Идейно-художественное своеобразие стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Муратшина Маргарита Файзеровна

Урок содержательный и насыщенный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse_po_literature.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по программе  Коровиной В.Я

Подготовила учитель МБОУ СОШ №1села Верхние Татышлы Муратшина М.Ф.

Тема: «Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Благослови же работу народную.

И научись мужика уважать

Н.А.Некрасов

Цель деятельности учителя

Создать условия для положительного восприятия и анализа лирического произведения, для развития эмпатии, творческого осознания текста.

Цели урока.

Обучающие:

1.        Продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.

2.        Узнать о роли народа в истории строительства первой железной дороги в России.

3.      Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста. Выявить художественную идею поэмы.

3.        Сформировать мнение о Н.А.Некрасове как о поэте и человеке.

4.        Научить сопоставлять художественное произведение с произведением живописи, с историческими сведениями.

5.        Научить оперировать понятиями:  антитеза, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

Развивающие:

1.        Развивать в детях наблюдательность, творческое воображение.

2.        Развивать умение чётко излагать и объяснять свои мысли, делать выводы.

Воспитательные:

1.        Воспитать гражданственность, патриотизм.

2.        Воспитать активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

3.        Воспитать уважение к людям труда.

Оборудование и наглядность:

1.        Презентация по поэме Н.А.Некрасова «Железная дорога»..

2.        Репродукция картины К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» и другие иллюстрации к стихотворению.

3.        Портреты Н.А.Некрасова, П.А.Клейнмихеля.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: урок-размышление, интегрированный урок.

Ход урока:

1. Организационный момент. Послушайте стихотворение. (Слайд 1) , (Портрет Н.А.Некрасова)

          - Кому из писателей принадлежат эти строки о красоте осени?  Что вы о нем знаете? (Сообщение учащегося о страницах жизни и творчества поэта)

Вывод учителя. Н.А.Некрасов – достойный сын своего народа, достойный гражданин своего отечества. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу народа и остался верен этой теме навсегда. Он открыл для русской поэзии нового героя – простого человека, русского мужика, труженика. Этот герой стал центральной фигурой его поэзии.

Да, мы знаем, что неравнодушный к судьбе своего народа Николай Алексеевич Некрасов  в своих произведениях сумел правдиво рассказать о его жизни. Продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя.

2. Записываем число, тему урока. Цель урока. (Слайд 2,3)

3. Проверка домашнего задания.

Вы предварительно  получили домашнее задание: прочитать поэму, познакомиться с героями и событиями, составить план содержания. На уроке будут присутствовать группа литературоведов, историков, географов, лингвистов, музыкантов, художников.

Начнем с плана (фронтальная работа):

Поэма состоит из 4 частей Как вы их озаглавили?

1. Описание  осеннего пейзажа

2  Описание страданий народа. Сон Вани.

Выделим смысловые части в его рассказе:

а)Царь-голод.

б)Песнь мертвецов.

В)Белорус.

Г)Мысли о будущем народа.

3. Спор поэта и генерала.

4. Картина завершения строительства. Гулянье. веселье народное. (Ребята записывают в тетрадь) (Слайд 4)

4. Беседа по тексту.

-  Какое основное событие в произведении? (Строительство железной дороги)

- Какова основная тема произведения? (Как трудно было построить железную дорогу, о страданиях простого русского народа, О тяготах и лишениях, через которые прошел великий русский народ при строительстве дороги)

- Героев, участников  немало. Кого можем назвать? (Автора-поэта, Ваню, его отца-генерала, толпа мертвецов, больной белорус, рабочие, подрядчики, приказчики, десятники, главный, от  которого ждут награды за труд)

- По жанру - это и  поэма, и стихотворение, и баллада. Почему? (Ответы учащихся)

- Сюжет можете передать? Обратимся к литературоведам.

- В поезде рассказчик слышит, как генерал рассказывает сыну о создателе железной дороги, не выдерживает и рассказывает мальчику правду о дороге, построенной на костях простых русских мужиков.

Сын Ваня спрашивает у своего отца генерала, кто построил железную дорогу. Генерал приписывает её строительство графу Петру Андреевичу Клейнмихелю.

 -Где произносится это имя в стихотворении? (В эпиграфе)

 - Вы с этим согласны?

Обратимся к историкам  (Слайд 5, портрет Клейнмихеля)

- Петербурго-Московская железная дорога строилась при Николае I в течение 10 лет: с 1842 по 1851 год. Это время существования крепостного права.   Начальником строительства был граф П. А. Клейнмихель, известный своей жестокостью и бесчеловечным обращением с крестьянами. Стремясь как можно скорее закончить строительство и тем самым угодить царю Николаю 1, он был беспощаден к рабочим. Вот что рассказывал близкий знакомый Некрасова инженер В.Панаев, который сам работал на этой стройке: «Землекопы преимущественно нанимались в Витебской и Виленской губерниях из литовцев. Это был самый несчастный народ по всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать, вознаграждения».

Таким образом становится понятно, что в основе произведения Некрасова лежат реальные факты.

