Исследовательская работа по литературе "Изображение сексуальности в поэзии Серебряного века"
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) по теме
Автор работы рассматривает приемы и способы показа сексуальности в поэзии Серебряного века, исследуя особенности эпохи и взгляды современных школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazhenie_seksualnosti_v_poezii_serebryanogo_veka.doc | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская научно-исследовательская конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее».
Изображение сексуальности в поэзии Серебряного века
Автор: Бельке Ксения Евгеньевна
Россия, г.п. Пойковский
Нефтеюганского района
Тюменской области
МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа № 1» 11 класс
Учитель-куратор: Яблокова Елена Леонидовна
учитель русского языка и
литературы
МОБУ «Средняя
общеобразовательная школа № 1»
г.п. Пойковский
Нефтеюганского района
Тюменской области.
2011 год.
Содержание:
Введение
1. Основная часть
1.1 Особенности эпохи Серебряного века
- предпосылки появления
- кто назвал Серебряным веком?
- особенности тематики, стихосложения, проблематики
1.2 Интимная и любовная лирика, ее отличия от любовной лирики XVIII и XIX века
1.3 Понятие сексуальности вообще. Актуальность данной темы для современных подростков
1.4 Выражение через слово в поэзии сексуальности
1.5 Обобщение приемов показа сексуальности в стихах
2. Выводы
3. Литература
4. Приложение
Введение
Конец 19 – начало 20-го века – время, насыщенное различными событиями. Россия переживает расцвет не только в экономике, промышленности и сельском хозяйстве, но и в культуре, литературе, искусстве, науке. Для эпохи Серебряного века характерно свободомыслие, отрицание старых идеалов, созидание новых «миров». Перевороты происходят в живописи, философии, театральном искусстве, литературе, для которой характерно непременное присутствие мистики. Мистика окрашивала собою вечные темы поэзии: любовь, творчество, природу, Родину и т.п.
В поэтической системе Серебряного века ничто не разумеется само собой: простота и сложность, напевность и разговорность, утонченность и вульгарность в равной мере могут ощущаться как задачи поэта. Расширяются рамки таких понятий, как любовь, эротика, страсть, сексуальность. С русской литературой случилось нечто знаменовавшее решительное изменение всей системы отношения к наиболее интимным сторонам жизни человека. Цензура ожесточенно сопротивлялась, устраивались осуждающие кампании, писатели и критики старой закалки возмущались, но сдвиг всей русской литературы в сторону «модернизма» повлек за собой расширение границ дозволенного в описаниях. Отсюда и возникает вопрос, как и почему эротика в самых различных аспектах стала важнейшей сферой приложения творческих сил многих.
К проблеме эроса и творчества обращается Николай Бердяев. В своем труде «О человеке, его свободе и духовности», в главе «Размышления об эросе» он утверждает, что необходимо делать различие между эросом и сексом, любовью-эросом и физиологической жизнью пола. Это сферы переплетающиеся, но они различны. Настоящая любовь, по Бердяеву, должна быть свободна. Философ считает, что половое влечение, есть творческая энергия в человеке, утверждает, что эротика есть творчество, а деторождение есть смерть. Все подлинно гениальное – эротично.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что поэзия и культура Серебряного века представляют и сегодня интерес для исследователей. Понятия «женственности», «обаятельности», «сексуальности», «эротичности», «чувственности», «привлекательности», порой кажущиеся синонимами, оказываются, обозначают разные качества.
Тема исследования: изображение сексуальности в поэзии Серебряного века.
Цель исследования: выяснить приемы и способы показа сексуальности в поэзии серебряного века, исследовав особенности эпохи и узнать взгляды современных подростков на понятие сексуальности.
Исходя из этого, я поставила для себя следующие задачи:
- узнать о моде и этикете данного времени;
- изучить стихи поэтов Серебряного века, уделяя внимание описанию поэтами сексуальной привлекательности женщины;
- рассмотреть несколько точек зрения на понятия «эрос», «эротика», «любовь», «сексуальность» (руководствуясь работами Н. Бердяева, З. Гиппиус, М. Кузмина, М. Цветаевой).
- обобщить приемы и способы показа сексуальности в стихах и сделать вывод.
- сделать опрос подростков на понимание сексуальности.
Объект исследования: эпоха Серебряного века.
Предмет исследования: творчество поэтов Серебряного века.
1.1 Особенности эпохи «Серебряного века».
На рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем «поэзией Серебряного века». Любой литературный процесс – это система, а не отдельные, пусть даже яркие, но разбросанные факты и судьбы. Серебряный век – тоже определенная система литературной жизни; изнутри организованная совокупность явлений, обстоятельств; живая, меняющаяся, но устойчивая структура. И если подходить к вопросу о границах Серебряного века системно, то они могут быть очерчены довольно явственно: от 90-х годов XIX века до 1917 года. До этой грани после нее литературная жизнь в России – существенно иная.
Русская жизнь накануне Серебряного века была двойственна. Это было время уверенного экономического процветания. Принявшаяся за работу послекрепостническая Россия во многом преуспела. Но в этом новом состоянии таилась немалая опасность. С пугающей неотвратимостью «во глубине России» исчезала воспетая когда-то Некрасовым «вековая тишина»: разрушалась российская деревня, расслаивалась, распадалась сословная Россия. От привычного образа жизни «освобождались» десятки миллионов людей, которые должны были искать свою иную судьбу, искать самих себя. Дело в том, что на рубеже XIX-XX вв. в искусстве возникло и усиливалось с каждым годом предчувствие глубокого переворота в порядке мировой жизни – в социальных процессах, в ходе истории. И – во внутренней жизни самих людей. Утрачивались прежние смыслы существования. Люди открывали в себе новые вопросы и тайны, обнаруживали в себе неизвестное – пугающее и меняющее (1). Все это осознавали и старались раскрыть философия и литература Серебряного века.
Впервые термин «Серебряный век» или ренессанс употребил Н.Бердяев, характеризуя необыкновенный культурный подъем, который пережила Россия в этот период. Это был бурный расцвет русского модернизма, как стали называть три новых поэтических направления, возникшие в этот период: символизм, акмеизм, футуризм. Они были очень разнообразны, как по форме, так и по содержанию: от солидного, отвергающего познание мира рассудочно-эмоциональным путем символизма и , пропагандирующего «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь» акмеизма до эпатирующего советскую публику, развязного, иногда просто хулиганствующего футуризма.
Благодаря таким разным направлениям и течениям в русской поэзии появились новые имена, многим из которых довелось остаться в ней навечно. Великие поэты той
эпохи, начиная в недрах модернистского течения, очень быстро вырастали из него, поражая талантом и многогранностью творчества. Так произошло с Блоком, Есениным, Маяковским, Гумилевым, Ахматовой, Цветаевой, Волошиным и многими другими.
Для понимания поэзии Серебряного века надо знать особенности ее художественного мировосприятия. Д.И. Мережковский отмечал: «Наше время можно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний». Искусство Серебряного века, отражавшее заметные перемены в жизни, искало новый язык, новые формы. Когда Маяковский писал: «Улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать», - он передавал это ощущение, охватившее тогда всех – и «улицу», и поэтов.
Русская поэзия этих лет поднимает на новые вершины стиховой культуры, преобразуя поэтический язык и обнаруживая в нем такие звучания, каких не было у предшественников. Звучание слова становится добавочной силой поэзии, выражением ее духа, энергии, выражающейся из оков «смысловых» значений слова (1).
Серебряный век - время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей Серебряного века, считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом». Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», - считал Соловьев. Понимание любви и смерти сближает русскую культуру Серебряного века и психоанализ. Разработкой психоанализа занимался философ Зигмунд Фрейд, идеи которого также повлияли на поэзию Серебряного века (см. приложение №1).
Бердяев в статье «Смысл творчества» рассматривал проблему пола и творчества, считая, что должен наступить новый природный порядок, в котором творчество победит – «пол рождающий преобразится в пол творящий» (см. приложение №2).
Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубочайшая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей Серебряного века трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.
1.2 Интимная и любовная лирика, ее отличия от любовной лирики XVIII и XIX века.
