Урок литературы в 7 классе по рассказу В.М. Шукшина «Микроскоп»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Ученик научится осознанному и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.
Ученик получит возможность: конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 82.5 КБ |
list_nablyudeniya_za_hodom_laboratornogo_opyta.doc | 38 КБ |
rasskaz_k_uroku_v_chastyah.doc | 39 КБ |
refleksiya_mikroskop_voprosy.doc | 99.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 41 КБ |
domashnee_zadanie.doc | 21.5 КБ |
tvorcheskaya_laboratoriya.ppt | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе по рассказу В.М. Шукшина «Микроскоп»
Цели урока:
Деятельностная: создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха
Содержательная: установить связь между произведениями Шукшина и его писательской судьбой, развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.
Ученик научится осознанному и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.
Ученик получит возможность: конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению.
Методы работы: учебно-исследовательский; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; метод критического мышления.
ХОД УРОКА
- Мотивация.
(слайд 1)
- Здравствуйте! Рада приветствовать вас в творческой лаборатории! Как ваше настроение?
- А как вы думаете, от чего зависит настроение?
(от близких людей, от характера самого человека)
- Согласитесь, на одну и ту же вещь можно смотреть по-разному. Например, пессимист говорит, что ветер завывает, а оптимист, что ветер поет.
Франсуа Гизо, французский историк сказал: «Мир принадлежит оптимистам и мечтателям, а остальные - всего лишь зрители».
- Сегодня мы постараемся посмотреть на мир глазами оптимистов и мечтателей, а для этого (слайд 2) проведём несколько творческих экспериментов, чтобы наш опыт удался.
В двух словах напоминаю о ходе литературного опыта (учитель рассказывает заранее):
После каждого эксперимента вы будете оценивать свою работу - слайд 3. У вас на столах лежат листы наблюдения за ходом лабораторного опыта, после каждого удачного эксперимента вы поставите 2 балла; если были очень близки, но неточны – 1 балл; если эксперимент не удАлся, то 0 баллов. В конце урока мы подсчитаем общее количество баллов, и вы получите соответствующую научную степень (слайд 4). Не забудьте подписать свой лист наблюдения.
- Что ж приступим к нашему творческому опыту, но для начала проведём небольшую словарную работу.
На доске лист со словом «оригинал».
- Как вы понимаете это слово? Что оно означает?
• подлинная, исходная вещь, произведение, запись
• странный человек, чудак
• тот, кто в чем-то непохож на других, чудак
• человек с причудами
• нетипичный человек
- Вот именно таких людей, которых называют оригиналами, чудаками, чудиками, мы и будем изучать сегодня – слайд 5.
- Портретная галерея «Великие чудики мира»
Слайд 6: Перед вами Альберт Эйнштейн, который в школе был замкнутым, ленивым, медлительным, все смеялись над ним. Учителя говорили, что из Альберта никогда и ничего путного не выйдет. А он в 1921 году получил Нобелевскую премию по физике.
Слайд 7: Сальвадор Дали, знаменитый художник, прославившийся оригинальными картинами в стиле сюрреализма. Одну из них вы можете наблюдать.
Слайд 8: Эксцентричный миллиардер Илон Маск –герой интернет-мемов. Его младшего сына зовут X Æ A-12. X – неизвестная переменная, A-12 – любимый самолет Маска. Ну а сочетание «Эш» – это искусственный интеллект или любовь, правда, на выдуманном эльфийском языке.
Слайд 9: три фото (так и остаётся)
- Что объединяет всех этих людей?
(Их многие считали чудаками. Они были оригинальны, тем и отличались от окружающих)
- Открытие новых знаний.
Гении, или как их еще называют «чудаки», наполняют наш мир оригинальными идеями, а своими проектами они вызывают восхищение и уважение.
Если бы когда-то какие-то «чудики» не мечтали попасть в космос, то человечество до сих пор бы там не побывало. Мечта подталкивает к действию.
Василий Макарович Шукшин, замечательный русский писатель, актер и кинорежиссер 20 века, в одном из своих интервью сказал:
«Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает только то, что они талантливы и красивы. Мне хочется рассказать об этих «странных» людях, пример которых учит тому, как жить интересно».
- Ваше предположение, кто или что станет объектом наших сегодняшних экспериментов?
(некое произведение про какого-то чудика)
- Обратимся к объекту нашего исследования, к рассказу. Он поделён на части, просьба не забегать вперёд, чтобы опыт не сорвался. Что ж приступим к опыту.
