- Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В 1860-м году было опубликовано одно из первых в русской литературе произведений о каторжном труде подростков – фабричных рабочих под названием «Плач детей» Некрасова. Этой теме посвященыстихотворения «Железная дорога»,«Дядюшка Яков», «Пчелы». В их числе особое место занимают «Крестьянские дети». В начальной школе вы познакомились только с отрывком из этого стихотворения. Сегодня мы поговорим подробно о нем. Я предлагаю вам попробовать себя в роли исследователя. Замечательная тайна заключена в этом стихотворении, разгадка которой возможна только при условии внимательного и комментированного чтения. - Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете? В конце урока мы вернемся к ним. - А теперь рассмотрите картины А.Г.Венецианова «Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва» и В.Е.Маковского «Игра в бабки». Что объединяет произведение Некрасова «Крестьянские дети» и картины русских художников? - Можете ли вы теперь определить тему нашего урока. Какие цели поставим? | Слушают.
- И писатель, и художники хорошо знают жизнь крестьян и относятся к ним с любовью и уважением. Объединяет то, что изображают непосредственно крестьянских детей, мир их интересов.
Формулируют тему и цели урока. - Показать особенности композиции стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» (анализируя образ лирического героя стихотворения, от лица которого ведется рассказ) и определить его основную тему; анализировать содержание стихотворения. | Поиск и выделение необходимой информации (П).
Побуждение к деятельности (Л). Анализ объектов с целью выделения признаков (П).изложение и аргументация мнения (К). Извлечение информации из различных источников (К).активизация мышления при рассматривании картин (П).
Побуждение к деятельности (Л). Выдвижение гипотез и их обоснование (К). Овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П) |
Беседа по вопросам: - Дома вы познакомились с содержанием стихотворения «Крестьянские дети». Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Тогда в ходе работы над текстом найдите границы частей и озаглавьте их одним предложением. К концу нашей работы у каждой группы должен получиться план, в котором должны быть отражены названия основных частей лирического произведения.
- Каким вы представляете себе лирического героя стихотворения, от лица которого ведется рассказ? (обращение к портретам Н.А. Некрасова) - Найдите и прочитайте те места в стихотворении, где говорится о том, как воспринимают автора дети. Что особенно удивляет их в нем? - Какое настроение лирического героя ощущается в первых строках произведения?
- Какое слово передает настроение героя, возникшее при встрече с крестьянскими ребятами? - Найдите строки, в которых говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кого встретил Некрасов? - В каких строках звучит поэзия крестьянского труда?
- Каким показывает Некрасов Ванюшу в этой части? - Какое интересное выражение… А что означает выражение «въезжает царем»?
- Каков смысл строчек: «Но вырастет он, если Богу угодно, /А сгибнуть ничто не мешает ему»? Подберите синонимы к слову «сгибнуть».
- А сейчас посмотрите на иллюстрацию А.И. Лебедева. Какой эпизод стихотворения изобразил художник? (см. стр.учебн. 273) Прочитайте его. Физкультминутка. - Давайте встанем и будем двигаться как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли лошадь за уздечку и шествуете важно. - Данный отрывок – это только составляющая часть больщого стихотворения. Благодаря ему мы знакомимся с одним днем из жизни крестьянского мальчика. О чем размышляет автор, рассказывая историю «малюточки Власа»? - Каково значение выражения «зимнего солнца холодный огонь»?
- А какие чувства испытывает автор?
- Состояние рассказчика и мальчика Власа передано с помощью художественного приема – оксюморона. Оксюморон – (греч. – острая глупость) – сочетание противоречивых понятий (холодное солнце, мучительно мило). Слияние контрастных значений осознается как вскрытие противоречия между названием предмета и его подлинной значимостью. - Дочитаем стихотворение до конца. Какие чувства вызывают заключительные строки стихотворения? С чем это связано?
- Сравните с началом стихотворения. Есть ли различия?
