конспект урока по "У лукоморья дуб зелёный..." А.С.Пушкина в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс)

материал в помощь учителю для подготовки к урокам по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_u_lukomorya_dub_zelenyy.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ:

«А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель  урока: познакомить обучающихся с историей создания поэмы, дать первичное  представление о жанре поэмы, её отличительных особенностях.

 Задачи:                  

 - обучающие: сформировать представление о поэме как жанре, показать связь пролога с   УНТ;

- развивающие: развитие  творческих способностей обучающихся; развитие  речи и воображения, развитие навыков выразительного чтения поэтического текста;

- воспитательные:  формирование интереса и уважения к национальным  фольклорным традициям,  любовь к поэзии Пушкина.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи,  умение полно и ясно выражать свои мысли.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование:  компьютер учителя, экран, проектор, ЭОР (презентация, видео « У лукоморья дуб зелёный…» мультфильм 2 мин. 55сек.), текст поэмы.

ХОД УРОКА

I.  Мотивация учебной деятельности.

     Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивительному миру пушкинских сказок. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент - мультфильм по сказке Пушкина.

Ваша задача - понять, о каком произведении идёт речь. (просмотр видео « У лукоморья дуб зелёный…» мультфильм 2 мин. 55сек.)

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос:

- Как вы думаете, какую сказку поведал «кот учёный» рассказчику»? (дети без затруднений называют « У лукоморья …», но не всегда сразу назывют саму поэму «Руслан и Людмила»).

-  « У лукоморья дуб зелёный…» является ли самостоятельным произведением?

-  Действительно, это лишь пролог к поэме «Руслан и Людмила».

Давайте сформулируем и запишем в тетради тему урока

- Что такое пролог? Как он помогает нам понять, о чём будет произведение?

(Это вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, образов поэмы, изобилующее необыкновенным, волшебным).

-  Какие герои и образы русского сказочного фольклора присутствуют в прологе? (леший, русалка, избушка на курьих ножках, Баба- Яга, богатырь, царевна, Кощей)

- Откуда Пушкин так хорошо знал русский фольклор? (няня Арина Родионовна приобщила поэта к УНТ)

- Что вы знаете о няне Пушкина? (слайд презентации  с портретом няни и отрывком из её сказки)

-  Пушкин записал со слов няни, Арины Родионовны, несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, - говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…»

III.Открытие нового знания (изучение нового учебного материала).

История создания поэмы.

Наверное, именно эту сказку и вспоминал юный Пушкин - лицеист, когда скучал по своим родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её голос. В один из таких моментов и родился замысел  будущей поэмы «Руслан и Людмила».

Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Она  имела большой успех. Жуковский, первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».( ( слайд презентации  с портретом Жуковского и надписью).

В 1828 году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону.

Жанровое своеобразие.  

Критики по-разному определили жанр поэмы Пушкина.

Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой.

Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным.

- Вспомните, что такое сказка?

- Теперь выясним, что такое поэма (слайд презентации  с определением поэмы)

- А вы как считаете, кто из критиков прав?( учащиеся приводят примеры, в которых прослеживаются черты сказки и истор.реальности)

- Давайте запишем вывод о жанровом  своеобразии  «Руслана и Людмилы»:

 «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

     

Словарная работа по прологу  (в тетради):

Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега;

ученый – выученный, наученный чему-нибудь;

неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный;

видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении;

витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси;

чредой – по очереди;

 пленяет – берет в плен;

чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.

 Беседа (+ устное словесное рисование):

  1. Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?
  2. Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.
  3. Найдется ли место на вашей картине для автора пролога? (Ответить на этот вопрос можно двояко. Если учащиеся согласятся изобразить автора на своей картине, то они обязательно должны это доказать, обратившись к тексту (нужна небольшая подсказка учителя, чтобы дети обратились к тексту): «И я там был…», также автор нам говорит, что сказку ему рассказал ученый кот, значит, автор был там и слушал кота. Либо учащиеся ответят отрицательно. Можно также задать вопрос «А как еще себя проявляет автор в тексте?» Этот вопрос сложен для пятиклассников, т.к. они не могут воспринимать всю информацию, которая дается в тексте. Еще следует обратить внимание на иронично-шутливый тон: «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…», «Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой…». Вспомнить определение и роль иронии: ирония – это высказывание, выражающее насмешку или лукавство; троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.).

Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб на берегу моря и сказочного кота.

IV. Закрепление учебного материала.

Выразительное чтение пролога учениками (2 человека). Самооценка чтения, отзывы одноклассников.

- А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками и в разной технике. Какие эпизоды на них изображены?  (слайды презентации)

V. Рефлексия (подведение итогов занятия)

   1. Беседа учителя с классом

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не

получилось? Над чем ещё предстоит работать?

2.Домашнее задание:

1. Выразительно чтение наизусть «Пролога».

2.Составить 3-5 вопросов по содержанию поэмы (вопросы будут заданы одноклассникам, чтобы выяснить, насколько внимательно ими прочитана поэма)

Заключительное слово учителя.

Пушкинист Виктор Розанов сказал: «Чтение Пушкина – своеобразная прививка от пошлости.» Как было бы прекрасно, если бы каждый из нас в детстве и юности получал эту прививку, пушкинскую прививку, чтобы не перепутать добро со злом, честь с бесчестием, благородство с низостью, чтобы стать Человеком.

 

 

Формирование УУД и технология оценивания

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой  задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс

Применение  графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...

План-конспект урока английского языка по теме «Давай познакомимся» в 4 классе с использованием Интернет – ресурсов

Данный урок является уроком-обобщением по теме «Давай познакомимся» с использованием дополнительных Интернет-ресурсов. Урок ориентирован на формирование у учащихся навыков аудирования с извлечением об...

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.

Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выр...

Конспект урока с использованием информационной компьютерной технологии в 5-м классе по математике по теме «Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие)

Стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:создание на уроке ситуации занимательности, удивление;создание ситуации успеха. поощрение за успешное выполнение своих обязанностей, дополнение;опер...