Зачитываю:
На это надо было решиться. Он решился. Как-то пришел домой…
- Мы прочитали начало рассказа Василия Макаровича. Предлагаю провести 1 эксперимент и отгадать замысел автора: на что мог решиться герой?
- Поделитесь своими вариантами.
- Прежде чем, узнать, кто преуспел в этом эксперименте, давайте определим цель нашего исследования. Ваши предположения.
Цель опыта:
- познакомиться с рассказом В.М. Шукшина;
- изучить его героев;
- понять задумку автора.
- Продолжим наш опыт.
Чтение первого отрывка - ученик.
1.
На это надо было решиться. Он решился. Как-то пришел домой - сам не свой - желтый; не глядя на жену, сказал:
- Это... я деньги потерял.
При этом ломаный его нос (кривой, с горбатинкой) из желтого стал красным.
- Сто двадцать рублей…
- Удалось ли кому-нибудь из вас угадать сюжет? Оцените себя в своих листах наблюдения.
- Какое настроение создает писатель в первых предложениях рассказа?
(Тревога, волнение, сочувствие)
- Как догадались?
(По деталям. Желтый – цвет тревоги - прозвучал у Шукшина дважды, красный – цвет опасности и стыда; частые паузы, переданные через многоточия и тире, подчеркивают волнение героя)
- Посмотрим, поменяется ли ваше настроение. Прочитаем следующий отрывок.
Чтение второго отрывка – ученик.
2.
У жены отвалилась челюсть, на лице появилось просительное выражение: может, это шутка? Да нет, этот кривоносик никогда не шутит, не умеет. Она глупо спросила:
- Где?
Тут он невольно хмыкнул.
- Дак если б я знал, я б пошел и...
- Ну, не-ет! - взревела она. - Ухмыляться ты теперь доолго не будешь!
И побежала за сковородником.
- Месяцев девять, гад!
Он схватил с кровати подушку - отражать удары. (Древние только форсили своими сверкающими щитами. Подушка!) Они закружились по комнате...
- Подушку-то, подушку-то мараешь! Самой стирать!..
- Выстираю! Выстираю, кривоносик! А два ребра мои будут! Мои!.. Дай я натешусь! Дай мне душеньку отвести, скважина ты кривоносая! Дятел...
Тут она изловчилась и больно достала его по голове. Немножко сама испугалась...
Он бросил подушку, схватился за голову, застонал. Она пытливо смотрела на него: притворяется или правда больно? Решила, что - правда. Поставила сковородник, села на табуретку и завыла. Да с причетом, с причетом:
- Ох, да за что же мне долюшка така-ая-а?.. Да копила-то я их, копила!.. Каждую-то копеечку откладывала да радовалась: будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные! И будут-то они ходить в школу не рваные да не холодные!.. Будешь в две смены работать, скважина! Ты у нас худой будешь... Ты у нас выпьешь теперь читушечку после бани, выпьешь! Сырой водички из колодца...
- Нужна она мне, читушечка. Без нее обойдусь. В две не в две, а по полторы месячишко отломаю - ничего, - серьезно сказал он, потирая ушибленное место.
- Я уж с мастером договорился...
Он не сообразил сперва, что проговорился. А когда она недоуменно глянула на него, поправился:
- Я, как хватился денег-то, на работу снова поехал и договорился.
- На что вы обратили внимание в этом отрывке.
(на поведение жены главного героя, она ругается, обзывается)
- Заметьте, мы прочитали уже две части рассказа, но до сих пор не знаем, как выглядят герои – нет внешнего описания. Но мы смогли их представить? Что нам в этом помогло?
Язык персонажей – главное средство создания характеров у Шукшина. В рассказе нет портретов ни главного героя, ни его жены, но из разговора очень быстро становится ясно, кто перед нами: самые простые люди.
- Продолжим наш опыт.
Чтение третьей части рассказа – ученик.
3.
С неделю Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской при "Заготзерне", что в девяти километрах от села, чувствовал себя скверно. Жена все злилась; он то и дело получал "скважину", сам тоже злился, но обзываться вслух не смел.
Однако дни шли... Жена успокаивалась. Андрей ждал. Наконец решил, что можно.
- Как вы думаете, чего ждал Андрей, к чему он так готовится? Это и будет нашим 2 экспериментом: предлагаю вам высказать предположения.
