игра-викторина по произведениям Н.Носова
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Расширить знания воспитанников о произведениях писателя Н. Н. Носова.
Познакомить с эпизодами биографии писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina_.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект игры-викторины
по произведениям Н.Носова
Выполнила: воспитатель Трухний А.Н.
ЦЕЛЬ: Повторить и расширить знания воспитанников о произведениях писателя Н. Н. Носова.
ЗАДАЧИ:
- Формировать умение узнавать и правильно называть произведения Н. Н. Носова.
Познакомить с эпизодами биографии писателя.
Развивать умение детей работать в команде слаженно, умение подчинять личные интересы интересам коллектива.
- Способствовать расширению читательского кругозора детей.
Совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого.
Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умение аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: выставка книг Н.Носова, портрет Н.Носова, аудиозаписи произведений Н. Носова, фонограмма песни «Незнайка на луне» в имсп. В. Меладзе; рисунки - пазлы «Шляпа», «Кастрюля с кашей»; табло с названиями команд; предметы для игры «Съедобное - несъедобное»; 2 обруча (разноцветные), мешочки для метания, 2 шляпы, лопата, кастрюля, удочка, крупа, нитки, ткань; буквы для слов «Шляпа», «Горка».
Звучит детская песня (Песня «Незнайка на луне» в имсп. В. Меладзе)
В: Мы на игру вас приглашаем
Скучать, грустить не разрешаем.
Помогут провести нам нашу игру-викторину произведения замечательного детского писателя Н. Носова (обратить внимание на портрет).
Н. Н. Носов очень любил детей, именно для них он и писал свои произведения. Маленький Николай Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, радиоделом, фотографией. Старательно учился и всем интересовался. Став взрослым, Носов много работал, во время Великой Отечественной войны он даже снимал документальные фильмы про армию. Свои первые рассказы и сказки Н. Н. Носов начал сочинять для своего сына. Но однажды, в журнале «Мурзилка» появились его первые рассказы: «Затейники», «Огурцы», «Живая шляпа». Эти рассказы понравились не только детям, но и их родителям, бабушкам и дедушкам. До сих пор книги Н. Н. Носова выпускаются большими тиражами и не залеживаются на полках магазинов и библиотек.
Наши команды мы решили назвать, как и произведения Н. Носова «Затейники» и «Фантазеры».
В нашей игре принимают участие 2 команды: команда «Фантазеры» и команда «Затейники» Позвольте представить наше многоуважаемое жюри (представить).
Команды готовы?
Уважаемое жюри?
Начинаем!
Конкурс загадок
- Хоть твердит, что он - мастак,
Попадал не раз впросак,
Просто он – большой зазнайка,
И зовут его …….(Незнайка).
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали кривой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего хребта гуртом (ледяная горка).
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
А когда под шляпу прячется,
Тут такое начинается.
Угадали? Это…..(кот)
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (каша)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. ( метро, «метро»)
На малину налетели,
Поклевать её хотели,
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки. ( Огородное пугало. «огородники»)
На окошке – пруд,
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. ( аквариум. «Карасик»)
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили,
И скатились все потом
С моего горба гуртом. ( горка. «На горке»)
“Блиц-вопросы”
- Назовите имя и отчество Носова.
- Где и когда родился Носов?
- Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель.)
- Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)
- В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)
- Как называется город,где жили весёлые каротышки? ( цветочный)
- Кто был героем в этом городе? ( незнайка)
- Как звали механников из цветочного города?(Винтик, Шпунтик)
- Кто из героев Н.Носова варил кашу? (Мишка)
- Какое название детской игры является названием книги Н.Носова? ( прятки)
- Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
- На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)
- Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)
- Кто сочинял из коротышек стихи?
- Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)
- На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток.)
Входит Незнайка
Незнайка:
Почему- то обо мне все знают все на свете
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.
Я Незнайка. Для своих друзей я сочинил стихи,
Правда они мне не очень понравились.
«Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный или вот такое: « У Авоськи под подушкой, лежит сладкая подушка.».
Для вас я тоже сочинил стихотворение.
Умный удод метлою удил,
Удочкой улицу мёл крокодил
Утка усатая мышку поймала,
Кошка с утятами в речку ныряла
- Вам понравились мои стихи?
