Исследовательская работа по литературе Жидкова Виталия "Математические задачи в литературе"
проект по литературе (5 класс) на тему
Обоснование выбора темы. Я очень люблю читать. Читаю с интересом все!…Люблю фантастику, классику, приключения… Но свою любовь к художественной литературе я делю и с математикой, этой увлекательной и захватывающей наукой, требующей точности и конкретизации! Но я никогда бы не подумал, что такие две противоречивые «дамы» могут иметь точки соприкосновения. И каково же было мое удивление, когда читая литературное произведение я, в очередной, раз встретил математическую задачу! Тогда и родилась идея - проанализировать прочитанные литературные произведения, но уже глазами математика, попробовав решить предложенные автором задачи. И когда я занялся этим вопросом, понял, насколько дружно могут сосуществовать эти науки Математика и литература занимают очень значительное место в жизни современного общества, а это значит, что вызывают к себе огромный интерес. Обе эти области знаний – математика и литература – схожи в том, что через них мы познаем окружающую действительность: литература направлена на раскрытие духовной жизни человека, математика же предполагает понимание технической, материальной стороны деятельности людей.[1] Две противоположности привлекли моё внимание.
Проблема: решают ли читатели задачи, предложенные автором художественного произведения?
Цель моей работы: является доказательство существования связи между литературой и математикой.
Объект исследования: произведения художественной литературы
Предмет исследования: математические задачи в литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
VII межмуниципальная научно-практическая конференция
обучающихся общеобразовательных организаций
«Школьная исследовательская инициатива»
Гуманитарная секция
Математические задачи в литературе
исследовательская работа
Жидков Виталий Викторович, обучающийся 5 «В» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Руководитель: Мушта Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ Бутурлиновская СОШ |
Бутурлиновка 2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3стр
Глава I Математика и литература - смежные науки…………………….. 4стр.
Глава II Поиск, исследование и анализ математических задач ………..6стр.
Глава III Этапы подготовки сборника к выпуску…………………………7стр.
Заключение………………………………………………….……………….9стр.
Список используемой литературы…………………………………………10стр.
Приложение…………………………………………………………………11стр.
Введение
Обоснование выбора темы. Я очень люблю читать. Читаю с интересом все!…Люблю фантастику, классику, приключения… Но свою любовь к художественной литературе я делю и с математикой, этой увлекательной и захватывающей наукой, требующей точности и конкретизации! Но я никогда бы не подумал, что такие две противоречивые «дамы» могут иметь точки соприкосновения. И каково же было мое удивление, когда читая литературное произведение я, в очередной, раз встретил математическую задачу! Тогда и родилась идея - проанализировать прочитанные литературные произведения, но уже глазами математика, попробовав решить предложенные автором задачи. И когда я занялся этим вопросом, понял, насколько дружно могут сосуществовать эти науки Математика и литература занимают очень значительное место в жизни современного общества, а это значит, что вызывают к себе огромный интерес. Обе эти области знаний – математика и литература – схожи в том, что через них мы познаем окружающую действительность: литература направлена на раскрытие духовной жизни человека, математика же предполагает понимание технической, материальной стороны деятельности людей.[1] Две противоположности привлекли моё внимание.
Проблема: решают ли читатели задачи, предложенные автором художественного произведения?
Цель моей работы: является доказательство существования связи между литературой и математикой.
Объект исследования: произведения художественной литературы
Предмет исследования: математические задачи в литературе
Для достижения поставленной цели логично выполнить следующие задачи:
1) найти математические задачи в литературных произведениях;
2) решить отобранные задачи, проанализировать полученные в ходе решения результаты;
3) оценить проделанную работу;
4) сформулировать главный вывод.
Гипотеза: я предположил, что задачи, предлагаемые автором произведения можно встретить на страницах учебника математики, но почему-то литературная задача кажется не такой трудной и ты, без особых усилий над собой, спокойно решаешь эту задачу.
При исследовании использованы следующие методы: поиск, изучение, анализ, обобщение, прогнозирование, моделирование, классификация, анкетирование и его результаты.
Актуальность продиктована необходимостью разрушить стереотип полярности этих наук и доказать наличие между ними тесного взаимодействия. Достаточно лишь увидеть за словом число, за сюжетом – формулу и убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков.
Практическая значимость и перспективность работы заключается в том, что данный материал может быть использован как на уроках литературы, математики, на внеурочных занятиях.