Четвертая часть – просмотр фрагмента короткометражного фильма.
- Кто из вас был прав в своих прогнозах?
- Как вы думаете, если бы Андрей изначально попытался договориться с женой о приобретении микроскопа – мечты всей его жизни, она бы согласилась?
(нет, ей чужды мечты, она прагматична, ему пришлось лгать)
- Сбылась мечта Андрея, а изменится ли его жизнь, изменится ли сам герой? Это будет 3 эксперимент: ваши версии. Устно. Проверим ваши предположения.
Чтение 5 части рассказа - сама.
5.
Неделю, наверно, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп.
- Дело в том, - рассказывал он, - что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят – и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.
Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра...
- Иди, проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.
- Давай, опробуем кровь? - предложил сын.
Отец уколол себе палец иголкой, выдавил ярко-красную ягодку крови, стряхнул на зеркальце... Склонился к трубке и застонал.
- Хана, сынок, - в кровь пролезли! - Андрей Ерин распрямился, удивленно посмотрел вокруг. - Та-ак. А ведь знают, паразиты, лучше меня знают - и молчат.
- Кто? - не понял сын.
- Ученые. У их микроскопы-то получше нашего - все видят. И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется.
Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.
- От какой мелкой твари гибнут люди!
- Эх вы! - Андрей встал, пнул со зла табуретку. - Вшей, клопов, личинок всяких - это научились выводить, а тут каких-то... меньше же гниды самой маленькой - и ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!
- Вшу видно, а этих... Как ты их?
Отец долго думал. Как-то принес с работы длинную тонкую иглу... Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.
- Давай попробуем... Наточил проволочку - может, сумеем наколоть парочку.
Кончик проволочки был тонкий-тонкий - прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел... Вспотел даже.
- Разбегаются, заразы... Нет, толстая, не наколоть. Надо тоньше, а тоньше уже нельзя - не сделать. Ладно, счас поужинаем, попробуем их током... Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим. Посмотрим, как тогда они будут...
И тут-то во время ужина нанесло неурочного: зашел Сергей Куликов, который работал вместе с Андреем в "Заготзерне". По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею - просто так. В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят всякие несуразные слова.
- Что поменялось в жизни героя?
(нет больше крика жены, скандала, есть крепкая дружба отца и сына, скрепленная общим увлечением, оторвавшим героя от пьянства. Его душа в полете, он думает о благополучии всех людей, всего человечества, он вырвался из рутины жизни, забыл, хотя бы на время, о бытовых проблемах)
- А почему изменился сам Андрей Ерин? (сбылась мечта, появилась цель)
- Где он находил микробы? Как пытался их уничтожить?
- Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?
- Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?
(здесь ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение)
- Но в рассказ «наносит» нового героя, заметьте выделенное слово «и тут-то…», мы понимаем, что нас ждет сюжетный поворот. Вновь предлагаю вам выдвинуть свою гипотезу - как повернется сюжет рассказа? Это ваш 4 эксперимент.
Чтение 6 части - ученик.
6.
- Дай микробов посмотреть?
Андрей встревожился.
- Каких микробов? Иди проспись, Серега... Никаких у меня микробов нету.
- Чего ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное дело... Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя Андрей всех микробов хочет уничтожить.
Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее, лестно было, что говорят про ее мужа - ученый. Скорей по привычке поворчать при случае, чем из истинного чувства, она заметила:
- Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то - микроскоп. Свихнется теперь мужик - ночи не спит. Што бы - пылесос какой-нибудь присудить... А то пропылесосить - и нечем, не соберемся никак купить.
- Кого присудить? - не понял Сергей.
Андрей Ерин похолодел.
- Да премию-то вон выдали... Микроскоп-то этот...
Андрей хотел было как-нибудь - глазами - дать понять Сергею, что... но куда там! Тот уставился на Зою как баран.
- Какую премию?
- Ну, премию-то вам давали!
- Кому?
Зоя посмотрела на мужа, на Сергея...
- А Андрею вон микроскоп выдали... за ударную работу...
Голос супруги Ериной упал до жути - она все поняла.
Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.
- Кому удалось угадать замысел В.М. Шукшина? Оцените себя.
Слушаем финал рассказа – сама.
7.
Андрей встал... Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:
- У тебя три рубля есть? До получки...
- Есть... Ты за што меня ударил?