Ведущий:
-Какой ты хвастун Незнайка . Ребята давайте исправим ошибки в стихотворение Незнайки. Вот так вот Незнайка всему нужно учиться и быть внимательным. Оставайся с нами. Смотри и учись.
1 . Из какого произведения эта иллюстрация? («Огородники»)
- Где происходит действие рассказа? (В пионерском лагере)
2. Что решили написать на красном флажке? («Лучшему огороднику»)
3. Что мешало Мишке вскопать огород? (Длинный корень)
4. Что придумал Мишка, чтобы получить флажок? (Вскопать огород ночью)
5. Что сначала вместо флажка получили на своем участке Мишка с другом? (Пугало)
6. За что они получили флажок? (За самый большой урожай огурцов и помидоров)
«Огурцы»
1. Загадка об овоще. Так называется рассказ.
Промеж грядок лежит гусь гладок (Огурец)
Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей (Огурец)
2. Как зовут героев рассказа «Огурцы»? (Котька и Павлик)
3. Почему было радостно на душе у Котьки из рассказа «Огурцы»?
«Мишкина каша»
1 Что готовили себе на ужин Мишка и его друг ? (Кашу, жарили пескарей)
2. Какие предметы утопили ребята в колодце? (Ведро, чайник)
7. Чем доставали воду ребята из колодца ? (Кружкой)
8. Об этой хозяйственной постройке упоминается в рассказе. Загадка:
Стоит волчище, разинул ртище. (Колодец)
«Федина задача»
1. Какое зерно привезли на мельницу в задачке? (Рожь)
2. Что мешало Феде решать задачку? ( Радио)
«Живая шляпа»
1. Еще один овощ встречается в рассказе Носова. Загадка:
Курочка-пустодом свила гнездо за двором,
Яйца несет, в землю кладет. (картофель) Подсказка : этим овощем ребята бросали в шляпу.
2. Назовите спортивный инвентарь, который упоминается в рассказе? ( клюшка, лыжная палка)
3. Какая мебель упоминается в рассказе? (диван, комод)
4 Кто оказался живой шляпой? (кот Васька)
Входит Знайка
Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Как у вас тут интересно! А вы меня узнали? Правильно, я - литературный герой из повести Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
– Ой, вы знаете, ко мне вчера приходили гости, мои друзья из «Приключений Незнайки», они оставили свои вещи, помогите мне разобраться, кто что оставил:
Термометр – Пилюлькин
Гаечный ключ – Винтик и Шпунтик
Бутылка с сиропом – Сиропчик
Пестрый галстук – Незнайка
Кисточка и краски – Тюбик
Сладкий пирожок – Пончик
Охотничий патрон – Пулька
– Спасибо, ребята, помогли, побегу раздавать забытые вещи, а вам я желаю хорошо учиться и чаще встречаться с книгой.
Конкурс «Съедобное – несъедобное».
Это любимый конкурс Пончика, друга Незнайки. Участники от команд рассматривают предметы (все лежит на одном столе), одна команда в красный обруч собирает съедобное, а другая команда собирает несъедобное в зеленый обруч. Участвуют по 3 человек
Ведущий: Продолжаем наше путешествие, мы подходим к Проспекту Вопросов. А вопрос у нас сегодня один: «Из какого произведения эти строки?»
- «Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на речку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей». (Мишкина каша)
- «Написали мы этих записок штук двадцать и пошли их по городу расклеивать». (Дружок)
- «Он развинтил трубку, вынул из нее какие-то железки и стал отковыривать круглую пластину, которая была внутри». (Телефон)
- «На следующее утро мы раньше всех примчались на огород и стали копать. Потом Мишка выпросил у Вити рулетку и принялся землю мерить: сколько у нас на участке вскопано, да сколько осталось». (Огородники)
- « – Сколько тебе лет? – спросил Мишутка.
– 99. А тебе?
– А мне 140. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький». (Фантазеры)
- « – Что это за кино мы смотрели? – говорит Костя. – Я что-то ничего не разобрал.
