"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Спешите делать добро...»
(По рассказу И.А.Бунина «Лапти» )
Подготовила :
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»
Верхнемамонского района Воронежской
области
Шатских Надежда Викторовна
2013 – 2014 учебный год
Тема: Рассказ И.А.Бунина «Лапти».
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с рассказом «Лапти» ;
постичь философскую концепцию жизни, воплощенную в рассказе
И.А. Бунина “Лапти” через символику цвета древнерусских икон
Развивающая: развивать умение анализировать прочитанное;
развивать творческие способности и читательскую наблюдательность;
умение оценивать художественное произведение; умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел; продолжить работу по формированию навыков сравнительного анализа художественных текстов,
Воспитательная: рассмотреть поведение человека в ситуации выбора; воспитывать
милосердие, доброту, умение сострадать.
Словарная работа:
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо
из сострадания, человеколюбия.
Нравственность - это внутренние духовные качества, правила
поведения человека.
Нравственный выбор - соответствующий требованиям высокой
нравственности
Эпиграф: Одно есть только в мире счастье -
Весь божий свет душой любить
Ход урока:
- Слово учителя.
Сегодня мы продолжим изучение творчества Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почетного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться ее природой и удивляться загадочности русской души.
Прослушайте фрагмент песни Светланы Копыловой «Русская земля». Она как нельзя лучше передает тоску писателя по Родине.
Тема нашего урока «Спешите делать добро..» (по рассказу И.А.Бунина), эпиграфом к уроку послужат слова Бунина:
Одно есть только в мире счастье -Весь божий свет душой любить.
.Для того чтобы понять рассказ, мы обратимся к биографическим истокам Бунина. Понять, от каких истоков и к каким высотам шел художник.
2. Презентация учащихся «(слайд № 1) Иван Алексеевич Бунин»
(слайд 2 )И. А. Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озерки под Елец.
До 11 лет воспитывался дома, в 1885 году поступает в Елецкую уездную гимназию.
(слайд № 3) В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 – дебют печати. В 1889 г идет работать корректором в местную газету «Орловский вестник». К этому времени относится его продолжительная связь и Варварой Пащенко, с которой они переезжают в Полтаву.
(слайд № 4) В 1891 выходит сборник «Стихотворения», в 1898 «Под открытым небом»,
1901-«Листопад», который получил Пушкинскую премию. В 1895 лично познакомился с Чеховым.
(слайд № 5) В 1899 вступает в брак с Анной Николаевной Цакни. Брак был непродолжительным, единственный ребенок умер в 5-летнем возрасте. В 1906 году Бунин вступает в гражданский брак (официально оформлен в 1922) с Верой Николаевной Муромцевой.
(слайд № 6)
В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением):
- Оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки»).
- Жестокий лик деревни («Деревня», «Суходол»).
- Гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско»).
- Резкое неприятие Октябрьской революции и большевистского режима в дневниковой книге «Окаянные дни».
(слайд 7) Показал трагичность человеческого существования в повести «Митина любовь» (1925), В сборнике рассказов «Темные аллеи» (1943), а так же в других произведениях, замечательных образцах русской малой прозы.
(слайд 8) Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был признан почетным академиком Санкт-Петербургской Академии наук по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком.
(слайд 9) 1920 покидает Россию и эмигрирует во Францию. В эмиграции вел активную общественно-политическую деятельность: выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическими партиями и организациями. В 1933 году получил Нобелевскую премию по литературе.
(слайд 10) Умер Бунин во сне в 2 часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Толстого «Воскресение».
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-ду-Буа
(слайд 11) Памятник И. Бунину
3. Работа над текстом. Вопросы по тексту:
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Лапти»?
Ответы учащихся: - Потому что лапти сыграли огромную роль в этом рассказе, ведь именно из-за них отправился Нефед в Новоселки.
- Потому что мальчик бредил красными лаптями.
- мальчик был тяжело болен и просил лапти)
- Почему мальчик просил лапти в бреду, а мама и Нефед не могли понять его?
Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барина?
