ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС: А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»
план-конспект урока по литературе
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС:
А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_8_klass.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС:
А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»
Учитель: Дряева Д.А.
Предмет: Литература
Класс: 8
Цели урока: познакомить учащихся с творческой историей создания повести; определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры; формировать нравственные ориентиры на истинные ценности.
Оборудование: презентация к уроку, опера П.И.Чайковского «Пиковая дама»,
Задачи урока:
Личностные
- совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
- совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.
Метапредметные
- развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
- развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
- развивать умение работать с разными источниками информации.
Предметные
- развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
- развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
- развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
- закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
- закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: видео, карточки для работы в парах, текст повести, опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» (ария Германа)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Проверяет готовность к уроку | Демонстрируют готовность к уроку |
| Беседа с учащимися о необходимости знать законы нравственности. Беседа о том, что значат искушения в жизни человека. Подход к теме урока. Сообщается тема урока. Эпиграф: «В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души» (А. П. Чехов)
| Фиксируют в тетрадях тему урока, эпиграф |
| Корректирует направление мысли обучающихся. . Игровой момент (загадка со шкатулкой). -Какую роль могут сыграть карты в жизни человека? -Можно ли некоторые виды игр назвать искушением? Почему? | Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. С помощью учителя формулируют цели урока. |
(ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА) | Сообщение об истории создания повести. Краткая историческая характеристика отрезка времени. Когда создается повесть. Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино. Тема безумства очень интересовала поэта в этот период. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, об этом говорил и сам Пушкин в своем дневнике. -Как вы считаете, могла ли эта история произойти в реальной жизни? Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт. Внук поставил на эти карты и отыгрался. В этом хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета будущей повести. | Сообщение учеников. «Мозговой штурм». |
| Работа в группах. А сейчас мы проверим, как вы запомнили сюжет повести. Вам нужно расставить в правильном хронологическом порядке события повести. 1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной. 2.Игра Германна с Чекалинским. 3.Рассказ Томского. 4.Видение Германна. 5.Сон Германна. 6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной. 7.Проигрыш Германна. 8.Смерть графини. 9.Германн у гроба графини. ОТВЕТ: 3, 5, 1, 8, 6, 9, 4, 2, 7 Вижу, что сюжет вы запомнили, значит, нам легче будет решить проблему нашего урока | Работа в парах. Создают правильный порядок сюжетных событий |
РАБОТА С ТЕКСТОМ | ЗНАКОМСТВО С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВ ПОВЕСТИ Образ Германна Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение”. - Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба. В чем его трагедия? (записать проблему ) - Что за человек Германн? Какой он по характеру? Почему в начале повести он не играет в карты? Что говорит о нем автор? Томский? Сам Германн? (он расчетлив, честолюбив, скрытен, для него главное – нажить состояние) Читаем: “Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!” Автор о герое: “...не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив... он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости...” Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость. - Как реагирует Германн на историю Томского о трех картах? Что значит Туз? Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ, УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ (записать в тетрадь) - В снах часто раскрывается подсознательное в человеке. Зачитайте сон Германна. Какой вывод мы делаем о герое? В чем он видит смысл жизни? (Cчастье в богатстве, корыстный человек, меркантильный). - На что готов наш герой ради обогащения? (Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить). | Записывают проблему произведения. Выявляют уровень первичного читательского восприятия. Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами. Демонстрируют навыки выборочного и поискового чтения. Работают с текстом. Записывают в тетрадь ключевые слова,создающие характеристику Германна |
| Найдите слова, которыми охарактеризовал Томский Германа на балу (гл.4) Эта фраза требует дополнительного разъяснения. МЕФИСТОФЕЛЬ - синоним порока. НАПОЛЕОН - сильная личность, целеустремленная, готовая на многое для достижения цели. Бедный провинциал, ставший благодаря личным качествам императором. Это ли не пример для подражания? Карьера Наполеона вскружила голову многим молодым людям. В той или иной мере комплексу Наполеона были подвержены все современники Пушкина. Очень велик соблазн ощутить себя значимым, властителем человеческих судеб. «Все дозволено» - основной жизненный принцип таких людей. Наполеон в контексте пушкинской эпохи рассматривался как личность со знаком «+», Мефистофель - «- » -Вы правы: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем? (Наполеон – человек «без сердца», который ставит себя выше всех, может совершить преступление, оправдывая это высокой целью. Мефистофель – злой дух. Германн продает свою душу) - Давайте порассуждаем, о каких трех злодействах говорится во фразе, характеризующей Германа? Только ли игра становится для Германа средством достижения цели жизни? | Работа с текстом, отрабатывается умение анализировать прочитанное; обращение учащихся в ответах к историческим фактам. |
| Образ Лизы в повести - Почему он выбирает Лизу? Что мы можем сказать о жизни Лизы? - Кем становится для Лизы Германн? (Он для неё таинственный влюблённый, надежда на освобождение от зависимости, надежда на счастье. Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана - проникнуть в спальню графини. Не влюблённость - расчёт, не искренность - аккуратно выстроенная лживая игра.)