Тема любви – одна из вечных тем поэзии. Некоторые поэты посвящали всю свою жизнь, чтобы воспеть это прекрасное чувство, другие обращались к этой теме лишь в моменты угасания или подъема страсти к своей возлюбленной. Так или иначе, любовная лирика затрагивала (и будет затрагивать на протяжении времени, пока жив человек) всех.
Лирика Серебряного века многообразна и музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит, как колокольчик. Серебряный век – это целое созвездие поэтов. Поэтов – музыкантов. Стихи Серебряного века - это музыка слов.
Для каждого поэта эпохи Серебряного века любовь воспринимается по-разному. Господствующая синестезия (см. приложение №3) и синтетичность творчества Серебряного века создали основу для своеобразного деления поэтов на поэтов «чистой живописи» и художников голоса. По мнению поэта и критика М. Волошина художники голоса разделяются в зависимости от характера этого голоса, он выделяет такие оттенки, как «драматический», «музыкальный» и «интимный». Звуки интимного голоса М. Волошин находит в лирике А. Блока, наблюдая воспроизведение «интимного трепета, вложенного в стихи», но не нашедшего отражения во внешнем облике А. Блока. Традиционная тема романтической любви-служения продолжила в «Стихах о Прекрасной даме» то новое для русской поэзии содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Соловьева о слиянии с «Вечно-женственным» в «Божественном всеединстве».
Лирическому сознанию К. Бальмонта присущ своеобразный культ мгновения: его поэзия неустанная погоня за «мигами красоты». Образы его поэзии мимолетны и неустойчивы. Бальмонт показал нам, как глубоко может лирика вскрывать тайны человеческой души. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни даже Тютчев и Фет не смели с такой беспощадностью раскрывать перед читателем свою душу и с такой жестокой искренностью освещать все ее потаенные глубины.
В любовных стихах Брюсова преобладают экзотические образы, мотивы откровенно чувственной любви, поэтизация индивидуализма и творческой фантазии (3). Страсть к женщине для Брюсова становится важнейшей ступенью на пути становления поэта, потому что это приоткрывает дверцу в ранее неизведанное (см. приложение №4).
Страсть, эротика, любовь открывала для Брюсова и для многих поэтов Серебряного века дверь в иную поэзию, поэзию новую, охватывающую иные грани человеческого естества (см. приложение №5). На место рационалистической поэзии приходит поэзия живая, яркая, и без страстей и эроса, по мнению Брюсова, такая поэзия невозможна.
Любовь занимает центральное место в мировоззрении многих художников слова. Так, например, подлинная любовь может быть только между равными; там, где одни сильней других, а другие слабее, не может быть настоящей любви (см. приложение №6).
Интимная и любовная лирика Серебряного века во многом отличается от любовной лирики XVIII и XIX веков. Поэты XVIII века изображали любовь в основном как чувство прекрасное, взаимное и сладострастное (см. приложение №7).
Поэтами же XIX – начала XX века любовь изображается не только как сладкое и взаимное чувство, но и как источник страдания, ненависти (см. приложение №8).
Поэты, XVIII века, в отличие от поэтов Серебряного века, изображали любовь как битву, сражение между двумя любящими сердцами, где побеждает любовь и красота. В стихах поэты, как XVIII, так и XIX века восторженно описывают красоту своих возлюбленных, восхищаются ими (см. приложение №9). Если в поэзии Серебряного века поэты воспевали любовь как чувство божественное и священное, то в XIX веке любовь же была враждебна божеству, она греховна, наказуема. Бог не прощает любви, и за любовь прощения у Бога не просят, ибо прощение можно получить только ценой отказа от любви.
Но общее в любовной лирике XVIII, XIX, и XX веков было то, что поэты воспевали любовь как очень сильное, глубокое чувство, рождающееся с человеком, несоотносимое и несоизмеримое, чувство вечное, бессмертное. Поэты XVIII века говорят о любви еще весьма условно, но это уже громадный шаг вперед, к той искренности, которая поражает в лирике XIX - XX веков, где преобладает интим и сексуальность.
1.3 Понятие сексуальности вообще. Актуальность данной темы для современных подростков.
Многие люди, отягощенные предрассудками религиозных институтов, понимают под «сексуальностью» что-то неприличное, то, о чем нельзя говорить. Другие же под сексуальностью понимают часть тела, одежды и многое другое, религия же вообще связывает сексуальность с продолжением рода.
Сексуальность человека обладает тревожными и захватывающими чертами. Сексуальность – это красота, привлекательность, очарование, то, что может вызвать страсть и желание у противоположного пола. Данная тема была актуальна во все времена, начиная с древности, где у людей уже было стремление привлечь к себе внимание противоположного пола, что породило целую науку обольщения, в которую входило искусство общения, правила этикета, определенные ритуалы сексуального поведения, а также умение украшать себя. Природа сексуальности покоится на притягательности и очаровании тайны, которую содержит в себе представитель другого пола. Поэтому в древности одной из задач моды было подчеркнуть или выгодно оттенить те части человеческого тела, которые представляли сексуальную ценность в глазах представителя данной культуры, вызвать сексуальную заинтересованность окружающих или конкретного лица. Уже много тысяч лет назад появились различные варианты причесок, разнообразных украшений из драгоценных металлов и камней. Также стара культура благовоний. Каждое живое существо имеет свой запах, который определяется биологически активными веществами, воздействующими на подсознательном уровне на психику человека, притягивая либо отталкивая его (см. приложение №10).
Представление о наиболее желаемом объекте любви – явление историческое. И, конечно же, время от времени в зависимости от состояния и уровня развития общества, оно меняется (см. приложение №11).
Тема сексуальности затронула все прошлые столетия, начиная с древности и, конечно же, не обошла и XXI век. И в наше время эта тема актуальна как для взрослых, так и для молодежи. Каждая отдельная личность стремится быть привлекательной, сексуальной в глазах противоположного пола, и идет к этому своими, различными путями. Ведь сексуальность каждого конкретного человека – это лишь часть его индивидуальности.
Однако единого стандарта сексуальности как такового быть не может. Ведь представители противоположного пола не могут одинаково реагировать на одни и те же раздражители. То, что привлекает одного, может оттолкнуть другого, а третьего вообще оставить равнодушным. Если бы всех мужчин привлекало одно и то же, оно давно уже было бы измерено, взвешено и признано нормой. Но ведь это не так. В моду поочередно входят то худоба и стройность, то пышные формы, маленький ротик бантиком, то крупные и яркие губы, тонкие, едва заметные или густые и темные брови.
Женщины для того, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следили за своим телом, одеждой и т.д. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке. Что особенно делает человека привлекательным – это зависит от моды данного времени, как физической, так и духовной, то есть этикета, манеры поведения. И в эпоху Серебряного века была определенная мода и этикет (см. приложение №12), способствующие возникновению определенных идеалов, что и отразилось на поэзии того времени.
1.4 Выражение через слово в поэзии сексуальности.
До поры до времени сексуально-эротические метафоры и образы в русской культуре тщательно маскировались. В 1890-х годах положение изменилось. Ослабление государственного и цензурного контроля вывело скрытые тенденции, тайное стало явным. Синдром женской сексуальности нашел неоднозначное воплощение в феномене женской лирике, что само по себе допустимо считать показателем определенного сдвига мужского и женского в социокультурном пространстве порубежной эпохи (см. приложение №13).
Александр Александрович Блок – выдающийся поэт Серебряного века. «Чело века», как назвал его Андрей Белый. В своем первом сборнике под названием «Стихи о Прекрасной Даме» поэт передает синтез вечной женственности, красоты с реалиями жизни, то есть жизнь земного и «Божественного». Поэт Анненский называл Блока «чемпионом наших молодых». Блок был не только талантливым символистом, но и сам являлся символом. Это была «его эпоха», с буйными страстями, переменчивая, неуловимая, когда преобладали краски, а не полутона и оттенки (см. приложение №14).
