"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Шатских Надежда Викторовна

Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

                                         

«Спешите делать добро...»

(По рассказу И.А.Бунина «Лапти» )

                                                       

                                           

                                                   

Подготовила :

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»

Верхнемамонского района Воронежской          

                                                   области

Шатских Надежда Викторовна

                              2013 – 2014  учебный год

           Тема: Рассказ И.А.Бунина «Лапти».  

Цели:  

Обучающая:     познакомить учащихся с рассказом «Лапти» ;

                                       постичь философскую концепцию жизни, воплощенную в рассказе              

                                И.А.  Бунина “Лапти” через символику цвета древнерусских икон

Развивающая: развивать умение анализировать прочитанное;

                                развивать творческие способности и читательскую наблюдательность;

                                умение оценивать художественное произведение; умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел; продолжить работу по формированию навыков сравнительного анализа художественных текстов,

Воспитательная: рассмотреть поведение человека в ситуации выбора; воспитывать          

                               милосердие, доброту, умение сострадать. 

Словарная работа: 

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо                      

                          из сострадания, человеколюбия.

 Нравственность - это внутренние духовные качества, правила  

                                 поведения человека.

Нравственный выбор - соответствующий требованиям высокой  

                                           нравственности

Эпиграф:            Одно есть только в мире счастье -              

                        Весь божий свет душой любить

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Сегодня мы продолжим изучение творчества Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почетного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться ее природой и удивляться загадочности русской души.

Прослушайте фрагмент песни Светланы Копыловой  «Русская земля». Она как нельзя лучше передает тоску писателя по Родине.

     Тема нашего урока «Спешите делать добро..» (по рассказу И.А.Бунина), эпиграфом к уроку послужат слова Бунина:

Одно есть только в мире счастье -Весь божий свет душой любить.

.Для того чтобы понять рассказ, мы обратимся к биографическим истокам Бунина. Понять, от каких истоков и к каким высотам шел художник.

2.        Презентация учащихся «(слайд № 1) Иван Алексеевич Бунин»

(слайд 2 )И. А. Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озерки под Елец.

    До 11 лет воспитывался дома, в 1885 году поступает в Елецкую уездную гимназию.

(слайд № 3) В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 – дебют печати. В 1889 г идет работать корректором в  местную газету «Орловский вестник». К этому времени относится его продолжительная связь и Варварой Пащенко, с которой они переезжают в Полтаву.

(слайд № 4) В 1891 выходит сборник «Стихотворения», в 1898 «Под открытым небом»,

    1901-«Листопад», который получил Пушкинскую премию. В 1895 лично познакомился с Чеховым.

(слайд № 5)  В 1899 вступает в брак с Анной Николаевной Цакни. Брак был непродолжительным, единственный ребенок умер в 5-летнем возрасте. В 1906 году Бунин вступает в гражданский брак (официально оформлен в 1922) с Верой Николаевной Муромцевой.

(слайд № 6)

В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением):

- Оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки»).

- Жестокий лик деревни («Деревня», «Суходол»).

- Гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско»).

- Резкое неприятие Октябрьской революции и большевистского режима в дневниковой книге «Окаянные дни».

(слайд 7) Показал трагичность человеческого существования в повести «Митина любовь» (1925), В сборнике рассказов «Темные аллеи» (1943), а так же в других произведениях, замечательных образцах русской малой прозы.

(слайд 8) Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был признан почетным академиком Санкт-Петербургской Академии наук по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком.

(слайд 9) 1920 покидает Россию и эмигрирует во Францию. В эмиграции вел активную общественно-политическую деятельность: выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическими партиями и организациями. В 1933 году получил Нобелевскую премию по литературе.

(слайд 10) Умер Бунин во сне в 2 часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Толстого «Воскресение».

    Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-ду-Буа

(слайд 11) Памятник  И. Бунину

3. Работа над текстом. Вопросы по тексту:

-        Как вы думаете, почему рассказ называется «Лапти»?

Ответы учащихся: - Потому что лапти сыграли огромную роль в этом рассказе, ведь именно из-за них отправился Нефед в Новоселки.