Ответы учащихся: - Наверное, у крестьянских детей, ведь только они носили лапти; чаще всего летом бегали босиком, валенки были роскошь, если и были, то одни на несколько детей.
- В какое время года происходит действие рассказа?
Ответ: вьюжной зимой.
-Что случилось с мальчиком ? Почему мать мальчика не могла ничего сделать ? К кому она обращается за помощью?
Ответ: - Отец в отъезде. Нефед - слуга. К Богу с молитвой.
- Что же такое молитва? Знаете ли вы, что о молитве написаны многие тома? Что есть подвижники-молитвенники, главным делом жизни которых становится непрестанная молитва? Говорят, что по молитвам таких праведников ещё стоит наш мир… А труд их называется духовным деланием.
В молитве нуждается каждый верующий человек. Молитва – это общение с Богом, когда человек может раскаяться в каких-то поступках, помыслах, желаниях, попросить помощи или поблагодарить Бога. В Евангелие от Матфея записаны слова Самого Спасителя о молитве. Иисус Христос предупреждал, что молиться нужно не напоказ и немногословно. - Ребята, а вы знаете хотя бы одну молитву? Как научились вы творить молитву?
- Приходилось ли вам молиться за ваших родителей?
Образец молитвы дан Самим Господом и известен как молитва «Отче наш»
Почему Нефед решился идти в такую погоду за лаптями, утопая в снегу, в буран?
Ответ: - Потому что хотел выполнить просьбу больного мальчика.
Комментарий учителя.
Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
- Обратите внимание на взаимоотношение между барыней и Нефедом. Как она называет его?
Ответ: - Нефедушкой
- О чем это говорит?
( Это говорит о том, что барыня была добрая по отношению к дворовым людям)
- Просила ли барыня о том, чтобы Нефед отправился за лаптями?
Ответ: - Нет.
- Обратите внимание на речь Нефеда и его портрет. Какой он? Прочитайте
отрывок из текста.
Ответы: - Он немногословен. Человек дела. Решительный.
- Как вы думаете, был ли у Нефеда выбор? И что означает слово выбор?
Ответы: - Да, он мог не идти. Выбор - это то, из чего можно выбрать. Выбор - путь,
который выбираешь.
- А что значит нравственный выбор и нравственность? Каковы значения этих
слов?
Работа по тетради. (Домашнее задание. Работа по толковому словарю).
Ответы: - Нравственность - это внутренние духовные качества, правила поведения
человека.
Нравственный выбор - соответствующий требованиям высокой
нравственности.
- Значит, как поступить?
Ответ: - Сделать так, как подсказывает совесть.
4. Какими цветами пользуется автор, рассказывая о мальчике, о трагической гибели Нефеда?
(“В белом от снега и холодном хуторском доме…”, “в жару… плакал ребёнок”, “потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”, “белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда”, “красные лапти”. Цвета: красный, белый, чёрный…)
- Как представлен красный цвет в рассказе?
(“жар”, “красные лапти”, “весь огнём горит”, “стена казалась огненной”.)
- Получается, что красный цвет, который автор использует, описывая болезнь и мечту мальчика, выступает как антитеза (противопоставление) чёрному и белому, это рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному мальчику. Почему так важен цвет в рассказе? Символика цвета наиболее распространена и сознательно используется в богослужении, литературе и изобразительном искусстве. Красный цвет ассоциируется с кровью, ранами, смертной мукой и очищением. В символике средневекового христианства красный цвет означает любовь и милосердие - символ самопожертвования Христа. Обратите внимание на икону “Восшествие Христа в Иерусалим”. Икона рассказывает о праздничном событии, о том, как радуется народ приходу Иисуса Христу, бросает под ноги Спасителя пальмовые ветви.
- Посмотрите, Иисус Христос одет в вишнёвый хитон (так называется это одеяние). Как вы думаете, что символизирует цвет одеяния Христа?
На иконе А. Рублёва “Воскресение Лазаря” вновь, но более ярко и напряжённо вспыхивает красный цвет, радостный и тревожный одновременно.
