Программа по внеклассной работе "АЗБУКА РУЧНОЙ ВЫШИВКИ"
календарно-тематическое планирование по технологии (6 класс) по теме
Программа предусматривает знакомство уч-ся с историей появления вышивки, инструментами и материалами, необходимыми для её выполнения, способами перевода рисунка на ткань и изменениями его размера.Уч-ся выполняя изделия с вышивкой закрепляют навыки по выполнению ручных стежков различного вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmampo_vneklassnoy_rabote_azbuka_ruchnoy_vyshivki.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДЛЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ « АЗБУКА РУЧНОЙ ВЫШИВКИ»
I. Вводное занятие:
- Ознакомление с программой обучения.
- Правила техники безопасности и организации рабочего места.
- Инструменты, приспособления материалы правила пользования и хранения.
II. Из истории народной вышивки.
Краткие сведения о нитках, хлопчатобумажных и льняных тканях. Полотняное переплетение, нити основы и утка. Выравнивание краев ткани, закрепление рабочей нити в начале и в конце, композиционные построения узоров.
III. Основы вышивания.
1. Начальные швы и их варианты:
а) шов «вперед иголку»
б) шов « назад иголку»
в) шов « строчкой»
г) петельный шов
д ) шов «козлик»
е) стебельчатый шов
2 Свободные швы:
а) шов «цепочкой» - тамбурный
б) шов петля вприкреп
в) шов полупетля
г) шов «елочка», «зиг - заг»
Освоение рабочих приемов выполнения простых швов осуществляется на таких изделиях как салфетки, носовые платки, декоративные дорожки и наволочки на подушки, панно ….
IV. Способы обработки срезов салфеток, платков, дорожек…
а) бахромой
б) швом вподгибку с закрытым срезом
в) кружевом или тесьмой
г) «зиг – заг» швом
V. Зарисовка узоров.
Уменьшение и увеличение рисунка. Изготовление выкроек, трафаретов и лекал. Составление узоров.
Способы нанесения рисунка на ткань:
а) с помощью копировальной бумаги
б) перевод «припорохом»
в) перевод с помощью подсвета
г) перевод на сукно, бархат….
д) перевод рисунка с готового изделия
VI. Накладная вышивка-аппликация
- История возникновения
- Инструменты и материалы
- Виды аппликации и техника выполнения
- Способы крепления аппликации на изделии:
а) петельным швом
б) «зиг-заг» швом
в) швом «козлик»
г) машинный способ крепления
д) термоспособ
Освоение приемов работы по выполнению аппликации возможно как на уже готовых изделиях – юбках, блузах, платьях и т. д., так и на сшитых самими учащимися - прихватках, грелках на чайник, фартуках, салфетках, дорожках, и т. д.
Пояснительная записка к программе для внеклассной работы по декоративно – прикладному искусству «Азбука ручной вышивки»
Данная программа рассчитана для всех учащихся, интересующихся ручной вышивкой независимо от уровня их интеллекта, способностей в гуманитарных, технических или экономических науках. И скорее она ориентирована на тех учениц, у которых, возможно, бывают проблемы в учёбе, в выполнении других более сложных видов деятельности. Часто такие дети страдают от того, что у них ничего не получается, формируется комплекс неполноценности, собственной ущербности. Им бывает тяжело общаться со сверсниками, они замыкаются в себе, не знают чем занять себя в свободное время. Аэто тревожный психологический и социальный фактор.
Поэтому данная программа «АЗБУКА РУЧНОЙ ВЫШИВКИ» не только даёт возможность приобрести новые, бесспорно полезные навыки, но и , что не менее важно, способствует формированию уверенности в себе, осознанию собственной значимости, раскрытию в себе талантов, да и просто помогает организовать досуг.
На протяжении столетий вышивка была неотьемлемой частью украшения одежды и быта. Стремление создать прекрасное отразилось в неповторимых, красочных узорах и орнаментах народных вышивок. На Руси вышивка бытовала еще в домонгольский период. Древнерусское лицевое шитьё перекликалось с иконописью и было тесно связано с живописью. Лицевое шитью с изображением святых или сюжетами на религиозные темы служило украшением стен храмов наравне с иконами и фресками.
