ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС: А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»
план-конспект урока по литературе
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС:
А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС:
А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»
Учитель: Дряева Д.А.
Предмет: Литература
Класс: 8
Цели урока: познакомить учащихся с творческой историей создания повести; определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры; формировать нравственные ориентиры на истинные ценности.
Оборудование: презентация к уроку, опера П.И.Чайковского «Пиковая дама»,
Задачи урока:
Личностные
- совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
- совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.
Метапредметные
- развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
- развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
- развивать умение работать с разными источниками информации.
Предметные
- развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
- развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
- развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
- закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
- закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: видео, карточки для работы в парах, текст повести, опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» (ария Германа)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Проверяет готовность к уроку | Демонстрируют готовность к уроку |
| Беседа с учащимися о необходимости знать законы нравственности. Беседа о том, что значат искушения в жизни человека. Подход к теме урока. Сообщается тема урока. Эпиграф: «В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души» (А. П. Чехов)
| Фиксируют в тетрадях тему урока, эпиграф |
| Корректирует направление мысли обучающихся. . Игровой момент (загадка со шкатулкой). -Какую роль могут сыграть карты в жизни человека? -Можно ли некоторые виды игр назвать искушением? Почему? | Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. С помощью учителя формулируют цели урока. |
(ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА) | Сообщение об истории создания повести. Краткая историческая характеристика отрезка времени. Когда создается повесть. Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино. Тема безумства очень интересовала поэта в этот период. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, об этом говорил и сам Пушкин в своем дневнике. -Как вы считаете, могла ли эта история произойти в реальной жизни? Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт. Внук поставил на эти карты и отыгрался. В этом хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета будущей повести. | Сообщение учеников. «Мозговой штурм». |
| Работа в группах. А сейчас мы проверим, как вы запомнили сюжет повести. Вам нужно расставить в правильном хронологическом порядке события повести. 1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной. 2.Игра Германна с Чекалинским. 3.Рассказ Томского. 4.Видение Германна. 5.Сон Германна. 6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной. 7.Проигрыш Германна. 8.Смерть графини. 9.Германн у гроба графини. ОТВЕТ: 3, 5, 1, 8, 6, 9, 4, 2, 7 Вижу, что сюжет вы запомнили, значит, нам легче будет решить проблему нашего урока | Работа в парах. Создают правильный порядок сюжетных событий |
РАБОТА С ТЕКСТОМ | ЗНАКОМСТВО С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВ ПОВЕСТИ Образ Германна Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение”. - Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба. В чем его трагедия? (записать проблему ) - Что за человек Германн? Какой он по характеру? Почему в начале повести он не играет в карты? Что говорит о нем автор? Томский? Сам Германн? (он расчетлив, честолюбив, скрытен, для него главное – нажить состояние) Читаем: “Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!” Автор о герое: “...не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив... он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости...” Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость. - Как реагирует Германн на историю Томского о трех картах? Что значит Туз? Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ, УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ (записать в тетрадь) - В снах часто раскрывается подсознательное в человеке. Зачитайте сон Германна. Какой вывод мы делаем о герое? В чем он видит смысл жизни? (Cчастье в богатстве, корыстный человек, меркантильный). - На что готов наш герой ради обогащения? (Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить). | Записывают проблему произведения. Выявляют уровень первичного читательского восприятия. Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами. Демонстрируют навыки выборочного и поискового чтения. Работают с текстом. Записывают в тетрадь ключевые слова,создающие характеристику Германна |
| Найдите слова, которыми охарактеризовал Томский Германа на балу (гл.4) Эта фраза требует дополнительного разъяснения. МЕФИСТОФЕЛЬ - синоним порока. НАПОЛЕОН - сильная личность, целеустремленная, готовая на многое для достижения цели. Бедный провинциал, ставший благодаря личным качествам императором. Это ли не пример для подражания? Карьера Наполеона вскружила голову многим молодым людям. В той или иной мере комплексу Наполеона были подвержены все современники Пушкина. Очень велик соблазн ощутить себя значимым, властителем человеческих судеб. «Все дозволено» - основной жизненный принцип таких людей. Наполеон в контексте пушкинской эпохи рассматривался как личность со знаком «+», Мефистофель - «- » -Вы правы: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем? (Наполеон – человек «без сердца», который ставит себя выше всех, может совершить преступление, оправдывая это высокой целью. Мефистофель – злой дух. Германн продает свою душу) - Давайте порассуждаем, о каких трех злодействах говорится во фразе, характеризующей Германа? Только ли игра становится для Германа средством достижения цели жизни? | Работа с текстом, отрабатывается умение анализировать прочитанное; обращение учащихся в ответах к историческим фактам. |
| Образ Лизы в повести - Почему он выбирает Лизу? Что мы можем сказать о жизни Лизы? - Кем становится для Лизы Германн? (Он для неё таинственный влюблённый, надежда на освобождение от зависимости, надежда на счастье. Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана - проникнуть в спальню графини. Не влюблённость - расчёт, не искренность - аккуратно выстроенная лживая игра.)