Глава I Математика и литература - смежные науки
Литература и математика – что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу мы привыкли относить к гуманитарным наукам, а математика требует точности и конкретизации фактов. Казалось бы, нет ничего общего? Мы знаем, как связаны между собой литература и история, литература и музыка, литература и живопись, литература и математика также могут сосуществовать друг с другом. Математика, так же как и поэзия, живопись, театр и искусство в целом, была вызвана к жизни духовными потребностями человека, его стремлением к познанию и красоте. Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе.[2]
Обе эти области знаний – математика и литература – схожи в том, что через них мы познаем окружающую действительность: литература направлена на раскрытие сущности духовной сферы человеческой жизни, математика же предполагает понимание технической, материальной стороны деятельности людей.
Подобно тому, как связаны между собой литература и история, литература и музыка, литература и живопись, литература и математика также взаимодействуют друг с другом. Персидский математик и астроном Омар Хайям был одновременно не менее талантливым поэтом и философом. Все знают французского математика и физика Блеза Паскаля, чьи литературные и философские произведения мало известны широкому кругу читателей. Еще Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». Все это красноречиво указывает на связь между литературой и математикой. Объективным доказательством этой связи также может служить использование многими авторами математических задач при написании своих произведений. Поиску и решению таких задач и посвящена работа.
Данная работа позволяет раскрыть красоту математических задач в литературных произведениях.
В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи, на которые обычно мы мало обращаем внимания, так как они для читателя, нас, не главное. И сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало задач, которые настолько интересны, что так и хочется попытаться их решить.
Если читатель - любитель математики, от него такая задача не ускользнет! Он не упустит случая разобраться, что это там предложил автор: разрешима задача или нет, сколько решений, можно ли обобщить и т.п. Иногда автор бывает столь любезен, что вместе с условием задачи приводит и решение. Но это явление редкое. Чаще дается лишь условие. Перейдем к конкретным примерам.
Можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Но мы забываем о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция. Каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах. Как можно говорить о сухости математиков, если многие из них были поэтами, писателями? Как можно говорить о сухости математики, если многие известные поэты и писатели увлекались ею и сами составляли математические задачи в стихах и не только? Данная работа посвящена двум самым известным, и, казалось бы, ничем не связанным между собой наукам: математике и литературе. В данной работе приведены решения математических задач, из произведения художественной литературы.
Глава II Поиск, исследование и анализ математических задач
Чтобы более подробно прояснить ситуацию среди читателей, в целях исследования решено было анкетирование среди одноклассников и учителей математики.
В анкетировании принимало участие восемьдесят девять человек, каждый из которых регулярно читает художественные произведения. По результатам проведенного исследования 70 % опрошенных встречают в прочитанном задачи, головоломки, шарады математического характера. Также было установлено, что только один из тех, кто находит в рассказах, повестях, романах задачи, пытается решить их. Но в целом, опрошенные считают использование математических задач при написании своих произведений уместным приемом.
Поиск, исследование и анализ математических задач.
Далее было решено самостоятельно ознакомиться с рядом художественных произведений, поискать в них объект исследования – математические задачи, постараться решить найденные варианты заданий и проанализировать полученные результаты и выпустить сборник математических задач, который можно использовать на уроках математики и литературы. На уроках литературы это способствует запоминанию художественных произведений, а на математике лучше мотивирует школьников.
Вопросы анкеты:
1Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи?(Приложение1)
2Если Вы встречали задачи в литературных произведениях, пытались ли её решать? (Приложение2)
3. Как Вы считаете, мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного? (Приложение3)
Глава III Этапы подготовки сборника математических задач в литературе к выпуску:
После проведенного теоретического и практического исследования я выяснил, что немногие пытаются решать задачи в литературе, при чтении художественных произведений ученики, как правило, не задумываются над решением задачи, а пропускают эти моменты не читая.
При составлении алгоритма были учтены результаты проведенного накануне анкетирования и добавлены некоторые, важные, на мой взгляд, пункты
Алгоритм составления сборника задач в литературе:
- Определить, для кого будет предназначен сборник, при отборе материала учитывать возрастные особенности;
- Собрать необходимый материал, учитывая советы учителей математики
- Составить условия к задачам.
- Прорешать все задачи самостоятельно.
- Записать решение задач
- По желанию сделать иллюстрации.
- Проверить, нет ли логических или фактических ошибок.
- Отредактировать текст.
- Издать сборник.
