Внеклассное мероприятие "День ручного письма"
методическая разработка по литературе

Рассказова Елена Александровна

Литературная гостиная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_den_ruchnogo_pisma.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка

на участие в региональном конкурсе

методических разработок «Идеи будущего»

Участники

Рассказова Елена Александровна,

Евстратова Вера Владимировна

Учебное учреждение

МБОУ-СОШ р.п.Советское Советского района Саратовской области

Номинация

Сценарии внеурочных мероприятий

Направление

Русская литература

Телефон

89170246188

Электронный адрес

rasskazova_elena@mail.ru

Литературно-музыкальная гостиная

«День ручного письма…» (эпистолярный жанр вчера и сегодня)

Пояснительная записка

Вопросы развития речи учащихся чрезвычайно актуальны в наше время. Современный человек должен свободно владеть родной речью, чтобы состояться как талантливый коммуникатор в многоликом мире.

К сожалению, уроки развития речи часто носят чисто прикладной характер, не дают простора для самовыражения. Ещё Сухомлинский В. А. писал, что самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности следует считать тот момент, когда ребёнок «сказал своё слово», т.е. сделал шаг к творчеству, поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии. Обращение к эпистолярному жанру не случайно: эпистолярное сочинение является поистине уникальным способом самовыражения школьника. Сама форма письма имеет целый ряд преимуществ перед традиционными литературными жанрами – неограниченный выбор языковых средств, свободный переход от одной темы к другой, эффект достоверности и непосредственного соучастия в описываемом. Письмо занимает важное место как в сфере личной жизни человека, так и в сфере официально-деловых отношений. Однако в школьной программе практически не предусмотрены часы на знакомство с эпистолярным жанром, за исключением правильного оформления адреса, различных форм обращений к адресату. Сегодня мы не только не совершенствуем методику обучения эпистолярному искусству, но и утрачиваем наследие прошлого.

Цель данного внеклассного мероприятия – знакомство учащихся с эпистолярным жанром, с эпистолярным наследием.

Задачи:

 - Возрождать традиции эпистолярного жанра.

 - Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.

 - Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы и при проведении опросов.

 - Повысить интерес к эпистолярному жанру.

 - Заинтересовать обучающихся в использовании письма как средства передачи своих чувств и мыслей.

Мероприятие предназначено для учащихся среднего и старшего звеньев. Может использоваться в качестве элемента внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО - духовно - нравственное направление; как открытое мероприятие по предмету, открытый классный час.

Предназначено для учителей истории и литературы, классных руководителей.

Данная разработка позволяет использовать групповые формы работы, что в условиях малой наполняемости классов в сельской школе весьма проблематично. В мероприятии могут принимать участие учащиеся различных возрастных групп. Кроме того, она позволяет развивать коммуникативные и регулятивные УУД, творческие способности различного характера (развитие речи, оформительские, ИКТ – компетенции).

Необходимое оборудование и материалы Универсальные (компьютер, проектор, экран), Презентация в POWER POINT.

 

Вед 1 Добрый день! Уважаемые гости, вас приветствуют члены кружка «Юный журналист». Сегодня мы представляем фрагмент мероприятия, подготовленного нами к Дню ручного письма – 23 января.

Вед.2: :Наша жизнь меняется на каждом шагу. За последние два десятилетия в нашу жизнь не вошли, а ворвались компьютеры, сотовые телефоны, спутниковая связь, Интернет… Конечно, это хорошо, ведь  технические средства обеспечивают большую скорость обмена информацией. Проблема в том, что при этом не всегда сохраняется качество общения. Мы все меньше и меньше времени отводим на длительные беседы и телефонные разговоры, нам легче быстро отправить короткую СМСку или сообщение с помощью WhatsApp или Скайпа.

Вед.1. А о таком виде общения, как бумажное письмо, в наше время практически уже забыли. Мы же хотим напомнить об уникальности ручного письма и убедить вас в том, что именно этот вид общения имеет много преимуществ перед современными средствами.

Вед.2. В рамках работы кружка мы провели анкетирование среди людей разных возрастов. Результаты исследования показали, что бумажные письма пишет только 10% человек. Среди них – только люди старше 40 лет. При этом:

  • Большинство наших респондентов считают, что жанр письма уже умер
  • Но, как ни странно, многие любят получать письма, хотя сами их не пишут.

Вед.1. Мы разучились писать письма, слать открытки к праздникам, а если это и делаем, то как-то коряво. А ведь именно бумажное письмо лучше помогает раскрыть душу. Давайте сравним. Итак, век девятнадцатый… Знакомьтесь – Татьяна Ларина…

 

Инсценировка: Татьяна Ларина пишет письмо Евгению Онегину (Багаева )

 

Вед.2. А теперь век двадцать первый… Современный молодой человек, влюблённый, как Ромео, но ещё не признавшийся в своих чувствах. Они сейчас не вместе: его девушка - в другом городе…

Инсценировка: молодой человек (романтично) читает стихотворение, девушка – на другом краю сцены (Божко и Гизун)

 

Иду по аллее и листья пинаю,

Размеренно строчки рифмую с шагами.