- Как вы думаете, на основе чего мы можем сказать, что Герман и Лизавета Ивановна схожи? Обратите внимание, как развиваются их отношения, какие черты характеров проявляются. (В Лизавете Ивановне есть и расчет (она видит в образе Германна избавителя, который выведет ее из-под гнета графини), и эгоизм (она не жалеет старуху, думает только о том, что Герман разбил ее надежды), и определенная холодность. Отчасти это обусловлено ее положением. Но эти качества не так масштабны, как у Германна, поэтому-то она и становится жертвой)
Итак, Герман совершает злодейство: убивает Лизавету Ивановну морально, обманывает ее. (1-ое злодейство)!!! | Отвечают на вопросы, обращаясь к тексту. Анализируют поведение героини в сравнении с поступками Германа, находят общие черты в характерах героев. Записывают в тетрадь наблюдения |
|
- Кто еще становится жертвой Германна? (Отрывок из спектакля, где Германн встречается с графиней). - Ребята, какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Как эта сцена характеризует Германна? - - Какие два злодейства сразу совершает Герман? (Герман губит другого человека и готов погубить себя, свою душу, он убивает в себе все человеческие чувства. В эпизоде сразу !!! два злодеяния: смерть графини и духовная смерть самого Германна). - Почему смерть графини является одновременно смертью и для Германна? (губит другого, при этом сам теряет все человеческое) - Что является кульминационным моментом в повести? Просмотр отрывка из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (ария Германа) | Просмотр отрывка из спектакля. Размышляют об увиденном, соотносят с произведением А.С.Пушкина. Анализируя, делают выводы о том, к чему стремится герой повести и какие средства выбирает. Записывают в тетрадь результат анализа. |
11. СЛОВАРНАЯ РАБОТА ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. | - В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть “Пиковая дама”, он создаёт поэму “Медный всадник”, в которой Евгений, герой произведения, “пришед домой”, долго размышлял. О чём же думал он? О том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь... - Какое слово присутствует и в повести “Пиковая дама”? (независимость) А вот слово «честь» отсутствует в “Пиковой даме”, зато есть слово “честолюбие”. (“он был скрытен и честолюбив”) Честь (по словарю В.И. Даля) - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (на слайде) Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта. Герман отказывается от нравственных категорий и преступает черту морали, начинает жить без чести. Он делает свой нравственный выбор. И в конце его ждала пиковая дама и наказание. Тема совести, чести очень волновала писателя, он хотел верить, что в каждом человеке есть нравственная сила, которая не даст человеку полностью разрушит душу, и этой силой он считал совесть. Может быть, именно совесть заставляет все-таки «одернуться» Германна? (Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе). - О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести “Пиковая дама”? - Цель оправдывает средства, или у вас другое мнение? - Всегда ли стереотипы и идеалы, навязываемые социумом человеку правильны и где тот нравственный ориентир, который не стоит терять из виду? (ДУХОВНОСТЬ) - Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор. Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока… | Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. |
12. РЕФЛЕКСИЯ | - Какая главная проблема находится в центре произведения, и каким оригинальным способом она решается? -Ваше отношение к герою и ситуации. Закончите предложение: Я понял(а), что… Я не знал(а), что…. | Дают оценку герою и ситуации произведения, опираясь на личный жизненный опыт. |
13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | Сочинение – миниатюра «Всегда ли цель оправдывает средства?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Проектирование технологической карты уроках начальных классах.
Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологические карты уроков 9 класс тема "Металлы"
Технология Монахова позволяет решить противоречия между требованиями, предъявляемые стандартом, и гарантированным достижением результата. Большим плюсом технологии является четкость при формировании ц...
Технологическая карта урока литературы по мказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок" и повести Т.С.Цинберг "Седьмая симфония" 6 класс
Цель урока : формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что все хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь, расскрытие мыслей писате...

Технологическая карта урока литературы по теме "Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды" (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)
познакомить учащихся с историей создания повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционны...