Исследовательская работа по литературе
творческая работа учащихся по литературе

Осорова Сэсэгма Дамдиновна

Исследовательская работа по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_grydin_i.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия                                          Джидинский район                                                                                                                 Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Секция: Литература

Иссследовательская работа

«Джидинская поэтесса»

                                                                      Автор:Грыдин Иван,  учащийся 9Б класса

                                                                  МАОУ «Петропавловская  СОШ № 1»

                                                                       Руководитель: Осорова Сэсэг Дамдиновна,              

                                                              учитель русского языка и литературы

Петропавловка,2022

Содержание

Введение

Глава 1. Биография Семёновой Людмилы Куприяновны.

Глава 2. Основные направления в творчестве.

Глава 3. «Где алеют жарки…»

Глава 4. Духовный учитель Л. Семёновой

Глава 5. Анализ повести «Я- птица»

Заключение

Список литературы

Введение

                Моя малая Родина – это Джидинский район и главное его богатство – это люди. Я считаю, что в нашем крае много талантливейших поэтов и писателей.

И одной из таких поэтесс является Семенова Людмила Куприяновна.

Цель моей работы заключается в том, чтобы через знакомство с литературным наследием района прививать любовь к своему родному краю.

Задачи исследования:

Изучить литературные произведения поэтессы Семёновой Людмилы Куприяновны

Проанализировать произведения, посвященные родному краю.

Вызвать интерес ровесников  к изучению своего родного края, желания учиться и знать поэтов,  писателей.

Объект исследования: литературное краеведение Джиды.

Предмет исследования: литературное творчество поэтессы.

Методы исследования: изучение литературы, периодической печати, беседа и интервью, исследование и анализ творчества поэтессы.

Глава 1. Биография Семеновой Людмилы Куприяновны.

Семенова Людмила Куприяновна родилась в 1964 году в селе Нижний Торей Джидинского района.

         Член союза писателей Бурятии. Издана книга стихов Л.Семёновой "Где алеют жарки". В своих стихах она прославляет свою малую родину и людей, прославивших свой край. Ёе стихи положены на песни. В 2011 году издан сборник "Стихи и песни о Джиде" куда включены её стихи-песни "Мой Торей" и другие.

           Учитель русского языка и литературы. Член Союза писателей Республики Бурятия. Автор поэтических сборников. Лауреат Международной поэтической премии на русском языке им. Этигэлова. Автор переводов с бурятского языка стихов Нины Артугаевой. ("Весенние звёзды"). Лауреат региональной поэтической премии "Я воспеваю Родину свою". Дипломант Международной конференции им. А.С. Макаренко. Заместитель директора по УР с 1999 -2018 гг. Руководитель ППЭ с 2006 -2012 гг. Почетный работник общего образования РФ. Автор грандовых проектов школы (результат проектов: школа ФЭП, школа России -2003).

Образование-1985 год - Бурятский педагогический институт им. Доржи Банзарова.

1999 -2002 гг. - Институт образовательной политики "Эврика", г. Москва.

Глава 2. Основные направления в творчестве.

 Основные мотивы в лирике Л. Семеновой.

  1. Пейзажная лирика.

«Сторона ты моя», «Джида», «Байкал», «Поле» и др.

  1. Философская лирика.

«Триптих. Этигэлову», «Благословенный Матвей», «14 декабря» и др.

  1. Гражданская лирика.

«Времена Перестройки», «Рулетка», «Чудо –камни», «Сказка про Емелю» и др.

  1. Христианская лирика.

«Начальники мои на небесах», «Пасхальные часы», «Не торопите, небеса», «Облака», «Талифа куми», «Будем жить!»  и др.

  1. Любовная лирика.

«Винограднаякисть», «Сплетение», «Прощение», «Гимн любви» и др.

Поэмы «Родина деда», «До сих пор мне снится», «Доржи Банзаров».

Переводы стихов с бурятского языка Нины Артугаевой.

Публицистические статьи.

Глава 3. «Где алеют жарки…»

От автора:

«… Педагог Нижнеторейской средней школы Людмила Семёнова подготовила к печати свой первый лирический сборник «Где алеют жарки…».

Жарки-олицетворение любви к малой родине, которая не угасает в сердце каждого человека.

Автор размышляет о жизни, о своём предназначении, её лирический герой- ищущий, неустанный и в то же время не боящийся риска человек…»

Книга Людмилы Куприяновны «Где алеют жарки…» вышла в свет в 2010 году. Это был её первый сборник стихов, подготовленный к печати.

В стихотворении «Начальники мои на небесах» она пишет «Я- божья тварь, и долг мой ныне Все Божье воспеть, и пою…». В этой строке слово «тварь» означает «творение», имеется ввиду «Я божие творение».

Также в этом сборнике представлен Триптих. И вот небольшой отрывок.