Обратимся к географам.

- Первая железная дорога соединила Москву и Петербург (работа с картой) (Слайд 6)  . Протяженность дороги – 644 км. Из первой части стихотворения Н. А. Некрасова мы узнаём, что строителям пришлось прокладывать железную дорогу через «кочи», «моховые болота», «пни». Нечеловеческими усилиями, ценой жизней сотен людей удалось «к жизни воззвать эти дебри бесплодные».Русскому народу удалось построить, проложить дорогу.

Учитель. Так говорят географы. Значит, истинным строителем железной дороги явился многострадальный  народ.

- Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)

5. Наблюдения над образами и языковыми средствами.

- Что мы видим в первой части? (Мы видим неторопливый рассказ поэта о картинах осенней природы, мелькающей за окнами вагона) Слово литературоведам.

- За окном вагона природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные  ночи. Сравнения: лед, словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели)

- Что можно сказать о человеке, который таким восторженным взглядом увидел картину природы? (Он любит Родину – Русь)

- Какое настроение стихотворения? (Тихое, спокойное, радостное)

- Чем отличается настроение второй части стихотворения от первой? (Настроение печальное, грустное)

- Почему? (Автор пишет о трудной жизни народа)
- Как относился господствующий класс к рабочим? Они безжалостны к рабочим, обманывают, грабят  и издеваются. Не создают никаких условий. Голодают,  мерзнут,  умирают.

- Откуда мы это узнаем? Из какой части стихотворения?

-Кто об этом рассказывает? (Толпа мертвецов) (Чтение отрывка)

- Обратимся к песне мертвецов. Слово музыкантам.

         - В песне мертвецов из 2 части произведения нет привычных эпитетов, олицетворений, метафор, лирических ноток. Песенный рассказ героев о строительстве железной дороги сух, документален. Но он производит большое впечатление своей достоверностью. Это песня-рыдание.

Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного  труда? ( Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили)

Звук «л», «р» заставляют  услышать,  как плач переходит в рыдания.

 Учитель.  Трудно приходится народу. Люди трудились в любую погоду, лишь бы построить железные пути, по которым помчатся поезда.

-  Какая строка начала 2 части отсылает нас к эпиграфу и опровергает слова папаши?  

(«Труд этот, Ваня, был страшно громаден - // Не по плечу одному!»)

- Как автор показывает  правду? К каким приёмам прибегает?

(Сон Вани, фантастический образ царя Голода, толпы мертвецов в лунную ночь, их пение, образ белоруса).

- Почему автор называет голод царём? Какой это художественный приём? (Метафора).

В чём проявляется власть этого царя?

Водит он армии, в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотёсцев, ткачей. (Олицетворение).

 Учитель. Голод заставляет людей выполнять часто тяжёлую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей, идти на стройку железной дороги, делать непосильный труд.

- Чей образ становится самым ярким портретом строителей дороги? (Картину подневольного труда венчает образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание). (Чтение отрывка)

- Какие эпитеты здесь используются? ( Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной…)

-_Он всю жизнь трудился. « Трудно хлеб добывал человек»

-В этих словах что мы чувствуем? (Уважение к труду народа) 

- Каким выводом заканчивает Некрасов его описание?

(«Он и теперь  еще тупо молчит , мерзлую землю долбит»)

-О чем это говорит? Каким стал народ? (Беспомощным, покорным, смиренным)

Учитель. Сопоставим  содержание стихотворения   «Железная дорога» с картиной К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Эта картина является иллюстрацией к стихотворению.

Слово группе  художников. (Слайд 7)

- Рассмотрим репродукцию.  В ней художник показывает тяжелый физический  труд народа. На фоне коричневатой глины, серого неба и испачканных холщовых одежд рабочих выделяется яркое пятно: толстый приказчик с рыжей бородой, в красной рубахе. Рабочие  надрываются, катят тачки с глиной. Техника примитивная: лопата, тачка, кирка. Приказчик один стоит неподвижно, надзирая за работами, готовый в любую минуту резко прикрикнуть на решившего передохнуть работника. Видно, что носить, поднимать тяжело. Крепостные люди покорно, терпеливо делают непосильную работу. Видишь, чувствуешь несправедливое отношение власти к народу.

- Какую мысль хотел выразить в работе Савицкий? (Народ трудолюбивый, но беспомощный)

- Такая же мысль звучит в какой части стихотворения? (В 4 части поэмы)

- Расскажите, что там происходит? Слово литературоведам.

- Рабочие закончили строительство железной дороги. Все собрались у конторы и ждут расчет, награду. Но им денег не дают, они  еще остаются должны. Приехавший подрядчик принимает работу и говорит, что дарит им недоимку, и вдобавок выкатывает бочку вина. Мужики рады и этому.

- Ребята, как это понять? Жалеете или негодуете? (Мы сострадаем трудному положению крепостных людей, уважаем их за трудолюбие, за терпение и негодуем за неумение отстаивать свои права.  Простой народ за уважение получает унижение)

Учитель. И боль, и обида смешались в произведении. Любовь, уважение и негодование.