– А я, думаешь, разобрал? – ответил Шурик. – Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие фильмы!» (Замазка)
- «Этот автомобиль работает на газированной воде с сиропом. Посреди машины было устроено сиденье для водителя, а перед ним помещался бак с газированной водой». (Приключения Незнайки и его друзей)
- «Котька во весь дух помчался по полю через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошел по дороге домой. На душе у него было радостно». (Огурцы)
- « – Нет, это не годится, – сказал Шишкин. – Так перебьем всю посуду и ничего не выйдет. Надо достать что-нибудь железное.
Он разыскал на кухне небольшой эмалированный тазик. Мы стали жонглировать этим тазиком, но нечаянно попали в окно». (Витя Малеев в школе и дома)
- «У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался.
– Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!» (Заплатка)
- «Впервые очутившись на Луне, сильно проголодавшийся Незнайка наскоро выбрался из скафандра и тут же принялся уплетать весьма кстати подвернувшуюся лунную кашу». (Незнайка на Луне)
« – Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам поползет, я ее клюшкой тресну.
– Постой, я тоже клюшку возьму.
– Да у нас другой клюшки нет.
– Ну, а я возьму лыжную палку». (Живая шляпа)
- Конкурс: «Попади в цель».
Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.
Кроссворды
Назови друзей Незнайки с именами, состоящими из шести букв
г | у | н | ь | к | а |
з | н | а | й | к | а |
в | о | р | ч | у | н |
м | о | л | ч | у | н |
в | и | н | т | и | к |
п | о | н | ч | и | к |
А также можно назвать: Пулька, Цветик , Булька, Коржик…..
Кроссворд «Незнайка и его друзья»
В горизонтальной графе 1. Написано имя - Незнайка.
Выбери из нижеперечисленных имен те, которые можно вписать в клеточки вертикальных граф 2, 3, 4, 5
РАСТЕРЯЙКА, ВИНТИК, ТОРОПЫЖКА, ШПУНТИК, ПОНЧИК, СИНЕГЛАЗКА, ЦВЕТИК, ПИЛЮЛЬКИН
Игра « Рыболов»
Импровизированной удочкой с магнитом поймать как больше рыбы
Конкурс. “Что лишнее”
Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.
Рыба, удочка, огурцы, помидор. (“Огурцы”)
Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. (“Живая шляпа”)
Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. (“Заплатка”)
Милицейский свисток, рыба, кот, конфета. (“Карасик”)
конкурс: “Этизод”.
Назовите произведение и его героев?
- Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)
- “Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит” или “Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток” (“Карасик”, Виталик, Сережа)
- “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
- “Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)
- “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.
- “Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка)
Все ли названия произведений принадлежат Н.Носову?
«Дружок», «Русалочка», « На горке», «Карасик», «Дюймовочка», «Мишкина каша», «Фантазёры», «Заплатка», «Мальчик-спальчик», «Витя Малеев в школе и дома», «Три медведя», «Автомобиль», «Прятки», «Саша», «Метро», «Шурик у дедушки», « Бабушка Дина», « Три поросёнка».
Игра «Меткий стрелок»
Попади мячом в кегли
Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, мы с вами побеседуем
- О ком и для кого писал Н.Носов?
-Чем запомнились произведения Н.Носова?
- Какие у него рассказы?
-Как вы думаете, почему рассказы Н.Носова не стареют?
-Чему нас учат книги?
Молодцы! Слово жюри.
Подведение итогов, вручение призов.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на повесть Е.Носова "Яблочный Спас"
Материал содержит примерную рейензию на повесть Е.Носова "Яблочный Спас"...
Величие духа русского солдата. По рассказу Е.Носова "Красное вино победы".
Урок литературы в 11 классе по теме "лейтенантская проза" - вся правда о Великой Отечественной войне...
План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)
Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...
«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)
Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."...
Презентация к уроку по рассказу Е. Носова "Кукла"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Если ты слеп, если душа твоя глуха..." Урок - размышление по рассказу Е.И. Носова "Кукла"...
Конспект урока по ИЗО на тему : «Рисование по образцу носового платка».
Конспект урока составлен для обучающихся в 1 классе школы 8 вида....
сценка по рассказу Н.Носова "Саша"
Сценарий по рассказу Н.Носова "Саша" для учащихся 5-6-ых классов....