Ах, как получилось так, не понимаю,

Что, словно мальчишка, увлёкся я вами.

 

С одной стороны – вы само совершенство,

С другой – тоже самое, только зеркально.

Держать вашу ручку - такое блаженство!

Об этом я часто мечтаю печально.

 

Вы так мелодичны, вас слушать приятно,

Но голос теряет в шипении трубка,

И горе моё в связи с тем необъятно.

Лекарство одно – ваши сладкие губки.

 

Когда же, когда я увижу вас снова?

И личико ваше, и ручки, и ножки?

В любви я уверю вас силою слова

Сейчас же вот здесь же – на этой дорожке!

 

(Достает телефон, звонит – его не слышат, звонит еще раз – звонок срывается)

 

- Раз так, я все напишу в СМС, все-все, что я думаю, я расскажу ей о своих чувствах… (набирает текст, у девушки раздается звонок, она читает СМС: «Скучаю, давай встретимся»)

 

Девушка: И это всё? О боже! Как скучно!

 

Вед.1. Да, высокие технологии, Интернет… Только романтика при этом теряется. А ведь в письмах хранится море информации об ушедших временах, нравах, вкусах и устремлениях от бытовых подробностей до событий исторического масштаба.

 

Вед.2. Когда возник эпистолярный жанр? Еще из античных времен известно письмо Плиния-младшего Тациту. Из этого источника всему миру стало известно об извержении Везувия и гибели города Помпеи.

 

На фоне слайда с репродукцией «Гибель Помпеи» под инструментальную музыку чтец читает фрагмент письма: (Варданян)

 

«Я оглядываюсь назад: густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин; одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких; некоторые в страхе перед смертью молили о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет, и для мира это последняя вечная ночь».

 

Вед.1. Век двадцатый… Великая Отечественная война! Письма с кусочками судеб – героическими подвигами, самыми теплыми и нежными словами, единственной памятью о родных… Трудно читать эти письма. Они потрясают до глубины души.

 

Чтение избранных писем на фоне мелодии «Темная ночь» (Баймуханов и Опенкин)

 

Письмо гвардии майора Дмитрия Андриановича Петракова дочери

 

Моя черноглазая Мила!

Посылаю тебе василёк… Представь себе: идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв – цветок сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми оккупированных территорий, где они убивают и топчут ребят…

Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последнего вздоха, до последней капли крови, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком.

Папа.

 

Письмо Вадима Александровича Сивкова родителям

 

Здравствуйте, дорогие мои папа, мама и Тасенька!

Сообщаю, что на фронте мне пришлось быть всего немного более месяца. В наступлении прошли уже более ста километров. 13 марта я одним своим танком занял село Якино.

В ночь на 15 марта немцы пошли в атаку, заняли село. Из-за ночи мой танк упал в противотанковый ров. Остались вдвоем с радистом. Решили погибнуть при крайнем случае, но в плен не идти.

Немцы 2-3 раза подходили к танку, но пока не открыли. Живу, может быть, последние минуты. Вот коротко о себе. Не волнуйтесь за меня. На то есть война. Желаю вам дальнейшей счастливой жизни.

Последняя просьба к вам: сообщите в Ижевск всем ребятам о моей смерти.

Ну вот и все. До свидания навеки.

15 марта 1944г. 7 часов утра.

 

Вед 1 Это было, действительно, последнее, прощальное письмо. Когда через день село освободили советские войска, его нашли в консервной банке под танком, который был взорван самими танкистами, в упор расстрелянными фашистами.

 

Вед 2 Когда недавней старины
Мы переписку разбираем,
И удивления полны -
Так много страсти в ней читаем,
Так много чувства и тоски
В разлуке, столько слёз страданья,
Молитв и просьб о дне свиданья,-
Мы в изумленьи: далеки те дни, те чувства!..

 

Вед.1. «А вы пишете бумажные письма или поздравительные открытки?»

«Когда вы в последний раз написали бумажное письмо?»

«Почему вы не пишете бумажные письма?» - это спросить у гостей

Вед 2 Действительно, среди отговорок встречаются такие: проще отправить короткое сообщение, писать не о чем; мне не пишут, а я почему должен; времени нет…(те, которые были названы)

 Вед 1 Письмо – это не только удобная форма общения на расстоянии, но и хороший способ самовыражения. Письмо приносит в дом радость. В письме можно сказать много всего хорошего, чего наяву язык не повернется произнести. Красивая бумага, знакомый, родной почерк – это вещественное доказательство признательности и любви, которое можно перечитывать снова и снова. Время коротко, оно летит, а общения, внимания и любви нам всем недостает… так что - скорее за ручку и творите добрые дела – ДАРИТЕ ЛЮБОВЬ!