У поэтов в стихах большое преобладание цвета (см. приложение №15). Для Брюсова природные цвета с легкостью переходят в цвета драгоценных камней, висящих на женском теле, и отсюда к теме сексуальности, которая щедро расцвечивается: белые, коралловые, жемчужные зубы, черные, синие глаза, красные губы, желтые, рыжие, золотые волосы – именно так поэт воспринимает женщину (см. приложение №16). Поэты Серебряного века, изображая сексуальность в своих стихах, уделяли внимание описанию ее глаз, губ и улыбки, рук, речи женщины, походке, таким частям тела, как спина, шея, плечи, талия, а также запаху, ассоциирующимися с данной женщиной (см. приложение №17).
1.5 Приемы и способы показа сексуальности в стихах.
Изучив творчество 18 поэтов Серебряного века можно сделать вывод о том, что при описании сексуальности, все поэты в первую очередь придают значение описанию глаз и взгляда женщины, то есть для поэтов самое сексуальное в женщине – это глаза. На втором уже месте – сам образ, облик женщины. При описании сексуальности поэты используют все разнообразные средства выразительности от эпитетов, до олицетворений и градаций, чтобы точнее показать читателю образ женщины, ее красоту и сексуальность (см. приложение №18).
Сделав опрос подростков, учащихся 11-х классов нашей школы, я хотела узнать, что для них понятие сексуальность и что для них сексуально в противоположном поле. Результаты были таковы, что лишь 14,6 % опрошенных правильно понимают понятие сексуальности, как возбудителя инстинктивного чувства, то, что вызывает страсть, влечение к противоположному полу. Также 14,6 % пришли к такому мнению, что сексуальность возбуждает не страсть и желание, а такое глубокое чувство, как любовь. И с этим можно поспорить. Большинство же опрошенных – 48,7 % , считают, что сексуальность – это просто привлекательность, красота человека; понимают сексуальность под внешними и внутренними качествами человека. 12,2 % опрошенных считают, что сексуальность – эта сама страсть, само влечение, а не то, что его вызывает. 7,4 % опрошенных учеников не могут передать словами это понятие, а 2,5 % вообще понимают сексуальность, как средство многого добиться в наше время. Вот такие понятия складываются у современных подростков по поводу сексуальности. На вопрос же «Что для вас является сексуальным в женщине (мужчине)?» больше всего подростков ответили: «Фигура, тело» (см. приложение №19), то есть внешние данные у подростков стоят на первом месте в наше время, а не внутренний мир человека, в том числе глаза, которые являются зеркалом души, и которые поэты Серебряного века так чувственно и красиво описывают в своих стихах, воспевая их как символ сексуальности в женщине.
Поэты, писатели и художники, обращаясь к эротическим темам, изображая сексуальность и страсть, как бы приоткрывали завесу тайны и, образом, рождали что-то новое, до сих пор неизведанное.
2. Выводы:
- В эпоху Серебряного века появляется величайший интерес к более интимным сторонам жизни человека.
- В это время любая сфера жизнедеятельности человека была связана с освобождением от «старого». Люди открывали в себе неизвестное – пугающее и манящее.
- Поэты, писатели и художники обращались к эротическим темам, приоткрывая дверцу в «тайну», таким образом, рождают что-то новое, позволяя раскрыться таким сторонам человеческой натуры, которые были личными, тайными, нераскрытыми для ранее.
- Поэты Серебряного века, изображая сексуальность женщины в своих стихах, уделяли внимание описанию ее глаз, губ и улыбки, рук, речи, походке, частям тела: шее, плечам, талии, а также запаху, ассоциирующимся с данной женщиной. При описании поэты используют различные средства выразительности, чтобы точнее и ярче показать читателю образ сексуальной женщины.
- Обобщив приемы показа сексуальности в стихах, я увидела, что большое внимание поэтов направлено на глаза, взгляд женщины, то есть глаза для них – самое притягивающее в женщине, символ ее сексуальности.
- Сексуальный образ зачастую зависит от моды, этикета данного времени.
- Рассмотрев несколько точек зрения на понятия «любовь», «страсть», «сексуальность» (М.Кузмина, В.Брюсова, М.Цветаевой, З.Гиппиус и т.д.) я выяснила, что именно эрос, страсть и сексуальность позволяют ощутить свободу и возвыситься к чему-то неизведанному.
- Для поэтов «нового времени» было очевидно, что именно сексуальность (как в поэзии, так и в жизни) – одна из наиболее ярких сфер выявления «декадентского» начала в человеке, именно через нее отчетливее всего рисуются полярно-противоположные устремления души.
3. Список используемой литературы.
- Айзенштейн Е. «И мир был – Бог, и Бог был страсть...» //Нева. – 1999 г. №2
- Банникова Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М., 1993 г.
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. – М., 1999 г.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культура и искусство. – М., 1994 г.
- Богомолов Н.А. «Литературная репутация и эпоха: случай М. Кузмина» //Новое литературное обозрение. – 1995 г. №11
- Богомолов Н.А. Русская литература рубежа веков. – М., 2001 г.
- Воспоминания о серебряном веке. - М., 1993 г.
- Гиппиус З.Н. Новые материалы. Исследования (редактор-составитель Н.В. Королева). – Н., 2002 г.
- Гиппиус З.Н. Дневники. – М., 1999 г.
- Парнок С. Собрание стихотворений. – С.П.б; 1998 г.
- Поэзия серебряного века. Том 1. «дрофа», издательство «вече» 2002. Н.В. Сечина, Т.Д. Дажина.
- Поэзия Серебряного века. Том 1, Том 2, Том 3. Москва, СЛОВО/SLOVO 2001. Д.В. Тевекелян, Н.И. Крайнева.
- Поэзия серебряного века в школе: книга для учителя. Е.М. Болдырева, А.В. Леденев. Москва: «Дрофа». 2001.
- Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Ю.И. Лыссой. 6-е издание. Москва: Мнемозина. 2004.
- Цветаева М. Об искусстве. – М., 1991 г.
- Эрос. Россия. Серебряный век. – М., 1992 г.
- http://www.sochindex.ru/index2.phtml?id=2288&from
- http://deir.spb.ru/deir_inform/04/40009.shtml
- http://prometheus.kai.ru/sinest2_r.htm
- http://socionavtika.narod.ru/staty/deigesis/ch_ber
- http://gos-referat.ru/?id=23030
- http://www.bolshe.ru/un’t/72/books/6773/
- http://proccedings/usu.ru/proccedings/?base=magloo
- http://revolution.allbest.ru/literature/00007312_0
- http://www.gluki-obrnauki.ru/Pushkin02.html
- http://www.i-u.ru/biblio/archive/garin-proroki_iii
- http://mediateka.km.ru/etiket_2002/encyclor.asp?
- http://www.litra.ru/comporsitions/1465875007608.htm
- http://mirrelia.ru/review/
- http://ruscore.ru/rqref/partg/item12885.html
- http://healh.ramblet.ru/articles/10822
- http://www.girlsclub.ru/lubov/54.htm
- http://www.4woman.ru/s.php/680.htm
- http://iovemi.narod.ru/love1.html
- http://auniver.susya.ru/ar1/index/php?pg=7876
4. Приложение
Приложение №1
Понятие «либидо» впервые было введено во взаимоотношения полов Зигмундом Фрейдом. В буквальном переводе латинское слово «либидо» означает желание, влечение, стремление. Либидо, по Фрейду, - это «величайшее из всех наслаждений, доступных нам». В разных контекстах смысл этого слова отождествляется с удовольствием, наслаждением. В современном представлении либидо – это проявление сексуального влечения. Фрейд признает основными внутренними силами, воздействующими на человека – либидо и танатос, соответственно сексуальность и стремление к смерти. Психическая энергия с 90-х годов была интерпретирована Фрейдом как энергия ЛИБИДО. Фрейд описывал способы превращения ЛИБИДО. Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или не разряженным вытеснен обратно в бессознательное, или лишен своей энергии под действием реактивных образований (стыд, мораль). С точки зрения учения о ЛИБИДО процесс психического развития человека есть в своей сущности процесс превращений его сексуального инстинкта. Главным регулятором человеческого поведения служит сознание, и Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. И именно влечения, а не внешние раздражения являются настоящим двигателем прогресса, и раздражение влечения исходит не из внешнего мира, а изнутри организма.