- В ходе подробного анализа данного стихотворения вы находили границы его частей и составляли план. Обратимся к вашим записям в тетрадях и обменяемся мнениями по поводу вашего плана. - Раскрывая мир детства, авторы показывают мечты и стремления детей, а также и мир взрослых, их труд, взаимоотношения детей и родителей. Авторы заставляют нас вглядываться в чужое лицо внимательней, чем в свое, переживать как собственную чужую боль. Но завершить наше исследование хочется строчками из «Крестьянских детей»: Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой – И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной!.. |
Работа в группах. Составляют план в процессе беседы по содержанию текста стихотворения: - Охотник рад возвращению в родную деревню.
- Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
- Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
- Раздумья о детском труде.
- Встреча поэта с «мужичком» Власом.
- Представление Фингала для деревенских зрителей.
- Проза разлучает с крестьянскими детьми.
Отвечают. Рассматривают портреты поэта.
- Рассказчик – герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми.
- Он любит «милых плутов», вспоминает «грибные набеги», ему нравится вольная жизнь крестьянских детей. - Умиленье.
- Маленького мальчика.
«Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно…» Он «в деревню въезжает царем».
- Ванюша понимает значимость крестьянского труда и испытывает гордость от причастности к общему делу, и поэтому чувствует себя «царем». - Сгибнуть – погибнуть, пропасть, исчезнуть, умереть.Крестьянский ребенок лишен родительского внимания и опеки и легко может погибнуть, оставшись один на один с опасностью в лесу или на реке. Тяжелый крестьянский труд также отнимает много сил. Рассматривают иллюстрацию. Находят и выразительно читают отрывок от слов «Однажды в студеную зимнюю пору…» до «Проводит вас в недра землицы родной».
Дети выполняют физич. упражнения.
- «Малюточка Влас» - образ живого мальчика, который воплотил в себе серьезное и строгое отношение к труду и понимание чувства долга перед семьей.
- Солнце зимой не согревает. Мальчику холодно, но он должен помочь отцу – кормильцу семьи. - Автор испытывает противоречивые чувства: он горячо любит свою родину и видит рабство, «клеймо нелюдимой, мертвящей зимы», которое трудно уничтожить.
Записывают определение «оксюморон» в словарик терминов по литературе.
Выразительно читают от слов «Теперь нам пора возвратиться к началу» и до конца стихотворения. - Эти строки вызывают чувство радости и печали, грусти. Это связано с тем, что поэту пришлось расстаться с детьми из-за грозы. Сравнивают заключительные строки стихотворения с его началом. - Начало и конец стихотворения составляют одну картину. Между лирическим героем и детьми уже нет никаких преград. Он находится в кругу единомышленников, разделяющих его чувства к крестьянским ребятишкам. Различия в том, что много смеха и радости. Ответственные в группах зачитывают план, составленный в ходе исследовательской работы с текстом, обмениваются мнениями, аргументируя свою точку зрения.
| Выполнение логических операций: анализ, синтез (П). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К). Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности (Р). Побуждение к деятельности (Л).
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (Лог). Выдвижение гипотез и их обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К). Нравственно-эстетическая ориентация (Лич). Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск необходимой информации (П).
Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста (П).
Анализ, обобщение, определение понятия; построение логически обоснованных рассуждений; представление информации в разных формах (П). Понимание позиции другого, выраженного в явном и неявном виде (диалог с автором текста); переработка, систематизация информации (К). Осознание целостности мира и многообразие взглядов на него, вырабатывание собственных мировоззренческих позиций (Л).
|
- Понравилось ли вам стихотворение Некрасова «Крестьянские дети»? Чем? - Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? - Удалось ли поэту это? - А теперь давайте вернемся к словам, записанным на доске, и снова их прочитаем. А как теперь вы понимаете слова Н.А. Некрасова? - Итак, какую цель мы с вами ставили в начале урока? - Удалось ли нам ее достичь? - Как вы оцениваете работу своих товарищей и свою личную? Перед вами лежат 2 зеленых, 2 желтых и 1 красный смайлики. Вручите зеленый смайлик самому лучшему участнику в группе. Теперь вручите желтый смайлик одному из участников, работа которого на уроке заслуживает особого внимания. А из оставшихся смайликов выберите тот, которым вы хотите оценить свою работу. - Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. | Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л). |