  • Потому что мальчик бредил красными лаптями.
  • мальчик был тяжело болен и просил лапти)

-        Почему мальчик просил лапти в бреду, а мама и Нефед не могли понять его?
Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барина?

Ответы учащихся: - Наверное, у крестьянских детей, ведь только они носили лапти; чаще всего летом бегали босиком, валенки были роскошь, если и были, то одни на несколько детей.

-        В какое время года происходит действие рассказа?

Ответ: вьюжной зимой.

-Что случилось с мальчиком ? Почему мать мальчика не могла ничего сделать ?     К кому она обращается за помощью?

Ответ: - Отец в отъезде. Нефед - слуга.  К Богу с молитвой.

 - Что же такое молитва?  Знаете ли вы, что о молитве написаны многие тома? Что есть подвижники-молитвенники, главным делом жизни которых становится непрестанная молитва? Говорят, что по молитвам таких праведников ещё стоит наш мир… А труд их называется духовным деланием.

   В молитве нуждается каждый верующий человек. Молитва – это общение с Богом, когда человек может раскаяться в каких-то поступках, помыслах, желаниях, попросить помощи или поблагодарить Бога. В Евангелие от Матфея записаны слова Самого Спасителя о молитве. Иисус Христос предупреждал, что молиться нужно не напоказ и немногословно. - Ребята, а вы знаете хотя  бы одну молитву? Как научились вы творить молитву?

- Приходилось ли вам  молиться за ваших родителей?

   Образец молитвы дан Самим Господом и известен как молитва «Отче наш»

Почему Нефед решился идти в такую погоду за лаптями, утопая в снегу, в  буран?

      Ответ: - Потому что хотел выполнить просьбу больного мальчика.

Комментарий учителя.

Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Обратите внимание на взаимоотношение между барыней и Нефедом. Как она называет его?

Ответ: - Нефедушкой

-     О чем это говорит?

( Это говорит о том, что барыня была добрая по отношению к дворовым людям)

-    Просила ли барыня о том, чтобы Нефед отправился за лаптями?
         Ответ: - Нет.

-   Обратите внимание на речь Нефеда и его портрет. Какой он? Прочитайте
        отрывок из текста.

Ответы: - Он немногословен. Человек дела. Решительный.

-        Как вы думаете, был ли у Нефеда выбор? И что означает слово выбор?
Ответы: - Да, он мог не идти. Выбор - это то, из чего можно выбрать. Выбор - путь,

который выбираешь.

-        А что значит нравственный выбор и нравственность? Каковы значения этих
слов?

Работа по тетради. (Домашнее задание. Работа по толковому словарю).

Ответы: - Нравственность - это внутренние духовные качества, правила поведения

человека.

Нравственный выбор - соответствующий требованиям высокой

нравственности.

-    Значит, как поступить?

    Ответ: - Сделать так, как подсказывает совесть.

4.  Какими цветами пользуется автор, рассказывая о мальчике, о трагической гибели Нефеда?

(“В белом от снега и холодном хуторском доме…”, “в жару… плакал ребёнок”, “потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”, “белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда”, “красные лапти”. Цвета: красный, белый, чёрный…)

- Как представлен красный цвет в рассказе?

(“жар”, “красные лапти”, “весь огнём горит”, “стена казалась огненной”.)

- Получается, что красный цвет, который автор использует, описывая болезнь и мечту мальчика, выступает как антитеза (противопоставление) чёрному и белому, это рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному мальчику. Почему так важен цвет в рассказе? Символика цвета наиболее распространена и сознательно используется в богослужении, литературе и изобразительном искусстве. Красный  цвет  ассоциируется с кровью, ранами, смертной мукой и очищением. В символике средневекового христианства красный цвет означает любовь и милосердие - символ самопожертвования Христа. Обратите внимание на икону “Восшествие Христа в Иерусалим”. Икона рассказывает о праздничном событии, о том, как радуется народ приходу Иисуса Христу, бросает под ноги Спасителя пальмовые ветви.

  - Посмотрите, Иисус Христос одет в вишнёвый хитон (так называется это одеяние). Как вы думаете, что символизирует цвет одеяния Христа?

На иконе А. Рублёва “Воскресение Лазаря” вновь, но более ярко и напряжённо вспыхивает красный цвет, радостный и тревожный одновременно.