Приложение №2
Он пишет, что «половое влечение есть творческая энергия в человеке …» Существует глубокий антагонизм между творчеством вечного и рождением временного. В падшем мире происходит борьба мужского и женского начал, «мужской и женский принцип ищут не только соединения, но и постоянно борются друг с другом как смертельные враги». По Бердяеву, мужской половой принцип – антропологический, личный, женский – принцип космический, родовой, рождающий. Мужское и женское начало существуют в различной пропорциональности в каждом человеке, поэтому он оказывается раздираемым изнутри бессознательными половыми страстями. В самом общем смысле половая страсть преодолевается и преображается во всяком душевном и духовном творческом состоянии: «Всякое сильное и творческое вдохновение, душевное и духовное состояние преодолевает и преображает половую страсть».
Приложение №3
Слово «синестезия» происходит от греческого synaisthesis и означает смешанное ощущение (в противовес «анестезии» - отсутствию ощущений).
Синестезия – это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришелся на рубеж XIX и XX веков. Тогда смещением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства.
Синестезия – это межчувственные связи в психике и результаты их проявлений в конкретных областях искусства: 1) поэтические тропы и стилистические фигуры, связанные с межчувственными переносами; 2) цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; 3) взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми). Так к литературной синестезии относят выражения типа «Флейты звук зорево-голубой» (К. Бальмонт).
Приложение №4
В открытой и напряженной эротике Брюсов искал наиболее верный путь к воссозданию сочетания мечты и повседневности, так как в мгновенном сближении человеческих тел легче всего ощущается связанность временного и вечного, духовного и плотского. Наиболее эротическим в творчестве Брюсова является цикл «К моей Миньоне». Открытое введение эротических мотивов в поэзии при тогдашней, 90-х г, цензуре было невозможно, и Брюсов был вынужден ограничиваться рамками традиционных приличий. Брюсов формулирует новое представление о значении эротизма для современного писателя: «Какие-то новые пропасти и провалы открылись в стране любви, где казалось, были нанесены на карту все малейшие неровности. Брюсов объявляет одним из «Ключей тайн» - страсть любовную, телесную, плотскую страсть. «Тело, обычно подчиняющееся руководству ума и воли, - в мгновения страсти, как самодержавный властитель, повелевает всем существам человечества. Мы знаем тело только в наших духовных восприятиях, в сознании, - но в страсти обличается для нас вся самостоятельность и независимость телесного». (4) «Любовь исследила до конца, как всякое человеческое, хотя бы и не произвольное создание. Страсть в самой своей сущности загадка: корни ее за миром людей, вне земного нашего. Когда страсть владеет нами, мы близко от тех вечных граней, которыми обойдена наша «голубая тюрьма», наша сферическая, плывущая во времена вселенная. Страсть – та точка, где земной мир прикасается к иным бытиям, всегда закрытая, но дверь в них». (4)
Приложение №5
В своем «Письме к Амазонке» Цветаева пытается проникнуть в самую суть гомоэротических отношений между женщинами, найти их корни и понять причину неизбежного краха. Началом всего она считала поиски Души. По ее мнению, именно душа, на теле противится этой любви.
К теме гомогенной любви относится и лирика поэтессы Серебряного века С. Парнок. Ее лирика посвящена любви к женщине. Парнок о любви, о страсти к актрисе Максаковой:
Сквозь все, что я делаю, думаю, помню,
Сквозь все голоса вкруг меня и во мне,
Как миг тишины, что всех шумов огромней,
Как призвук, как привкус, как проблеск во тьме, -
Как звездами движущее дуновенье, -
Вот так ворвалась ты в мое бытие, -
«И сколько чудной, женской ласки...»
В ранней любовной лирике Парнок чувствуется сдержанность, атмосфера мысленного слияния:
К голове моей ты клонишь голову,
Чтоб нам думать думою одной.
И нежней вокруг воркуют голуби,
Колыбеля томный твой поной (5)
Лирическая героиня отождествляется с символом высоты , пространственной и духовной, с птицей:
Ты – орлица с ледником Кавказа,
Где и в зной – зима,
.....................................................................
Седая голова. И облик юный.
И профиль Данта. И крылатый взгляд. (5)
Лирическая героиня отождествляется с розой, с ветхозаветной Евой, с водяной примесью (русалкой, Лорелеей, существом обвораживающим и губящим, воплощением стихии воды, в котором слилось жизнь-любовь и смерть:
Водяница! Лорелея!
О, как сладко я болею
Прозеленью глаз твоих. (5)
Здесь и зеленые глаза, и губительная природа русалок: глагол «болеть» - ослабленная метафора сладкой гибели, которая, по поверьям, русалки несли своим жертвам, заманивая их в воду песнями.
Или
Зачем же ты волной громадной
В воображеньи протекла (5)
В одном из своих стихотворений София Парнок описывает мир первого дня творения. В ее интерпретации это мир страстей, охвативших Бога:
И тень бросать учились недры,
И Ева, - лишь успела пасть,
И семенем кипели недра,
И мир был Бог, и Бог был страсть.
Своею ревностью измаял,
Огнем вливался прямо в кровь...
Ужель ты выпил всю, Израиль,
Господню первую любовь? (5)
С любовью и страданиями от нее связана способность к стихотворчеству: «Кто разлюбит плоть, хладеет к воплощенью», - признавалась Порнок в одном из стихотворений. Плотская любовь нисходит свыше. Она возносит, из-за нее срываются вниз.
Зинаида Гиппиус воспевает любовь, как высокое чувство, единственное на всю жизнь:
Мы никогда не изменяем:
Душа одна – любовь одна.
Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь... И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Воспевает любовь неповторимой, сравнивая ее в этом со смертью:
И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.
(«Любовь-одна». 1896 г.)
Приложение №6
Зинаида Гиппиус считала, сто женщина – низшее существо, ограниченное своей физиологической натурой. В идеале любовь у поэтессы – это мост, соединяющий духовное и плотское, земное и небесное в человеке. Плотскую любовь она считала грешной, если та не связана Божьей любовью. Однако любовь у Гиппиус трактуется преимущественно, как гомосексуализм. Многие черты творческого и жизненного поведения Гиппиус связано с аидрогенностью. «Женщина – объект поклонения, вожделения, почтения, презрения или отвращения, зверь или Бог. (зверобог)» (6)
Кузмин считал, что движет к искусству любовь. Любовь к миру, материнству, человеку. И в то же время любовь для него не возможна без духовной общности, без творческого единения.
Приложение №7
Например, как Державин в стихотворении «Пеночка»:
... Как сладка, сладка любовь!
Как приятно восхищенье
Быть любиму и любить.
У поэта сладострастная любовь в стихотворении «Пчела» появляется в образе пчелы. Любовь в этом стихотворении сладка, как мед: «К меду прилипнув, С ним и умру», от нее невозможно оторваться.
У Карамзина любовь в стихотворении всегда высокая, очищенная от «бытовой» мишуры. Как, например, в стихотворении «Раиса»:
В восторге, с трепетом сердечным
И с пламенной слезой любви
В твои объятия упала
И сердце отдала тебе.
Душа моя в твою вселилась,
В тебе жила, дышала я;
В твоих глазах я солнце зрела;
Ты был мне образ божества.
Приложение №8
В поэзии Лермонтова любовь, пройдя стадию страдания, чтобы сохранить свою деятельную силу, превращается в ненависть, порожденную оскорбленной любовью, в ненависть по всему миру:
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней
Один из современников Лермонтова отметил, что его любовь зла и мстительна:
Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.
Лермонтовская любовная лирика – крик поруганной любви о мщении. Ненависть – это активность поруганной любви. В ненависти любовь стремится к своему возрождению, борется за себя. Вне ненависти она смиряется и погибает.
Поэтесса Серебряного века Анна Ахматова показывает различные оттенки любовного чувства: встречи и расставания, нежность и самоотверженность, рвущаяся
из сердца радость и тихая грусть. Правда любовь у поэтессы редко бывает счастливой. Она несет с собой печаль, бесприютность, разочарование:
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мои плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Ненасытные взгляды твои!