- Пошли в лавку. Кикимора ты болотная!.. Какого хрена пьяный болтаешься по дворам?.. Эхх... Чурка ты с глазами.
В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки. Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой... Жены не было.
- Где она? - спросил сынишку.
- В город поехала, в эту... как ее... в комиссионку.
Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.
- Ругалась?
- Нет. Так, маленько. Сколько пропил?
- Двенадцать рублей. Ах, Петька... сынок... - Андрей Ерин, не поднимая головы, горько сморщился, заскрипел зубами. - Разве же в этом дело?! Не поймешь ты по малости своей... не поймешь...
- Понимаю: она продаст его.
- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо: зима скоро. Учись, Петька! - повысил голос Андрей. - На карачках, но ползи в науку - великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?
- Нету, - сказал Петька. Может, соврал.
- Ну и ладно,- согласился Андрей. – Учись, знай. И не пей никогда... Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.
Андрей посидел еще, покивал грустно головой... И пошел в горницу спать.
Последний 5 эксперимент: Озаглавьте рассказ.
- Свой рассказ Василий Макарович назвал «Микроскоп». Кто угадал? Не забудьте поставить баллы.
- Почему автор выбрал такое название? Нет ли в нем скрытого, более глубокого смысла? Ведь заглавие – ключ к пониманию, в сжатой форме оно содержит основную идею произведения.
Микроскоп = мечта.
Обращаем внимание и на то, что писатель, словно в микроскоп, рассматривает своих героев, их характеры, их внутренний мир, который раскрывается только благодаря пристальному, внимательному взгляду художника слова.
То же самое сегодня делали и мы, в микроскоп разглядывали рассказ Шукшина и его героев.
Итак, мы выполнили всё, что запланировали. Давайте подведём итоги нашего литературного опыта.
- Рефлексия.
- Как вам показалось, на чьей стороне Шукшин? И почему?
(Зоя - приземленная, прагматичная, грубая, такие люди не совершают открытий. Шукшин назвал её имя только тогда, когда она приняла своего мужа с его микроскопом, мечтой. Перестала ругаться. Стала даже гордиться им, уважать. Андрей - мечтатель, оптимист, такие люди украшают жизнь. Симпатии автора на его стороне)
- Почему, несмотря на грустный финал рассказа, в душе читателя не появляется чувство горечи, отчаяния?
(герой признает свою неправоту и поэтому симпатичен и автору, и читателям. Петька, старший сын Андрея, за ним будущее, может быть, у него все сложится по-другому. Став взрослым, получив образование, он воплотит мечту своего чудаковатого отца в жизнь, и люди на всей земле будут жить долго и счастливо!)
- Давайте подсчитаем ваши баллы и посмотрим, какой же научной степени вы сегодня достигли. Запишите в свои листы.
- Этап оценивания.
- А сейчас обратимся к микроскопам, которые лежат на ваших рабочих местах. На обратной стороне всего три вопроса, кратко ответьте на них.
- Домашнее задание:
Два варианта: будет д.з. или нет (вытягивает один ученик)
Если «да», то два варианта д.з. – вытягивают:
- Чудики в моей жизни.
- Почему важно мечтать?
Предварительный просмотр:
Лист наблюдения за ходом литературного опыта
ФИ лаборанта: ________________________________________________
Гипотеза | Результат (баллы) | |
Эксперимент № 1 |
| |
Эксперимент № 2 | ||
Эксперимент № 3 | ||
Эксперимент № 4 | ||
Эксперимент № 5 | ||
Общая сумма баллов за опыт: |
Верная гипотеза – 2 балла. Неточная гипотеза – 1 балл. Неверная гипотеза – 0 баллов.
Достигнутая научная степень: _________________________________________________
Лист наблюдения за ходом литературного опыта
ФИ лаборанта: ________________________________________________
Гипотеза | Результат (баллы) | |
Эксперимент № 1 | ||
Эксперимент № 2 | ||
Эксперимент № 3 | ||
Эксперимент № 4 | ||
Эксперимент № 5 | ||
Общая сумма баллов за опыт: |
Верная гипотеза – 2 балла. Неточная гипотеза – 1 балл. Неверная гипотеза – 0 баллов.
Достигнутая научная степень: _________________________________________________
Предварительный просмотр:
1.
На это надо было решиться. Он решился. Как-то пришел домой - сам не свой - жёлтый; не глядя на жену, сказал:
- Это... я деньги потерял.
