конспект урока по "У лукоморья дуб зелёный..." А.С.Пушкина в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс)
материал в помощь учителю для подготовки к урокам по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_u_lukomorya_dub_zelenyy.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ТЕМЕ:
«А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: познакомить обучающихся с историей создания поэмы, дать первичное представление о жанре поэмы, её отличительных особенностях.
Задачи:
- обучающие: сформировать представление о поэме как жанре, показать связь пролога с УНТ;
- развивающие: развитие творческих способностей обучающихся; развитие речи и воображения, развитие навыков выразительного чтения поэтического текста;
- воспитательные: формирование интереса и уважения к национальным фольклорным традициям, любовь к поэзии Пушкина.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно выражать свои мысли.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, экран, проектор, ЭОР (презентация, видео « У лукоморья дуб зелёный…» мультфильм 2 мин. 55сек.), текст поэмы.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивительному миру пушкинских сказок. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент - мультфильм по сказке Пушкина.
Ваша задача - понять, о каком произведении идёт речь. (просмотр видео « У лукоморья дуб зелёный…» мультфильм 2 мин. 55сек.)
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос:
- Как вы думаете, какую сказку поведал «кот учёный» рассказчику»? (дети без затруднений называют « У лукоморья …», но не всегда сразу назывют саму поэму «Руслан и Людмила»).
- « У лукоморья дуб зелёный…» является ли самостоятельным произведением?
- Действительно, это лишь пролог к поэме «Руслан и Людмила».
Давайте сформулируем и запишем в тетради тему урока
- Что такое пролог? Как он помогает нам понять, о чём будет произведение?
(Это вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, образов поэмы, изобилующее необыкновенным, волшебным).
- Какие герои и образы русского сказочного фольклора присутствуют в прологе? (леший, русалка, избушка на курьих ножках, Баба- Яга, богатырь, царевна, Кощей)
- Откуда Пушкин так хорошо знал русский фольклор? (няня Арина Родионовна приобщила поэта к УНТ)
- Что вы знаете о няне Пушкина? (слайд презентации с портретом няни и отрывком из её сказки)
- Пушкин записал со слов няни, Арины Родионовны, несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, - говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…»
III.Открытие нового знания (изучение нового учебного материала).
История создания поэмы.
Наверное, именно эту сказку и вспоминал юный Пушкин - лицеист, когда скучал по своим родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её голос. В один из таких моментов и родился замысел будущей поэмы «Руслан и Людмила».
Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Она имела большой успех. Жуковский, первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».( ( слайд презентации с портретом Жуковского и надписью).
В 1828 году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону.
Жанровое своеобразие.
Критики по-разному определили жанр поэмы Пушкина.
Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой.
Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным.
- Вспомните, что такое сказка?
- Теперь выясним, что такое поэма (слайд презентации с определением поэмы)
- А вы как считаете, кто из критиков прав?( учащиеся приводят примеры, в которых прослеживаются черты сказки и истор.реальности)
- Давайте запишем вывод о жанровом своеобразии «Руслана и Людмилы»:
«Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.
Словарная работа по прологу (в тетради):
Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега;
ученый – выученный, наученный чему-нибудь;
неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный;
видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении;
витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси;
чредой – по очереди;
пленяет – берет в плен;
чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.
Беседа (+ устное словесное рисование):
- Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?
- Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.
- Найдется ли место на вашей картине для автора пролога? (Ответить на этот вопрос можно двояко. Если учащиеся согласятся изобразить автора на своей картине, то они обязательно должны это доказать, обратившись к тексту (нужна небольшая подсказка учителя, чтобы дети обратились к тексту): «И я там был…», также автор нам говорит, что сказку ему рассказал ученый кот, значит, автор был там и слушал кота. Либо учащиеся ответят отрицательно. Можно также задать вопрос «А как еще себя проявляет автор в тексте?» Этот вопрос сложен для пятиклассников, т.к. они не могут воспринимать всю информацию, которая дается в тексте. Еще следует обратить внимание на иронично-шутливый тон: «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…», «Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой…». Вспомнить определение и роль иронии: ирония – это высказывание, выражающее насмешку или лукавство; троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.).
Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб на берегу моря и сказочного кота.
IV. Закрепление учебного материала.
Выразительное чтение пролога учениками (2 человека). Самооценка чтения, отзывы одноклассников.
- А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками и в разной технике. Какие эпизоды на них изображены? (слайды презентации)
V. Рефлексия (подведение итогов занятия)
1. Беседа учителя с классом
– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не
получилось? Над чем ещё предстоит работать?
2.Домашнее задание:
1. Выразительно чтение наизусть «Пролога».
2.Составить 3-5 вопросов по содержанию поэмы (вопросы будут заданы одноклассникам, чтобы выяснить, насколько внимательно ими прочитана поэма)
Заключительное слово учителя.
Пушкинист Виктор Розанов сказал: «Чтение Пушкина – своеобразная прививка от пошлости.» Как было бы прекрасно, если бы каждый из нас в детстве и юности получал эту прививку, пушкинскую прививку, чтобы не перепутать добро со злом, честь с бесчестием, благородство с низостью, чтобы стать Человеком.
Формирование УУД и технология оценивания
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс
Применение графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...
План-конспект урока английского языка по теме «Давай познакомимся» в 4 классе с использованием Интернет – ресурсов
Данный урок является уроком-обобщением по теме «Давай познакомимся» с использованием дополнительных Интернет-ресурсов. Урок ориентирован на формирование у учащихся навыков аудирования с извлечением об...
Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)
Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...
Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательных в речи" 6 класс
Урок русского языка с использованием ИКТ...
Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.
Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выр...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-х классов Продолжительность 45 минут. Урок №15 Тема: Средства индивидуальной защиты.
Конспект урока ОБЖ, тема № 15, 2 урок, " Средства индивидуальной защиты"...
Конспект урока с использованием информационной компьютерной технологии в 5-м классе по математике по теме «Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие)
Стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:создание на уроке ситуации занимательности, удивление;создание ситуации успеха. поощрение за успешное выполнение своих обязанностей, дополнение;опер...