Жгучая мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной, обостренное чувство фальши, разочарование в любимом человеке нашли свое выражение в этом небольшом стихотворении. Очень предметно и ярко показан у поэта строй женской души, которая не может жить без любви, без нежности: «Помолись о нищей, о потерянной о моей живой душе». Лирика Ахматовой раскрывает не только ее духовную жизнь. Она созвучна чувством и переживаниям людей, жизнь которых осветила любовь, даря и радость, и грусть, и волнения, и страдания.
Приложение №9.
Так и в XIX веке поэты, в частности Тютчев, в своих стихах возвышали женщину над мужчиной, считая ее предметом поклонения:
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе –
Стою, молчу, блаюговею
И поклоняюся тебе...
Также и А.С. Пушкин в стихотворениях обожествляет своих возлюбленных, делает их символами красоты:
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает ...
Пушкин воспевает любовь, как чувство бессмертное и глубокое, настолько, что оно остается жить даже при смерти возлюбленной. И самое главное что в стихотворениях звучит вовсе не тоска по живой женщине, ныне умершей, а именно любовь к мертвой, ощущение мертвой, как живой. Образ мертвой возлюбленной включается в общий мотив увядания, болезненности, ущерба.
Приложение №10
То, что запах имеет сексуальную окраску и является одним из самых сильных в природе раздражителей, очень давно поняли на Востоке (особенно на Ближнем Востоке и в Индии), где еще в древности были разработаны мужские и женские ароматические вещества. Женские запахи – аромат хвойных деревьев, полевых цветов и сандалового дерева. В группу мужских ароматов традиционно входит лаванда, амбра, мускус.
Приложение №11
Так, в Средние века, а отчасти и в более позднее время, вплоть до середины XIX века, таким идеалом в мужском воплощении является рыцарь, а в женском – нежное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX века и до середины XX века мужчина, чтобы стать «привлекательным товаром», должен был быть честолюбивым, сильным и агрессивным, для женщины же было привлекательным уметь пить и курить, разбитность, свобода в поведении, кокетство. Но уже позже, с середины XX столетия идеалом мужчины становится уже другой образ, образ делового, энергичного, терпимого, эрудированного, общительного и доброго человека. Однако идеал женщины как таковой не изменился, по-прежнему привлекала женщина, умеющая пить и курить, со свободным поведением, кокетка, к этому образу лишь добавились скромность и деловитость женщины.
Приложение №12
В конце XIX - начале XX века в столицах, губернских городах складывается новый слой общества, с гораздо более демократическими манерами. Исчезает тип
аристократа, занятого лишь собой и своими успехами, у дам он – кажется устаревшим, отчасти смешным. Все стремятся заниматься каким-либо делом. Появляются многочисленные «кружки», где общение нередко было довольно бесцеремонным. Возможным и даже желательным считается обсуждение в обществе «больных» вопросов, серьезных тем, чего ранее избегали в общении с дамами. В этот период всеобщего увлечения различными социальными теориями понятия «интеллигент», «интеллигентка» вовсе не означают человека со светскими манерами – наоборот. Среди дам из таких кружков принято называть мужчин по фамилии, принимая у себя поклонников, хозяйки таких салонов ведут себя с недопустимой ранее фамильярностью, одно время даже распространяется манера кормить кавалеров с ложечки по образу французского полусвета. Нарочитое пренебрежение приличиями характеризует человека как творческую, свободную личность. В аристократическом кругу усиливается английское влияние с его деловитостью и приверженностью к спорту. Появилось стремление к экстравагантности – приемам в ночные часы.
Даже беглый обзор истории показывает, что существовали удивительные женщины, которые смогли потрясти свою эпоху силой духа, ума и красоты, сумели проявить мужество и решительность, когда от них требовалось преодолеть условия и предрассудки своего времени. И что любопытно: когда женщина молода и красива, она становится предметом вожделения, но в то же время ее отвергают и опасаются, потому что желают ее тайно, скрытно. Молодая и красивая, она становится искусительницей, символом зла! Пожилая женщина, которая уже не может никого обольстить своими чарами, ни для кого не представляет опасности, у нее уже можно попросить совета, и к ней относятся нормально. Но такое отношение несправедливо. Ведь женщина всегда остается одной и той же. Находясь в худших условиях, чем мужчина, она решает сражаться я ним за свои права. Так начинается мучительная борьба, уже не для того, чтобы показать свои достоинства и способности, а для того, чтобы посоревноваться с мужчиной за то место в обществе, которое занимает он.
В конце XIX века в моде начинается господство стиля модерн. Именно в это время идеал красоты становится более чувственным, что немедленно отразилось на моде. S-образный силуэт платья остается актуальным, так же как и корсеты с турнюрами, однако теперь платье сужается в области колен, делая фигуру русалочьей. Женщина эпохи модерн интенсивно красится, особый акцент, делая на глазах, что придает взгляду декадентскую загадочность. Дама обязана быть
утонченной и мистически изысканной, напоминать хризантему или орхидею. В моде богатый декор – меха, роскошная вышивка, дорогие ткани, кружева, экзотические перья, броская бижутерия и ювелирные украшения, банты и драпировки. Прически трудоемки, сложны и высоки; их увенчивают шляпки с маленькими полями и высокими тульями, украшенные искусственными цветами, фруктами и даже чучелами райских птиц. Но уже в начале XX века представление о красоте резко меняется: идеальная женщина теперь несколько напоминает юношу (неудивительно, ведь дамам стали доступны многие области деятельности, раньше считавшиеся исключительно мужскими). В целом наблюдается сближение мужского и женского облика: эталонная девушка обязана быть спортивной, стройной, загорелой и подвижной. Пышные формы не желательны – в моде плоскогрудость и узкобедрость. Замысловатые и сложные прически уступают место короткой, гладкой стрижке «гарсон». Женственность проявляется в ярком маникюре и макияже (с акцентом на глаза и губы), ухоженных блестящих волосах. В платьях же линия талии становится заниженной, корсеты исчезают, юбка открывает колени, платье висит свободно, не подчеркивая фигуру. И из-за того, что ноги впервые в истории, открыты для обозрения, их красота приобретает большое значение. Особое внимание уделяется чулкам – в моде телесные, розовые, песочные и серые оттенки, обязательно с глянцевым блеском. В связи с демократизацией моды возникает спрос на бижутерию: искусственный жемчуг, сусальное золото, стразы, стеклянные бусы и прочие украшения, доступные широким женским массам.
Приложение №13
Так, например, сексуальность можно увидеть в любовной лирике Мирры Лохвицкой. Лохвицкая начала говорить от имени женщины так, как до нее не принято говорить, и критика поддавалась на провокацию: в творчестве поэтессы видели лишь «песни страсти», которые заслонили – не только для читательской аудитории, но и для критики – остальное содержание.
Твои уста – два лепестка граната,
Но в них пчела услады не найдет.
Я жадно выпила когда-то
Их пряный хмель, их крепкий лед.
Твои ресницы – крылья черной ночи,
Но до утра их не смыкает сон.
Я заглянула в эти очи –
И в них мой образ отражен.
Твоя душа – восточная загадка.
В ней мир чудес, в ней сказка, но не ложь.
И весь ты – мой, весь без остатка,
Доколе дышишь и живешь.
1899 г.
Сразу по вступлении в литературу Лохвицкая целенаправленно начала создавать собственный, не лишенный сексуальных черт, поэтический образ – образ «темноокой, дивной, сладостно-страстной» Сафо, любвеобильной, «вакханки».
Темный знак, прожженный поцелуем,
Я храню на мраморе груди.
Детализированное описание внешности героини можно считать своеобразным маркером женской поэзии. Лохвицкую так и воспринимали – как вакханку, разнузданную одалиску, жрицу страсти и т.п., хотя ее поэтический образ не совпадал с реальным. Мирра Лохвицкая по выражению В. Маркова «научила женщин говорить до Ахматовой». Именно ей принадлежало право считаться первой русской поэтессой, которая открыто заговорила о женской сексуальности, понимая ее репрезентацию в своей поэзии как сознательный вызов мужскому.
Приложение №14
И каждый вечер, в час назначенный
Иль это только снится мне?