            Согласно более позднему объяснению вишнёвый цвет, соединивший начало и конец спектра (красный и фиолетовый), означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Вообще, красный цвет в христианской культуре – это Божественный огонь и цвет царственности – императорский пурпур. Где ещё вы видите красный и вишнёвый цвет на иконах?

(Иконы, где изображена Богоматерь. На ней вишнёвый плащ. Пурпурный цвет есть в одеждах святых.)

У иконописцев были и есть свои каноны (правила, законы) – специальные пособия, где чётко определено, как изображать тот или иной сюжет, как должен выглядеть святой, какого цвета должны быть одежды. Канон дисциплинировал художника, воспитывал зрителя, помогая ему быстро сориентироваться в сюжете и внутреннем смысле произведения. Поэтому, зная символику цвета, мы может попытаться “прочитать” и понять икону.

- Но посмотрите на икону распятия Христа. Где художник использует красный цвет?

Учитель: Здесь мы видим, что цвет крови Христа и мучеников символизирует страдания, мучения, самопожертвование. Вспомните, в рассказе “Лапти” есть ли тема страданий, жертвенности ?

  Смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги на отчаявшимися новосельскими мужиками (именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу). И, наверно, такая сложная символика красного цвета (цвет жизни и цвет войны, опасности, смерти) и отразилась в бунинской характеристике видений бредившего ребёнка: “Стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями”.

   Возможно, таким образом в рассказе отражается представление Бунина о тайне человеческой жизни, в которой всё движется волей Господа, а не силой зла.

- Что общего и в рассказе И.А. Бунина, и в древнерусских иконах?

(Они рассказывают о жизни и смерти. Самое важное – понять, что за смертью непременно идёт жизнь.) Как вы думаете, нужно ли сострадать людям, помогать, оказывать

милосердие?

Ответ: Да, нужно.

-      Как вы понимаете слова страдать, сострадать, милосердие, гуманный.

Ответы: Страдать - самому переживать что-либо.

Сострадать - сопереживать какому-то человеку.

Милосердие - любить кого-то, проявить к нему сострадание, помочь в чем-нибудь.

-     Оказывали вы когда-нибудь помощь людям? Испытывали ли когда-нибудь

беспомощность и приходили ли вам на помощь люди?

5. А сейчас, ребята, вы услышите песню Светланы Копыловой.

Копыло́ва, Светла́на Вади́мовна (род. 22 февраля 1964 года в Иркутске) — исполнительница авторской песни, первооткрыватель жанра "песни-притчи", автор стихов, лауреат международных и региональных фестивалей, член Союза кинематографистов России, киноактриса.

Итак, прозвучит песня «Окно».  

   - О чём эта песня?  Какое впечатление на вас произвела?

- Как вы думаете, почему второй больной не позвал на помощь, когда она нужна была первому больному?

- Какое чувство им руководило?

 Что общего в песне Светланы Копыловой и рассказе И.Бунина?

О чем заставляет задуматься рассказ?
( Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям.

Слово учителя.

Полторы странички текста , а сколько мыслей, тем, затронутых автором.

Главный герой рассказа Бунина Нефед - носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердия, сострадания, человеколюбия.

Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

6. ИТОГ УРОКА:

- Ребята, вам понравился урок?

- Что нового вы сегодня узнали?

- А что особенно запомнилось?

-Кто активно работал на уроке? Давайте оценим работу этих ребят.

Интернет-ресурсы:

festival.1september.ruarticles/211939/

topreferat.znate.rudocs/index-47810.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EF%FB%EB%EE%E2%E0,_%D1%E2%E5%F2%EB%E0%ED%E0_%C2%E0%E4%E8%EC%EE%E2%ED%E0

Литература:

И.А. Бунин «Лапти»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Рассказы А.П.Чехова"

В презентации представлена работа на уроке литературы в 7 классе по самостоятельно прочитанным рассказам  А.П.Чехова  "Репетитор", "Гриша", "Злоумышленник"...

"Спешите делать добро..." Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка"

Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка"....

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы и презентация на тему "Добрые дела"

Урок посвящён изучению рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор"...