" Добрый сказочник" Литературная игра - викторина по произведениям Э.Н.Успенского
занимательные факты по литературе
Библиотечный урок для 4 класса.
Тема: "Добрый сказочник» (литературная игра-викторина по произведениям Эдуарда Николаевича Успенского).
Цель: расширить знания учащихся о творчестве и произведениях Э.Н. Успенского.
Задачи:
Образовательные: расширить и обобщить знания учащихся о творчестве Эдуарда Николаевича Успенского.
Развивающие: развить у учащихся умения применять свои знания в нестандартных познавательных ситуациях, отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы;
Воспитательные: воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к искусству, сплотить детей при подготовке к коллективному творческому делу.
Оборудование: портрет Э.Н. Успенского; рисунки учащихся; таблица; листочки и звездочки из бумаги желтого и синего цвета; сертификаты за участие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobryy_skazochnik.doc | 715 КБ |
Предварительный просмотр:
«Добрый сказочник»
(Литературная игра-викторина по произведениям Эдуарда Николаевича Успенского)
Автор:
Мишина Елена Федоровна,
педагог-библиотекарь
с.Демский, 2022 год.
Библиотечный урок для 4 класса.
Тема: "Добрый сказочник» (литературная игра-викторина по произведениям Эдуарда Николаевича Успенского).
Цель: расширить знания учащихся о творчестве и произведениях Э.Н. Успенского.
Задачи:
Образовательные: расширить и обобщить знания учащихся о творчестве Эдуарда Николаевича Успенского.
Развивающие: развить у учащихся умения применять свои знания в нестандартных познавательных ситуациях, отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы;
Воспитательные: воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к искусству, сплотить детей при подготовке к коллективному творческому делу.
Оборудование: портрет Э.Н. Успенского; рисунки учащихся; таблица; листочки и звездочки из бумаги желтого и синего цвета; сертификаты за участие.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Вступление. Педагог-библиотекарь: добрый день ребята! Рада приветствовать вас. Сегодня мы собрались на литературную игру-викторину по произведениям доброго сказочника, большого друга детей – Эдуарда Николаевича Успенского. Какие сказки написал Эдуард Успенский? О ком и о чём эти сказки? Ответы детей.
3. Кто же такой Э.Н. Успенский? Педагог-библиотекарь:
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1961 году. В студенческие годы занимался литературным творчеством. Эдуард Успенский получил широкую известность как автор детских книжек: "Крокодил Гена и его друзья", "Вниз по волшебной реке", "Каникулы в Простоквашино", "Дядя Федор, пес и кот", "Колобок идет по следу", "Разноцветная семейка", "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)", "Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)". Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и других героев любят дети нескольких поколений. В 1980 - 90 годах Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Его герои, Крокодил Гена и Чебурашка, живут в нескольких мультфильмах вот уже несколько десятилетий. Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино - Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение.
Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи "Радионяня", для телепередачи "АБВГДейка".
Произведения писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В 2010 году Успенскому присуждена премия имени Корнея Чуковского, учрежденная для детских писателей, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе». Сегодня мы встретимся с героями сказок Эдуарда Успенского.
Педагог-Библиотекарь: мы с вами ребята познакомились с биографией писателя, а сейчас мы начнем литературную игру-викторину по произведениям Э.Н.Успенского. На литературной игре-викторине нас ждет много интересных конкурсов.
Но сначала нужно разделиться на три команды:
1 команда «Улыбка», девиз: «Жизнь без улыбки ошибка, да здравствует смех и улыбка».
2 команда «Чебурашка», девиз: «Чебурашка верный друг, помогает всем вокруг».
3 команда «Пингвины», девиз: «Мы пингвины просто класс, победи попробуй нас».
Каждая команда выбирает капитана. За правильный ответ команда будет получать жетон. В нашей игре-викторине победит та команда, которая получит больше всего жетонов. Победителя ждет награда-сюрприз. Прежде чем начать нашу игру-викторину я напомню правила поведения в ней. Команды отвечают по очереди и быстро. Вопросы нужно слушать внимательно, не перебивать друг друга, если готов ответ, подними руку. Ну, что готовы? Итак, начнем!