При этом ломаный его нос (кривой, с горбатинкой) из жёлтого стал красным.
- Сто двадцать рублей…
2.
У жены отвалилась челюсть, на лице появилось просительное выражение: может, это шутка? Да нет, этот кривоносик никогда не шутит, не умеет. Она глупо спросила:
- Где?
Тут он невольно хмыкнул.
- Дак если б я знал, я б пошёл и...
- Ну, не-ет! - взревела она. - Ухмыляться ты теперь доолго не будешь!
И побежала за сковородником.
- Месяцев девять, гад!
Он схватил с кровати подушку - отражать удары. Они закружились по комнате...
- Подушку-то, подушку-то мараешь! Самой стирать!..
- Выстираю! Выстираю, кривоносик! А два ребра мои будут! Мои!.. Дай я натешусь! Дай мне душеньку отвести, скважина ты кривоносая! Дятел...
Тут она изловчилась и больно достала его по голове. Немножко сама испугалась...
Он бросил подушку, схватился за голову, застонал. Она пытливо смотрела на него: притворяется или правда больно? Решила, что - правда. Поставила сковородник, села на табуретку и завыла. Да с причетом, с причетом:
- Ох, да за что же мне долюшка така-ая-а?.. Да копила-то я их, копила!.. Каждую-то копеечку откладывала да радовалась: будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные! Будешь в две смены работать, скважина! Ты у нас худой будешь... Ты у нас выпьешь теперь читушечку после бани, выпьешь! Сырой водички из колодца...
- Нужна она мне, читушечка. Без нее обойдусь. В две не в две, а по полторы месячишко отломаю - ничего, - серьезно сказал он, потирая ушибленное место.
- Я уж с мастером договорился...
Он не сообразил сперва, что проговорился. А когда она недоуменно глянула на него, поправился:
- Я, как хватился денег-то, на работу снова поехал и договорился.
3.
С неделю Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской при "Заготзерне", что в девяти километрах от села, чувствовал себя скверно. Жена все злилась; он то и дело получал "скважину", сам тоже злился, но обзываться вслух не смел.
Однако дни шли... Жена успокаивалась. Андрей ждал. Наконец решил, что можно.
4.
И вот поздно вечером (он действительно "вламывал" по полторы смены) пришел он домой, а в руках держал коробку, а в коробке, заметно, что-то тяжеленькое. Андрей тихо сиял. Стоял у порога, ждал, когда на него обратят внимание... На него обратили внимание.
- Чего это ты, как... голый зад при луне, светисся?
- Вот... дали за ударную работу.
Андрей прошел к столу, долго распаковывал коробку. И наконец, открыл. И выставил на стол... микроскоп.
5.
Неделю, наверно, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп.
- Дело в том, - рассказывал он, - что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят – и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.
Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра...
- Иди, проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.
- Давай, опробуем кровь? - предложил сын.
Отец уколол себе палец иголкой, выдавил ярко-красную ягодку крови, стряхнул на зеркальце... Склонился к трубке и застонал.
- Хана, сынок, - в кровь пролезли! - Андрей Ерин распрямился, удивленно посмотрел вокруг. - Та-ак. А ведь знают, паразиты, лучше меня знают - и молчат.
- Кто? - не понял сын.
- Ученые. У их микроскопы-то получше нашего - все видят. И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется.
Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.
- От какой мелкой твари гибнут люди!
- Эх вы! - Андрей встал, пнул со зла табуретку. - Вшей, клопов, личинок всяких - это научились выводить, а тут каких-то... меньше же гниды самой маленькой - и ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!
- Вшу видно, а этих... Как ты их?
Отец долго думал. Как-то принес с работы длинную тонкую иглу... Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.
- Давай попробуем... Наточил проволочку - может, сумеем наколоть парочку.
Кончик проволочки был тонкий-тонкий - прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел... Вспотел даже.
- Разбегаются, заразы... Нет, толстая, не наколоть. Надо тоньше, а тоньше уже нельзя - не сделать. Ладно, счас поужинаем, попробуем их током... Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим. Посмотрим, как тогда они будут...
И тут-то во время ужина нанесло неурочного: зашел Сергей Куликов, который работал вместе с Андреем в "Заготзерне". По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею - просто так. В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят всякие несуразные слова.
6.
- Дай микробов посмотреть?
Андрей встревожился.
