Технологическая карта урока литературы по теме "Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды" (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)
план-конспект урока по литературе

Куракина Ольга Васильевна

познакомить учащихся с историей создания повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас; осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurakina_o.v._urokliteraturysamoanaliz.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

Технологическая карта урока литературы по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

преподаватель русского языка и литературы

Куракина Ольга Васильевна

20.01.2025 г.


Группа: 109;  курс 1; специальность 23.01.09 Машинист локомотива

Предмет: ОУД.02 Литература

Тема: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”) 

Время проведения: 1 час

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок-беседа

Технология: проблемное обучение

Цель урока: создать условия для формирования представления о  своеобразии решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

Задачи урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с историей создания повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас; осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.

3. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к любви, к людям; формировать толерантность в отношениях учащихся  в группе; умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

Планируемые результаты:

личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

метапредметные :

  • регулятивные : самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
  • познавательные : формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;
  • коммуникативные : формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

предметные: научатся понимать ключевые проблемы изучаемого произведения; научатся анализировать изучаемое произведение;

Межпредметные связи: ОУД 01 русский язык

Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом.

Приемы: аналитическая беседа, диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.

Средства обучения: компьютер, презентация, тексты, Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; Портрет А. Куприна

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

время

1

Организационный

Цель:

подготовка обучающихся к уроку, создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

             ОК4; ОК5

        2 мин

2

Мотивация учебной деятельности.

 Работа с эпиграфом: «Оно живет и правит на земле- из всех чудес единственное чудо»

- как понимаете эпиграф?

-А что такое любовь? Что значит любить?

Работают с эпиграфом

- высказывают свое мнение

             ОК4; ОК5

        2 мин

3

Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока).

Задает вопросы:

- Как вам кажется, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

Ставит  перед учащимися учебную задачу:

- Сформулируйте цель сегодняшнего занятия.

/ Понять, что такое любовь, вдуматься в смысловые оттенки этого слова, изучить концепцию любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» - такова цель нашего урока…/

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

          ОК4; ОК5

        2 мин

4

Актуализация имеющихся знаний. 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Организует проверку выполнения домашнего задания (по 3 группам). Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах:

- Каким было ваше домашнее задание?

- В каких произведениях русской и зарубежной литературы идет речь о любви?

- Одинаково ли писатели и поэты трактуют эту тему?

- Положительные или отрицательные чувства может вызывать любовь?

Выступают с сообщениями по домашнему заданию:

Первая группа: искала ответ на вопрос – какие положительные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения.

Вторая группа: искала ответ на вопрос – какие отрицательные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения.

Третья группа: подбирала эпитеты к слову «любовь», работала с толковыми словарями, выписывала значения слова «любовь».

    ОК2; ОК4; ОК5;ОК6

      10 мин

5

Проблемное объяснение нового.

Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания:

- Есть ли в повести персонаж, способный на возвышенную любовь?

- Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?

- Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? 

– Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали?

- Почему страстная любовь Желкова оказалась неразделенной?

- Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести?

- Способна ли она на пылкую, страстную любовь?

- Кто ополчается против Желткова? Почему?

- Кто из знакомых княгини защищает Желткова? Почему?

- Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме?

- Какова судьба гранатового браслета?

- Почему автор закончил повесть трагической развязкой?

- Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной ее слез – «впечатление смерти» или что-то другое? 

- Каков смысл названия повести?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют. Делают записи в конспекте.

    ОК2; ОК4; ОК5;ОК6

      10 мин

6

Первичная проверка понимания.

Подбирает цитаты. Ставит учебную задачу.

- Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания некоторых из них. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования…”

          ОК4; ОК5;

      5 мин

7

Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности.

Формирует малые группы  из обучающихся, следит за работой в группе, корректирует по мере необходимости эту работу, фиксирует умение обучающихся  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение обучающимися монологической и диалогической речью.

Обсуждение и поиск общего решения в группе, представление результатов работы в группе.

1 группа : “Любовь” и “влюблённость”: чем отличаются эти понятия?

2 группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?

3 группа : Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

       ОК2; ОК4; ОК5

       8 мин

8

 Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всей группы.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока:

- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

- Актуально ли произведение   в наши дни?

Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке:

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

- Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке:                                                - На уроке я работал активно/пассивно.

- Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

- Материал урока мне был понятен / не понятен?

Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. Заполняют рефлексивную карту. 

    ОК2; ОК4; ОК5

         4 мин

9

Домашнее задание

Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании: предлагает написать сочинение-миниатюру или проанализировать указанный эпизод.

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Анализируют эпизод или пишут мини-сочинение в форме эссе (с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного).

        2 мин

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК. 06  Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.

Самоанализ урока литературы по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Урок литературы был проведён в  группе первого курса №109 обучающихся по специальности 23.01.09 Машинист локомотива.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)»,  раздел «Литература первой половины 20 века».

Целью данного урока является: создать условия для формирования представления о  своеобразии решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

Были определены задачи педагога:

1. Образовательные:

познакомить учащихся с историей создания повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас; осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”.

2. Развивающие:

развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.

3. Воспитательные:

воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к любви, к людям; формировать толерантность в отношениях учащихся  в группе; умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

 По типу урока – это урок освоения новых знаний

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. На всех этапах урока обучающиеся  были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, обучающимся надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.  

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся данной группы. Учебная информация была привлекательна для обучающихся.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся.

Поставленные цели урока были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

"Великая тайна любви"( по повести А. И.Куприна "Гранатовый браслет")

Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет"...

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")

Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....

Проблемный урок в 11 классе "Да святится имя Твое..." по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"

Данный урок аналитического прочтения повести А.И. Куприна позволяет поставить перед учащимися не только воспитательные цели, но и социально-психологические. Сегодня известна совершенно ошиломляющая ст...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...