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя мех пьяными,
Всегда без спутников, одна.
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Блок видит вполне реальную земную женщину, которую наделяет сексуальными чертами, чертами, которые считает признаками века: это необычайная пластика образа, чистота линий и обязательное присутствие красоты. Полунамеки, взгляды; поэт как бы ходит около любви, передавая ее волшебство и чарующую прелесть. Разве так говорят о земном? Нет, это почти Божество, уносящееся в прекрасную даль, это символ неземной красоты и жизни. Так постепенно трансформируется образ незнакомки:
И странной близостью закованный,
Смотрю на черную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Приложение №15
Например: жемчужный – Блещет жемчужной своей наготой (Лохвицкая); желтый – Ты трепещешь, как желтое пламя свечи (Бальмонт); фиолетовый – ты, застывши, горишь в грозовых облаках/- фиолетовых, аспидно-синих (Бальмонт); серый – Серый, как жизнь без рассвета (Северянин); огневой – Нежно ласкать огневые цветы (Бальмонт); изумрудный – Вся изумрудная, с хвостом нарядно-длинным (Бальмонт); каштановый – И яркий луч, попав случайно, Горит в каштановых кудрях (Лохвицкая); лазурный – Она вошла... Лазурный, мягкий свет (Лохвицкая); русый – Своих тяжелых, русых кос (Лохвицкая); рубиновый – В огонь рубиновый одета (Бальмонт); алый – Ты засветишься алой гвоздикой (Бальмонт) и т.д.
Приложение №16
Брюсов вообще восхищается женщиной, за то, что она женщина, ассоциируя ее с «ведьмовским напитком», который жжет страстным огнем, едва попав в уста. Вообще женщина для поэта – образ божества:
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права,
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!
(«Женщине» 1899 г.)
Приложение №17
Любовная лирика Владимира Соловьева воспевает вечность. Свою любовь он называет «вещей», видит ее среди «нездешних цветов», в «вечном лете».
«Лик твой – как солнце в лучах», - говорит он о женском облике. «Царица», о которой говорит он, предстает избраннику в лазури и небесном пурпуре:
Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя...
...............................................................................
Тихим светом душа засветилась,
А вдали, дорогая, дымилось
Злое пламя земного огня.
Почитание Вечной женственности сливает земные образы с неземным идеалом: одни незаметно переходят в другие.
Как и у Брюсова с Блоком, М. Волошин изображал красоту и привлекательность женщины равную Божеству:
Ее искал, ее любил в чертах
Микенской Афродиты.
Пред нею падал я во прах,
Целуя пламенные ризы
Царицы Солнца – Таиах
И покрывало Монны Лизы.
Очень большое внимание поэтами Серебряного века при описании женщины, ее сексуальной привлекательности уделяется губам, улыбке женщины. Так для Волошина – это книга, в которой можно прочитать всю ее судьбу:
И я читал ее судьбу
В улыбке внутренней зачатья,
В улыбке девушек в гробу,
В улыбке женщин в миг объятья.
(«Она»)
Для О. Мандельштама уста женщины являются объектом влечения и страсти:
И, словно преступление,
Меня к тебе влечет
Искусанный в смятенье
Вишневый нежный рот...
(«Я наравне с другими...»)
Вообще образ женщины у Мандельштама точный, красивый и поистине изящный, описывающий все ее тонкости:
Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое –
От неизбежного.
От неизбежного
Твоя печаль,
И пальцы рук
Неостывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей
И даль
Твоих очей.
(«Нежнее нежного...»)
Мы видим, что автор обращает внимание читателя на лицо женщины, говоря, что оно «нежнее нежного», на белые руки, но никогда не остывающие, горячие и ее живую, веселую, «неунывающую» речь.
Борис Пастернак в своих стихах готов восхищаться женщиной веками, он считает, что умение женщины своей красотой сводить с ума – это геройство:
Быть женщиной – великий шаг,
Сводить с ума – геройство.
(«Не плачь, не морщь опухших губ»)
Но во всех образах женщин присутствует описание поэтами их глаз, взгляда. Ведь глаза – это зеркало души. И каждый поэт описывает взгляд женщины по-разному, кто-то веселым и ярким, кто холодным и загадочным, а кто сверкающим страстью, как, например, Игорь Северянин:
От грез Кларета – в глазах рубины,
Рубины страсти, фиалки нег.
Струятся взоры... Лукавят серьги...
Кострят экстазы... Струнят глаза...
(«Хабанера III» 1911 г.)
Северянин изображает взгляд женщины захватывающим, утонченным, пронизывающим насквозь, как стрела:
Ты взглянула утонченно-пьяно,
Прищемляя мне сердце зрачком...
И вонзила стрелу, как Диана,
Отточив острие язычком...
(«Эксцессерка» 1912 г.)
Так и у Блока взгляд женщины изображается пронизывающим, разящим, как кинжал:
Ночи зимние бросят, быть может,
Нас в безумный и дьявольский бал,
И меня, наконец, уничтожит
Твой разящий, твой взор, твой кинжал!
(«В эти желтые дни меж домами...» 1909 г.)
Автор как будто бы ждет и хочет, чтобы взгляд женщины его пронзил и уничтожил.
У Северянина взор женщины должен сочетать в себе черты сестры, подруги и жены:
Твой гордый взор так нежен, так лилеен
Моя сестра, подруга и жена.
(«Призрак» 1909 г.)
У Михаила Зенкевича глаза женщины светлые, с проблесками страсти:
Да там, в глазах, под светлой оболочкой,
На обреченного готовясь пасть,
Средь синевы темнела знойной точкой,
Проблескивая, словно ястреб, страсть.
(«Подсолнух поздний догорал в полях...» 1916 г.)
Автор показывает синие глаза, страстные, готовые упасть на обреченного.
У Андрея Белого же женские глаза изображаются холодными, которые зеркалят душу:
Глаза: но синим, синим льдом
Твои глаза зеркалят душу.
(«Я это знал» 1908 г.)
Вызывали интерес и привлекали такие женщины, которые могли сочетать в себе нежность, хрупкость с хищностью, такие женщины вызывали страсть. Такой образ женщины описывает в одном из своих стихотворений Виктор Стражев:
Нежна, стройна, как тихая былинка.
Хищна, как юркий хорь.
Хрустальна ты, как Божия росинка
В лучах стыдливых зорь.
(«Нежна, стройна, как тихая былинка...»)
И здесь мы также видим упоминание о глазах женщины, автор говорит о стыдливых глазах, в лучах которых женщина хрустальна, прозрачна, как росинка и ее можно видеть насквозь.
В одном из своих стихотворений Северянин описывает такой образ женщины, который сочетает в себе и красоту, и ум, хладнокровность и неприступность:
Раз навсегда графиня показала
Красивый ум, прищуренный бутон
Чуть зрелых губ, в глазах застывший стон,
Как монумент неверности вассала...
В ее очей фиалковую глубь
Стремилось сердце каждого мужчины
Но окунать их не было причины, -
Напрасно взоры ныли: приголубь...
И охлаждал поклонников шедевра
Сарказм ее сиятельства из сэвра.
(«Сонет» («По вечерам графинин фаэтон...») 1910)
Нередко у поэтов в описании образа женщины присутствует бледный, неясный цвет:
Останься неясной, тоскливой,
Осеннего утра бледней
(Анненский «Минута»)
Ты призрак дорогой... бледнеющий... неясный...
(К. Бальмонт «Печаль луны» 1903 г.)
Ты вся – безмолвие несчастия,
Случайный свет во мгле земной,
(К. Бальмонт «Я буду ждать»)
Изящный лоб, белей восточных лилий,
(Н. Гумилев «Сады души»)
Вообще цвета в образе женщин играют большую роль, особенно цвета глаз. И у каждого поэта разный цвет дает ту или иную ассоциацию с женщиной.
Так у К. Бальмонта в стихотворении «Морская душа» зеленый цвет ассоциируется со зверем:
И глядит как зверь, глаза прищуря,
И в глазах ее – зеленый блеск.
Черный цвет – с колдуньей:
Бледная влюбленная колдунья
Расширяет черные зрачки.
