности на уроках физики...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/22/picture-149985-1353596514.jpg)
Творческая работа на высшую квалификационную категорию «Реализация компетентностного подхода в исследовательской и проектной деятельности объединения «Волшебный краснотал»
Ведущая идея моей работы: Процесс активизации познавательной и учебной деятельности, базирующейся на практическом опыте и знаниях об окружающей жизни, является залогом формирования ключевы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-206507-1361187307.jpg)
Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании
В статье освещаются пути формирования и развития информационной, коммуникативной, проблемной и кооперативной компетенций у учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/12/picture-14090-1363104053.jpg)
Статья «Проектная деятельность учащихся в русском языке как способ реализации компетентностного подхода».
Статья «Проектная деятельность учащихся в русском языке как способ реализации компетентностного подхода».Концепция модернизации российского образования ставит перед учителем новые задачи. ...
« Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности». (Стр. 152-153 в сборнике МГУ)
Автор статьи делится опытом реализации данного подхода в образовательном процессе через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности. Конференции различных уровней способствуют разви...
Управленческий аспект реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности гимназии
Качество результатов образования – понятие весьма сложное в своем междисциплинарном научном объяснении и очень простое в обыденном понимании. Его можно свести к пяти простым позициям: 1) Человек сам...