 

Вед.1. Мы предлагаем вам вспомнить этот жанр и написать письмо-пожелание нашему поколению. (2 минуты)

Кто-то из вас хочет прочитать свое письмо? (или положить в почтовый ящик)

Вед.2. Психологи считают, что на угасание эпистолярного жанра повлияло не столько появление электронных средств, сколько то, что в наше время люди стали проявлять больше индивидуализма, перестают доверять друг другу, предпочитают тайное и сокровенное носить в себе. А это уже тревожный сигнал. Ведь что может быть дороже общения и проявления любви?

Вед 1 Ну, а может, для кого-то вы могли бы

Стать опорой и поддержкой в трудный час,

Чтоб с души его свалилась горя глыба,

Чтоб потом он благодарно вспомнил вас.

 

Вед 2 Осушите чьи-то слёзы, рассмешите,

Не жалейте для письма душевных сил,

Отыщите полчаса и напишите,

Хоть об этом вас никто и не просил.

  

 Вед 1 Если вы писать не любите, но все же

Не решаетесь сказать о чувствах вслух,

Напишите – может, вам ответят тоже,

Ведь не может быть весь мир и слеп, и глух.

 

Вед 2 Огонек в своей душе не потушите

И доверьте сокровенное письму,

Напишите, напишите, напишите!

Легче на душе вам станет самому!

Звучит 1-й куплет песни «Вологда»

Разработка составлена Рассказовой Е.А. и Евстратовой В.В.

Согласие н обработку персональных данных участника регионального конкурса методических разработок «Идеи будущего»

Я, Рассказова Елена Александровна, даю согласие на:

Пункт согласия

Да/нет

1

Участие в региональном конкурсе методических разработок «Идеи будущего»

да

2

Внесение сведений, указанных в заявке участника Конкурса, в базу данных об участниках Конкурса и использование в некоммерческих целях для размещения в сети Интернет.

да

3

Использование иных материалов, представляемых на Конкурс, для публикаций в средствах массовой информации и при подготовке учебно-методических материалов Конкурса.

да

4

Передачу моего личного электронного адреса третьим лицам

да

5

В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) подтверждаю свое согласие на обработку данных

Да

Дата:    23.10.2022

Подпись:  Рассказова                           Рассказова Елена Александровна

Согласие н обработку персональных данных участника регионального конкурса методических разработок «Идеи будущего»

Я, Евстратова Вера Владимировна, даю согласие на:

Пункт согласия

Да/нет

1

Участие в региональном конкурсе методических разработок «Идеи будущего»

да

2

Внесение сведений, указанных в заявке участника Конкурса, в базу данных об участниках Конкурса и использование в некоммерческих целях для размещения в сети Интернет.

да

3

Использование иных материалов, представляемых на Конкурс, для публикаций в средствах массовой информации и при подготовке учебно-методических материалов Конкурса.

да

4

Передачу моего личного электронного адреса третьим лицам

да

5

В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) подтверждаю свое согласие на обработку данных

Да

Дата:    23.10.2022

Подпись:  Евстратова                           Евстратова Вера Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по письму "КВН"

Данный материал представляет разработку праздника посвещенному "Письму". Содержит подборку различных  заданий на развитие логики, мышления, знание русского языка....

Урок по технологии 5 класс. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"

Урок по технологии для учащихся 5 класса. Тема: "Терминология  ручных работ. Выполнения ручных стежков и строчек".Цель урока: дать общие понятия о терминах, применяемых при выполнении ручных рабо...

Программа по внеклассной работе "АЗБУКА РУЧНОЙ ВЫШИВКИ"

Программа предусматривает знакомство уч-ся с историей появления вышивки, инструментами и материалами, необходимыми для её выполнения, способами перевода рисунка на ткань и изменениями его  размер...

Внеклассное мероприятие по письму «Праздник письма».

Внеклассное мероприятие по письму «Праздник письма» я проводила как общешкольное мероприятие среди учащихся младших классов. Главной задачей внеклассного занятия - закрепить знания учащихся в алфавитн...

Внеклассное мероприятие "Пишите письма, друзья"

Внеклассное мероприятие подготовлено для учащихся 8-11 классов  к неделе русского языка и литературы....

Методические рекомендации ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ

Кружковая работа может способствовать решению многих коррекционных задач в работе с умственно отсталыми младшими школьниками. Наряду с формированием трудовых умений кружковая работа позволяет формиров...

Конспект внеклассного общешкольного мероприятия по трудовому обучению: подготовка МОП, сельскохозяйственный труд, ручной труд.

Данное мероприятие направлено на закрепление трудовых компетенций в учебных дисциплинах: подготовка младшего обслуживающего персонала, сельскохозяйственный труд (5-9кл), ручной труд (1-4кл)....