4. Первое задание – приветствие команд. ( Рассказать стихотворение Успенского).
«Если был бы я девчонкой»
Если был бы я девчонкой –
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам,
Я б расставил по местам!
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказал:
«Молодчина ты, сынок!»
«Всё в порядке»
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт? - Нет.
- К нам заходил бегемот? - Нет.
- Может быть, дом не наш? - Наш.
- Может не наш, этаж? - Наш.
- Просто приходил Серёжка, поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал? - Нет.
- Значит слон у нас не танцевал? - Нет.
- Очень рада. Оказалось я напрасно волновалась!
Папа шагает по улице с дочкой,
Дочка собаку ведёт на цепочке,
Держит собака в зубах поводок,
А в поводке выступает щенок.
Так и не смог я в тот вечер понять,
Кто же кого из них вывел гулять.
Повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья».
Педагог-библиотекарь: я буду задавать вопросы из этой сказки командам по очереди, за каждый верный ответ команда получает жетон.
1) Как называется произведение, которое начинается так: «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек…»? («Крокодил Гена и его друзья».)
2) Сколько лет было крокодилу Гене? (Пятьдесят.)
3) Назовите адрес крокодила Гены. (Большая Пирожная улица, дом 15, корпус «Ы», звонить три с половиной раза.)
4) Где работал крокодил Гена? (В зоопарке.)
5) «Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает у маленьких медвежат». О каком герое идет речь? (Чебурашка.)
6) Кто такой Чебурашка? (Неизвестный науке зверь.)
7) Откуда взялся Чебурашка? (Его привезли из южной страны в коробке с апельсинами.)
8) Где жил Чебурашка? (В телефонной будке.)
9) Где работал Чебурашка? (В магазине. Привлекал внимание прохожих.)
10) В какую игру любил играть крокодил Гена? (Крестики-нолики.)
11) Назовите имя собаки, которой крокодил Гена и Чебурашка помогли найти друга. (Тобик.)
12) Что больше всего любил есть Чебурашка? (Апельсины.)
13) Как звали крысу старухи Шапокляк? (Лариска.)
14) Кому принадлежат слова: «Хорошими делами прославиться нельзя!» (Шапокляк.)
15) Кто о себе сказал так: «Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда-всегда перехожу улицу в неположенном месте»? (Шапокляк.)
Педагог-библиотекарь: Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с заданием. Посчитаем полученные жетоны. Победила команда. … Но это было легкое задание!
5. Второе задание - Повесть-сказка «Дядя Федор, пес и кот».
Педагог-библиотекарь: я буду задавать вопросы из этой сказки командам по очереди, за каждый верный ответ команда получает жетон.
1) В какой книге Эдуарда Успенского живут говорящие собака и кот? («Дядя Федор, пес и кот».)
2) Как звали кота Дяди Федора? (Матроскин.)
3) Какой герой «в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил»? (Дядя Федор.)
4) Почему Дядя Федор ушел из дома? (Родители ему не разрешали заводить животных дома.)
5) Кто о себе сказал: «Я могу и картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть — языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать»? (Пес Шарик.)
6) Что нужно было для счастья коту Матроскину, собаке Шарику? (Корова, ружье.)
7) Какие слова учил произносить галчонка Хватайку кот и какая от этого польза? («Кто там?»)
8) В честь кого корову назвали Муркой? (В честь бабушки кота Матроскина.)
9) Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
10) Как звали галчонка? (Хватайка.)
11) Какой была любимая обувь собаки Шарика? (Кеды.)
12) Кто такой Печкин? (Почтальон деревни Простоквашино.)
13) Что послал почтальон Печкин маме и папе Дяди Федора для опознания? (Пуговицу.)
14) Какую награду получил почтальон Печкин за мальчика? (Велосипед.)
15) Назовите имена мамы и папы Дяди Федора. (Римма и Дима.)
16) В квартире Дяди Федора висела на стене картина. А какая от нее была польза? (Она закрывала дыру в стенке.)
17) Сколько деревень с названием «Простоквашино» нашли на карте родители Дяди Федора? (Двадцать две.)
