ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС: А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»
план-конспект урока по литературе

Дряева Дарья Александровна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС:

 А.С.Пушкин.  Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_8_klass.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                              ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС:

                                         А.С.Пушкин.  Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»

Учитель: Дряева Д.А.

Предмет: Литература

Класс:  8

Цели урока:  познакомить учащихся с творческой историей создания повести; определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры; формировать нравственные ориентиры на   истинные ценности.

Оборудование: презентация к уроку, опера П.И.Чайковского «Пиковая дама»,                              

Задачи урока:

Личностные

  • совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  • совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  • развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  • развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  • развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  • развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  • развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  • развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  • закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  • закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог

                  Тип урока: урок «открытия» нового знания.

                  Оборудование:  видео, карточки для работы в парах, текст повести, опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» (ария Германа)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. ОРГМОМЕНТ

Проверяет готовность к уроку

Демонстрируют готовность к уроку

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа с учащимися о необходимости знать законы нравственности. Беседа о том, что значат искушения в жизни человека. Подход к теме урока. Сообщается тема урока. Эпиграф:

«В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души» (А. П. Чехов)

 

Фиксируют  в тетрадях тему урока, эпиграф

  1. ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ  ТЕМЫ и ЦЕЛЕЙ УРОКА

Корректирует  направление мысли обучающихся. . Игровой момент (загадка со шкатулкой).

-Какую роль могут сыграть карты в жизни человека?

-Можно ли некоторые виды игр назвать искушением?

Почему?

Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. С помощью учителя формулируют цели урока.

  1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ. СЛОВО УЧИТЛЯ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ УРОКА

        (ИСТОРИЯ И

 ЛИТЕРАТУРА)

Сообщение об истории создания повести. Краткая историческая характеристика отрезка времени. Когда создается повесть.

Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино. Тема безумства очень интересовала поэта в этот период. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, об этом говорил и сам Пушкин в своем дневнике.

-Как вы считаете, могла ли эта история произойти в реальной жизни?

Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

    В этом хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета будущей повести.

Сообщение учеников.

«Мозговой штурм».

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Работа в группах. А сейчас мы проверим, как вы запомнили сюжет повести. Вам нужно расставить в правильном хронологическом порядке события повести.

1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной.

2.Игра Германна с Чекалинским.

            3.Рассказ Томского.

4.Видение Германна.

5.Сон Германна.

6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной.

7.Проигрыш Германна.

8.Смерть графини.

9.Германн  у гроба графини.

ОТВЕТ: 3, 5, 1, 8, 6, 9, 4, 2, 7

Вижу, что сюжет вы запомнили, значит, нам легче будет решить проблему нашего урока

Работа в парах. Создают правильный порядок сюжетных событий

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ

РАБОТА С ТЕКСТОМ

ЗНАКОМСТВО С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВ ПОВЕСТИ

Образ Германна

Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение”.

- Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба. В чем его трагедия? (записать проблему )

- Что за человек Германн? Какой он по характеру? Почему в начале повести он не играет в карты? Что говорит о нем автор? Томский? Сам Германн?   (он расчетлив, честолюбив, скрытен, для него главное – нажить состояние)

Читаем: “Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”.

Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!”

Автор о герое: “...не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив... он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости...”

Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость.

  - Как реагирует Германн на историю Томского о трех картах? Что значит Туз? 

       Обратим    внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти    карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ, УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ  (записать в тетрадь) 

-  В снах часто раскрывается подсознательное в человеке. Зачитайте сон Германна. Какой вывод мы делаем о герое? В чем он видит смысл жизни?  (Cчастье в богатстве, корыстный человек, меркантильный).

- На что готов наш герой ради обогащения?

(Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить).

Записывают проблему произведения.

Выявляют уровень первичного читательского восприятия.  Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами.  Демонстрируют навыки выборочного и поискового чтения.

Работают с текстом.

Записывают в тетрадь ключевые слова,создающие характеристику Германна

  1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Найдите слова, которыми охарактеризовал Томский Германа на балу (гл.4)   

Эта фраза требует дополнительного разъяснения. МЕФИСТОФЕЛЬ - синоним порока. НАПОЛЕОН - сильная личность, целеустремленная, готовая на многое для достижения цели. Бедный провинциал, ставший благодаря личным качествам императором. Это ли не пример для подражания? Карьера Наполеона вскружила голову многим молодым людям.  В той или иной мере комплексу Наполеона были подвержены все современники Пушкина. Очень велик соблазн ощутить себя значимым, властителем человеческих судеб.  «Все дозволено» - основной жизненный принцип таких людей. Наполеон в контексте пушкинской эпохи рассматривался как личность со знаком «+», Мефистофель  - «- »

-Вы правы: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?