- Каких микробов? Иди проспись, Серега... Никаких у меня микробов нету.
- Чего ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное дело... Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя Андрей всех микробов хочет уничтожить.
Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее, лестно было, что говорят про ее мужа - ученый. Скорей по привычке поворчать при случае, чем из истинного чувства, она заметила:
- Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то - микроскоп. Свихнется теперь мужик - ночи не спит. Што бы - пылесос какой-нибудь присудить... А то пропылесосить - и нечем, не соберемся никак купить.
- Кого присудить? - не понял Сергей.
Андрей Ерин похолодел.
- Да премию-то вон выдали... Микроскоп-то этот...
Андрей хотел было как-нибудь - глазами - дать понять Сергею, что... но куда там! Тот уставился на Зою как баран.
- Какую премию?
- Ну, премию-то вам давали!
- Кому?
Зоя посмотрела на мужа, на Сергея...
- А Андрею вон микроскоп выдали... за ударную работу...
Голос супруги Ериной упал до жути - она все поняла.
Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.
7.
Андрей встал... Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:
- У тебя три рубля есть? До получки...
- Есть... Ты за што меня ударил?
- Пошли в лавку. Кикимора ты болотная!.. Какого хрена пьяный болтаешься по дворам?.. Эхх... Чурка ты с глазами.
В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки. Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой... Жены не было.
- Где она? - спросил сынишку.
- В город поехала, в эту... как ее... в комиссионку.
Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.
- Ругалась?
- Нет. Так, маленько. Сколько пропил?
- Двенадцать рублей. Ах, Петька... сынок... - Андрей Ерин, не поднимая головы, горько сморщился, заскрипел зубами. - Разве же в этом дело?! Не поймешь ты по малости своей... не поймешь...
- Понимаю: она продаст его.
- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо: зима скоро. Учись, Петька! - повысил голос Андрей. - На карачках, но ползи в науку - великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?
- Нету, - сказал Петька. Может, соврал.
- Ну и ладно,- согласился Андрей. – Учись, знай. И не пей никогда... Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.
Андрей посидел еще, покивал грустно головой... И пошел в горницу спать.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 7 классе
Тема: «Рассказ «Микроскоп» В.М. Шукшина»
Вызов | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приёмы | Результаты (УУД) |
Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности. Совместно с обучающимися формулирует цель работы. | Участвует в учебной ситуации, осознаёт мотив и цель предстоящей деятельности, отвечает на вопросы учителя, выполняет предложенное задание. | Приём: прогнозирование сюжета по ключевым словам, беседа. | Личностные: понимание учебной цели и задачи. Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить. Познавательные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других, умение создавать устные и письменные высказывания. |
Осмысление | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приёмы | Результаты (УУД) |
Организует деятельность учащихся. Способствует активности работы. Служит источником информации. Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме. | Осуществляет контакт с новой информацией. Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом. Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы. Отслеживает процесс знакомства с новой информацией. Анализирует и обсуждает прочитанное и услышанное. | Выделение художественных средств языка писателя с помощью подчеркивания. Поиск ответов на поставленные вопросы. Чтение текста с остановками. Прогнозирование текста по ключевым словам. Лингвистический эксперимент. | Личностные: установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью. Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей; умение вносить коррективы к ходе работы; умение прогнозировать результат; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; синтез — составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Рефлексия | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приёмы | Результаты (УУД) |
Организует рефлексивную деятельность учащихся. Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями. Организует обсуждение, задает вопросы. Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля. Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса. | Обменивается мнениями. Отвечает на вопросы. Систематизирует новую информацию. Высказывает оценочные суждения. Самостоятельно выстраивает причинно-следственные связи. Ставит новые цели. | Формулирование проблем текста, определение позиции автора; возвращение к ключевым словам; ответы на вопросы; прогнозирование. | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно - этическая ориентация; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Предварительный просмотр:
Звёзды говорят: «ДА!».
Звёзды говорят: «НЕТ!».
«Чудики в моей жизни».
«Почему важно мечтать?».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Великие чудики мира Портретная галерея
Альберт ЭЙНШТЕЙН
Сальвадор ДАЛИ
Илон МАСК
Мир принадлежит оптимистам и мечтателям, а остальные - всего лишь зрители.
Научные степени ПРОФЕССОР: 9-10 баллов ДОЦЕНТ: 6-8 баллов СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК: 4-5 баллов АССИСТЕНТ: 0-3 балла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...