«Доржи- алмаз. И в жизни был алмазом.

С Ичетуя в Казань- нелегкий, сложный путь.

А он сумел, дошел. Увы! За доброту наказан,

И аромат полей не может он вдохнуть.

В праздник месяца Белого,

Лютой февральской стужей,

Люди! Что вы наделали?!

Беда метелями кружит…»

         Этот Триптих посвящён первому бурятскому учёному Доржи Банзарову. В нём рассказывается о последних момент жизни и воспоминания Доржи Банзаровича. Рассказывается о том, что мать не дождалась родного сына, которого она ждала пятнадцать лет.

            Я не могу не рассказать о ещё одном произведении Людмилы Куприяновны. Оно посвящено Строителям БАМа- Байкал Амурской Магистрали. Оно о том, как простые труженики калечили или вовсе теряли свои жизни. Но каким же образом? Горы, через которые прокладывалась магистраль содержали радиоактивные вещества. Рабочие получали огромную дому радиации.

«…А тоннель, что проложили,

Мёртвой зоной нарекли,

Нас на клад тут заложили,

На погибель обрекли,

Те, кто скрыл от всех ту тайну

О радии,

И теперь тому успеху

Не рады мы.

       

Глава 4. Духовный учитель Л. Семёновой.

«Благословенный Матвей»

(М.Р.Чойбонову)

Благословенный, Избранный Матвей,

Ты не брани меня, послушай:

Тепло твоих святых очей

Излечивает людям душу.

К тебе спешат, идут, бредут

За помощью и за советом,

И исцеленья непременно ждут,

А как тебе живётся в мире этом?

Твоя дорога очень непроста

В людском тысячелетье,

Но свыше нам определенны места,

И Будда мудростью тебя отметил.»

       Этот отрывок из произведения «Благословенный Матвей» Людмилы Куприяновны. Людмила Семенова считает Матвея Чойбонова свои духовным учителем, так как он разглядел в ней талант писателя и помогал ей в её писательской деятельности. Он помог ей в продвижение её произведений и в следствии чего Людмила Куприяновна членом Союза Писателей. К сожалению Матвей Рабданович скончался 25 октября 2021 года.

Глава 5. Анализ повести «Я-птица».

           Имя Людмилы Семёновой в Бурятии и за её пределами знакомо через поэзию. И вот её новое произведение - повесть "Я - птица" опубликовано в журнале "Байкал" 5, 2021 г. Ранее, в 2020 году, повесть была отмечена дипломом международного Оргкомитета литературного конкурса в Австралии (Сидней), посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Автор повести поднимает проблемы сохранения и развития исторической памяти. Коллективизация, Отечественная война, восстановление страны - эпохальные события двадцатого столетия, не только для народов нашей страны, но и всего мира. Сохранение их в памяти народной - важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Исторический подвиг - это поколение победителей. Задача поэта, писателя донести эти духовные ценности до сегодняшней молодёжи, на которую выливается агрессивный поток противоречивой информации.

Название повести символично.

Образ птицы многогранен: время- птица, письма – журавлики с фронта, память – птица, мать – голубка, руки – гамаюны…Автор доносит до читателя мысль: человек подобно птице вьет гнездо, а если его разоряют, то гибнут «птенцы» …

Заключение

          В результате своих исследований я пришел к выводу, что более пристальное и глубокое изучение, понимание литературного наследия родного края позволяет внимательно относиться и любить свою малую родину.

        А какое богатое литературное наследие оставили нам писатели и поэты нашего района! Я считаю, что именно обращение к литературе, а значит, и к культуре своего народа поможет нам сохранить себя. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Хочется верить, что знакомство с литературой нашего района позволит сблизить современное поколение к литературному богатству родного края.

Список литературы

  1. Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Байкал»
  2. Общественно-политический журнал «Личность»
  3. Сборник стихов «Где алеют жарки…»
  4. Краеведческий портал «Родное село»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по литературе "Изображение сексуальности в поэзии Серебряного века"

Автор работы рассматривает приемы и способы показа сексуальности в поэзии Серебряного века, исследуя особенности эпохи и взгляды  современных школьников....

Научно-исследовательская работа по литературе

Научно-исследовательская работа по литературе...

Исследовательская работа по литературе "Любовь, красота, память в рассказах И.А.Бунина"

На  первый  план  у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Мгновения любви по Бунину  становятся  вершиной  жизни  человека.  ...

Отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе.Исследовательская работа по литературе.

В работе подробно освещена история  дуэлей, а именно отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе. Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи...

Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»

Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат...

Исследовательская работа по литературе Жидкова Виталия "Математические задачи в литературе"

Обоснование выбора темы. Я очень люблю читать. Читаю с интересом все!…Люблю фантастику, классику, приключения… Но свою любовь к художественной литературе я делю и с математикой, этой увл...