Технологическая карта урока литературы по теме "Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды" (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)
план-конспект урока по литературе
познакомить учащихся с историей создания повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас; осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Технологическая карта урока литературы по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
преподаватель русского языка и литературы
Куракина Ольга Васильевна
20.01.2025 г.
Группа: 109; курс 1; специальность 23.01.09 Машинист локомотива
Предмет: ОУД.02 Литература
Тема: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)
Время проведения: 1 час
Тип урока: урок освоения новых знаний
Форма урока: урок-беседа
Технология: проблемное обучение
Цель урока: создать условия для формирования представления о своеобразии решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна
Задачи урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с историей создания повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас; осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.
3. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к любви, к людям; формировать толерантность в отношениях учащихся в группе; умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
Планируемые результаты:
личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
метапредметные :
- регулятивные : самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
- познавательные : формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;
- коммуникативные : формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
предметные: научатся понимать ключевые проблемы изучаемого произведения; научатся анализировать изучаемое произведение;
Межпредметные связи: ОУД 01 русский язык
Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом.
Приемы: аналитическая беседа, диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.
Средства обучения: компьютер, презентация, тексты, Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; Портрет А. Куприна
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО | время |
1 | Организационный Цель: подготовка обучающихся к уроку, создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | ОК4; ОК5 | 2 мин |
2 | Мотивация учебной деятельности. | Работа с эпиграфом: «Оно живет и правит на земле- из всех чудес единственное чудо» - как понимаете эпиграф? -А что такое любовь? Что значит любить? | Работают с эпиграфом - высказывают свое мнение | ОК4; ОК5 | 2 мин |
3 | Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока). | Задает вопросы: - Как вам кажется, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Ставит перед учащимися учебную задачу: - Сформулируйте цель сегодняшнего занятия. / Понять, что такое любовь, вдуматься в смысловые оттенки этого слова, изучить концепцию любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» - такова цель нашего урока…/ | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | ОК4; ОК5 | 2 мин |
4 | Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Организует проверку выполнения домашнего задания (по 3 группам). Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах: - Каким было ваше домашнее задание? - В каких произведениях русской и зарубежной литературы идет речь о любви? - Одинаково ли писатели и поэты трактуют эту тему? - Положительные или отрицательные чувства может вызывать любовь? | Выступают с сообщениями по домашнему заданию: Первая группа: искала ответ на вопрос – какие положительные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения. Вторая группа: искала ответ на вопрос – какие отрицательные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения. Третья группа: подбирала эпитеты к слову «любовь», работала с толковыми словарями, выписывала значения слова «любовь». | ОК2; ОК4; ОК5;ОК6 | 10 мин |
5 | Проблемное объяснение нового. | Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания: - Есть ли в повести персонаж, способный на возвышенную любовь? - Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? - Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? – Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали? - Почему страстная любовь Желкова оказалась неразделенной? - Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? - Способна ли она на пылкую, страстную любовь? - Кто ополчается против Желткова? Почему? - Кто из знакомых княгини защищает Желткова? Почему? - Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? - Какова судьба гранатового браслета? - Почему автор закончил повесть трагической развязкой? - Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной ее слез – «впечатление смерти» или что-то другое? - Каков смысл названия повести? | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют. Делают записи в конспекте. | ОК2; ОК4; ОК5;ОК6 | 10 мин |
6 | Первичная проверка понимания. | Подбирает цитаты. Ставит учебную задачу. - Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания некоторых из них. Чья точка зрения вам ближе и почему? | Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?” Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…” Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования…” | ОК4; ОК5; | 5 мин |
7 | Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности. | Формирует малые группы из обучающихся, следит за работой в группе, корректирует по мере необходимости эту работу, фиксирует умение обучающихся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение обучающимися монологической и диалогической речью. | Обсуждение и поиск общего решения в группе, представление результатов работы в группе. 1 группа : “Любовь” и “влюблённость”: чем отличаются эти понятия? 2 группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? 3 группа : Любовь без взаимности: счастье или трагедия? | ОК2; ОК4; ОК5 | 8 мин |
8 | Итоги урока. Оценки. Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всей группы. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока: - Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще? - Актуально ли произведение в наши дни? Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке: - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? - Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке: - На уроке я работал активно/пассивно. - Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему? - Материал урока мне был понятен / не понятен? | Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. Заполняют рефлексивную карту. | ОК2; ОК4; ОК5 | 4 мин |
9 | Домашнее задание Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала. | Информирует учащихся о домашнем задании: предлагает написать сочинение-миниатюру или проанализировать указанный эпизод. | Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. Анализируют эпизод или пишут мини-сочинение в форме эссе (с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного). | 2 мин |
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК. 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.
Самоанализ урока литературы по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Урок литературы был проведён в группе первого курса №109 обучающихся по специальности 23.01.09 Машинист локомотива.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)», раздел «Литература первой половины 20 века».
Целью данного урока является: создать условия для формирования представления о своеобразии решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна
Были определены задачи педагога:
1. Образовательные:
познакомить учащихся с историей создания повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас; осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”.
2. Развивающие:
развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.
3. Воспитательные:
воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к любви, к людям; формировать толерантность в отношениях учащихся в группе; умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
По типу урока – это урок освоения новых знаний
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, обучающимся надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся данной группы. Учебная информация была привлекательна для обучающихся.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся.
Поставленные цели урока были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

"Великая тайна любви"( по повести А. И.Куприна "Гранатовый браслет")
Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет"...

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.
данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....
Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....

Проблемный урок в 11 классе "Да святится имя Твое..." по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"
Данный урок аналитического прочтения повести А.И. Куприна позволяет поставить перед учащимися не только воспитательные цели, но и социально-психологические. Сегодня известна совершенно ошиломляющая ст...

Открытый урок по теме "Великая сила любви" (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
Урок-исследование....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...