А морской цвет – с женщиной неверной:
У нее глаза морского цвета,
У нее неверная душа.
У Блока же цвет неверности, женщины-змеи – это темно рыжий:
И рыжий сумрак глаз твоих
Таит змеиную неверность
(«Ушла. Но гиацинты ждали» 1907 г.)
У Гумилева зеленый цвет глаз – цвет больной бирюзы:
На твои зеленоватые глаза,
Как персидская больная бирюза.
(«Лес»)
Брюсов, рисуя разные образы женщин, использует разное изображение их глаз, взгляда. В стихотворении «Между двойною бездной...» предстает перед нами образ женщины с «небесными глазами», глубокими:
Я смотрю в пространство неба, небом взор мой поглощен.
Я смотрю в глаза: в них та же даль пространств и даль времен.
В стихотворении «Раб» мы видим образ властвующей женщины, с черным пламенным взором:
Пред взором, пламенным и черным,
Я молча повергался ниц.
1900 г.
В стихотворении «Odi et amo» Брюсов показывает гордую, высокомерную, кокетливую женщину, с торгующим, насмешливым взором:
О, лживый, приманчивый взор.
...........................................................................................
Читаю в насмешливом взоре
Обман, и притворство, и торг...
1911 г.
При описании образа женщины Дон Аминадо описывает глаза так:
Я встретил зарево очей,
(«Ветер с пустыни»)
Автор хочет показать ясность, светлость глаз женщины, как мгновение зари, восходящего солнца.
И взгляд открытый и ничей.
(«Ветер с пустыни»)
Взгляд женщины с одной стороны свободный и открытый для всех, но в то же время ничей, не принадлежит, не адресован конкретно никому, ровно также как и сама женщина, и это привлекает.
Рюрик Ивнев о глазах женщины пишет:
В твоих глазах волнуется Нева,
И в них туман, как будто дым табачный.
(«В твоих глазах волнуется Нева...»)
Поэт сравнивает глаза с волнующейся рекой, могучей, глубокой и просторной. Но в то же время описывает их туманность, неясность, сравнивая их с табачным дымом, через который трудно что-либо разглядеть.
В стихотворении «Как ночь» К. Бальмонта женщина предстает перед читателем в образе ночи:
Она пришла ко мне, молчащая, как ночь,
Глядящая, как ночь, фиалками – очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне – такая же точь-в-точь,
Как тиховейная, как вкрадчивая ночь.
Бальмонт рисует образ женщины, сравнивая ее с ночью, такой же молчаливой, тихой и вкрадчивой, уверяя читателя в их совершенном сходстве, говоря, что она «такая же точь-в-точь» как ночь, глядящая в темноте «фиалками-очами».
Ее единый взгляд проник до глуби тайной,
Где в зеркале немом – мое другое я,
И я как лик ея, она – как тень моя,
Мы молча смотримся в затон необычайный,
Горящий звездностью, бездонностью и тайной.
Мы видим описание женщины, с пронизывающим взглядом, доходящим до самой глубины души, где находится неизвестное и самое тайное, где таится «другое я» человека. Для поэта женщина с таким взором, пристальным и проходящим насквозь, становится как тень.
Для Бальмонта вообще глаза являются самым манящим и привлекательным в женщине:
Испанка стройная с горящими глазами.
.............................................................................................
Тигрица жадная дрожала предо мной, -
И кроме глаз ее мне ничего не надо.
(«Анита»)
Автором описывается красивая испанка со стройной фигурой и страстными, горящими глазами, кроме которых автору больше ничего не надо.
Ты меня обжигаешь глазами
И скрываешься в темный тупик...
(«В эти желтые дни меж домами...» 1909 г.)
Так пишет о женщине Блок в одном из своих стихотворений. Он говорит о женщине с пламенными глазами, которые обжигают на момент и тут же это пламя скрывается «в тупик». Взгляд женщины показывается мимолетным, но способным обжечь.
У М. Волошина в стихах можно увидеть образ женщины с гордыми, строгими, уже познавшими любовь глазами:
И строгих девушек Гоморры
Любовь познавшие глаза,
(«Не успокоена в покое»)
В этом стихотворении Волошин, рисуя образ женщины, использует необычный контраст:
Не успокоена в покое,
Ты вся ночная в нимбе дня...
В тебе есть темное и злое,
Как в древнем пламени огня.
Описывается женщина страстная и горящая, как пламя огня, в которой есть и злое: как и огонь, она может обжечь; женщина, которая не может быть спокойна в покое.
Весь облик, и нежный, и грубый,
Влекущий, как тьма разговор... –
(«Odi et amo»)
пишет Брюсов о женщине. Поэта влечет речь женщины, ее разговор, он сравнивает это влечение с влечением к тьме, темноте.
Описывая в стихах сексуальность женщины поэты нередко уделяют внимание манере разговора, речи женщины.
Я полюбил тебя за книжные слова -
(«В твоих глазах волнуется Нева...»)
пишет Рюрик Ивнев. То есть мы видим образ умной, начитанной, умеющей красиво говорить, изящной женщины.
К. Бальмонт пишет:
Созвучьем слов своих она меня зажгла
(«Анита»)
Поэт показывает, что умение женщины красиво говорить, связывать слова, не меньше чем что-либо вызывает страсть у мужчины.
Так и у Блока:
И эта шепчущая речь.
(«Ушла. Но гиацинты ждали» 1907 г.)
Здесь речь женщины спокойная, тихая, шепчущая.
Улыбка также одна из сексуальных черт в образе женщины, поэтому Блок в одном из своих стихотворений дает наказ девушке:
Ты перед ним – что стебель гибкий,
Он пред тобой – что лютый зверь.
Не соблазняй его улыбкой,
Молчи, когда стучится в дверь.
(«Девушке» 1907 г.)
В стихотворении Анненского «Минута», поэт вообще хочет видеть образ обычной простой женщины, ничего не требуя от нее:
Не надо ни слов, ни улыбки:
Останься такой, как была;
.......................................................................................
Побудь же без слов, без улыбки,
Побудь точно призрак, пока
Узорные тени так зыбки
И белая пыль так чутка...
Зачастую поэтами описываются руки женщин, их пальцы.
И емлют пальцы тонких рук
Клинок невидимой секиры.
(«Не успокоена в покое...»)
В данном стихотворении Волошин создал образ нежной, хрупкой женщины.
Так и Блок:
Мне слабость этих рук знакома,
(«Ушла. Но гиацинты ждали...»)
В стихотворении Волошина «Отроком строгим бродил я» поэт пишет о женских пальцах, сухих и горячих:
Я люблю держать в руках
Сухие горячие пальцы
Запах имеет сексуальную окраску и является одним из самых сильных в природе раздражителей. Так и поэты Серебряного века, рисуя образ сексуальной, привлекательной женщины изображают, связанный с ней тот или иной запах.
И запах кожи, легкой и прозрачной
(Р. Ивнев «В твоих глазах волнуется Нева»)
М. Волошин пишет о женщине, которую можно узнать лишь по запаху ее ладоней, которыми она натирала свою смуглую грудь:
Тебя коснуться и вздохнуть...
Узнать по запаху ладоней,
Что смуглая натерта грудь
Тоскою древних благовоний.
(«Не успокоена в покое...»)
Изображена женщина, до которой лишь коснувшись, можно вдохнуть ее запах, запах древних благовоний.
У Блока мы можем увидеть уже другой запах:
В косых лучах вечерней пыли,
Я знаю, ты придешь опять
Благоуханьем нильских лилий
Меня пленять и опьянять.
(«Ушла. Но гиацинты ждали».)
Здесь запах нильских лилий, пленяющий автора.
Большое внимание уделяется шагу, походке женщины, ее движениям.
Дон Аминадо показывает легкий, веселый, быстрый шаг женщины, стуком каблучков, звучащих, «как громы золотые»:
А стук веселых каблучков
Звучал, как громы золотые,
Как злые ямбы Бомарше.
(«Ветер с пустыни»)
Исполнена ты шла, смиряя зной. –
(«Подсолнух поздний догорал в полях...»)
пишет М. Зенкевич о походке женщины, изображая ее гордой, изящной.