Заключение
В данной работе была проделана попытка поиска, отбора, решения и анализа математических задач в произведениях писателей различных литературных направлений и эпох. В начале исследования была выдвинута гипотеза о наличии в литературе решаемых задач с разумными ответами, что свидетельствовало бы об истинной связи двух несочетаемых, на первый взгляд, наук – математики и литературы. В процессе выполнения работы эта гипотеза нашла свое подтверждение. В конечном результате исследовательской деятельности, становится очевидно, что многие авторы вполне осознанно включают в тексты своих произведений формулировки математических задач (в этом случае задания решаемы), но есть такие, которые не особо уделяют внимание деталям (условия, корректный вопрос), а добавляют задачи как бы «между прочим», для полноты красок изображаемой картины (здесь с решением задач могут возникнуть проблемы). Однозначно то, и в ходе работы это было представлено, что в произведениях литературы есть математические задачи, головоломки, загадки, достаточно только чуточку внимания и любопытства, чтобы разглядеть их в строках произведения. Очевидно и то, что существует связь математики и литературы.
В течение выполнения данной работы возникла также мысль о практическом приложении результатов исследования, которая поможет учащимся школы с особым интересом получать знания одновременно в двух науках – математике и литературе.
Я считаю, что выпуск этого сборника поможет ребятам относиться более внимательно к произведениям художественной литературы, а на уроках математики решать такие задачи интереснее и легче.
Использованные интернет ресурсы:
- БакиеваА., Саитова Р.А. «Математика в художественной литературе».
- Глейзер Г.И. «История математики в школе, IV – VI классах», изд. «Просвещение», М., 1981, с.240.Козлов С.Софья Васильевна Ковалевская: приложение «Математика» к газете «Первое сентября»/ - 2009. -№18.-С. 2-3.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики», изд. Просвещение, М., 2010
- Детская энциклопедия, т. 11, «Язык и литература», изд. Педагогика, М., 2013
- Куликова Е., Куликова Е.В. «Математика и литература – два крыла одной культуры».
- Латыпова С.В. «Математические задачи в литературных произведениях».
Приложение
В исследовании, которое проводилось в 2016-17 году, участвовало 89 учеников 5-10-х классов МБОУ Бутурлиновская СОШ
5 “В” - 18 человек
8 “Б” - 25 человек
9 “В”- 23 человека
10 “Г” - 23 человека
Приложение1
Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи?
класс | Всего | ||||
5”В” | 8”Б” | 9”В” | 10”Г” | ||
да | 8 чел – 44% | 16 – 64% | 3 чел – 13% | 13чел- 57% | 40 – 45% |
нет | 10 чел – 56% | 9 – 36% | 20 чел - 87% | 10чел-44% | 49 – 55% |
В приложении 1 показаны результаты исследования вопроса «Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи?» Из таблицы мы видим, что большинство людей не встречали математические задачи в литературных произведениях. Это говорит о том, что люди невнимательно читают художественные произведения, потому что задачи встречаются даже в самых известных с детства книжках.
Приложение 2
Если Вы встречали задачи в литературных произведениях, пытались ли её решать?
класс | Всего | ||||
5”В” | 8”Б” | 9”В” | 10”Г” | ||
да | 3 чел - 17% | 12- 48% | 5- 22% | 9- 39% | 29 – 33% |
нет | 15 чел -83 % | 13- 52% | 18- 78% | 14- 61% | 67 – 55% |
В приложении 2 показано, что большинство людей задачи в литературных произведениях не решают, лишь 33% из опрошенных берутся за это сложное дело. По моему мнению, люди с гуманитарным складом ума не будут решать.
Приложение3
Как Вы считаете, мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного
класс | Всего | ||||
5”В” | 8”Б” | 9”В” | 10”Г” | ||
да | 4 чел - 22% | 7чел -28% | 5 чел -28% | 8 чел -35% | 24 – 27% |
нет | 14чел - 78% | 18чел -72% | 18 чел -78% | 15 чел -65% | 65 – 62% |
В приложении 3 продемонстрирован ответ на вопрос «Как Вы считаете, мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного?», в котором результаты опроса подтверждают, что задачи не мешают восприятию текста.
[1] БакиеваА., Саитова Р.А. «Математика в художественной литературе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО по теме самообразования...
« Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы как способ формирования УУД ученика»
Обобщение опыта....
Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
В докладе содержатся методические рекомендации по организации исследовательской работы на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время....
Исследовательская работа "Пословицы и поговорки на уроках литературы в школах России и Эстонии (5-6 класс)"
В данной работе произведено сопоставление для изучения данной темы в контексте разницы программ двух стран....
Исследовательская работа по теме "Комбинаторные задачи в курсе математики 6 класса"
В данной работе даны основные способы решения простейших комбинаторных задач....
Проектно-исследовательская работа «Первая мировая война в русской литературе».
Результаты работы над данным проектом оформлены в виде презентации. Был написан сценарий литературно-музыкальной композиции для школьного мероприятия, посвящённого 100-летию со дня начала Первой миров...
Исследовательская работа по теме: "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"
Презентация для защиты исследовательсой работы по теме: "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"....