Урок литературы в 5 классе. Анализ рассказа И.А.Бунина «В деревне».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Рассказ посвящен переживаниям писателя, рождённым воспоминаниями детства и впечатлениями, вызванными посещением русской деревни. Стремление проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечта о весне, о счастье...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 20.04 КБ |
Презентация к уроку по рассказу И.А. Бунина "В деревне" | 982.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: И.А. Бунин. Анализ рассказа «В деревне».
Цель:
- выявить особенности поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа;
- формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями;
- формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления особенностей мировосприятия героя.
ХОД УРОКА.
І. Выразительное чтение учителем стихотворения И.А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» О чем мечтает лирический герой? Когда чувствует себя счастливым?
II. Анализ содержания рассказа И.А. Бунина «В деревне».
Вступительное слово учителя.
Произведения И.А. Бунина 1890-1900 гг. посвящены переживаниям писателя, рождённым воспоминаниями детства или совсем недавними впечатлениями, вызванными посещением русской деревни. Внутренне все рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле».
Оживляя картины детства, Бунин пытается найти ценности бытия, порой трудно уловимые, нестойкие или даже «непохожие на действительность».
В большинстве рассказов И.А.Бунина, написанных в тот период, герои стремятся в той или иной форме ответить на вечные вопросы жизни. Рассказы этих лет позволяют углубиться в «многослойное» бытие личности, исполненное искренними чувствами. Такие произведения сближаются с бунинской поэзией и обогащают её.
Беседа по первичному восприятию рассказа.
- Какое настроение преобладает в рассказе? (Рассказ наполнен предвкушением счастья, ожиданием перемен, которые совершаются в жизни человека вместе с наступлением весны).
- Какой изображена зима в рассказе И.А.Бунина?
Лексическая работа.
- Объясните значение слов вогул, иноходь, коренник, пристяжные.
Ма́нси (устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры.
Иноходь – особый бег, при котором лошадь одновременно выносит сначала обе правые ноги, а затем обе левые.
Коренник – средняя, самая сильная лошадь в тройке.
Пристяжные – лошади, запряженные сбоку от оглобель, для помощи кореннику.
1. Выразительное чтение рассказа от начала до слов «Да, это настоящая зима!» - стр. 4
- Какая картина возникла в вашем воображении в процессе чтения этого абзаца?
- Назовите слова, передающие настроение героя. Подберите синоним к прилагательному «суровый».
2. Выразительное чтение рассказа от слов «Я с нетерпением ждал Святок…» до слов «…да стены домов».
- Изменилось ли настроение героя во втором абзаце? Какие чувства испытывает герой, наблюдая приготовления к празднику?
- Какие детали позволяют понять, почему увидеть весну в городе невозможно?
3. Выразительное чтение фрагмента от слов «И вот наконец наступал желанный, радостный день до слов «Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно».
- Найдите в прочитанном отрывке слова, передающие настроение героя. О каких качествах свидетельствует это описание чувств?
4. Исследовательская работа с текстом. Фрагмент от слов «Но вот и одинокая, знакомая станция…» до конца первой части.
1) Назовите сочетания слов, передающие приметы зимы. Какие изобразительные средства помогают автору описать картину зимы?
Приметы зимы.
Яркие эпитеты:
молодой (снег),
мёртвое (молчание);
метафора сугроб, набитый вчерашней метелью;
олицетворение задумчиво позванивает колокольчик
делают картину яркой, максимально достоверной.
2) Назовите сочетания слов, передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Как умение замечать разнообразные оттенки цветов характеризует героя?
Краски зимы.
В описании преобладают синие, красные, лиловые, перламутровые тона.
Мальчик смотрит на мир глазами художника, замечающего полутона и оттенки.
Слово учителя.
Корней Чуковский точно отметил очень важную особенность поэтического взгляда на мир И.А.Бунина: «Его степной, деревенский глаз так хваток, остёр и зорок, что все мы перед ним – как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зелёные, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозём – синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков».
5. Выразительное чтение по ролям диалога от слов «Мне было грустно покидать родной дом…» до слов «И хорошо можно жить в деревне!» - стр. 9
- В чём смысл совета отца?
- Отец с грустью замечает: «Бедности в деревне много». Какой кажется жизнь крестьян герою? Как это характеризует мальчика?
6. Выразительное чтение от слов «Правда, правда!» до слов «Радостно взвизгивает и заливается смехом».
IV. Подведение итогов урока.
- Почему в морозный январский день мальчик чувствует весну? (Герой счастлив. Это ощущение ему даёт общение с природой. Мальчика не покидает чувство глубокого довольства и покоя, весеннее радостное настроение наполняет душу. Он забывает о реальности, очарованный солнечными днями, светлыми грёзами о близкой весне).
- Эти впечатления – лишь предчувствие весны. Какой представляет настоящую весну мальчик?