Согласно более позднему объяснению вишнёвый цвет, соединивший начало и конец спектра (красный и фиолетовый), означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Вообще, красный цвет в христианской культуре – это Божественный огонь и цвет царственности – императорский пурпур. Где ещё вы видите красный и вишнёвый цвет на иконах?
(Иконы, где изображена Богоматерь. На ней вишнёвый плащ. Пурпурный цвет есть в одеждах святых.)
У иконописцев были и есть свои каноны (правила, законы) – специальные пособия, где чётко определено, как изображать тот или иной сюжет, как должен выглядеть святой, какого цвета должны быть одежды. Канон дисциплинировал художника, воспитывал зрителя, помогая ему быстро сориентироваться в сюжете и внутреннем смысле произведения. Поэтому, зная символику цвета, мы может попытаться “прочитать” и понять икону.
- Но посмотрите на икону распятия Христа. Где художник использует красный цвет?
Учитель: Здесь мы видим, что цвет крови Христа и мучеников символизирует страдания, мучения, самопожертвование. Вспомните, в рассказе “Лапти” есть ли тема страданий, жертвенности ?
Смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги на отчаявшимися новосельскими мужиками (именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу). И, наверно, такая сложная символика красного цвета (цвет жизни и цвет войны, опасности, смерти) и отразилась в бунинской характеристике видений бредившего ребёнка: “Стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями”.
Возможно, таким образом в рассказе отражается представление Бунина о тайне человеческой жизни, в которой всё движется волей Господа, а не силой зла.
- Что общего и в рассказе И.А. Бунина, и в древнерусских иконах?
(Они рассказывают о жизни и смерти. Самое важное – понять, что за смертью непременно идёт жизнь.) Как вы думаете, нужно ли сострадать людям, помогать, оказывать
милосердие?
Ответ: Да, нужно.
- Как вы понимаете слова страдать, сострадать, милосердие, гуманный.
Ответы: Страдать - самому переживать что-либо.
Сострадать - сопереживать какому-то человеку.
Милосердие - любить кого-то, проявить к нему сострадание, помочь в чем-нибудь.
- Оказывали вы когда-нибудь помощь людям? Испытывали ли когда-нибудь
беспомощность и приходили ли вам на помощь люди?
5. А сейчас, ребята, вы услышите песню Светланы Копыловой.
Копыло́ва, Светла́на Вади́мовна (род. 22 февраля 1964 года в Иркутске) — исполнительница авторской песни, первооткрыватель жанра "песни-притчи", автор стихов, лауреат международных и региональных фестивалей, член Союза кинематографистов России, киноактриса.
Итак, прозвучит песня «Окно».
- О чём эта песня? Какое впечатление на вас произвела?
- Как вы думаете, почему второй больной не позвал на помощь, когда она нужна была первому больному?
- Какое чувство им руководило?
Что общего в песне Светланы Копыловой и рассказе И.Бунина?
О чем заставляет задуматься рассказ?
( Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям.
Слово учителя.
Полторы странички текста , а сколько мыслей, тем, затронутых автором.
Главный герой рассказа Бунина Нефед - носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердия, сострадания, человеколюбия.
Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.
6. ИТОГ УРОКА:
- Ребята, вам понравился урок?
- Что нового вы сегодня узнали?
- А что особенно запомнилось?
-Кто активно работал на уроке? Давайте оценим работу этих ребят.
Интернет-ресурсы:
festival.1september.ru›articles/211939/
topreferat.znate.ru›docs/index-47810.html
Литература:
И.А. Бунин «Лапти»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Рассказы А.П.Чехова"
В презентации представлена работа на уроке литературы в 7 классе по самостоятельно прочитанным рассказам А.П.Чехова "Репетитор", "Гриша", "Злоумышленник"...
"Спешите делать добро..." Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка"
Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка"....
Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.
Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы и презентация на тему "Добрые дела"
Урок посвящён изучению рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор"...
Конспект урока литературы в 5 классе "Рассказ Леонида Пантелеева "Главный инженер" (урок смыслового чтения)
В данном конспекте представлены некоторые приемы смыслового чтения...