18) Какое имя дали теленку пес, кот и Дядя Федор? (Гаврюша.)
Педагог-библиотекарь: вы – большие молодцы, справились с заданием. Посчитаем полученные жетоны. Победила команда. … Продолжаем дальше.
6. Третье задание – конкурс капитанов «Вопросики» Педагог-библиотекарь: я буду задавать вопросы, а вы давать правильные ответы. За каждый верный ответ – жетон. Повесть-сказка «Любимая девочка Дяди Федора».
1) Как Дядя Федор назвал свой трактор? (Митя.)
2) Как звали любимую девочку Дяди Федора? (Катя.)
3) Сколько недостатков обнаружили у Дяди Федора кот Матроскин и пес Шарик? (Девять.)
Педагог-библиотекарь: молодцы, капитаны! Посчитаем полученные жетоны, победил капитан команды. … Продолжаем нашу игру-викторину!
7. Четвертое задание Повесть-сказка «Вниз по волшебной реке». Педагог-библиотекарь: я буду задавать вопросы из этой сказки командам по очереди, за каждый верный ответ команда получает жетон.
1) В какой сказке Бабу-ягу называют Егорьевной? (В сказке «Вниз по волшебной реке».)
2) Сколько ведер воды выпил Кощей, для того чтобы к нему вернулись силы? (Двенадцать.)
3) Что выпало из носового платка, которым взмахнула Василиса Премудрая? (Соколиное перышко.)
4) Какое снадобье не дает стареть человеку в сказке «Вниз по волшебной реке»? (Хедрик.)
5) Как звали писаря в книге «Вниз по волшебной реке»? (Чумичка.)
6) Кто был спрятан за железной дверью с надписью: «Осторожно! Опасно для жизни!»? (Кощей Бессмертный.)
7) Какому герою «топором работать нельзя — несолидно! Полы натирать нельзя — неприлично!»? (Царю Макару.)
8) Я в ступе не летаю. Иванов-царевичей не кормлю. Я просто в болоте живу, и все». О каком герое идет речь? (Кикимора болотная.)
9) У кого из героев обе ноги были левые? (У Соловья-разбойника.)
10) Чем угостил Митя волка? (Колбасой.)
11) Что увидел Митя на столе у Бабы-яги? (Блюдечко с яблоком.)
12) Какие волшебные предметы встречаются в сказке Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке»? (Волшебное зеркало, волшебное блюдечко, избушка на курьих ножках, дубинка, ступа, скатерть-самобранка, печка, живая вода.)
«Педагог-библиотекарь: вы – большие молодцы, справились с заданием. Посчитаем полученные жетоны. Победила команда. … Продолжаем дальше.
8. Пятое задание - Педагог-библиотекарь: в названиях произведений перепутались слова. Восстановите названия:
1) «Дядя Федор и Анфиса» («Дядя Федор, пес и кот»)
2) «Про Веру и школу» («Про Веру и Анфису»)
3) «Зима идет в Колобки» («Зима в Простоквашино»)
4) «Крокодил Гена, пес и кот» («Крокодил Гена и его друзья»)
5) «Следствие ведут в Простоквашино» («Следствие ведут Колобки»)
6) «Любимая семейка» («Любимая девочка дяди Федора»)
Педагог-библиотекарь: вы – большие молодцы, справились с заданием. Посчитаем полученные жетоны. Победила команда. … Продолжаем дальше.
9. Шестое задание - «Чей это портрет» Педагог-библиотекарь: сейчас я вам зачитаю описание, а вы должны отгадать героя.
1) ... он был очень серьезный и самостоятельный. Он в 4 года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил... у него спереди волосы торчком, как будто корова его лизнула. (Дядя Федор).
2) А навстречу им какой - то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком. (Печкин).
3) По дороге недалеко от избушки, брела странная человеческая фигура. В платье и в то же время в брюках, с длинными светлыми волосами, не то мужик, не то баба. (Лихо одноглазое).
4) Над завалом сразу возникла лохматая голова с повязкой на глазу... росту высокого, сложения крепкого. (Соловей - разбойник).