(Наполеон – человек «без сердца», который ставит себя выше всех, может совершить преступление, оправдывая это высокой целью. Мефистофель – злой дух. Германн продает свою душу)

- Давайте порассуждаем, о каких трех злодействах говорится во фразе, характеризующей Германа?  Только ли игра становится для Германа средством достижения цели жизни?

Работа с текстом,  отрабатывается умение анализировать прочитанное; обращение учащихся в ответах к историческим фактам.

  1. ВОПРОСЫ О ГЕРОИНЕ ПОВЕСТИ

    Образ Лизы в повести

- Почему он выбирает Лизу? Что мы можем сказать о жизни Лизы?

- Кем становится для Лизы Германн? (Он для неё таинственный влюблённый, надежда на освобождение от зависимости, надежда на счастье. Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана - проникнуть в спальню графини. Не влюблённость - расчёт, не искренность - аккуратно выстроенная лживая игра.)

 

-  Как вы думаете, на основе чего мы можем сказать, что Герман и Лизавета Ивановна схожи? Обратите внимание, как развиваются их отношения, какие черты характеров проявляются. (В Лизавете Ивановне есть и расчет (она видит в образе Германна избавителя, который выведет ее из-под гнета графини), и эгоизм (она не жалеет старуху, думает только о том, что Герман разбил ее надежды), и определенная холодность. Отчасти это обусловлено ее положением. Но эти качества не так масштабны, как у Германна, поэтому-то она и становится жертвой)

 

Итак, Герман совершает злодейство: убивает Лизавету Ивановну морально, обманывает ее. (1-ое злодейство)!!!

Отвечают на вопросы, обращаясь к тексту. Анализируют поведение героини в сравнении с поступками Германа, находят общие черты в характерах героев.

Записывают в тетрадь наблюдения

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЕМА «ЭМПАТИЯ»

   

-  Кто еще становится жертвой Германна?

    (Отрывок из спектакля, где Германн встречается с графиней).

- Ребята, какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Как эта сцена характеризует Германна?

             - -  Какие два злодейства сразу совершает Герман? (Герман губит другого человека и готов погубить себя, свою душу, он убивает в себе все человеческие чувства. В эпизоде сразу !!! два злодеяния:  смерть графини и духовная смерть самого Германна).

- Почему смерть графини является одновременно смертью и для Германна? (губит другого, при этом сам теряет все человеческое)

- Что является кульминационным моментом в повести?

Просмотр отрывка из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (ария Германа)

    Просмотр отрывка из спектакля. Размышляют об увиденном, соотносят  с произведением А.С.Пушкина.

   Анализируя, делают выводы о том, к чему стремится герой повести и какие средства выбирает.

 Записывают в тетрадь результат анализа.

11. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

- В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть “Пиковая дама”, он создаёт поэму “Медный всадник”, в которой Евгений, герой произведения, “пришед домой”, долго размышлял.

О чём же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь...

- Какое слово присутствует и в повести “Пиковая дама”? (независимость)   А вот слово «честь» отсутствует в “Пиковой даме”, зато есть слово “честолюбие”. (“он был скрытен и честолюбив”)

Честь (по словарю В.И. Даля) - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (на слайде)

Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта.

Герман отказывается от нравственных категорий и преступает черту морали, начинает жить без чести. Он делает свой нравственный выбор. И в конце его ждала пиковая дама и наказание. Тема совести, чести очень волновала писателя, он хотел верить, что в каждом человеке есть нравственная сила, которая не даст человеку полностью разрушит душу, и этой силой он считал совесть. Может быть, именно совесть заставляет все-таки «одернуться» Германна?

 (Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе).

- О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести “Пиковая дама”?

- Цель оправдывает средства,  или у вас другое мнение?

- Всегда ли стереотипы и идеалы, навязываемые социумом человеку правильны и где тот нравственный ориентир, который не стоит терять из виду? (ДУХОВНОСТЬ)

- Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор. Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока…

Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения.

12. РЕФЛЕКСИЯ

- Какая главная проблема находится в центре произведения, и каким оригинальным способом она решается?

-Ваше отношение к герою и ситуации.

   Закончите  предложение: Я понял(а), что…   Я не знал(а), что….

Дают оценку герою и ситуации произведения, опираясь на личный жизненный опыт.

            13. ДОМАШНЕЕ

 ЗАДАНИЕ

 Сочинение – миниатюра «Всегда ли цель оправдывает средства?»

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологические карты уроков 9 класс тема "Металлы"

Технология Монахова позволяет решить противоречия между требованиями, предъявляемые стандартом, и гарантированным достижением результата. Большим плюсом технологии является четкость при формировании ц...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Технологическая карта урока литературы по мказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок" и повести Т.С.Цинберг "Седьмая симфония" 6 класс

Цель урока : формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что все хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь,  расскрытие мыслей писате...