Гумилев изображает шаг женщины неслышным, неторопливым, спокойным, пластичным и плавным:
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее
(«Она»)
Шаг настолько спокоен, что поэту даже кажется это странным.
Такой же спокойный и неторопливый шаг у женщины изображает Брюсов в стихотворении «Раб»:
Она вошла стопой неспешной,
Как только жрицы входят в храм,
Такой прекрасной и безгрешной,
Что было тягостно очам.
1900 г.
Поэт сравнивает шаг женщины с неспешным шагом жрицы, входящей в храм.
Помимо всего этого, поэты «Серебряного века» для изображения сексуальности в стихах уделяют внимание таким частям тела, которые наиболее привлекали внимание, вызывали страсть: талия, шея, плечи...
Поэты с красотой описывали данные части тела, уделяя этому большое внимание.
Одно из таких описаний можно увидеть в стихотворении Блока «Ушла. Но гиацинты ждали...»:
И стройной талии истома,
И матовость покатых плеч.
Для Бориса Пастернака данные части тела в женщине просто чудесны, он пред ними «благоговеет»:
А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.
(«Не плачь, не морщь опухших губ...»)
Поэты сами пишут в стихах о своей страсти, как например, К. Бальмонт в стихотворении «Я буду ждать»:
Ты манишь сладко-исключительно
...............................................................................................
Ты будишь чувства тайно-спящие.
Приложение №18
Приемы показа сексуальности в стихах:
Поэты | Глаза, взгляд | Губы, улыбка | Речь | Шаг, походка | Руки, пальцы | Запах | Сам образ | Части тела |
Лохвицкая Блок Брюсов Бальмонт Мальденштам Пастернак Волошин Северянин Ахматова Соловьёв Зенкевич Белый Стражев Анненский Гумилёв Дон Аминадо Рюрик Ивнев София Парнок | 3 3 5 9 1 1 1 7 2 1 1 1 1 1 3 2 1 4 | 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 | 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 | 2 1 1 1 3 1 1 1 | 2 1 2 1 1 1 | 1 2 4 1 3 2 1 1 1 2 1 1 1 | 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 |
Анализ выполнен на основе произведений, написанных в сборниках: Поэзия Серебряного века. Том 1, Том 2, Том 3 Москва, СЛОВО/SLOVO 2001. Д.В. Тевекелян, Н.И. Крайнева и Поэзия серебряного века. Том 1. «дрофа», издательство «вече» 2002. Н.В. Сечина, Т.Д. Дажина; Парнок С. Сборник стихотворений. – С.П.б; 1999 г.
Средства выразительности
Поэты | Эпитеты | Сравнение | Метафора | Олицетворение | Анафора | Градация | Умолчание |
Лохвицкая | Тяжелые, Русые косы; безумный взор. | Твои уста – два лепестка граната; Твои ресницы – крылья черной ночи. | |||||
Блок | Узкая рука; шепчущая речь; матовость покатых плеч; темный взор; томные уста; разящий взор; слабые руки; стройная талия; | Ты перед ним – что стебель гибкий; | Благоуханьем нильских лилий меня пленять и опьянять; рыжий сумрак дня; змеиная неверность; | ||||
Пастернак | Ты, как будущность войдешь; | Спины, и плеч, и шеи...; | |||||
Зенкевич | Гордые и статные колени; | Проблескивая, словно ястреб, страсть; | |||||
Мандельштам | Вишневый, нежный рот; Неостывающие пальцы рук; неунывающие речи; сухие губы; пересохшие уста; | И словно преступленье, меня к тебе влечет; | |||||
Северянин | Утонченно-пьяно; фиалковая грудь; лазурный взор; | И вонзила стрелу, как Диана; | В глазах рубины; Рубины страсти, фиалки нег; Прищемляя мне сердце зрачком; Отточив острие язычком; | Струятся взоры... Лукавят серьги...; Сердце стремилось; | Моя сестра, подруга и жена; | Напрасно взоры ныли: приголубь...; | |
Белый | Опухшие губы; | Как фонтан прорыдает твой хохот; | Глаза: но синим, синим льдом Твои глаза зеркалят душу; | ||||
Стражев | Стыдливые зори; | Нежна, стройна, как тихая былинка; Хищна, как юркий хорь; Хрустальна ты, как Божия росинка; | |||||
Бальмонт | У нее глаза морского цвета; Ты манишь сладко-исключительно; Ты будишь чувства тайно-спящие; горящие глаза; глубокие глаза; | И глядит, как зверь; Она пришла ко мне, молчащая, как ночь; Глядящая, как ночь, фиалками-очами; Как тиховейная, как вкрадчивая ночь; И я как лик ея, она – как тень моя; | Горящий звездностью, бездонностью и тайной; | ||||
Ахматова | Упорные, ненавистные взгляды; истомленный взор глубок; бледные щеки; слабые руки; | ||||||
Соловьев | Царица моя; | Вся в лазури сегодня явилась; ... душа засветилась; | |||||
Дон Аминадо | Открытый взгляд; | Звучал, как громы золотые, Как злые ямбы Бомарше | |||||
Рюрик Ивнев | Легкая прозрачная кожа; книжные слова» | И в них туман, как будто дым табачный; | |||||
София Парнок | Чудная, женская ласка; томный твой покой; юный облик; крылатый взгляд; | Как миг тишины, что всех шумов огромней, Как призвук, как привкус, как проблеск во тьме, - Как звездами движущее дуновение; | Глаза распахнуты и стиснут рот; Ты – орлица, с ледником Кавказа; Водяница! Лорелея! Прозеленью глаз твоих; | В воображеньи протекла; ... в строптивости тупой; | |||
Брюсов | Корона звездная; пред взором, пламенным и черным; насмешливый взор; | Она вошла стопой неспешной, как только жрицы входят в храм; | Ты – женщина, ты – книга между книг; ты – свернутый, запечатленный свиток; | Напиток жжет; миг безумен; напиток подавляет, славословит; | Ты – женщина, ты – книга между книг; | Обман, и притворство и торг...; | |
Волошин | Сухие горячие пальцы; и запах кожи , легкой и прозрачной | В тебе есть темное и злое, как в древнем пламени огня; | ... Пламенные ризы; ... падал я во прах; |
| В улыбке внутренней зачатья, в улыбке девушек в гробу, в улыбке женщин в миг объятья; | Ты вся ночная в нимбе дня...; Тебя коснуться и вздохнуть...; |
Приложение №19
Опрос.
- Что такое в вашем понимании сексуальность?
2) Что, для вас, является сексуальным в женщине (мужчине)?
Сноски.
- Русская литература XX века. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Ю.И. Лыссой. 6-е издание. Москва: Мнемозина. 2004 г.
- Поэзия серебряного века в школе: книга для учителя. Е.М. Болдырева, А.В. Леденев. Москва: «Дрофа». 2001.
- Богомолов Н.А. Русская литература рубежа веков. – Н., 2001 г.
- Парнок С. Собрание стихотворений. – С.П.б; 1998 г.
- Гиппиус З.Н. Дневники. – М., 1999 г.
Словарик
- Женственность – качество, свойство женщины; мягкость, нежность, изящность (по словарю Ожегова).
- Обаяние – очарование, притягательная сила.
- Привлекательный – такой, который привлекает, располагает к себе, нравится.
- Эротизм – Чрезмерная чувственность, повышенный интерес к половой жизни; проявление полового влечения.
- Эротика – чувственность, обращенность к половой жизни, и изображению ее.
- Эротический/Эротичный – проникнутый эротизмом.
- Сексуальный – 1. то же, что и секс – все, что относится к сфере половых отношений.
2. то же, что и чувственность.
8. Чувственность – воспринимаемый органами чувств (видимый, слышимый, осязаемый, обоняемый, воспринимаемый на вкус), относящийся к такому восприятию. Чувственность=сладострастие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"
ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...
Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»
Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...
Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.
Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...
Презентация "Все начинается с любви". Поэзия Серебряного века.
Презентация является фрагментом урока, служит прекрасным началом темы "Поэзия Серебряного века". Каждый учитель может использовать ее на собственном уроке, используя описательные вопросы и задания....
Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)
Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...