- Какова цена строительства железной дороги?

(«Многие - в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе»)

(Жизнь противопоставлена гробу, т.е. смерти. Здесь выражена мысль о том, какой тяжёлый труд, какое напряжение всех сил требуется для созидания, чтобы вдохнуть жизнь в «эти дебри бесплодные», что такое труд, какой ценой создаётся всё ценное.

- Жизнь противопоставляется смерти. Это какой художественный прием в произведениях? (Антитеза)

 - Да и сама поэма построена на антитезе.  Что такое антитеза?

(Это противопоставление образов и событий). Приведите примеры.

6. Исследовательская работа.

1. 1 часть противопоставлена 2 части. Красота и безобразие. Гармония в природе и душевная тяжесть в людях, страдания.

2. В 3 части взгляды на народ разные у поэта и генерала. Поэт верит в силы народа, а генерал считает народ варварами, дикими скопищами пьяниц, «не создавать – разрушать мастера».

3. В 4 части. Радость за окончание работ и грусть, равнодушие рабочих к своей жизни.

4. Вера писателя в счастливое будущее народа и безверие народа  в изменение положения. (Слайд 8)

- Какова основная идея «Железной дороги»? (Слайд 9)

Автор хотел сказать, что  народ сумел вынести все. Он мужественный, терпеливый, трудолюбивый. Не боится лишений, невзгод. Но народ гибнет. Нужно провести необходимые преобразования в нашем общественном строе, нельзя делать так, чтобы человек страдал, мучился. Все усилия должны быть направлены на то, чтобы научить его борьбе за свои права.         (Ребята записывают в тетрадь)

. Рефлексия.

 «Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?» - таким риторическим вопросом и многоточием заканчивается повествование. Остаётся тягостное, удручающее впечатление. Этот вопрос – крик души поэта, который любит свой народ, который осознаёт свою ответственность за судьбу Родины, протестует против несправедливости. Это голос гражданина, для которого судьба страны – дело глубоко личное, человека который «как свои, на теле носит язвы Родины своей».

- Какими чертами обладает автор стихотворения?

- Можно ли его назвать подлинным гражданином? Почему?

- Кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать?

Гражданин – это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего отечества, своего народа. Таким человеком и был Н.А.Некрасов.

- Почему стихотворение посвящается детям? (Именно дети, когда вырастут, смогут исправить что-то неверное и несправедливое в мире.)

- В стихотворении дана картина далёкого прошлого. Что она открывает нам, живущим сегодня? (Оно помогает разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам действительность и постараться её исправить.

Стихотворение «Железная дорога» - произведение в целом оптимистическое, жизнеутверждающее, так как оно зовёт к преобразованию мира. Именно поэтому оно остаётся и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Н.А.Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.)

Ребята, посмотрите еще раз на картины строительства железной дороги. Рабочие таскают на плечах бревна, лопатами,  вручную поднимают высоко насыпь, притом голодные, больные. (Слайд 11-13)

Сравните и отметьте разницу между прошлым и нашим веком. Почти все за нас  делают машины. (Слайд 14-16)

 Рефлексия.

 «Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?» - таким риторическим вопросом и многоточием заканчивается повествование. Остаётся тягостное, удручающее впечатление. Этот вопрос – крик души поэта, который любит свой народ, который осознаёт свою ответственность за судьбу Родины, протестует против несправедливости. Это голос гражданина, для которого судьба страны – дело глубоко личное, человека который «как свои, на теле носит язвы Родины своей».

- Какими чертами обладает автор стихотворения?

- Можно ли его назвать подлинным гражданином? Почему?

- Кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать?

Гражданин – это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего отечества, своего народа. Таким человеком и был Н.А.Некрасов.

- Почему стихотворение посвящается детям? (Именно дети, когда вырастут, смогут исправить что-то неверное и несправедливое в мире.)

- В стихотворении дана картина далёкого прошлого. Что она открывает нам, живущим сегодня? (Оно помогает разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам действительность и постараться её исправить . Стихотворение

 «Железная дорога» - произведение в целом оптимистическое, жизнеутверждающее, так как оно зовёт к преобразованию мира. Именно поэтому оно остаётся и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Н.А.Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.)

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

9. Домашнее задание. Выучить наизусть 3 строфы (на выбор) или написать мини-сочинение «Я гражданин своей страны», повторить определение терминов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Сценарий урока литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" + презентация...

Методическая разработка урока литературы «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»».

Описание разработкиЦели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; показать демок...

Урок по литературе в 7 классе на тему «Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Урок на тему «Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога» построен интересно, охватывает многие стороны анализа произведения. Вся необходимая информация и...

Презентация на тему "Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Презентация по теме "Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.А.Некрасова "Железная дорога" выступает как необходимая наглядность при раскрытии темы урока. Иллюстрация многих аспе...

Конспект урока «Вот они – нашей дороги строители!» (по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорогая")

Тема: «Вот они – нашей дороги строители!»(Композиция стихотворения Н. А Некрасова «Железная дорога»).Класс: 6Цель: создание условий для усвоения учащимися содержания прои...