5) Она такая добрая и очень толстая, как две... Она ушла из армии! Там она работала полковником по хозяйственной части. (Тетя дяди Федора).
6) И в комнате появился какой - то неизвестный зверь. Он был коричневый с большими вытаращенными глазами и коротким пушистым хвостом. (Чебурашка).
Педагог-библиотекарь: молодцы! И с этим заданием вы справились, посчитаем полученные жетоны, победила команда. … Продолжаем нашу игру-викторину, и у нас осталось последнее решающее задание!
- Вы хорошо знаете героев произведений Эдуарда Успенского. А сейчас исполним о них частушки.
ЧАСТУШКИ
Пропоём сейчас частушки
Про героев книжек
Для присутствующих здесь
Девчонок и мальчишек.
В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Дядя Фёдор, пёс и кот-
Ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой-
Знаем мы из книжки,
Но надёжнее друзей
Нету у мальчишки.
Он ворчит и почту носит,
Всем он хорошо знаком
Иногда приходит в гости
Дядя Печкин-почтальон.
У малюсенькой девчушки
Кто отнял ириску?
Это вредные проделки
Шапокляк с Лариской.
Из тропического леса
Чебурашка к нам приплыл.
И в витрине магазина
Он работу получил.
На гармошке он играет,
В зоопарке проживает.
Очень сильно удивил
Всех нас Гена-крокодил.
У Ау забот немало,
Всех хлопот не перебрать:
По ночам бродить по лесу,
Ну а днём людей пугать.
Есть у девочки подружка:
Не котёнок, не игрушка,
Интуристка, иностранка-
Озорная обезьянка.
Кто придумал всех друзей,
Подскажите поскорей!
Не писатель - просто клад
Наш Успенский Эдуард.
11. Рефлексия. Педагог-библиотекарь: наша литературная игра-викторина по произведениям детского писателя Эдуарда Николаевича подошла к концу. А что мы сегодня узнали? Ответы детей: биографию Э.Н. Успенского, вспомнили сказочных героев из его произведений, совершили путешествие в страну его сказок. Какие впечатления у вас остались после библиотечного урока? Ели вы получили больше положительных эмоций, то поднимите желтые листочки, а если больше отрицательных, то синие звездочки. Дети поднимают желтые листочки. Все подняли листочки желтого цвета, значит вы получили много положительных эмоций, урок вам понравился, значит вы любите сказки Э.Н.Успенского.
12.Заключение. Подведение итогов. Педагог-библиотекарь: молодцы ребята! Вы отлично знаете сказки Э.Н. Успенского. Теперь нужно подсчитать, сколько жетонов по итогам конкурсов набрала каждая команда и выяснить какая же из команд победитель.
- Победила ДРУЖБА!
Детям вручаются вкусные угощение и сертификаты за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра - викторина «Живописное слово Гоголя» по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-8 классов.
Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого...
Игра-викторина «Виктор Юзефович Драгунский и его произведения»
Внеклассное мероприятие. Игра-викторина «Виктор Юзефович Драгунский и его произведения».Форма:• нетрадиционная – “игра-викторина”.Тип:• занятие комплексного применения знаний и способов деятельности д...
игра-викторина по произведениям Н.Носова
Расширить знания воспитанников о произведениях писателя Н. Н. Носова.Познакомить с эпизодами биографии писателя....
Литературный проект по произведениям Э.Н. Успенского.
Цель проекта: Знакомство с творчеством Э.Успенского. Задачи:1. Познакомить детей с жизнью и творчество Э. Успенского. 2. Познакомить с мультфиль...
Игра-викторина "Кто хочет стать миллионером?" по произведению М. Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова..." 7 класс
Интерактивная презентация, в игровой форме проверяющая знание текста произведения...
игра-викторина для старших классов "ДОБРАТЬСЯ ПЕРВЫМ"
Предлагаю игру-викторину для ребят среднего звена, которую можно использовать на классных часах...
Литературная игра-викторина по произведениям К. И. Чуковского
Литературная игра-викторинапо произведениям К. И. Чуковского Подготовили учителя-логопедыКравченко Ю.В.Шарова Н.В....