«Этот же ветер скоро станет теплее, а когда наступит март, - шумно и весело пойдёт он по берёзовым лесам в блеске весеннего солнца, пробуждая природу от зимнего сна. А потом загремят по оврагам полые воды, налетят с далёкого юга птицы, зазеленеют поля… Хорошо в полях!» - стр.11
Вывод. Весна для героя – сказочное существо, приносящее миру радость и обновление.
Домашнее задание.
Сочинение–размышление «Хороша ли зима в деревне?»
или
Иллюстрация к рассказу И.А. Бунина «В деревне».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
в ог у л и ноходь к оренн и к пристяжн ы е подж а рый р о звальни др о вни Объясните значение непонятных слов – стр.5-7
Выразительное чтение 1 абзаца рассказа - стр. 4
Настроение героя Погода суровая, серая Город тонет в сизом… тумане Деревья одеты густым инеем сиреневого цвета Солнца… не видно Долго и угрюмо рдеет мутно-красная заря В тяжёлой мгле Суровый. 1. Х олодный, неблагоприятный для жизни. Суровый климат. 2. Очень тяжёлый, трудный, тяжкий.
Выразительное чтение 2-4 абзацев рассказа
Как меняется настроение героя? «… с радостью говорил себе: «Ну, теперь уж близко праздник ! Скоро настоящая зима кончится, и дело пойдёт на весну » «…уеду в деревню и буду там встречать начало весны » «… только в деревне можно заметить, как начинается весна » «… только там бывают настоящие светлые, солнечные дни» «… ведь в городе мы забываем о солнце, редко видим небо, а больше любуемся на вывески да на стены домов»
Выразительное чтение фрагмента: « И вот наконец наступал желанный, радостный день» до слов «Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно».
Какие слова передают настроение героя? «…давно желанный, радостный день» «— Папочка! — взвизгивал я в восторге» «хорошо пахло морозной свежестью» « Никогда я не любил его так, как в эти вечера, никогда не засыпал так сладко !» «… засыпал, упоенный мечтами о завтрашнем путешествии в деревню» «… веселое путешествие!» «Поезд быстро бежит среди ровных снежных полей , вагон озарен утренним солнцем» . Белый дым волнующимися клубами плывет …, плавно упадает и стелется…» Свет солнца от этого то будто меркнет, то снова врывается в окна яркими, янтарными полосами... Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно!
О каких качествах свидетельствует это описание чувств героя? Жизнерадостный, весёлый ребёнок Очень любит отца Очень любит малую родину - родную природу и свою деревню Любит путешествовать Наблюдательный Главные чувства: веселье, радость, восторг
Исследовательская работа с текстом. Фрагмент от слов «Но вот и одинокая, знакомая станция…» до конца первой части.
Исследовательская работа 1 вариант: выпишите из текста сочетания слов, передающие приметы зимы. Какие изобразительные средства помогают автору описать картину? 2 вариант: выпишите из текста сочетания слов, передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Как умение отличать оттенки характеризует героя?
1. Сочетания слов , передающие приметы зимы. Какие изобразительные средства помогают автору описать картину? эпитет сравнение метафора олицетворение
1. Сочетания слов , передающие приметы зимы. Какие изобразительные средства помогают автору описать картину? Яркие эпитеты : молодой (снег ) мёртвое (молчание ) метафора «сугроб , набитый вчерашней метелью» олицетворение «задумчиво позванивает колокольчик» - делают картину яркой, максимально достоверной
2 . Сочетания слов , передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Краски зимы чистые , холодные изваяния небо кажется темно-темно-синим лиловые тучки н ад посиневшими снегами ночь темная синими огоньками переливчатым блеском разноцветных камней краснеют оконца в смутно чернеющих избах
2. Как умение отличать оттенки характеризует героя?
В описании преобладают синие, красные, лиловые, перламутровые тона. Мальчик смотрит на мир глазами художника, замечающего полутона и оттенки.
К.И.Чуковский о поэтическом взгляде на мир И.А. Бунина: «Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним – как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозем – синий, а жнивья – лимонные. Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков».
Выразительное чтение по ролям диалога: «Мне было грустно покидать родной дом…» до слов «И хорошо можно жить в деревне!» - стр. 9 В чём смысл совета отца? Какой кажется жизнь крестьян герою? Как это характеризует мальчика?
Предчувствие весны. Какой представляет весну герой рассказа? – стр.11
Что объединяет картины русских художников и рассказ И.А.Бунина ? К.Юон «Мартовское солнце» Н.Крылов «Русская зима»
Домашнее задание Сочинение–размышление «Хороша ли зима в деревне?» или Иллюстрация к рассказу И.А. Бунина «В деревне». Г . Кондратенко «Зимний вечер»
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Конспект урока по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов....
Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»
Урок литературы 11 класс.« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа« Антоновские яблоки»...
Презентация к уроку в 11 классе по рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Презентация предназначена для проведения урока литературы в 11 классе по рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"...
"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....