На вышивку, как и на одежду, мода то приходит, то уходит. Еще совсем недавно иметь вышитые вещи считалось мещанством. Но в середине 70-х годов вышивка стала модной. И вещи, украшенные вышивкой, от этого только выигрывали. Вышивание воспитывает у учащихся усидчивость, аккуратность, терпеливость, вдумчивость, внимательность, вкус.
В процессе освоения этой программы учащиеся знакомятся с историей возникновения вышивки, закрепляют навыки по выполнению ручных стежков и строчек разного вида, приобретают навыки правильного выбора стиля, композиции и размера рисунка для изделий различного ассортимента. Учатся приёмам перевода выбранного рисунка на ткань, изменению размеров рисунка. Приобретают навыки в способах воплощения рисунка на изделии, правильном определении вида вышивки и выборе стежков для ее выполнения. Приобретают знания об аппликации, ее видах и способах выполнения, о возможности сочетать вышивку с аппликацией. В процессе выполнения вышивки дети расширяют круг своих знаний о природе цвета, закономерностей цветовых сочетаний, в результате чего умеют правильно выбрать цветовую гамму ниток для вышивания. Кроме того вышивание оказывает на учащихся успокоительное воздействие. Не случайно поэтому при лечении людей от нервных заболеваний врачи рекомендуют им заниматься вязанием или вышивкой и в шутку называют это «спице и иглотерапией». Человек, взявшийся за эту работу уже ни о чём другом не может думать. Его мысли целиком заняты тем, что оживает на рисунке. Работа настолько увлекает его, что он забывает всё неприятное и тревожное.
Мы живём в эпоху больших скоростей и учащенных ритмов. И постоянно ощущаем недостаток времени. Особенно остро испытывают это работающие женщины, на плечи которых ложатся заботы о семье и детях. Но женщина всегда остаётся женщиной. Утончённое чувство красоты, присущее ей, берёт верх над всеми заботами и она стремится выкраивать минуты между основными делами для украшения своей и детской одежды, своего жилья различными способами и в том числе вышиванием. Но чтобы взрослая женщина обладала этими качествами и имела желание окружить себя и свою семью красивыми вещами, хотела бы создать комфортный и уютный быт – надо это воспитывать у нее с детства.
В старину рукоделие вышивальщиц наряду с другими ремеслами прославляли на весь мир наш талантливый народ. Не случайно в настоящее время правительством предпринимаются важные шаги по пути возрождения забытых ремёсел и народного творчества. Секреты мастерства умельцев старшего поколения не должны уйти вместе с ними. Вся надежда на нашу талантливую юную смену. Зоркие глаза, ловкие руки, высокий уровень общего развития – все это сослужит огромную службу молодому поколению в занятии этим увлекательным видом искусства и поможет его возрождению и развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Виды швов ручной вышивки"
Данный урок является первым из цикла уроков по изучению строчевой вышивки "мережка". Применение интерактивных демонстрационных слайдов делает занятие более интересным,излагаемый материал наглядным...
Урок технологии в 5 классе "Ручная вышивка"
Вышивка - древнейший вид украшения швейных изделий. Распространение ручной вышивки в прошлом объясняется тем, что по обычаю все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и отдават...
Проект "Марлен Дитрих" в технике ручной вышивки крестом
Вышивание - это украшение ткани цветным орнаментом. Этот вид ремесла уходит своими корнями в глубокую старину. Вышивкой XV-XIV веках до н. э. занимались мастерицы Древнего Египта. В гробнице Тутанхамо...
Авторская программа по ручной вышивке .
Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям технологии и всем желающим освоить курс ручной вышивки....
Авторска программа кружка " Ручная вышивка"
Учебная программа по курсу ручной вышивки является программой учебной направленности. Кнцепция программы: возрождение народного творчеств, развитие интереса и творческих возможностей детей. Прог...
УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОСТЫЕ РУЧНЫЕ ШВЫ. УХОД ЗА ВЫШИТЫМ ИЗДЕЛИЕМ. ПРОФЕССИЯ «ВЫШИВАЛЬЩИЦА РУЧНОЙ ВЫШИВКИ» 5 КЛАСС
Комбинированный урок с элементами интерактивных форм работы,тематическое оценивание...