- Как вы думаете, на основе чего мы можем сказать, что Герман и Лизавета Ивановна схожи? Обратите внимание, как развиваются их отношения, какие черты характеров проявляются. (В Лизавете Ивановне есть и расчет (она видит в образе Германна избавителя, который выведет ее из-под гнета графини), и эгоизм (она не жалеет старуху, думает только о том, что Герман разбил ее надежды), и определенная холодность. Отчасти это обусловлено ее положением. Но эти качества не так масштабны, как у Германна, поэтому-то она и становится жертвой)
Итак, Герман совершает злодейство: убивает Лизавету Ивановну морально, обманывает ее. (1-ое злодейство)!!! | Отвечают на вопросы, обращаясь к тексту. Анализируют поведение героини в сравнении с поступками Германа, находят общие черты в характерах героев. Записывают в тетрадь наблюдения |
|
- Кто еще становится жертвой Германна? (Отрывок из спектакля, где Германн встречается с графиней). - Ребята, какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Как эта сцена характеризует Германна? - - Какие два злодейства сразу совершает Герман? (Герман губит другого человека и готов погубить себя, свою душу, он убивает в себе все человеческие чувства. В эпизоде сразу !!! два злодеяния: смерть графини и духовная смерть самого Германна). - Почему смерть графини является одновременно смертью и для Германна? (губит другого, при этом сам теряет все человеческое) - Что является кульминационным моментом в повести? Просмотр отрывка из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (ария Германа) | Просмотр отрывка из спектакля. Размышляют об увиденном, соотносят с произведением А.С.Пушкина. Анализируя, делают выводы о том, к чему стремится герой повести и какие средства выбирает. Записывают в тетрадь результат анализа. |
11. СЛОВАРНАЯ РАБОТА ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. | - В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть “Пиковая дама”, он создаёт поэму “Медный всадник”, в которой Евгений, герой произведения, “пришед домой”, долго размышлял. О чём же думал он? О том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь... - Какое слово присутствует и в повести “Пиковая дама”? (независимость) А вот слово «честь» отсутствует в “Пиковой даме”, зато есть слово “честолюбие”. (“он был скрытен и честолюбив”) Честь (по словарю В.И. Даля) - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (на слайде) Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта. Герман отказывается от нравственных категорий и преступает черту морали, начинает жить без чести. Он делает свой нравственный выбор. И в конце его ждала пиковая дама и наказание. Тема совести, чести очень волновала писателя, он хотел верить, что в каждом человеке есть нравственная сила, которая не даст человеку полностью разрушит душу, и этой силой он считал совесть. Может быть, именно совесть заставляет все-таки «одернуться» Германна? (Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе). - О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести “Пиковая дама”? - Цель оправдывает средства, или у вас другое мнение? - Всегда ли стереотипы и идеалы, навязываемые социумом человеку правильны и где тот нравственный ориентир, который не стоит терять из виду? (ДУХОВНОСТЬ) - Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор. Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока… | Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. |
12. РЕФЛЕКСИЯ | - Какая главная проблема находится в центре произведения, и каким оригинальным способом она решается? -Ваше отношение к герою и ситуации. Закончите предложение: Я понял(а), что… Я не знал(а), что…. | Дают оценку герою и ситуации произведения, опираясь на личный жизненный опыт. |
13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | Сочинение – миниатюра «Всегда ли цель оправдывает средства?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Проектирование технологической карты уроках начальных классах.
Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологические карты уроков 9 класс тема "Металлы"
Технология Монахова позволяет решить противоречия между требованиями, предъявляемые стандартом, и гарантированным достижением результата. Большим плюсом технологии является четкость при формировании ц...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Технологическая карта урока литературы по мказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок" и повести Т.С.Цинберг "Седьмая симфония" 6 класс
Цель урока : формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что все хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь, расскрытие мыслей писате...